Все мои истории – о сложностях и радостях человеческих взаимоотношений.Я не сужу своих героев – не осуждаю и не одобряю – я их наблюдаю.В моей прозе нет ничего об интригах, предательствах, мести, зависти и прочих явлениях, бытующих в среде спящей части человечества.Здесь – совсем о других людях.О тех, кто понимает, что нет несчастий и врагов, а есть лишь чудеса и ангелы.О тех, чья жизнь – это рост, а не увядание, и смерть – это продолжение, а не конец.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ночное такси. Киноповесть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
НОЧНОЕ ТАКСИ
Киноповесть.
Середина девяностых.
Лето. За полночь.
Широкий проспект. Огни и шум большого города создают атмосферу если не праздника, то отдыха от дневного напряжения и суеты.
Тротуар отделён от проезжей части рядом больших деревьев и клумбами с цветами.
Под знаком"стоянка такси" — несколько машин с зажжёнными"гребешками". Последней стоит серебристо-белая"альфа-ромео". Постепенно стоящие впереди автомобили разъезжаются, забирая пассажиров, и"альфа-ромео"занимает место первого.
Водитель — худощавый мужчина средних лет, одетый в джинсы и джинсовый жилет поверх клетчатой рубашки с закатанными ниже локтя рукавами. Он сидит, откинувшись на спинку и положив руки на затылок.
Его лицо — лицо человека пережившего или переживающего какую-то драму, и при этом явного интроверта: чуть сдвинутые тёмные густые брови; плотно сжатые губы; взгляд, направленный в себя. У него приятная мужественная наружность, его жесты размерены и скупы.
Тихо звучащая из приёмника музыка сменяется тирадой ди-джея, а та — песней со словами"…что никто никогда не любил тебя так, как я…"
Голос мужчины — тихий, низкий, почти без эмоций, бесцветный — обращён к себе. Речь прерывается долгими паузами.
"И меня никто не любил, как ты… И я никого не любил, как тебя… А теперь я не знаю, люблю ли?.. Правда, не знаю.
Раньше знал — я люблю, ты любишь… мы любим. Порой дыхание перехватывало… И привыкнуть невозможно было. День начинался тобой… я начинался тобой… жизнь начиналась тобой.
Теперь — тебя нет, меня нет… И только жизнь начинается каждый день. А к этому, оказалось, привыкаешь… Инстинкт самосохранения, как сказала бы ты… Чтобы не сойти с ума, не покончить с собой… Просто принять и привыкнуть.
Только почему?.. Почему!?. Кто это придумал? За что?.. Или для чего?.. Есть надежда… А стоит ли цепляться за неё? Может, лучше не расслабляться?..
Скоро твой праздник… Неужели последний?.."
Мужчина встряхивает головой, пытаясь прогнать тяжёлые мысли, проводит ладонями по лицу.
Снова жизнерадостный голос ди-джея молотит какую-то чепуху. Мужчина выключает приёмник.
К машине подходят четверо подростков — обритых наголо и одетых по-спортивному в майки и кроссовки.
— Шеф, свободен?
— Куда?
— На Озёрную и назад. Только быстро, шеф!
— Без"шеф"и без"быстро". И деньги — вперёд.
— А чё это — вперёд? Вернёмся — заплачу.
— Я знаю, как вы платите, когда вернёмся.
Один из них достаёт несколько купюр и показывает водителю. Тон его несколько любезней, чем вначале:
— Вот. Деньги есть, если не верите.
— Вот и заплати вперёд. А повезу только одного.
Другой напирает, но тоже сбавив тон:
— А чё за правила? Ехать надо. Да поскорей. — Он пытается открыть дверцу.
— Ладно, только вон того милиционера прихватим… Это я себе безопасность обеспечиваю.
При этих словах подростки озираются и быстро скрываются.
«Неужели, побалуются и бросят?.. Женятся, детей заведут?..
Не верится. Откурят мозги, или отколют, и кончат, в лучшем случае, в тюрьме.
Когда я узнал впервые про наркотики? Пожалуй, вместе со страной… Хотя, нет, раньше — в армии. Да и то — намёками. Ходили слухи, что двоих в дисбат турнули, за то, что курили что-то не то…"
Издали приближается стройная, ярко одетая девица. Раскованной походкой направляется к машине.
"Что, длинноногая, красивая, кто ж тебя одну посреди ночи бросил?..»
— Шеф, свободен?
— Куда Вам, девушка?
— Да могу и с тобой, если деньги есть. Тачка-то твоя — ничего себе.
