На сцене самодеятельного театра — премьера. В пьесе, поставленной режиссером-новатором по мотивам рассказа Агаты Кристи, главный герой, поверив убедительному рассказу супруги, умирает от страха. Актер, игравший роль главного героя, скончался на сцене точно так, как было описано в пьесе. Все потрясены. Даже режиссер не ожидал такого исхода. Но, с другой стороны, он горд тем, что его система подготовки актеров дала такой результат.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Точно по сценарию» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
— Там была одна такая, которая знала про артиста, что он умрет, — очень полная женщина в клетчатом костюме отчаянно всхлипывала и размазывала по щекам косметику. — Она! Это она! — рыдающая толстуха отняла от глаз платок и указала на меня пухлым пальцем.
Что она несет?
Несколько человек уже таращились в нашу сторону. Даже Люська, лучшая подруга, сделала полшага назад и уставилась на меня с выражением недоверия и ужаса на лице. Не прощу ей этого выражения! А может и прощу. Все-таки недоверия там было больше, чем ужаса.
Кстати, Люська первая пришла в себя.
— Вы что, женщина? — она решительно шагнула вперед. — Бредите? Вы с кем пришли? Кто-нибудь, успокойте неадекватную свидетельницу, пока она еще на кого не показала.
— Она! Я слышала, как она сказала, что артист умрет в субботу в шесть вечера! — продолжала истерить клетчатая.
— Вот, Катюша, выпей водички, — через собирающуюся толпу протиснулась немолодая женщина с пластиковым стаканчиком в вытянутой руке.
Люська в мгновение ока выхватила у нее стаканчик и плеснула содержимым в лицо рыдающей гражданке. И правильно сделала. У Катюши руки ходили ходуном, она бы все равно эту воду не выпила. Пролила бы ее на себя без всякой пользы. А от Люськиных действий польза была, да еще какая! Клетчатая Катюша вмиг перестала трястись и всхлипывать. Правда, замолчать она не замолчала.
— Я же сама слышала, своими ушами слышала, — продолжала растерянно бормотать толстуха. — Еще на прошлой неделе в автобусе слышала. Да там все слышали.
Хорошо, хоть пальцем в меня перестала тыкать.
— Свидетели, просьба соблюдать тишину, — к нам подошла высокая девушка в форме. — Вас всех пригласят для дачи показаний. Пожалуйста, ожидайте в холле.
— Можно нас первыми допросить, нам добираться далеко, — вперед выступил солидный мужчина.
Вот нахал! Добираться ему далеко! А сам на пальце ключи от ВМW крутит!
— Нет, первой будет вот эта гражданочка, — девушка кивнула в мою сторону. — Пройдемте!
Дурацкое положение! И чего этой безумной Катюше послышалось? Что такого я могла сказать? И когда это меня угораздило?
Все началось дней пять назад, когда мне домой принесли пригласительные билеты на премьеру.
Нет, не так. Не всем приносят пригласительные билеты на премьеру прямо домой. Значит, все началось несколько лет назад, когда я впервые познакомилась и подружилась с театром «Юрий Гагарин». Нет, опять не так. Не с каждым театром можно подружиться. Все началось лет двадцать назад с началом театра «Юрий Гагарин». Да, так будет вернее всего. Двадцать лет назад в одном из домов культуры начала работать театральная студия. Студию возглавил молодой выпускник театрального института Прохор Шарманов. Не найдя понимания ни в одном из профессиональных театров, он удалился в дом культуры. Решил сам воспитать театральный коллектив, как говорится, «под себя». В студии всем желающим преподавали актерское мастерство, сценическую речь, сценическое движение. Через некоторое время ребята с успехом играли свои спектакли на площадках нашего города, и даже раскатывали по театральным фестивалям.
Шли годы. Участники коллектива взрослели, поступали учиться, уезжали на работу, уходили в армию, женились, заводили детей. И, естественно, многие покидали коллектив. Но кто-то и возвращался, когда жизнь давала такую возможность. Окружающие только диву давались. Взрослые люди, в основном обремененные семьями и работой, умудрялись два раза в месяц играть спектакли и, кроме того, выдавать каждый год по паре премьер, да каких! Коллектив пользовался известностью в городе. Был, что называется «модным». Билеты, не сказать, что дешевые, раскупались месяца за два вперед. А то, что зрители в течение всего спектакля стояли в проходах, было обычным делом.
