Православные святыни Красной площади

Мария Васильевна Кушнарева

Эта книга предлагает читателям совершить путешествие по Красной площади в Москве. Вы побываете в особом месте столицы, где увидите православные святыни, почувствуете их благодатную силу, поймете, как вся жизнь русских людей многие столетия была пронизана христианским духом. Вы посмотрите на Спасскую и Никольскую башни Кремля, посетите Иверскую часовню и Казанский храм, познакомитесь с Покровским собором, проникните вглубь русской истории и поймете, как неразрывно она связана с православием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные святыни Красной площади предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Воскресенские (Иверские) ворота и Иверская часовня. Иверская икона Божией Матери

Воскресенские (Иверские) ворота и Иверская часовня

Воскресенские (Иверские) ворота и Иверская часовня

Воскресенские ворота, через которые можно сейчас пройти на Красную площадь, это двухпролетные ворота Китайгородской стены. Расположены между зданием бывшей Городской думы (ныне здание музея Отечественной войны 1812 года) и Государственным историческим музеем. Эти ворота имеют большую историю. Впервые они были построенные в 1535—1538 годах на берегу реки Неглинной архитектором Петроком Малым. Они располагались по одной линии с крепостью Китай — города и были предназначены для обороны в условиях огневого боя. Над арками располагалась боевая площадка, защищенная полузубцами. В то время ворота назывались Неглиненскими по их расположению.

Тогда же через Неглинную был перекинут деревянный Воскресенский мост у плотины, а в 1603 году его заменили на каменный. Подлинный фрагмент моста законсервирован в подземном музее Археологии Москвы на Манежной площади. Некоторое время ворота называли Львиными. Это было связано с тем, что возле них в 1556 году был устроен зверинец, в который поместили львов — подарок московскому царю Ивану Грозному. В этом зверинце некоторое время содержали также слона. У ворот было еще одно параллельное название — Курятные, по-видимому, из-за расположения на курье (заводи) у реки Неглинной.

Знаменательно, что в 1612 году через Воскресенские ворота к Кремлю прошли ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским.

В 1630-е годы над воротами были устроены светлицы, которые соединялись переходом с царским дворцом. В окна этих светлиц члены царской семьи, включая цариц и юных царевен, могли наблюдать за городской жизнью москвичей, крестными ходами и въездом иностранных гостей.

В 1648 году у Воскресенских ворот состоялась торжественная встреча Иверской иконы Божией Матери, привезенной с Афона. В 1669 году на месте встречи иконы построили для ее нового списка деревянную часовню, после чего ворота стали называть также Иверскими.

В 1680 году старые ворота снесли по указу царя Фёдора Алексеевича. Тогда же были построены двух — пролетные новые ворота с широкими светлицами и двумя шатровыми башнями, которые венчали двуглавые орлы. Ворота по-прежнему были частью крепостной стены, в их нижней части сохранили машикули. Верхняя часть здания получила украшения: нарядные наличники, полуколонки, балюстрады и башенки — пинакли.

На фасаде здания были устроены киоты, в которые поместили иконы, написанные на досках. Иконы расположили следующим образом: над пролетом ворот слева, с загородной стороны (т.е. со стороны современной площади Революции, бывшей Воскресенской площади) — Воскресения Христова, изнутри города (т.е. со стороны Красной площади) — прп. Сергия Радонежского; над другим пролетом ворот: с загородной стороны — вмч. Георгия Победоносца, изнутри города — свт. Петра Митрополита. В стене ворот было устроено углубление для Иверской часовни, приписанной к Николо-Перервинскому монастырю.

Название ворот Неглиненские сохранялось до 1680 года, когда они были переименованы в Воскресенские по расположенной на их фасаде иконы Воскресения Христова. Использовали и второе название — Иверские.

С XVIII века, при Петре Великом, Воскресенские ворота получили статус Триумфальных. В 1721 году через них прошла торжественная процессия во главе с царем в честь подписания Ништадтского мира. А в 1775 году праздничное шествие, в котором участвовала Екатерина II, проследовало через ворота в честь победы над Османской империей и заключения Кучук — Кайнарджийского соглашения.

Через эти ворота проходили на Красную площадь и в Кремль по случаю коронации будущие императоры и императрицы.

В помещении Воскресенских ворот и прилегающих к ним зданиях располагались государственные и городские учреждения. Так, с первой половины XVIII века в надвратных палатах находилась лаборатория Монетного двора. В 1775 году помещение заняла университетская типография, которую с 1779 года арендовал известный журналист Николай Новиков. В XIX веке в помещениях Воскресенских ворот хранился архив Губернского правления.

