Само название связано с трагическим произведением М.А. Волошина, который в столице бывал крайне редко. Но совпало с мыслями его о том, что должно "найти поруганный храм" восстановление, возрождение порушенных святынь или возведение новых. Как-то само собою сложилось так, что со святынями северо-востока столицы неразрывно связалась и тема мученичества двадцатого века окаянного. Всё, о чём здесь написано, через душу проходит и даёт ещё один повод поразмыслить. А может быть, и вразумиться…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северо-восток, дорогу к Храму нашедший, или Родники русской святости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая.
«Пространство, смысл обретающее».
Христос — Солнце Правды, Солнце Истины! А потому Свет воплощают и Святые, жизни за веру Христову положившие. Положившие и две тысячи лет назад, и в окаянном веке двадцатом. Наверное, оттого и говорят о них — Просиявшие…
На Северо-востоке Столица нашей — в бывшем селе Свиблово словно видение сказочное, словно живительный источник среди пустыни духовной, появился удивительной красоты маленький белый Храм с сияющим куполом, на византийский похожим. Появился — и словно солнышко окружающий скучный пейзаж городской осветило.
Храм окружающее пространство «организует». Ориентир, который ни с чем не спутаешь — дай Бог, чтобы и не только географически. В Москве уж точно, да, наверное, и не только в Столице нашей.
Покойный профессор М.М.Дунаев говорил о духовной «наполняемости» русского пейзажа. Храм и рядом с речкой, лесом, полем и рядом с городскими домами «наполняет» пространство, делая его «осмысленным»…
Выход из метро — и вот он — словно сказочное видение, белый Храм с золотым куполом. Почти рядом — и всё же в некотором отдалении от повседневной суеты. В ином «измерении»…
Прошёл человек — снял шапку и перекрестился, как всегда на Руси было. Не всегда есть время зайти — а без Креста в жизни земной тяжко. Слава Богу, что вспомнили и осознать пытаемся. Человек этот в другой раз зайдёт обязательно…
А мы с благоговением войдём сейчас — для того и приехали сюда — в бывшее село Свиблово. Потому что белый Храм возведён в честь того, с кого Мученичество за веру века окаянного началось.
Глава вторая.
«Скорбная Память России».
7 февраля 1918 в Колыбель Святости Русской, Святости Славянской, что в Святых Пещерах зародилась, ворвались палачи и осквернители. Пытая Служителя Господа Владимира, требовали от него казну монастырскую, а потом вывели, да тут же у врат Лавры расстреляли. Дали только несколько минут для молитвы…
А после сняли палачи и осквернители с мёртвого всё, что унести могли — только шубу выбросили — в руках не помещалась…
Митрополит Владимир, ещё так недавно всей Россией почитаемый! Всю жизнь свою служил он там, где труднее было — переводили его из одной епархии в другую — туда, где надо было дела церковные налаживать. Каждый раз со слезами провожала паства Пастыря любимого…
И теперь здесь, у врат Обители Святой, совершили пришедшие к власти бесы чёрное дело своё. Принял Мученический Венец Воин Христов Владимир…
Монахи подобрали тело его и похоронили…
А потом полилась по всей России кровь жертв, новой власти неугодных… Да неужели не знает кто-то?!…
Глава третья.
«День Памяти Митрополита-Мученика»
Почти столетие прошло с того дня окаянного — и поднялась в бывшем селе Свиблово, что на Северо-востоке Москвы, Святыня сия, на сказочное видение похожая! Святыня, в Память Священномученика, в Память всех, под дулами, под прикладами палачей
от Истины не отрекшихся!…
Войдём же, наконец, Крестом себя осенив и пред скорбной Памятью преклонив головы.
Это небольшое «пространство» Святости, Памяти можно назвать «сосредоточенным». Словно все чувства и мысли разом воедино собираются.
Сегодня День Памяти Митрополита-Мученика. Образ его в центре, бордовыми розами увитый. Цветами, на капли невинно пролитой крови похожими. А ещё образ справа, у алтаря. Смотрит на нас, через столетие живущих, тот, кто Мученической Кончиною своею спас в беснование впавшую Россию от чёрной бездны, от пропасти духовной. От погибели окончательной.
Может быть, это субъективно, но когда обращаешься в молитве к Священномученикам, которых от нашей жизни земной так немного времени отделяет, просить хочется только о даровании крепости духа — хоть малой доли, что у них была. Просить, чтобы укрепили примером подвига своего, в веках просиявшего, чтобы не дали сойти с Пути Истинного!
О том, чтобы больше никогда не повторилось в многострадальной России нашей беснование века двадцатого! А все неурядицы наши житейские пред страданиями их, перед подвигом их меркнут.
О помощи в неурядицах житейских просить «легче» тех, что по земле столетия, даже тысячелетие назад ходили. Хотя в «грядущем, прославленном мире», как сказал об Иконе Князь-Философ Е.Н. Трубецкой, земного времени и пространства нет…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северо-восток, дорогу к Храму нашедший, или Родники русской святости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других