Структурный механизм самоорганизации рыночной формы торговли услугами

Мария Воротынцева, 2017

Исследованы теоретические и методологические вопросы самоорганизации рыночной формы торговли услугами, организационно-экономический структурный механизм преобразования внутрифирменной системы управления. Предложены инновационные методы и инструменты самоорганизации платных медицинских услуг. Книга предназначена для всех, кого интересует развитие сферы услуг.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Структурный механизм самоорганизации рыночной формы торговли услугами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

В экономической науке сфера услуг оценивается как нарастающий источник увеличения ВВП, создания рабочих мест и улучшения жизни населения. Ее потенциал возрастает, если хозяйствующими субъектами организована способствующая активному развитию рыночная форма торговли как система свободных товарно-денежных отношений, призванных обеспечить долгосрочную эффективность и конкурентоспособность предприятий. «Главные движущие силы в обществе следует искать не в классовой борьбе, а в области экономики и даже глубже — в коммерческой деятельности»1. Познание сущности рыночной формы торговли, механизмов действия управленческих инструментов, в том числе самоорганизации торговых отношений, следует отнести к ряду актуальных проблем экономической науки и менеджмента предприятий.

Внимание к ней фокусируется вокруг поиска наиболее эффективных предложений, связанных с управлением организации услуг по целям, результатам, отклонениям, ситуациям, большинство из которых находится в рамках кибернетической парадигмы, четко разделяющей системы на управляющие и управляемые, чтобы за счет максимально полного использования ресурсов достичь запланированных целей на рынке. Однако по-прежнему продолжают создаваться и функционировать предприятия с ограниченными степенями свободы и жёсткими управленческими связями. Как показывает собственный опыт работы и изучение рынка медицинских услуг, традиционные подходы начинают исчерпывать себя.

Многие вопросы методологии управления в сфере услуг ещё широко обсуждаются, вследствие чего существующий категориальный аппарат весьма разноречив в интерпретациях, что также повышает актуальность проведённого исследования.

В условиях рыночной нестабильности актуализируется задача преобразования управления рыночной формой торговли. Но у исследователей и практиков отсутствует единство в подходах к её организации, особенно с позиций создания самоорганизующихся систем.

Поскольку рыночный способ организации торговли, предполагая демократизацию экономических отношений, расширяет вероятность ситуационных решений и действий, возникает необходимость создания гибких структур, настроенных на использование скрытой управленческой, организационной и инновационной активности коллектива, превращения его в эффективную самоорганизующуюся систему корпоративного управления.

Особенно важна эта задача для предприятий, играющих основную роль в расширенном воспроизводстве личного фактора производства и обеспечении здоровья населения и функционирующих на рынке платных медицинских услуг, в которых самоорганизующее начало ограничивается пределами иерархического управления и требуется открыть новые генерирующие факторы повышения их устойчивости, эффективности и конкурентоспособности. Решение данной малоизученной проблемы на микроуровне экономики станет существенным фактором повышения общественной производительности труда и качества жизни населения.

Таким образом, недостаточная разработанность теоретических и методологических основ, дискуссионность проблемы самоорганизации рыночной формы торговли услугами как управленческого инструмента, особая её практическая значимость актуализируют выбор темы данной работы в целях повышения эффективности внутрифирменной системы управления в условиях рыночной неопределённости.

В последние годы заметно активизируются теоретические и эмпирические исследования сферы услуг в различных аспектах. Повысился интерес к исследованию тенденции её развития, который наблюдается в работах Ю.Л. Александрова, В.В. Бакаевой, Дж. Бейтсона, Л. Бери, И.А. Бланка, Х. Ворачек, Г.П. Гвоздевой, В.Д. Марковой, А.С. Новосёлова, Б. Рендера, В. Сассера, А.Н. Чаплиной, М.В. Удальцовой и др. Внимание исследователей сосредоточено в основном на торговой отрасли. Реже рассматриваются проблемы торговли в других секторах экономики, в частности на рынке медицинских услуг.

