Я здесь больше не живу

Марика Геворкян, 2023

В книгу автора Марики Геворкян, которая публикуется впервые, вошли рассказы-новеллы и киноповести, написанные ранее в разные годы. Сюжеты большинства произведений разворачиваются в Армении. Герои киноповестей погружены в атмосферу своего трагического времени, которая детально и живописно воссоздана автором. Переживая собственную драму жизни, герои становятся перед сложным выбором, который в конечном итоге разрешается милосердием и любовью к ближнему. Читатель может открыть что-то близкое для себя, и с удовольствием погрузиться в истории героев, где рядом с горечью и грустью, обидами и несправедливостью всегда есть место для человеческого тепла и добра, радости и надежды, дружбы и любви. Дороже ценности человеческой жизни нет ничего, пожалуй, именно эта мысль пронизывает каждое творение автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я здесь больше не живу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Оттепель

Ранняя весна. За окном светит полуденное солнце. По тротуару перед домом текут ручейками талые воды, пробиваясь через грязный снег.

Гостиная. Большая, строго обставленная светлая комната с высоким потолком, под которым висит старинная люстра. Кожаный потертый диван. Посередине овальной формы деревянный стол. Стулья с высокими инкрустированными спинками. Вдоль стен книжные шкафы. В углу цветной телевизор «Рубин» на деревянной подставке.

Девочка лет семи, стоя на стуле, прислоненном к подоконнику, смотрит через стекла в окно. На тротуаре топчется какая-то женщина, одетая во всё черное. На голове ее черная шаль. Женщина шарит голыми руками в снегу.

Девочка увлеченно следит за женщиной и шепчет про себя:

— Тетенька, что же Вы там ищете?

Женщина в трауре вялым шагом отходит от места поиска. Медленно, пошатываясь, подходит к краю дороги, останавливается. Желтый цвет светофора сменяется на красный. Женщина резко срывается с места и бежит наперерез мчащимся машинам. Раздается сверлящий звук от скрежета тормозящих машин. Одна из них сбивает женщину и тут же вслед за этим раздается грохот от удара ехавшей сзади машины об машину, которая сбила женщину.

Девочка за окном закрывает глаза и затыкает уши. Потом открывает глаза и видит, как из машины выходит водитель, быстрыми шагами подходит к лежащей без движения женщине. Из других машин с криками выходят люди.

Девочка спрыгивает со стула и выбегает из комнаты в кухню.

В кухне женщина лет тридцати пяти, мама девочки, открывает холодильник. Из холодильника вываливается большая резиновая кукла. Женщина подхватывает ее, кладет на стул. Затем выдвигает ящик для овощей. Здесь лежат одна луковица и одна морковь. На полке боковой двери лежат два яйца и пакетик майонеза.

Девочка с криком влетает в кухню:

— Мама, мамочка, там тетенька под машину бросилась!

Женщина захлопывает дверь холодильника, сердито говорит:

— Ляля, хватит глупости выдумывать! И так проблем хватает! Иди-ка ты делай уроки!

Ляля надувает губы, с обидой отвечает:

— Ничего я не выдумываю. А уроки я уже давно сделала, — она топает ногой: — И вообще, мама, я хочу кушать, и что-нибудь вкусное!

Мать берет со стула куклу, протягивает ее дочке, примиренчески произносит:

— Унеси куклу в свою комнату. Ляля, ты же знаешь, мне еще зарплату не выдали.

Ляля нехотя берет куклу, хнычет:

— Когда же ее тебе дадут, мама?

Женщина берет со стола кошелек, открывает его, закрывает, кладет обратно на стол, задумавшись, проговаривает:

— Я пойду к тете Флоре, попрошу взаймы денег или продуктов. А ты пока оденься и иди погуляй перед окнами. Только достань из шкафа твои резиновые сапожки, на улице оттепель.

Ляля, небрежно держа куклу в руках, идет в комнату, дверь которой покрыта аппликациями из мультфильмов и расписана цветными мелками.

Мама Ляли идет в коридор, открывает наружную дверь, выходит из квартиры.

Через короткое время мама Ляли с авоськой в руках возвращается домой.

Навстречу ей из комнаты с разрисованной дверью выбегает веселая Ляля с мягкой игрушкой в руках:

— Мамочка, смотри, я моего старого мишку нашла!

Мама говорит недовольно, проходит вперед:

— Ляля, ты что же, битых полчаса копалась в шкафу? Нет, чтобы гулять пойти!

Женщина останавливается на пороге в детскую комнату. По всей комнате разбросаны коробки и игрушки. Ляля прижимает мишку к себе, виновато надувает губы, оправдывается:

— Я вытащила сапожки и потом стала рыться в шкафу. Я так давно не играла с моими игрушками, мама!

Мама строго смотрит на дочь:

— Ну, хорошо, иди сейчас погуляй, потом вернешься и уберешься в комнате. А я пока что-нибудь приготовлю поесть.

Ляля бросается к матери, обнимает и целует ее:

— Спасибо, мамочка!

Девочка выбегает в коридор, быстро одевается, натягивает один сапог. Вдруг, словно что-то вспомнив, стягивает сапог и бежит в гостиную. Вскарабкавшись на стул, выглядывает в окно, говорит:

— Ну всё, пропустила. И куда эта тетенька подевалась?

