Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами

Марина Александровна Невская

В предлагаемом издании раскрываются вопросы налоговых отношений, приводятся характеристика налоговой системы Российской Федерации и классификация налогов, рассматриваются структура внебюджетных фондов, принципы расчета единого социального налога, подробно изучается взаимодействие предприятия с банками. Для всех, кто интересуется предпринимательской деятельностью, а также хочет организовать или уже имеет собственный бизнес.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с налоговыми органами

§ 1. Общие положения

Прежде чем говорить непосредственно о взаимодействии таких субъектов, как налоговые органы и малые предприятия, стоит рассмотреть законодательные понятия данных категорий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Федеральным законом, к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям) и средним предприятиям.

Далее законодатель более детально раскрывает вопрос о том, кто может рассматриваться в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства.

В частности, ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает основные категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

К ним относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 100 одного до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория, как указывает законодатель, субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным в отношении численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом данная категория может меняться только в случае, если установленные ранее предельные значения выше или ниже законодательно закрепленных предельных значений в течение 2 календарных лет, следующих один за другим (п. 4 ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Стоит отметить также, что средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия (п. 6 ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Что касается выручки от реализации товаров (работ, услуг), то она определяется за календарный год в порядке, установленном НК РФ. Балансовая же стоимость активов (т. е. остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (п. 8 ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Взаимодействие субъектов малого предпринимательства с налоговыми органами осуществляется с учетом статуса последних, установленного НК РФ, прав и обязанностей, закрепленных в данном нормативном акте.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Законодатель установил, что налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

В частности, они осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статья 31 НК РФ закрепляет основные права налоговых органов, которыми они пользуются также и в отношении субъектов малого предпринимательства. К таким правам, например, относятся:

1) право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от их местонахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;

8) право требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я