В северной части Красной площади рядом с Воскресенскими (Неглиненскими) воротами с 1597 года находилось здание Земского приказа. В конце XVII века Китайгородскую стену вокруг ворот разобрали и на свободной территории построили новое здание Земского приказа и Красный монетный двор с долговой тюрьмой. В последней пребывали знаменитые политические заключенные — Емельян Пугачев и Александр Радищев.

При Петре I на месте Земского приказа в 1699 году была образована выборная бурмистерская палата. Органы городского самоуправления Москвы располагались в этом здании вплоть до его разборки и строительства на его месте здания Исторического музея в 1874 году. В этом же здании бурмистерской палаты в 1700 году разместили Главную аптеку. Чуть позже здесь была открыта первая московская австерия — европейского типа гостиница с рестораном.

Во второй половине 1754 — начале 1755 года помещение Главной аптеки было перестроено архитектором Д. В. Ухтомским для Московского университета. Некоторые его аудитории находилась в этом здании до 1793 года.

В конце XVIII века рядом с воротами по проекту М. Ф. Казакова была выстроена в камне Иверская часовня.

Осенью 1917 года Воскресенские ворота с Иверской часовней пострадали от боевых революционных действий. 1 мая 1919 года Воскресенскую площадь переименовали в Площадь Революции.

В ночь с 28 на 29 июля 1929 года была снесена Иверская часовня в связи с переустройством Красной площади. В1931 году были демонтированы и Воскресенские ворота, так как они мешали проведению демонстраций в дни революционных праздников. Памятник снесли без архитектурного надзора, специалистам удалось сделать только «слепой» обмер без раскрытия и фотографии. В 1936 году проезд через территорию разрушенных ворот получил название Исторический.

В 1988 году на территории Исторического проезда проводились дорожные работы. Под поверхностным слоем покрытия дороги сотрудники Института археологии АН СССР обнаружили фрагменты старого фундамента Воскресенских ворот, срубы XIII века, керамические изделия, украшения, а также фрагменты строительного материала XIV — XVII веков. Археологическая работа в то время не была завершена, а найденные артефакты были законсервированы.

В 1993 году Исторический проезд получил название проезд «Воскресенские Ворота», а в 1994 году Правительством Москвы было принято решение о восстановлении Воскресенских ворот с Иверской часовней. Воскресенские ворота реконструировали в архитектурных формах конца XVII века, а Иверскую часовню — конца XVIII столетия. В 1995 году состоялось открытие Воскресенских ворот и освящение Иверской часовни Патриархом Всея Руси Алексием II. На новых воротах икона «Воскресение Христово» была установлена со стороны Красной площади.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Пресвятой Богородицы (Вратарница, Привратница, от греч. Портаитисса) почитается как чудотворная и принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Первообраз находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции. Со времени чудесного ее обретения она никогда не покидала Иверский монастырь. Современные исследователи датируют Иверскую икону на Афоне первой половиной XI века — XII веком.

Обретение Иверской иконы на Афоне известно из нескольких древних сказаний. Сохранившиеся греческие сказания датируются не старше XVI века, а славянские письменные источники — не ранее XV века. Примерно к XV — XVI векам относятся и грузинские сказания.

Согласно одному из преданий, в IX веке во время царствования императора Феофила для спасения иконы от иконоборцев этот образ был опущен в море христианкой, проживавшей в городе Никея. До этого в доме женщины икона была повреждена одним из воинов-язычников, который намеренно нанес удар мечом по святыне. Согласно преданию, на лике Богородицы появилась рана, из которой пролилась кровь. Вскоре юный сын вдовы отправился в Македонию и принял постриг в одном из Афонских монастырей, где и рассказал братии историю, которая произошла с иконой. Спустя два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Прп. Гавриил Святогорец, монах — отшельник Иверского монастыря, получив во сне указание от Богородицы принять икону, прошёл к образу по воде и принес его в главный храм монастыря. Однако утром икона была обнаружена над воротами обители. Согласно сказанию, образ несколько раз приносили в собор, но он вновь оказывался на вратах обители. Монахи увидели в этом событии знамение оставить образ у ворот монастыря, что и было исполнено