По вопросам методологии изучения рынков услуг следует отметить труды В. Анурина, И.К. Белявского, А. Генри, В.Ф. Егоровой, К. Лаврюка, О.А. Лебедева, И. Паттерсона, Б. Рендера, Н.Н. Терещенко, Т. Хилла, по проблемам совершенствования управления и оценки качества услуг — Б.И. Герасимова, Е.И. Данилова, Н.В. В.Ф. Егоровой, Н.В. Злобина, Н.Е. Николайчук, Э. Ньюмена, В.В. Понюковой, О.В. Памбухчиянц, М.Д. Сушинской, С.В. Трусовой и др. Их работы интересны разными подходами к решению проблем и своими предложениями. Но они не касаются вопросов управления самоорганизацией платных медицинских услуг.

Изучению проблем самоорганизации экономики посвящены работы А. Богданова, Л. Евстигнеева, С.М. Гурнова, Р. Евстигнеева, С.Г. Кординой, М. Мочёрного, Н.Н. Моисеева, И.Г. Пригожина, Г. Хайека, Д. Чистилина. На микроуровне они изучалась И. Богомоловым, В. Баутиным, С.М. Гоз, Л. Колесниковым, А. Паниным, Э. Петтигрю и др. При этом авторами поставлены и решены разнообразные задачи по данной тематике преимущественно для предприятий традиционных отраслей материального производства.

Стали активнее проводиться исследования в области формирования экономики, менеджмента и маркетинга здравоохранения. Известны работы А.В. Бичиловой, П.В. Богаченко, Д.Д. Венедиктова, Э.В Зиминой, О.М. Комарова, Ю.П. Лисицина, Е.В. Рожковой, С.А. Столярова, И.А. Тогунова, И.М. Шеймана и др.

Признав значимость исследований сферы услуг, подчеркнём правомерность рассмотрения её развития как динамичного процесса постоянных организационных преобразований. Вместе с тем по мере трансформации товарно-денежных отношений сферы услуг, основанных на свободном ценообразовании и конкуренции, возрастает необходимость осмысления этих процессов под нестандартным углом зрения ‒ со стороны самоорганизации рыночной формы торговли ‒ коммерческой деятельности, разработка которой означает раскрытие её сущностных признаков и поиск механизмов использования экономических законов в практике рыночного хозяйствования. Однако нередко они носят фрагментарный и описательный характер. Ощущается острая необходимость разработки механизма самоорганизации рыночной формы торговли услугами на основе использования петли обратной связи как инструмента управления, предполагающего оценку изменения содержания последнего и его методическое обеспечение.

На практике это означает, что внутренние возможности торговли услугами, обусловленные способностью личного фактора производства к самоорганизации эффективной деятельности, используются не в полной мере.

Поэтому для решения задачи повышения роли горизонтальных связей в самоорганизации рыночной формы торговли услугами важно:

обосновать сущность рыночной формы торговли как системы отношений платных услуг и принципы их самоорганизации;

уточнить понимание категории «услуга как товар»;

обосновать имитационную модель структурного механизма самоорганизации рыночной формы торговли услугами как управленческого инструмента;

провести эмпирический анализ рынка медицинских услуг;

разработать и апробировать методический подход к совершенствованию механизма продажи медицинских услуг.

Авторами выдвинуто предположение о том, что структурный механизм самоорганизации рыночной формы торговли услугами как инструмент повышения управленческой роли функциональных подразделений предприятия, сочетания горизонтального и вертикального управления является необходимым условием обеспечения своевременной и гибкой адаптации торговли к изменениям рыночной конъюнктуры для повышения взаимовыгодности коммерческих отношений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Структурный механизм самоорганизации рыночной формы торговли услугами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ладюри Э. Застывшая история // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов. М.: Начала-Пресс, 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 24.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я