Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей

Мария Некрасова

В сборник включены избранные статьи педагогов-коучей, наглядно раскрывающие возможности применения коучинга и коучингового подхода в образовании. Авторы: Гульчевская В. Г., Гульчевская Н. Е., Эпова Н. П., Евтюхова В. С., Боклагова Е.Е,, Татевосян М. М., Елисеева Е. В., Романенко А. Н., Колупаева Е. А., Симонихина Н. А., Рудая Т. И., Некрасова М. В., Пуголь К. А., Никитченко А. Л., Каюткина Н. В. При поддержке КоучингвОбразовании.рф.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1.

Коучинг в профессиональном и личностном развитии педагогических кадров

Методологическая ценность коучинга для повышения квалификации и индивидуально-личностного развития педагогических кадров как главного ресурса реализации ФГОС

Гульчевская Н. Е., сертифицированный коуч ACC ICF, канд. псих. наук

Гульчевская В. Г., заведующий кафедрой педагогики Ростовского ИПК и ППРО, канд. пед. наук, доцент.

Как известно, вектор развития российского образования в направлении его гуманизации, индивидуализации и информатизации, был определен в 2002 году стратегическим государственным документом — «Концепция модернизации образования до 2010 года». В этом документе сформулированы в обобщенном виде ведущие цели образования, заключающиеся в том, чтобы каждому обучающемуся обеспечить освоение базового содержания образовательных программ, позволяющее ему самостоятельно решать проблемы из различных сфер жизнедеятельности и принимать собственные ответственные решения.

Эти стратегические направления и обобщенные цели, конкретизированные затем в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте (ФГОС, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413), определили инновационные подходы к достижению и оценке образовательных результатов обучающихся, которые обусловили необходимость предъявления новых требований к профессиональной компетентности педагога, нашедших отражение в профессиональном стандарте «Педагог» (Утвержден 18.10.2013г. Приказом Минтруда №544н),

И именно эти новые требования к учителю и образовательному процессу актуализировали наш интерес к коучингу, так как коучинговый подход, по своей сути отвечает принципам личностно-ориентированного, персонифицированного обучения и в полной мере соответствует требованиям ФГОС и профессиональному стандарту «Педагог». Обратимся к определению коучинга, которое дают ему основоположники его теории и практики:

Тимоти Голви: Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

Майлз Дауни: Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

ICF (Международная Федерация Коучинга): профессиональный коучинг — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни.

И если применить эти существенные признаки коучинга к российскому школьному образованию с учетом его специфики, то его можно определить так:

Коучинг — это технологии педагогического сопровождения и поддержки, помогающие раскрыть внутренние ресурсы обучающихся для достижения желаемых результатов в освоении общеобразовательных программ и в индивидуально-личностном развитии относительно требований, заданных ФГОС и профессиональным стандартом «Педагог».

Чтобы убедиться в том, что коучинг является гуманистической идеологией личностно-ориентированного образования, сравним прежде всего их методологические основания — ведущие цели и принципы.

Методология личностно-ориентированного образования

Цели:

создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала

Принципы:

Педагогическое сопровождение в процессе обучения основано на признании, что

Личность ребенка является главной ценностью и целью образования, что требует безусловного позитивного отношения к ученику

— Содержание обучения и учебно-познавательная деятельность имеют для ученика личностный смысл

— Акцент в учебной деятельности смещается с процесса преподавания на процесс учения:

— Позиции ученика в учебном процессе придается статус субъекта;

— В образовательном процессе создаются условия для самоактуализации, самореализации, саморегуляции каждого обучающегося;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы — ведущая цель ФГОС.

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Методология коучингового подхода

Цели:

вдохновляющая актуализация внутренних ресурсов человека на проявление субъектной активности в осознании желаемых целей, в развитии своего личностного потенциала для поиска решения поставленных задач и достижении успеха

Принципы:

Любое общение основано на убеждении, что

— с другим человеком все хорошо;

— у человека есть все внутренние ресурсы, необходимые для достижения успеха в том, чего они действительно хотят.;

— в основе каждого поведения лежит позитивное намерение (вне зависимости от того, как это выглядит на поверхности);

— человек делает лучший выбор из доступных для него в данный момент возможностей;

— люди постоянно меняются и нужно понимать, кем является человек на каждом уровне в аспекте своей личности и жизни и каков его потенциал.

Личностная ответственность за успешность в достижении запланированных целей — философия коучинга

Каждый клиент рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность.

Опираясь на этот фундамент, коучи берут на себя ответственность:

— Обнаруживать, прояснять и придерживаться тех целей, которых желает достичь клиент.

— Стимулировать самостоятельные открытия клиента.

— Выявлять разработанные клиентом решения и стратегии.

— Считать клиента ответственным и надёжным.