— А… сколько мне надо иметь?
— Если у тебя на хате — стольник. Если ко мне — полтора… Можно в машине, по-быстрому, тогда — полтинник.
— А ты дорогая!
— А ты дешёвку предпочитаешь? Езжай на вокзал. Там за банку белой — без проблем. Только руками не трогай, — грубо смеётся, — а то потом лечиться будешь, не вылечишься. А я со справочкой… Ну, давай. Ты мне уже понравился — грудь у тебя волосатая и руки большие… Я это люблю. Заведусь — не отпустишь! Я денег зря не беру. А?
— Уговорила. Вот только за деньгами смотаюсь — весь год на отпуск копил. Гуляем на все пятьдесят зелёных. Жди. Я вернусь!
Он заводит мотор и медленно трогается с места.
— Козёл!
Девица уходит.
"Конечно, козёл. Сразу не понял, что в таких нарядах среди ночи к маме в гости не ездят. И домой к мужу тоже…"
К стоянке приближается прилично одетый мужчина средних лет с длинной розой в руке. Он изрядно навеселе, но держится. Машет рукой. Машина останавливается.
"А вот… вот к жене — в любом виде можно вернуться, и в любое время. На то она и жена…"
— И куда нам?
— Д-друг… Дай сяду, потом скажу… Ой, моя роза! Не сломай… — Он с трудом усаживается и откидывается облегчённо на спинку кресла.
— Где обитаем?
— А-а?
— Где ждут тебя? Куда едем?
— Г-главный Проспект…
— Мы и так на Главном.
— В конец… сосорок… ссо сорок семь — и-ик! Прости, друг. Прости, шеф… Сто сорок семь а-а-а-ик! А — в смысле, дом"а". Сто сорок семь"а". — Наконец удаётся ему вся фраза.
— Деньги есть?
— Обижаешь, ше-е-еф… Во — видишь? — тычет водителю в лицо цветком.
— Это роза, а я за деньги работаю.
— Да… Правильно… Это роза. А ты знаешь, скока она… и-и-к! стоит? Не-е-т, не зна-а-аешь… Шеф, будь другом, угости сигаретой, я враз протрезвею…
— На, держи… Извини, не мальборо, к твоей розе не очень подходят… Так что у нас с деньгами?
Пассажир с наслаждением затягивается раз, другой и на глазах приходит в себя.
— Шеф, вот… кошелёк, возьми сам. Можешь зелёными. Мы сегодня объект сдали. Так нам по договору нашими дали, а премию — зелёными… Я вот жене розу купил… Хороша, а?
— Хороша. Положи сзади, а то поломаешь. Кошелёк возьми. Приедем — по счётчику заплатишь.
Включает мотор, трогается с места.
— Спасибо, шеф. Это ты здорово с розой сообразил…
— Если не затруднит, не называй меня шеф.
— Ну мне же надо тебя как-то называть. Ехать нам далеко, ха-ха!.. — Пассажиру явно легчает, он расположен к общению.
— Лев.
— Класс! Шеф по имени Лев. Жене расскажу. Ну ты прости, это я так — забавно… Вишь, я уже рифму чувствую, трезвею, значит. Может, к дому совсем… и-и-к! протрезвею. Жену жалко… Я — сволочь! А как тут, ёлы, по-другому?.. Ты, ш… то есть, Лев, знаешь, что такое стройка? А-а-а… Не знаешь! А я уже двадцать два года строю. Раньше-то было — страх. А сейчас — просто ужас! Материалы дорогие, заказчики — звери: им еврокачество подавай! А работяги-то у нас те же остались. А их как учили — плюс-минус пол-лаптя на допуски-припуски… Да что я тебе рассказываю! Ты, поди, на потолок иногда смотришь? Или всё жена больше? А? Ха-аха-ха… Ты прости, Лев, это я по-нашему, по-простому пошутил… Ты-то человек интеллигентный, я ж вижу… А у тебя жена есть? А, ну да — кольцо вон… Хорошая жена? А?
— Хорошая.
— Прости, Лев, я лезу к тебе с базарами. Мне-то хорошо — я поел, выпил. Банкет у нас был. Заказчик нас гулял — доволен остался… Ты-то небось голодный?.. Слушай, у меня идея! Пошли в ресторан — я угощаю. Едем! Около моего дома есть ночной. Я, правда, там не ел, но заходил — красиво… Только не говори"нет" — обидишь. А прораба обижать нельзя. Прораб и так жизнью обижен… Знаешь, у нас в институте шутка гуляла: было у отца три сына, двое умных, а третий в строители пошёл!.. Ах-ха-ха!.. Ну что, Лев, гуляем?