Дом культуры, в котором все начиналось, уже давно перестал существовать. Даже не знаю, что теперь размещается в том здании. Театр много раз менял свое местоположение, от частных квартир до Дома Актера. Название «Юрий Гагарин» ребята присвоили себе в честь старой школы на улице имени Юрия Гагарина, в помещении которой коллектив несколько лет безбедно существовал, пользуясь тем, что один из актеров работал в этой самой школе педагогом по внеклассному обучению. Ту школу давно снесли. Да и сама улица исчезла в результате перепланировки. А название театра осталось.
Последнее время студия базировалась в старом здании бывшей университетской библиотеки. Бог знает, как они туда попали. Сама библиотека уже несколько лет, как переехала в новый корпус. И пока руководство университета определялось, каким образом использовать исторические руины, и в какую сумму станет реконструкция, театр благополучно обретался на освободившейся территории. Справедливости ради надо сказать, что ребята за зданием по мере сил и возможностей ухаживали — зимой скидывали снег с вечно протекавшей крыши, клеили и красили сыреющие стены во внутренних помещениях. И даже кому-то отдавали деньги за коммунальные услуги.
Я слышала легенды о новом интересном театре, но впервые попала на представление лет десять тому назад. Тогда я просто проходила через студенческий городок по своим делам и увидела, как несколько мужчин и женщин яростно спорили о том, в какой цвет красить деревянное крыльцо. Причем часть перил была уже окрашена в ужасающий буро-красный цвет, а спор шел о том, в какой оттенок окрасить балясины и дверь с наличниками. Хотя моя основная специальность — дизайн внутренних помещений, пришлось вмешаться, пока они не уделали резные деревянные наличники. Совет приняли с благодарностью. Благодарность выразилась в паре пригласительных на премьеру. Незадолго до премьеры меня нашли и попросили дать консультацию по оформлению зала. Бурлящая творческая энергия не могла не заразить. И последующие годы я участвовала в выпуске спектаклей в качестве театрального художника. Вот только в подготовке последней премьеры участия не принимала.
По замыслу режиссера, на этот раз все декорации должны были состоять из облезлой старой мебели и разбросанных по полу газет. Таким образом, режиссер хотел обозначить молодую семью, которая только что приобрела себе доступное жилье в виде загородного дома. Жилье, естественно, нуждалось в ремонте. Главные герои и несколько строительных рабочих, появлявшихся по ходу действия, должны были ходить в собственной рабочей одежде. Короче, моя помощь не требовалась, благо старой мебели в бывшей библиотеке было в избытке, а одежды на выброс у каждого имелся запас. Я тоже хотела поделиться живописными, заляпанными краской лохмотьями, но на меня только замахали руками.
— Ты что, нам это барахло уже складывать некуда! Все несут и несут, выкинуть им, видите ли, жалко, — замахала руками Аленка, актриса, игравшая главную героиню. — Да и размерчик твой, извини, нашим мужикам не подойдет.
Вот жалость, а я уже настроилась на то, что мои вещички по дороге на помойку еще успеют послужить искусству. Не вышло. Придется бездарно выбросить.
Аленка, мать четверых детей, миниатюрная и миленькая, как Пятачок из мультфильма, в тот раз спешила после работы на репетицию. В жизни она трудилась воспитательницей в детском садике. Там же и познакомилась со своим мужем. Импозантный вдовец привел в Аленкину группу своего бутуза, который в первый же день, едва увидав молоденькую воспитательницу, бросился к ней с криком:
— Мамочка!
Вечером Аленке пришлось провожать Витюшу с папой до дому, потому что оторвать от нее ребенка не представлялось возможным.
— Наконец-то наша семья воссоединилась, — повторял по дороге довольный малыш, держа за руки папу и Аленку.
Через год у них было уже четверо детей. Семью пополнили Стасик, которого родила Аленка, и две дочери Витюши-старшего от первого брака, приехавшие учиться в колледже. Даже не знаю, как субтильная Аленка справлялась со всей этой оравой. К тому же, она училась заочно в университете и в течение почти всей беременности продолжала играть в театре. На сцену она вернулась сразу, как только отлучила Стасика от груди. Благо падчерицы с удовольствием возились с малышами. Витюша-старший стоически терпел увлечение жены. А куда ему было деваться? Не искать же детям другую маму. Мне очень нравилась Аленка на сцене. Она всегда была такая естественная, как будто и не играла вовсе. Впрочем, именно такого эффекта и добивался режиссер.
— Вы не должны играть, вы должны жить на сцене! — неустанно повторял он, воздевая к небу руки, закатывая глаза и встряхивая кудрями.