Улица перед домом. Ляля прыгает на снегу перед окнами их квартиры. Останавливается и ждет, пока вокруг ее сапог образуется лужа талой воды. В одной из луж сверкает что-то блестящее. Ляля запускает руку и вынимает из лужи золотое кольцо со сверкающими крупными камнями. Девочка озирается вокруг, быстро прячет в карман колечко и вбегает в подъезд дома.

Ляля громко кулачками стучит в дверь. Мама открывает дверь в замасленных руках.

Ляля достает из кармана колечко и молча протягивает его матери. Женщина вытирает руки об передник, с удивлением берет кольцо, крутит его:

— Дорогое, очень дорогое кольцо. Где ты его нашла, Ляля?

— В снегу под окном, мамочка.

Женщина задумчиво произносит:

— Кто-то его потерял. Ляля, сбегаю-ка я в ломбард с кольцом. А ты поешь оладушки со сметаной и с вареньем.

Мама Ляли выходит на улицу. В руках у нее потертая кожаная женская сумочка. Женщина старательно обходит лужи и ручьи в своих легких для холодной погоды ботинках.

В конце жилого дома на первом этаже висит вывеска: «Ломбард».

Мама Ляли заходит в узкий предбанник, на стекле двери висит табличка: «Технический перерыв. 10 минут».

Женщина садится на стул для посетителей у двери. Через стеклянные двери хорошо видно внутреннее помещение ломбарда и отчетливо слышны голоса.

Старый седой оценщик, хозяин ломбарда, перебирает коробочки с бирками с разными драгоценностями внутри. Его помощница, пожилая женщина, тетя Тома, как ее все зовут, убирает пыль с полок и рассказывает старому оценщику:

— Герман Иосифович, Вы слышали, что клиентка наша, Седа Григорьевна, сегодня под машину попала? Говорят, как угорелая бежала на красный свет.

Мама Ляли на этих словах резко подается вперед, прислушивается.

Оценщик ставит коробочку на чистую полку, повернувшись к помощнице, спрашивает:

— Тамара, подожди-ка, это та женщина в трауре, которая ходила к нам постоянно в последнее время?

Тетя Тома отвечает:

— Да, она самая. У нее вся семья была на свадьбе в Спитаке в день землетрясения, погибли все. Она осталась одна с маленькой четырехгодовалой внучкой на руках.

Услышав это, мама Ляли тихо вздыхает:

— Ох ты, Господи!

Старый хозяин хлопает себя по лбу:

— Так она только вот сегодня просила дать ей денег взаймы, пока найдет якобы потерянное дорогое фамильное кольцо и принесет его мне. Я ей, естественно, отказал.

Мама Ляли растерянно переводит взгляд со стеклянной двери на сумку, в которой лежит найденное дочкой кольцо.

Тетя Тома, вздохнув, с явным укором в голосе, произносит:

— Вот и свела счеты с жизнью бедная женщина.

Герман Иосифович наклоняет голову над столом и рассматривает какое-то ювелирное изделие, с подчеркнутым равнодушием спрашивает:

— Так она, что, умерла?

Мама Ляли порывисто встает со стула, делает шаг к двери и замирает, чтобы услышать ответ помощницы, тети Томы.

— Нет, была еще жива. Ее отвезли в ближайшую больницу тут вот, на проспекте.

Мама Ляли выходит из помещения ломбарда на улицу. Она идет быстрым шагом, шлепая по лужам и мокрому снегу в своих демисезонных ботинках. Переходит широкую дорогу. Впереди видны корпуса больницы.

Холл больницы. Мама Ляли подходит к окну справочной службы:

— Скажите, я могу узнать о состоянии здоровья Седы Григорьевны? Она недавно к вам поступила.

Женщина за окошком, не поднимая головы, перелистывает какой-то журнал, отстраненно произносит:

— Фамилия?

Мама Ляли конфузливо улыбается, говорит:

— Забыла. Она была одета во всё черное. Ее вот только привезли. Она моя соседка.

Регистраторша поднимает голову, внимательным долгим взглядом смотрит на маму Ляли, со спокойствием отвечает:

— Она скончалась, не приходя в сознание. Соболезную. Мы ищем ее родственников. Вы не могли бы нам помочь?

Мама Ляли утвердительно кивает головой.

Регистраторша опускает голову над журналом, что-то там отмечает, потом обращается к женщине:

— Только приходите через час, пожалуйста. И принесите свой паспорт, он необходим.

Мама Ляли заходит в свой подъезд. Медленно и тяжело поднимается по ступеням.

Ляля бежит открывать дверь. Она весело бросается обнимать маму:

— Мамочка, ты много денег получила за кольцо и вкусной еды нам принесла?

Мама отрицательно качает головой. Ляля пятится назад. В руках у матери только старая потертая женская сумочка. В недоумении девочка смотрит на поникшую маму со следами слез в уголках ее грустных глаз.

Мама Ляли садится на стул в прихожей, медленно стягивает промокшие ботинки.

— Ломбард был закрыт, — хриплым голосом отвечает она.

Мама нежно смотрит на притихшую дочку, притягивает ее к себе, крепко обнимает:

— Лялечка, ты ведь всегда просила младшую сестренку, правда?

Лицо Лялечки проясняется, выдавая изумление и одновременно радость:

— Да, мамочка! Ты мне ее подаришь?!

Мама Ляли улыбается, ласково говорит:

— Да. Но она не крошечная, как бывают детки вначале. Она успела вырасти. Ей уже четыре года. И она ждет нас…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я здесь больше не живу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я