Православные святыни Красной площади

Мария Васильевна Кушнарева

Эта книга предлагает читателям совершить путешествие по Красной площади в Москве. Вы побываете в особом месте столицы, где увидите православные святыни, почувствуете их благодатную силу, поймете, как вся жизнь русских людей многие столетия была пронизана христианским духом. Вы посмотрите на Спасскую и Никольскую башни Кремля, посетите Иверскую часовню и Казанский храм, познакомитесь с Покровским собором, проникните вглубь русской истории и поймете, как неразрывно она связана с православием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные святыни Красной площади предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть II. Казанский собор на Красной площади

Казанский собор на Красной площади

Посетив Иверскую часовню, пройдем сквозь Воскресенские ворота и окажемся на Красной площади. Слева от ворот расположен Казанский собор.

Казанский собор на Красной площади — это храм памятник, возведенный в честь избавления России от польско-литовских интервентов в 1612 году и посвященный покровительнице православных христиан Казанской иконе Божией Матери.

До постройки Казанского собора на Красной площади в Москве первый Московский список Казанской иконы находился в приходском Введенском храме (не сохранился) на углу улицы Сретенка (ныне улица Большая Лубянка) и Кузнецкого Моста, где неподалеку жили князья Пожарские. До 1617 г. в этом храме был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1625 г. чудотворная икона была украшена драгоценным окладом князем Дмитрием Пожарским по данному им обету.

22 октября/4 ноября 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской церкви князя Пожарского на Лубянке перенесли ближе к Кремлю, в любимую царем тоже Введенскую церковь («Златоверхие, что в Китае городе»).

В конце 1632 года — начале 1633 года по указу царя Михаила Федоровича в Москве построили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери «у стены» Китай-города, между Ильинскими и Никольскими воротами. В том же году в Москву приезжала старица Казанского девичьего монастыря Мавра, та самая девица Матрона, которая обрела в Казани чудотворный образ Богородицы. Этот храм «у стены» сгорел 25 апреля 1634 года.

Место для строительства нового каменного Казанского собора выбрали в северо-восточном углу Красной площади. Известно точное описание этого места: напротив Никольских ворот Кремля, выше Неглименских (Воскресенских) ворот Китай-города, у начала Никольской улицы («Никольского мосту»), на «крестце» возле каменного Ножевого ряда (1596 г.). Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII веке; а в XIII веке здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. К концу XVI века севернее «крестца» стали появляться торговые и административные здания. Строительство нового Казанского собора в камне начали, вероятно, в 1632 г. на средства царя Михаила Федоровича (строил зодчий Абросим Максимов, по другим данным мастера Семён Глебов и Наум Петров). Кроме главного Казанского престола, в храме был устроен единственный придел во имя равноапостольного Аверкия Иерапольского, память которого приходится на 22 октября/4 ноября, то есть в день явления Казанской иконы. Новый Казанский храм был освящен 16 октября/29 октября 1636 г. патриархом Иоасафом. В этот храм перенесли Московскую Казанскую икону — главную войсковую святыню Второго народного ополчения. Ее называли «Казанской, что на «Пожаре» и «Казанской иконой Дмитрия Пожарского». Этот храм стал одним из важнейших в столице, а его настоятели занимали ведущие места в Московском духовенстве.

Во второй половине XVII века во время Никоновской церковной реформы Казанский собор стал местом столкновения противоборствующих сторон. Здесь Патриарх Никон зачитывал грамоту о нововведениях в православном обряде, и здесь же продолжали проводить церковные службы по старому обряду священники Иван Неронов и Аввакум, которые из этого собора непокоренными были отправлены в заключение.

Каменный Казанский собор простоял на Красной площади без малого три столетия. В 1930 году он был закрыт, а в 1936 году разобран. За время своего существования он много раз поновлялся. В 1865 году была построена новая трехъярусная колокольня, а фасады храма оформлены в классическом стиле архитектором Н.И.Козловским.

В 1920-е годы этот собор была захвачена обновленцами и тогда же реставрирован на средства прихожан. 8 июля 1918 г., в день празднования Казанской иконы, в связи с убийством императора Николая II и царской семьи, Патриарх Тихон во время литургии в Казанском соборе произнес проповедь с осуждением этого преступления.

В Москве, в 1924 году, еще до закрытия Казанского собора, Исторический музей ходатайствовал о передаче собора в музейное постоянное пользование. Собор был «закреплен» за музеем, а в 1930 г. закрыт. В 1925—1933 гг. собор был реставрирован под руководством архитектора П. Д. Барановского. Однако, несмотря на проведенную реставрацию, в 1936 г. здание храма разобрали. До уничтожения собора архитектор Барановский успел провести его точные обмеры и фотофиксацию. В то время знаменитый ученый, который вернулся из лагеря в мае 1936 г., проживал под надзором в городе Александрове на расстоянии около 100 км от Москвы. Он фактически совершал трудовой подвиг: ежедневно с первым пригородным поездом отправлялся в Москву, чтобы успеть сделал обмеры и зарисовки разбираемого собора. Вечером Барановский уже возвращался в Александров и в 17 ч. 30 мин. отмечался у местного оперуполномоченного (Ю. А. Бычков и др., 1996).

В советские годы на месте разобранного храма был установлен сначала павильон III Интернационала. Позже некоторое время здесь находилось кафе и общественный туалет.

Первым из воссозданных храмов в Москве после многих лет гонений на церковь стал Казанский собор на Красной площади. Подготовительные работы по его возрождению начались в 1989 году. 4 ноября 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового здания храма. Строительство завершили в 1993 году. Оно велось на средства Мэрии Москвы и пожертвования москвичей по сохранившимся обмерам, фотографиям и результатам археологических раскопок. Новое здание храма возвели на фундаменте прежней церкви XVII века. Восстановительными работами занимались архитекторы О. И. Журин (ученик П.Д.Барановского) и Т. Я. Мокеев. 4 ноября 1993 года, в день празднования иконы Божией Матери Казанской новый храм был освящен.

Исторический облик храма воссоздан в древних формах русского зодчества с элементами реконструкции. Современная архитектура здания соответствует первоначальному его виду в XVII веке. Храм бесстолпный, квадратный в плане, перекрыт сомкнутым сводом, над которым возвысилась «горка кокошников». У северо-западного угла расположена шатровая колокольня. Храм имеет два придела-пристройки и галерею-паперть. Главный престол собора освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, северный придел — в честь свт. Гурия архиепископа Казанского и свт. Варсонофия, епископа Тверского, южный придел устроен в честь свщмчн. Патриархов Ермогена и Тихона (не освящен) [10].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные святыни Красной площади предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я