— Ты сейчас играл, как актер, — укоризненно изрекал режиссер, выражая недовольство.
Конечно, Аленка была его любимицей. Впрочем, на мой взгляд, все артисты были необыкновенно талантливы. Мои восторги полностью разделяла Люська. Она влюбилась сразу во всех, но особенно в Кролика.
Кролик, в миру — Генка Зайцев, совладелец небольшого магазина электроники, он же гений перевоплощения. Среднего роста, лысоватый и кривоногий, похожий лицом на Челентано, он почему-то слыл красавцем. Женщины от его внимания млели. Мужья относились к нему настороженно. Моя Люська не стала исключением, попалась на крючок его обаяния. Поклонниц Кролик любил. Наличие поклонниц Кролику льстило. С поклонницами он был неизменно обходителен и необыкновенно обаятелен. С женами Кролик обращался куда как бесцеремоннее. Лично я знакома с его теперешней женой, с предыдущей и, случайно узнала, что в бытность свою студенткой, оказывается, знавала его первую супругу. Лишний раз убедилась, как тесен мир. Кто бы мог подумать, что через столько лет я познакомлюсь с Генкой Кроликом. И этот Кролик, оказывается тот самый «козлина», по-другому Лариска, его первая супруга, своего бывшего после развода не называла. Так вот, тот самый «козлина» — это Кролик, герой-любовник театра «Юрий Гагарин».
Я была свидетельницей его последнего развода, довольно тихого и интеллигентного, и бурного романа с молоденькой дикторшей с телевидения. Анечка, юное создание с модельной внешностью и железным характером, быстренько женила на себе временно свободного Кролика. Он даже холостой жизнью насладиться не успел, о чем как-то плакался мне по пьяной лавочке. Анечка читала прогноз погоды в новостях, считала себя профессионалом и творческой личностью, которая должна делать карьеру на телевидении. Она сколько могла, скрывала свою беременность, а через неделю после родов уже водила в студии указкой по карте и объявляла спонсоров прогноза погоды.
Кролик в это время гулял под окнами телецентра с коляской и поминал недобрым словом тещу, которая обещала помогать с ребенком, потому что Анечке надо делать карьеру. Но сразу после появления внука у нее обострился холецистит, потом стало подскакивать давление, потом ребенок стал слишком тяжелым, ну и еще что-то.
— У нас такая конкуренция, вы не представляете! На полгода выпадешь из обоймы и — все, тебя уже забыли. Молодежь наступает на пятки! Они такие настырные, ужас! — двадцатитрехлетняя Анечка манерно надувала пухлые губки и широко распахивала без того крупные голубые глазищи. — Надо постоянно быть в форме, а камера еще добавляет килограмма два, ужас!
В этом спектакле Кролику предстояло сыграть главную мужскую роль — роль молодожена. Остальные актеры должны были изображать рабочих, нанятых молодой парой для ремонта семейного гнездышка.
— Слушай, Раиска, ты все-таки художник, — обратился ко мне по телефону Кирюша, участник театрального коллектива, красивый, как картинка, и совершенно пустоголовый. — Прохор хочет, что бы мы изобразили бригаду гастарбайтеров. Какой краской лучше голову выкрасить, что бы получился радикально черный цвет?
Идея была безумной. Как, впрочем, большинство идей режиссера Прохора.
— Кирюш, я конечно, не визажист, но как художник художнику скажу, что черный цвет мало кому идет. И вы с такими прическами будете похожи на упырей, а не на гастарбайтеров из солнечных республик.
— Да? — озадаченно спросил Кирюшка. — Правда?
— Можешь мне поверить, — заверила я. — Ты точно будешь выглядеть жутко.
Перекрасить Кирюшину волнистую пепельную гриву! Да это преступление против… против всего. Это просто преступление!
Кирюшка перезвонил через день.
— Я сказал Прохору про упырей.
— Ну, а он что?
— А он обрадовался и сказал, что так даже лучше. Мы своим видом будем обстановку нагнетать. Так что, говори, какую краску брать.
Ну что ж, этот безмозглый красавчик не задумываясь согласен принести свою внешность в жертву искусству. А остальные? Среди актеров есть даже один кандидат наук.
— А Лизка с Галочкой как? — девчонки были обладательницами роскошных длинных волос. — Тоже будут перекрашиваться?
— Лизка все равно хотела имидж поменять, — лениво протянул Кирюшка. — А Галочка появляется один раз в самом конце. Она играет докторшу. Ей перекрашиваться не надо.