По одной из наиболее ранних греческих версий икона прибыла на Афон не поврежденной. Образ был ранен арапом, слугой эмира, во время одного из пиратских набегов на Афон в отместку за погибших товарищей. Чудо появления кровоточащей раны на лике Богородицы потрясло арапа, вскоре он крестился и принял монашеский постриг. В более поздних сказаниях названо имя этого арапа — Рахай, в монашестве — Дамаскин. На Афоне в Ватопедском монастыре есть похожий на Иверскую икону образ — икона Богоматери Закланная. На этой иконе у Богоматери ранка расположена в верхней части правой щеки. Иконография также отличается положением младенца, наклоном головы Богоматери. Есть отличие в направлении взгляда Богородицы. На Иверской иконе Богородица в традиционной иконографии извода «Путеводительница» правой рукой указывает на Младенца, а на иконе Закланная правая рука Богородицы придерживает левую ножку Младенца (это тоже трактуется как указание Богоматери христианам следовать учению Христа). На Иверской иконе пальцы правой руки Божественного Младенца сложены в благословляющем жесте, а на иконе Закланная Младенец правой рукой касается Богоматери. На Иверской иконе Младенец держит в левой руке свиток, опирающийся вертикально на колено, а на Закланной иконе — свиток расположен горизонтально. По преданию икона Закланная была ранена одним из иноков монастыря в минуту гнева и безумия.

Иверская икона получила название Вратарница или Привратница, а по имени Иверской обители — Иверская. Первоначально икона находилась снаружи монастыря в киоте над входом, однако позднее была помещена в часовню у ворот, в которой пребывает по настоящее время.

По преданию, в последние времена перед концом света Афон погрузится в море, и икона чудесным образом покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев покинуть Афон.

В начале XVI века Иверская икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом. Открытыми оставались только лики Богоматери и младенца. На полях оклада образ был дополнен чеканными изображениями двенадцати апостолов

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух об этом чудотворном образе через паломников достиг и России. История написания первого Московского списка Иверской иконы восходит к началу правления царя Алексея Михайловича Романова. В 1647 году Москву посетил архимандрит Пахомий, игумен Афонского Иверского монастыря, который приехал в Россию за сбором пожертвований на обители Святой Горы. В то время архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх Московский и Всея Руси, наслышанный о великой святыни Афона, чудотворной Иверской иконе Пресвятой Богородицы, обратился к святогорцу с просьбой прислать список с этого образа для Государя Алексея Михайловича. Уже через год новый список этой иконы был направлен в Москву.

Первый список иконы Богородицы из Иверского монастыря на Святой Горе Афон был привезен в Москву 13 октября 1648 года в дар царю Алексею Михайловичу. Эту икону сопровождали три святогорских инока: экклесиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин и келарь Игнатий. Были также доставлены грамоты царю Алексею Михайловичу от настоятеля Иверского монастыря Пахомия с подробным описанием церковных служб, а также повествование о том, как афонский инок — иконописец Ямвлих (Иамвлих) создавал копию с Иверского образа.

В частности, при написании Московского списка древнюю, афонскую икону обливали святой водой, на которой замешивали краски, освященные на мощах многих святых, и этими красками писали новую икону. Во время работы иконописец Ямвлих Романов много молился и соблюдал строгий пост: вкушал пищу один раз в день в субботу и воскресенье. На нижнем поле иконы изограф оставил свою подпись: «Писал Сию со тщанием Ямвлих сын Романов в кельях Иверских живущих. Лета 7156 (1648)». В верхней части иконы была сделана надпись на греческом языке — Портаитисса, Вратарница.

Иверская икона Ямвлиха (1648 года) написана на кипарисовой доске и является достаточно близким по изображению списком по образу и размеру (135х81 см) древней иконы из Иверского монастыря на Святой Горе Афон. Однако Ямвлих дополнил Московский список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур двенадцати апостолов в овальных картушах на полях. Они, как и орнамент фона и венцов, соответствуют изображениям на серебряном окладе древней Иверской иконы. Некоторое схематичное изображение складок мофория Богородицы и изображение звезд на Ее челе и плече, имитирующие драгоценные украшения, также воспроизводя особенности серебряного грузинского оклада XVI века.

Иконография образа 1648 года имеет ряд отличий от оригинала. А именно, фигура Богородицы изображена не по пояс, а погрудно. Ее правая рука помещена на уровне груди, взгляд обращен к предстоящему перед иконой. Положение Младенца также отличается: Его фигура не вписывается в абрис фигуры Матери, голова поднята и запрокинута значительно больше, чем на древней иконе, поэтому Его взгляд и благословляющий жест правой руки обращен вверх к лику Богоматери.

Как и Афонский оригинал, первый Московский список на тыльной стороны иконной доски имеет небольшой ящичек-ковчежец для монет. Согласно преданию, никейская вдова устроила его перед тем, как спустить икону на воду. На обороте помещено изображение креста с надписью: «IC XC NIKA». Есть также две криптограммы: четырежды повторяющиеся буквы ХХХХ вверху и ЕЕЕЕ внизу. Они расшифровываются с греческого языка следующим образом: «Христос дарует благодать христианам» и «Елена нашла сокровище на Голгофе».