— Конечно, нет.
— Ну просил же, как человека…
— Моя жена не поймёт. Да и твоя тоже. Волнуется, наверняка. Ты вон ей розу везёшь, она ж завянет.
— Мы и твоей купим!.. Я куплю… Ну, как бы, от тебя.
— Уговорил. Только сперва заезжаешь домой, отдаёшь розу, а потом едем кутить.
— О кей, Лев! Вон там — направо, во двор. Вот к этому дому… Хороший ты мужик, Лев. Наш мужик. Кто прораба понимает — наш мужик!.. Стой! Мы кутить идём, так? Жена с нами не пойдёт — не любит она рестораны. Я должен ей купить бутылку амаретто. Просто обожает амаретто… А я — нет. Шампунь какой-то… Давай, друг, мотнёмся, я плачу. Это как раз около ресторана нашего с тобой…
Машина разворачивается, выезжает из двора. Подъезжает к небольшому магазину. Пассажир выходит более уверенной походкой, чем прежде. Направляется к магазину.
Возвращается с двумя плоскими тёмными бутылками.
— Всё о кей, Лев. Вот это — моей, а это — твоей. Твоя любит амаретто? Я купил, думаю, все бабы амаретто любят… И розу я отдам твоей, а своей завтра ещё куплю.
Машина возвращается во двор. Около подъезда нервно ходит женщина в накинутой на плечи кофте, в брюках и тапочках.
— О! Тормози, Лев. Что это моя во дворе делает? — Он выходит и неуклюже обнимает женщину. — Марин, ты чё это тут делаешь?
— Живой? И не ограбили? Или как в прошлый раз?
— Не, Марин, вот смотри — кошелёк, деньги… Это нам сегодня дали. Ах, ёлки, даже заначку не успел сделать, всё в кошелёк положил…
— В прошлый раз только заначка и осталась цела… Сколько он Вам должен?
— Не-е-е, Марин, ты кошелёчек-то отдай. Мы с Львом идём поговорить. Вот это тебе, Марин. — Отдаёт ей бутылку. — Я же помню, ты любишь… Я тут тебе ещё розу купил, но решил её отдать жене Льва. Он — хороший мужик, Марин, наш мужик… Я тебе завтра три куплю. Ладно, Марин? Ты не обижайся, а мы пойдём…
— Завтра с Львом поговоришь… Поблагодари, что возился с тобой, да по счётчику взял…
Лев отдаёт пассажиру розу и бутылку:
— Иди, друг, домой. Не собирался я в ресторан идти, мне работать надо.
— А ты — подле-е-ец! Я думал, ты наш мужик, а ты — подлец. Обманом меня бабе сдал, а сам — поехал! Эх ты… Розу возьми и ликёр, а то я вспыльчивый — и об асфальт могу! Ну?..
— Вспыльчивый, пошли домой, отстань от человека. Я уже не знала, что думать: сижу, жду, машина подъезжает, смотрю — ты сидишь. Потом — развернулась, уезжает. Я номер запомнила, думаю, если через пять минут не вернётся, в милицию звоню… Потом — смотрю, едешь.. Спасибо Вам, извините… Пошли, вспыльчивый…
— Ладно, Лёва, прощаю. Скажи спасибо жене моей — она всегда меня успокоить может. Она хорошая у меня… Ты, Марин, самая хорошая… Только, Лёва, розу с амареттой возьми.
— Не возьму. У меня жена в отпуске. Ты своей покупал, вот и отдай ей.
— Ладно… Марин, вишь, какой Лев хороший мужик, я ж говорил, наш мужик… На розу, Марин. А бутылку, Лёва, разобью, если не возьмёшь.
— Возьмите, пожалуйста. И спасибо Вам… Пошли, вспыльчивый…
Они уходят.
Лев садится в машину, выезжает из двора и медленно едет по проспекту.
"Хороший ты мужик, прораб. И жена у тебя хорошая. И не болеет…"
Машину останавливает молодой мужчина, коротко стриженый, в спортивном ярком костюме.
— Куда Вам?
— В начало проспекта, там ресторан есть, заберём одного человека — и назад.
— Маршрут сложный, деньги вперёд.
— Без проблем! Держи. Зелёными пойдёт?
Садится в машину. Едут молча. Тихо звучит музыка.
— Шеф, курить можно?.. Спасибо.