Коучинг — диалог «на равных», открытый, безоценочный, направленный на достижение осознания и результата.

Как видим, методология личностно-ориентированного образования и коучинга основана на одних и тех же ценностях: на важности установления позитивных отношений (сопровождение, общение), вере в человека, в его позитивные намерения и возможности развития, в способность и потребность быть субъектом своей жизни и стремиться к успеху.

Посмотрим также, как соотносятся основные требования к метапредметным результатам ФГОС с технологическими возможностями коучинга.

1. ФГОС

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

КОУЧИНГ

· Открытые вопросы коуча:

— Что ты хочешь?

— Что будет наилучшим результатом?

— Почему это важно?

— Как поймешь, что достиг результата?

· Формат конечного результата: SMART (конкретный, измеримый, достижимый, значимый, определенный во времени)

2. ФГОС

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

КОУЧИНГ

Открытые вопросы:

— Как ты можешь этого достичь?

— Какие действия (методы) могут быть наилучшими?

Техника прямого и обратного планирования:

Какой самый первый, самый простой шаг можешь сделать прямо сейчас? Тогда какой наилучший шаг будет следующий? А следующий?…

Или: Как если бы ты уже достиг цели, то какой это был шаг? А предыдущий…

Выбор лучшего:

— Каким другим способом этого можно достичь? А еще?…

— Что изменится, если ты это сделаешь?

— Что произойдет, если ты этого не сделаешь?

3. ФГОС

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

КОУЧИНГ

«Шкалы от 1 до 10» измеряет степень приближения к цели: На какой отметке ты сейчас находишься? Что будешь делать по другому, чтобы продвинуться по шкале в точку выше?

— Шкала удовлетворенности: своим состоянием, достижениями, проектом

— Шкала важности

— Шкала ясности

— Шкала времени

Колесо жизненного баланса (исходное состояние, запланированное к определенному сроку, достигнутое реально)

4. ФГОС

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

КОУЧИНГ

Шкалирование

Вопросы по рамке результата

5. ФГОС

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

КОУЧИНГ

Модель GROW:

— Постановка цели (goal)

— Оценка реальности (reality)

— Поиск и осуществление выбора (options)

— Планирование действий (will)

6. ФГОС

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

КОУЧИНГ

4 стадии обучения в соответствии с лестницей логических уровней компетентности:

— неосознанная некомпетентность

— осознанная некомпетентность

— осознанная компетентность

— неосознанная компетентность

И, наконец, сравним требования профессиональных стандартов — к компетенциям педагога и компетенциям коуча.

1. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ (Стандарт «Педагог». Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н)

Общепедагогическая функция. Обучение.

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании…

КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА по стандартам Международной Федерации Коучинга ICF

A. Создание фундамента

1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам — способность адекватно применять их во всех ситуациях, возникающих при коучинге клиента.

— Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам.

— умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.

2. Заключение коучингового соглашения. Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга,

— Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге

— Определяет, есть ли соответствие между методами коучинга и потребностями возможного клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

2. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

Воспитательная деятельность

— Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

— Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

— Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

— Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка.

— Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

— Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА

B. Совместное создание отношений

3. Установление доверительных отношений с клиентом

— Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента.

— Обеспечивает постоянную поддержку и новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи.

— Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.

4. Коучинговое присутствие. Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга.

— Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге

— Определяет, есть ли соответствие между его/её методами коучинга и потребностями клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

3. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

Развивающая деятельность

— Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

— Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

— Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся.

— Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

— Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

— Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА

C. Эффективная коммуникация

5. Активное Слушание. Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.

— Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента.

— Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы его цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет.

— Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений

— Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента.

6. Постановка «Сильных» Вопросов. Способность задавать такие вопросы, которые раскрывают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем, и способствуют коучинговым отношениям.

— Задаёт открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания.

— Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента оглядываться назад.

7. Прямое Общение. Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента.

4. КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

— Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

— Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

— Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.

— Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития Ребенка

— Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

КОМПЕТЕНЦИИ КОУЧА

D. Фасилитация обучения и достижения результатов

8. Стимулирование Осознания. Способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов.

— Определяет и раскрывает для клиента его/ типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира,

— Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать того, что для них важно.

— Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга.

9. Проектирование действий. Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни / на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга.

— Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту.

10. Планирование и Постановка Целей. Умение разработать эффективный план коучинга с клиентом и соблюдать его.

11. Управление Прогрессом и Ответственностью. Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставлять ответственность клиенту совершать действия.

Если сравнение целей, принципов обучения и требований к компетенциям педагога, сформулированных в современных нормативных документах о развитии образования и концептуальных теориях гуманизации, с целями, принципами коучингового подхода и требованиями к компетенциям коуча показало, что их основное содержание идентично, то у педагога, естественно, возникает вопрос:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг в школьном образовании. Сборник избранных статей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я