Когда Иверский образ Богоматери был привезен в 1648 году в Москву, его встречали у Воскресенских ворот Китай-города Государь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф. Первоначально икону Вратарницы поставили в Успенском соборе Кремля, а потом перенесли в домовую церковь царицы Марии Ильиничны Милославской.

С мая 1654 г. по октябрь 1655 года икона Иверской Богоматери сопровождала царя Алексея Михайловича в военный поход на Смоленск, в результате которого русские дружины разбили поляков под Вязьмой. По возвращении в Москву, в благодарность за одержанную победу, царь преподнес икону Богородицы в дар Новодевичьему монастырю, где она была поставлена в Смоленском соборе. В то время монастырь именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».

Икона Иверской Богоматери находилась в Новодевичьем монастыре более трехсот лет. Только в 2010 году в связи с переездом филиала Государственного Исторического музея из Новодевичьего монастыря, икона покинула древнюю обитель, а 6 мая 2012 года она была передана из музея на хранение Русской Православной Церкви. В настоящее время чудотворный образ по-прежнему пребывает в Новодевичьем монастыре.

Начавшееся в Московском Кремле почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей России. Так, в 1656 году по заказу Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы. Он предназначался для нового Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с 1652 по 1658 г. В декабре 1656/57 года образ был установлен в иконостасе во время освящения соборного храма. По свидетельству Павла Алепского, этот список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 года. Тогда же патриарх Никон своим указом запретил копировать Иверскую икону. Патриарх Никон украсил Валдайский список сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образу оклада древней афонской иконы.

В различных храмах Валдайского монастыря хранилось десять списков с Иверской иконы. В XIX веке ежегодно с мая по октябрь по Новгородской епархии совершался крестный ход, в котором всегда участвовал афонский (никоновский) образ Иверской Богоматери. В период крестных ходов место афонского образа в Успенском соборе занимала его точная копия, на которую надевалась «драгоценная» Иверская риза.

25 мая 1892 года во время крестного хода по Крестецкому уезду, в деревне Давыдовщина, на икону было совершено разбойное нападение. Некий крестьянин Г. Васильев ударил топором по иконе. В результате этого удара было разбито стекло, повреждена рама, рассечены два слоя оклада и пострадала сама икона. Так чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь патриархом Никоном, пострадала, как и сам первообраз, была ранена нечестивцем.

Афонский список из Валдайского монастыря до нашего времени не сохранился. Он был утрачен после 1917 года. Сейчас в Валдайском монастыре хранится список, сделанный в середине XIX век с Иверской чудотворной иконы, принесенной в этот монастырь в 1656 году патриархом Никоном. Список почитается верующими как чудотворный: от него исходили многочисленные исцеления, и он остался невредимым во время пожара в монастыре.

К особым спискам следует отнести две Иверские иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича, царевнам Софии и Евдокии (обе иконы находятся в Государственном Историческом музее, филиал «Новодевичий монастырь»). Они были написаны, вероятно, на Афоне по заказу патриарха Никона тогда же, когда и Валдайская Иверская икона. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь. После кончины царевен они были помещены в надгробные иконостасы собора Новодевичьего монастыря. Обе иконы меньшего размера, чем Московская Иверская икона 1648 года и Валдайская Иверская икона. Так, икона Софьи Алексеевны среднего размера (77х50,5 см), с клеймами чудес, заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров. Предположительно, икона была даром патриарха на рождение царевны в сентябре 1657 года.

Икона Евдокии Алексеевны имеет малый размер — 28,5х22,4 см. Она также украшена серебряным золоченым окладом с жемчугом, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Оклад является работой московских мастеров.

В XVII веке в Москве была сделана новая копия с принесенного из Афонского монастыря первого Московского списка Иверской иконы, подаренной царю Алексею Михайловичу. Этот новый Московский список в 1669 году поместили при Воскресенских (Неглиненских) воротах Китай-города под небольшим деревянным навесом. Позднее навес заменили на деревянную часовню, которая в 1791 году была перестроена в камне Матвеем Казаковым. Каменная часовня была покрыта синим как небо куполом с золотыми звездами. Вход в часовню предваряли позолоченные фигуры апостолов Петра и Павла. Точное время создания списка и имя иконописца неизвестны. Так что Москва, как и Иверский монастырь на Афоне, с XVII века стала иметь свою «Вратарницу» — икону Богородицы. Эта икона заняла свое место среди самых почитаемых московских святынь:

Новый Московский список Иверской иконы в Иверской часовне у Воскресенских ворот несколько отличался от первого списка, привезенного с Афона. Он был большего размера, чем оригинал. На этой иконе в отличие от принесенных с Афона списков 1648 и 1655 гг. нет изображений в среднике полуфигур архангелов в кругах, а на полях — полуфигур апостолов. Списки Иверской иконы, получившие распространение в России с конца XVII века по XIX век чаще воспроизводят не афонскую икону, а часовенный образ. Это обстоятельство объясняет отсутствие на иконах, восходящих к Московской Иверской иконе, изображений архангелов и апостолов. Вместе с тем, иконография изображений в среднике фигур Богоматери и Младенца точно повторяет Афонский список.

Русская копия-список XVII века (с греческой иконы 1648 года), находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, была одной из самых знаменитых. Она прославилась многочисленными чудесами. С этого списка в свою очередь делались новые списки, почитавшиеся как чудотворные (Иверская икона в церкви Воскресения в Сокольниках в Москве; несохранившаяся Иверская икона 1672 года письма Симона Ушакова в Нижнем Новгороде и другие).

Кроме того, в самой часовне устанавливали списки (один или более, точно неизвестно) с этой основной иконы, которые называли запасными (выносными или заместительными). Это было связано с тем, что главный список часто выносили из часовни и перевозили для совершения молебнов в частных домах, а также в богадельнях и больницах, к тем москвичам, которые не могли самостоятельно посетить часовню. Была очередность посещения Иверской иконой московских домов. Обычно молебны перед главной иконой в часовне совершали в течения дня, а по ночам святую икону увозили в закрытой карете.

Карета была широкая, снаружи синего цвета, а внутри золотая, запряженная шестеркой кротких лошадей. На дверцах светились золотые царственные короны. Москвичи в то время говорили, что по городу в золотых каретах ездят только двое — Иверская и Савва Васильевич Морозов (миллионер, основатель династии купцов и фабрикантов).

Выезд Иверской иконы был очень торжественный. Карету сопровождали представители духовенства. Кучера на козлах были без шапок, а в сильный мороз обвязывали голову платком. В окошко кареты был виден монах, сопровождавший икону, а в глубине золотилась сама икона, покрытая алмазами и жемчугом. По дороге москвичи поджидали карету и с поклонами крестились на нее [28].

Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как в Замоскворечье готовились к встрече с иконой: «Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает, что у нас под шатёрчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпан песочком, но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво, и что для Неё всё это. И все так думают» (И.С.Шмелев, «Лето Господне»).

На время отсутствия иконы в часовне ее место занимала заместительная икона согласно традиции, что «свято место пусто не бывает».

В 1812 году в связи с наступление Наполеоновских войск на Москву, список Иверской иконы, находившейся в часовне у Воскресенских ворот, перенесли во Владимир, а затем в Муром, где она и пребывала во время оккупации Москвы неприятелем. В самой же часовне оставили заместительный список, сделанный в 1758 году. В конце октября 1812 года Иверская икона была вновь привезена во Владимир, а затем вернулась в Москву в часовню у Воскресенских ворот. Во время оккупации Москвы французами часовня была разграблена и повреждена, а заместительный список Иверской иконы вывезен во Францию. Новый заместительный список для Иверской часовни был написан с основной Московской Иверской иконы при обновлении этой часовни.

В 1930 году один из эмигрантов-москвичей А. Н. Павлов в антикварном магазине в Париже на ул. Сент-Оноре увидел Иверскую икону Божией Матери. Владелец магазина сообщил ему, что икона была вывезена из Москвы во Францию в 1812 году наполеоновским офицером. Теперь же потомки этого офицера хотят икону продать. Узнав об этом, вся русская эмиграция во Франции взволновалась. По всей стране выходцы из России начали собирать средства для выкупа иконы. Нужная сумма была собрана, и Московский Иверский список в январе 1932 года был установлен в русском православном храме Трех Святителей в Париже. Эта икона и в наше время является одной из главных святынь храма. Знаменательно, что обретение Иверской иконы в Париже русскими эмигрантами по времени практически совпало с закрытием Иверской часовни в Москве. В этом прослеживается промысел Божий, направленный на укрепление веры, любви и солидарности как русских людей, вынужденных жить вдали от Родины, так и православных, живущих в Советской России в условиях разрушительного действия иконоборцев.