Через некоторое время, заметив одинокую покачивающуюся фигуру, пассажир останавливает машину и выходит.
— Э-э… ты куда пилишь? — он хватает за руку разодетую нетрезвую девицу и заталкивает её в машину. — Едем назад, шеф. А ты, гадость, куда это? Нажралась… Деньги взяла?…
— Не надо ругаться, а то не поедем дальше.
— Ладно, шеф… А ты мне сейчас всё расскажешь. Деньги покажи! Стерва… Как работать будешь? Говорил, не напивайся, клиент ждать будет. Ща получишь у меня нашатыря — мало не покажется!.. Сиди, не рыпайся! Как дал бы по морде… Сюда, шеф. Вылазь, сволочь… — Пассажиры выходят.
"И эта тоже не болеет. И не заболеет… Одноклеточные почему-то меньше болеют".
Небо с одного края начинает стремительно светлеть. Становятся бледнее огни фонарей, щиты рекламы. Отчётливей проступает архитектура города: старые, довоенной постройки помпезные здания, широкие улицы и проспекты, пересекающиеся под прямыми углами.
Деревья вдоль улиц — толстые опиленные стволы со свежей порослью вверху, во дворах — пышная зелень, похожая на пену, которая вот-вот перельётся за борта, образованные стенами домов, замкнутыми в четырёхугольники.
То тут, то там появляются первые трамваи и троллейбусы, почти пустые в этот ранний час. На крупных перекрёстках жёлтые мигающие огни светофора сменяются на попеременно горящие красно-жёлто-зелёные. Прибавляется машин на проезжей части.
Рядом с крупным гастрономом останавливается серебристо-белая"альфа-ромео". Загорается аварийный сигнал. Лев выходит и направляется к гастроному.
Основная часть магазина отделена решетчатой загородкой, там темно. Ярко освещён винный отдел со стеллажами, уставленными бутылками, и витриной с дежурным набором фасованных в пакеты и банки продуктов.
За прилавком сидит девушка с карандашом в руке, склонившаяся над газетой. В стороне, опершись о колонну, стоит охранник в милицейской камуфляжной форме и наблюдает за действием, происходящим на экране закреплённого под потолком телевизора, из которого доносятся звуки, характерные для не претендующего на гениальность фильма: крики, выстрелы, взрывы, скрип тормозов и тому подобное.
Внутрь входит водитель. Охранник лишь мельком удостоверяется в том, что вошедший — обычный покупатель, к тому же, хорошо знакомый, и продолжает с интересом участвовать в киношных событиях: на его бесхитростном лице отражаются перипетии столь же бесхитростного сюжета.
Девушка, узнаёт вошедшего, и, как будто ждала именно его, улыбается. Её лицо преображается из уставшего и скучающего над надоевшим кроссвордом в оживлённое и радушное.
— Доброе утро.
— Доброе.
— Вам как всегда? — И она, не дожидаясь ответа, выходит из-за прилавка и скрывается в тёмной части магазина.
Выйдя оттуда, она кладёт перед ним пакет молока и плетёную булку с маком, обёрнутую целлофаном. Включает кассу и выбивает чек.
— Не хотите свежей ветчины? Очень вкусная — я уже попробовала.
— Правда, вкусная?
— Правда-правда.
— Беру.
Девушка достаёт с витрины пакет с нарезанной ветчиной, снова пробивает чек. Ей явно не хочется расставаться с покупателем, но повода задерживать его больше нет.
А сам покупатель не намерен задерживаться. Он расплачивается и, улыбнувшись продавщице, кивком головы благодарит её и выходит.
Она провожает его худощавую ссутуленную фигуру взглядом до двери, смотрит в стеклянную витрину. Видит, как он, сев в машину, снимает"гребешок", отключает аварийные огни и трогается с места.
Она ещё долго смотрит за стекло, но уже не на то, что можно увидеть глазами.
Через несколько метров машина сворачивает в арку, едет по засаженному старыми деревьями двору и останавливается у подъезда.
Над дверью всё ещё горит фонарь, хотя нужды в нём уже нет — утро вступает в свою силу.
Выйдя из машины с пакетами под мышкой, и, нажав на кнопку брелока, Лев включает сигнализацию. Машина мелодично пискнув, отпускает своего хозяина на отдых.
Он открывает кодовый замок и входит в просторный гулкий подъезд. Широкие лестницы с ажурными решётками, старый лифт — за решётчатой же дверью.
В глубине парадного — стол, на нём лампа с абажуром, рядом тахта. На тахте, прислонившись к спинке, дремлет над книгой пожилая женщина.