Ага. Ей даже переодеваться не надо. Она детским доктором работает.
— Представляешь, Раиска, ей даже переодеваться после работы не надо будет! Повезло, правда? — Кирюша был пустоголов, но беззлобен. И всегда готов порадоваться за других, если ему лично это ничего не стоило.
А через день Кролик занес мне пригласительный билет на два лица.
С кем пойти я долго не думала. Сначала, конечно, предложила мужу. Ну, это так, для порядка.
— Опять этот балаган? — скривился он. — Нет уж, увольте, у меня полуфинал.
— У тебя?
— Да, не совсем у меня. У Испании с Бразилией. Но я занят.
Ну не разделял благоверный моих восторгов. Детей я брать с собой даже не собиралась. Потому как любой текст, даже самый, что ни на есть классический, команда «Юрий Гагарин» под чутким руководством режиссера Прохора, умудряется прочесть так двусмысленно, что детей на эти спектакли лучше не брать, что бы краснеть не пришлось. При этом, как ни странно, текст оригинала воспроизводится дословно. И не то чтобы Прохор ставил своей целью придать фривольный оттенок своим творениям. Вовсе нет. Он искренне верил, что классик именно это и имел в виду. Просто до сих пор никто его внимательно не прочитал и так, как надо, не понял.
Люська приняла предложение посетить премьеру с восторгом. Другого я и не ожидала. То есть сначала, когда я ей позвонила, Люська была на совещании и вполголоса ответила, что перезвонит позже. Она и перезвонила, когда я ехала в битком набитом автобусе.
Ну, точно, теперь вспоминаю! Я ехала в автобусе нагруженная продуктами из магазина и пыталась уцепиться за поручень, когда в сумке зазвонил телефон. Вот уж не вовремя! Я попыталась дотянуться до телефона. Для этого пришлось отпустить поручень. На ногах я устояла, но наклониться, достать свободной рукой до сумки, расстегнуть ее, извлечь из внутреннего кармана чехол с телефоном…. Нет, это слишком сложное акробатическое упражнение. И зачем только я поставила такой пронзительный звонок? Пассажиры уже начали оглядываться в поисках источника ужасных звуков.
— Давайте я подержу ваши вещи, — подняла голову женщина, сидевшая прямо передо мной.
Вот добрая душа! Ей самой было не очень-то комфортно, сиденье маленькое, прямо перед ним поручень, крупной женщине пришлось примоститься бочком. Но мои сумки она, спасибо, подержала. Так что я смогла благополучно достать телефон.
Названивала Люська.
— Что-то срочное? Раиска, говори, чего хотела, мне некогда. Шеф вообще взбеленился. Теперь диктует приказ о запрете личных разговоров рабочее время. Надеюсь, твои новости того стоят.
— Да ничего особенного. Я только хотела пригласить тебя на премьеру в эту субботу.
— Ого! Это то, о чем я думаю?
— Да, театр «Юрий Гагарин», — я старалась говорить тише и не привлекать к себе внимания.
— Здорово! А он будет? Ну, ты понимаешь, о ком я говорю? О, какой великий артист умер в нём! — Люська верещала в трубку так, что, казалось, ее слышит весь автобус.
— Артист в нем еще не умер.
— Нет, умер! Я тебе говорю, что умер! — продолжала упорствовать Люська. — Или умрет. Артист в нем точно умрет, если ваш Кролик будет зарывать свой талант в землю. Согласись!
— Хорошо, артист точно умрет. Значит, договорились, в эту субботу в шесть вечера, — я поспешила отключиться.
Потом поблагодарила отзывчивую женщину, забрала у нее свои вещи и стала пробираться к выходу.
Ну, конечно! Это была она, толстуха в клетчатом. Только в прошлый раз на ней не было этого безумного костюма, который сделал ее еще толще. Да, напоследок автобус так качнуло, что я чуть доброй пассажирке на колени не плюхнулась, пришлось извиняться, на ногу-то я ей точно наступила. Понятно, что она меня не забыла! И ведь все слова припомнила! Однако, какая каша у нее в голове, если она их так поняла. И как теперь объясняться? Ладно, изложу все, как было. Надеюсь, специально обученные люди разберутся. Верю я в нашу полицию, что ни говори.
Естественно, выступление клетчатой Катюши никто не воспринял всерьез. Меня просто попросили, как можно подробнее изложить события сегодняшнего вечера.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Точно по сценарию» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других