Известна история еще одного чудотворного списка Московской Иверской иконы. Так, в храме св. Николая Чудотворца в Кузнецах хранится большая Иверская икона Божией Матери, которая была написана в 1792 г. священником Василием Ивановым. Эта икона была заместительницей Иверской главной иконы в часовне у Воскресенских врат с 1792 по 1802 гг. По решению митрополита Московского Филарета (Дроздова) эту икону передали в Иверскую церковь, что была построена на Большой Ордынке. В 1930-е годы, после закрытия храма, икону перенесли в Никольскую церковь в Кузнецах, где она и находится по настоящее время в Сергиевом приделе.

Иверскую икону (предположительно, заместительную) из Иверской часовни в советские годы перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Хотя имеет место иная точка зрения, а именно, что эта икона является основной часовенной иконой 1669 года [25].

В настоящее время нет полной информации о всех иконах — заместительницах главного Московского образа из Иверской часовни. Мы не знаем — сколько их было, не имеем перечня всех икон, кем и когда они были написаны, что с ними стало в годы бурных исторических событий в России. Поэтому нужно быть готовыми к новым открытиям и иным решениям по атрибуции уже известных списков.

Иверский образ Богоматери у Воскресенских ворот прославился многими чудотворениями, и был очень почитаемым у москвичей и гостей города. Часовня была всегда открыта, и возле нее постоянно толпился народ. Марина Цветаева об этом писала:

«А вон за тою дверцей

Куда народ валит —

Там Иверское сердце

Червонное горит…»

Даже само место около часовни было особенно чтимо. Со времени появления Иверской иконы в Москве и установления ее списка на Воскресенских воротах каждый идущий на Красную площадь и в Кремль, прежде всего, молился у этого образа Богородицы. Поскольку Иверскую часовню никогда не закрывали, то многие из тех, кто приезжал в Москву, раньше всех дел шли поклониться Пресвятой Богородице Иверской. Поток москвичей и гостей города шел в часовню получить благословение Божией Матери на свои труды. Московские купцы и промышленники начинали свое новое дело, только отслужив молебен в часовне. Студенты и гимназисты приходили сюда на молебен перед экзаменами.

Среди москвичей сложился обычай ночью, по обету, ходить на молитву к «Иверской» по три, семь или двенадцать раз.

После закрытия и сноса часовни в 1929 году местонахождение образа Иверской (Московской) иконы из Иверской часовни у Воскресенских ворот не известно. Документальных сведений об изъятии иконы и ее передачи на хранение в какое-либо учреждение не найдено.

Согласно последним данным, с этим Московским чудотворным списком может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи [6,22,25,26]. В пользу этого предположения можно привести следующие доводы:

По дореволюционным иллюстрированным изданиям, посвященным Иверской иконе из Иверской часовни, сложно судить о точной дате ее написания, т.к. икона воспроизводилась в богатой жемчужной ризе с драгоценными камнями. Для написания нескольких копий (например, для города Луцка) с иконы снимали драгоценную ризу. Сохранилась уменьшенная копия часовенной Иверской иконы, выполненная известным художником — иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым в 1898 году (список хранится в частном собрании). Икона содержит подпись, что этот список «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Аналогичный список большого размера был создан в 1901 г. как дар Е. В. Богданович от московских хоругвеносцев, в числе которых поименован В. П. Гурьянов [2].

Копии иконы, выполненной В.П.Гурьяновым в 1898 году, в точности соответствует большого размера (143,8х107 см, липовая доска с ковчегом) икона из собрания Государственной Третьяковской галереи, в которую она поступила в 1933 году без указания происхождения. В 1963 году эта икона была атрибутирована художником-реставратором Н. Е. Мнёвой как произведение мастера Оружейной палаты последней четверти XVII века.

Фактом, указывающим на возможную принадлежность иконы из Третьяковской галереи к главному образу из Иверской часовни, являются характерные утраты в нижней части живописной поверхности, а также металлический полоз внизу иконы для ее помещения в специальную карету, подвозившую ее на молебны. Также есть следы накладок для колец по торцам для продевания полотенец при поднятии иконы (о кольцах упоминает С.В.Шмелев в книге «Лето Господне»).

Другим подтверждением атрибуции иконы из Третьяковской галереи является фотография часовенной иконы, сделанная в 1929 году и принадлежавшая архимандриту Серафиму (Суторихину, ум. в 1979 году). На фотографии есть удостоверяющая надпись, что снимок сделан с часовенной иконы.