Услышав стук двери, она просыпается и кивает вошедшему:
— Доброе утро, Лев Сергеевич. Вам телеграмма, поздно вечером принесли. Вот.
— Спасибо, Елена Марковна.
Зажав сложенный вчетверо листок губами, он поднимается к лифту, одновременно нащупывая в связке нужный ключ.
— Как работалось? — Вахтёрша не прочь бы немного поболтать с этим милым мужчиной, но, зная его немногословность, не ждёт ответа, а сама отвечает за него новым вопросом-утверждением: — Ездоков, поди, немного — начало недели…
Но Лев неожиданно останавливается, поворачивается к ней и говорит:
— Ездоков всегда достаточно, Елена Марковна. — Помолчав немного, решается на вопрос: — Елена Марковна, вы в бога верите?
Женщина удивлена, оживляется, приготовившись к разговору.
— В бога?.. Что это вы, Лев Сергеевич, какой бог? Человек — вот бог. Каждый сам себе бог. Двадцать первый век на носу, а вы — бог!.. Это всё от нечего делать… Бог… Народ как с ума свихнулся — в церковь попёр. Космос, атом, человека вон в пробирке выращивают… Бог! Что это с вами? Вы ж образованный человек…
Разговора не получается. Монолог повисает в воздухе. Лев, опустив голову, идёт к лифту, открывает дверь.
— Всего доброго, Елена Марковна.
Елена Марковна, поняв, что перегнула и упустила случай поточить лясы, спохватывается:
— Погодите, Лев Сергеевич, а что это вы вдруг?..
Но тот уже захлопнул лифт, и светящаяся кабина медленно ползёт вверх.
Лев, открыв большие двойные двери, входит в просторную прихожую и включает свет.
Слева — вешалка, на ней зонт, плащ, куртка. Под вешалкой, на темном пыльном паркете — несколько пар мужской обуви. Справа, дальше от двери — старый комод со стопкой газет и журналов, телефонным аппаратом старого, довоенного образца. За ним — стеллаж до потолка, заполненный книгами и толстыми литературными журналами, расставленными по годам. Над комодом зеркало с двумя бра по сторонам. На комоде слой пыли, только на ближнем к двери углу она свезена: видно, что этим углом пользуются. Сюда Лев и кладёт ключи, продукты и сложенный листок.
Он переобувается в домашние тапки, берёт с комода продукты. Передумав, снова кладёт их на место и, распечатав телеграмму, монотонным голосом произносит по слогам:
"Бу-ду про-ли-отом пи-атни-тсу поздра-вли-аю ли-ена.
Ленка летит из Рима… Вот и славно. Анна будет рада… А я хоть уборку сделаю."
Он проводит ладонью по нетронутой пыли, отряхивает её и долго смотрит на календарь рядом с зеркалом: на фоне оранжевого заката Колизей и цифры — 1995.
«Пятница… пятница у нас через три дня…»
Лев берёт пакеты и идёт в кухню. Там — следы лёгкого невнимания к порядку, как и в прихожей.
Просторная кухня обставлена старой и современной мебелью вперемешку. В ней уютно от обилия зелени на широком подоконнике и разнообразных ярких предметов и деталей.
Лев кладёт продукты на стол, наливает в чайник воду, ставит его на плиту и выходит.
Он стоит в ванне, подставив лицо колючим струям. В его сознании возникает картина: под душем он и женщина с мокрыми тёмно-рыжими волосами; они целуют друг друга и ласкают — без страстных порывов — нежно и немного лениво; по всему видно, что это занятие им никогда не надоест.
Раздаётся звонок в дверь. Лев возвращается в реальность, накидывает на мокрое тело халат и выходит в прихожую.
— Кто там?
— Телеграмма.
Лев расписывается и закрывает дверь. Возвращается в ванную, садится на угол стиральной машины, распечатывает и читает:
"Поздравляю нашим днём люблю люблю люблю твоя белка".
Рука с листком бумаги опускается. Он смотрит прямо перед собой пустым взглядом.
Свистит чайник. Лев встаёт, роняет на машину телеграмму и идёт в кухню. Снимает с плиты чайник, смотрит на него, пожимает плечами и, выключив плиту, ставит на стол рядом.
Он сидит в кухне за круглым столом с яркой клетчатой скатертью, над столом — большой лоскутный абажур. Налив в стакан молока, отхлёбывает его без аппетита и закусывает плетёнкой, которую отламывает небольшими кусками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ночное такси. Киноповесть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других