С 2002 года в реставрационной мастерской Третьяковской галереи художник А. И. Собаршова проводила реставрацию иконы. Было выявлено, что живопись неоднократно поновлялась, что является свидетельством активного использования иконы в богослужениях. Сохранившаяся авторская живопись в изображении Младенца Христа этого списка похожа на тип и характер личного письма Богомладенца на двух иконах изографа Григория Зиновьева, подписанных автором: 1) первая икона из церкви св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке, сейчас она находится в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь». 2) вторая икона из собора Спаса Нерукотворного («Верхоспасского») — Большого Кремлевского дворца, написанная в 1676/1677 годах, сейчас эта икона находится в собрании Музеев Московского Кремля.

Нужно отметить, что красочный слой нижнего края иконы из Третьяковской галереи, по которому могла идти авторская подпись, практически не сохранился.

Список иконы из Третьяковской галереи приносили в домовый храм галереи для поклонения верующих [13, 2, 26, 27].

Популярность Иверской иконы привела к написанию множества списков с конца 1760-х годов и до нашего времени. Известно, что в XVII веке Иверский образ писали известные московские изографы Иван Дмитриев и Симон Ушаков (он же «Пимен Федоров»). Последний создал списки для Алексея Михайловича и московских городских соборов. Списки Иверской иконы были написаны также мастерами Оружейной палаты Спиридоном Григорьевым и Сергеем Рожковым, а больше всего списков написал Григорий Зиновьев и его ученик Евфимьев. Во второй половине XVII века списки приобрели живописную манеру исполнения, а в XVIII—XIX веках появились гравюры.

После начала воссоздания Иверской часовни Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Этот образ был написан с подлинника иеромонахом Ксенофонтова монастыря Лукой на доске размером 96х105 см из древнего Святогорского каштана. 25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконы, греческий военный самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. На следующий день, 26 октября святую икону установили в Иверской часовне.

Новый образ уже прославился многими чудесами. С того времени, ежедневно раз в два часа с восьми часов утра до восьми вечера в часовне представители московского духовенства служат молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице.

В настоящее время по сторонам нового Афонского списка в Иверской часовне находятся еще две Иверские иконы: справа, так называемая, Царская, размером 85х140 см, предположительно письма XVIII века; слева — икона, созданная в 1997 году с Афонской Иверской святыни иконописцем А. Чашкиным. Обе иконы прославились чудотворениями.

Празднование Иверской иконы Русской Православной церковью, как особо почитаемого образа, совершается несколько раз в году: 12/25 февраля (перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году;

21/апреля/4 мая (празднование чудотворной Моздокской Иверской иконы);

23 апреля/6 мая (второе обретение списка Иверской иконы в 2012, его передача Историческим музеем Русской Православной церкви, ныне список хранится в Новодевичьем монастыре);

13/26 октября (перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона);

во вторник Светлой седмицы (переходящее празднование, обретение первообраза в море у горы Афон).

В некоторых календарях указана еще дата 31 марта /13 апреля. (Поселянин Е.,1914; Крук Я., Котович О., 2004; Шильникова Л., 2016). Возможно, это связано с переходящей датой вторника Светлой седмицы: по преданию, первое явление иконы в море монахам Афонского Иверского монастыря произошло во вторник Светлой седмицы, приходящийся в год обретения на 31 марта, по другим данным — на 27 апреля/10 мая).

В России, кроме Московского, есть еще немало чтимых списков Иверской иконы Божией Матери. Один из них — Моздокская икона. Она появилась значительно раньше Московского списка в Северной Осетии, которая сейчас является канонической территорией РПЦ. Эта древняя икона известна с конца XII — начала XIII века. Согласно преданию, св. царица Тамара Великая принесла в дар православному храму селения Майрамыкау в Куртатинском ущелье (сейчас территория республики Северная Осетия — Алания.) список с Афонской Иверской иконы Божией Матери. Этот список был написан благочестивым изографом, который перед началом работы постился шесть недель. Во время трех пожаров икона оставалась невредимой. Каждый раз после пожара образ обретали целым на горе неподалёку от сгоревшего храма. Это чудесное спасение иконы от огня и последующие многие чудесные знамения послужили её чествованию как чудотворной. После революции 1917 года древняя чтимая икона была утеряна. По некоторым данным она исчезла во время немецко-фашистской оккупации. Ныне в Успенской церкви города Моздока находится чудотворный список древней святыни.

Литература

1. Беляев Л. А. Иверская часовня // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI: «Иверская икона Божией Матери — Икиматарий». — С. 8—23. — 752 с.

2. Василий Павлович Гурьянов. Сайт «Православная энциклопедия». https://www.pravenc.ru/text/168404.html Обращение 19.09.2021

3. Дмитриева Н. Иверская икона Божией Матери. 26 октября 2005 г. https://pravoslavie.ru/1944.html Обращение 08.08.2017.

4. Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович); архиеп. Казанский и Свияжский.

Месяцеслов святых, всей Русской церковью или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве: Вып. 1—12: [в 14 томах]. — Каменец-Подольск: 1893—1902. https://search.rsl.ru/ru/record/01003632951 Обращение 09.08.2021.

5. Икона Божией Матери Иверская. Монастырский вестник. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской православной церкви. https://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/ikona-bozhiey-materi-iverskaya-moskovskiy-novodevichiy-monastyr/ Обращение 09.09.2021

6. Иверская икона. Православная энциклопедия (под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла) (электронная версия). http://www.pravenc.ru/text/293359.html Обращение 09.09.2021

7. Кавельмахер В. В. Воскресенские ворота Китай-города по данным археологических раскопок 1988 и 1994 гг. Архитектурный комментарий // Культура средневековой Москвы. XVII век. М., 1999. С. 167—180.

8. Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. — СПб., 1902. (репринт М., 2004). — С. 166—167. Табл. XVII, 2.

9. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М.: Воениздат, 1996. — 528 с.

10. Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. — М.: Яуза Эксмо, 2010. — 496 с.

11 Крук Я., Котович О. Чудо исцеления иконой и словом. Изд. «Газета Толока». Могилев. Библиотечка газеты «Народный доктор» Выпуск 1 (9), февраль 2004. С.14—15.

12. Милов С. Иверская икона и ее главный чтимый список. Журнал «Фома». 24 мая 2012 г. https://foma.ru/iverskaya-ikona-i-ee-glavnyij-chtimyij-spisok.html Обращение 09.09.2021

13. Кучинский Ю. Верующие поклонятся чудотворному образу. Заметным событием Пасхальной недели станет появление в храме при Третьяковской галерее списка Иверской иконы Божьей Матери. https://www.ntv.ru/novosti/157537/ Обращение 09.09.2021

14. Моздокская икона Божией Матери, календарь на официальном сайте Издательства 8. Московской Патриархии: http://calendar.rop.ru/ Обращение 11.06.2020.

15. Муравьев В. Б. Московские легенды. По заветной дороге российской истории. — М.: Астрель, 2012. — 928 с. — (Гл.: Воскресенские ворота. Иверская часовня) https://books.google.ru/books?id=WWdUAgAAQBAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s Обращение 11.06.2020.

16. Настольная книга священнослужителя, т. 3, М.: Изд. Московской Патриархии, 1979, с. 220; Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 395.

17. Никишин Николай, диакон. История Иверской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в храме Трех Святителей в Париже. Сайт «Православная Франция». https://trois-saints-docteurs.fr/ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/01/history-icon-RU.pdf Обращение 09.09.2021.

18. Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. [1914]. Приводится по изданию: Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002. 2 т. https://sedmitza.ru/lib/text/440242/; https://sedmitza.ru/lib/text/440281/ Обращение 09.09.2021.

19. Иверская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XX: «Иверская икона Божией Матери — Икиматарий». — С. 8—22. — 752 с.

20. Православный календарь. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1728.htm Обращение 09.09.2021.

21. Романюк С. К. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.

22. Списки иконы Иверской Божьей Матери. Официальный сайт Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря. https://iveron.ru/iverskaya-ikona-bozhiej-materi/ Обращение 18.09.22021

23. Судариков В. Иверская: икона — путешественница. Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы. 17 апреля, 2012. https://www.pravmir.ru/iverskaya-ikona-puteshestve/ Обращение 24.03.2015.

24. Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 298—299, 313—314, 473.

25. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Официальный сайт. https://xbxc.ru/o-hrame/ Обращение 09.09.2021

26. Храм-музей Николы в Толмачах. Хранитель главных святынь православия. 11 апреля 2020. https://zen.yandex.ru/media/id/5d88a6d68f011100aefe2dae/hrammuzei-nikoly-v-tolmachah-5e9174352acf051fe6ade9ce Обращение 09.09.2021

27. Чач Е., Шередега Н. Н., протоиерей Николай Соколов. Хранители памяти. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Часть 2. Интервью. ТВ «Союз». 26 июля 2016 г. https://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-26-07-2016 Обращение 09.09.2021

28. Шильникова Л. Православный календарь. Икона Пресвятой Богородицы Иверская. Свеча. Фотоальбом с комментариями. 2016. https://m.ok.ru/smiromprin/album/52453349982427. Обращение 03.09.2021.

29. Шмелев И. С. Лето Господне. Изд. Сибирская Благозвонница. — 2013. — 540 с.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные святыни Красной площади предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я