Нью-эйдж вояж по Тибету, Непалу, Индии

Маргарита Рефери, 2021

Лондонский паб. А где ещё могло зародиться это удивительное двухмесячное путешествие по Тибету, Непалу и Индии? :-) Взяв отпуск, билеты на поезд до Лхасы в одну сторону, бутылку коньяка для дезинфекции, фотоаппараты и ноутбук, авторы отправились за порог привычной жизни, чтобы узнать, где на Тибете обитает чайка Джонатан Ливингстон, в какое время суток лицо Эвереста становится золотым, как надо работать локтями, чтобы получить благословение в индийском храме, какие билеты в Шамбалу можно получить от Далай-ламы, и можно ли встретиться с Учителем Рерихов – Махатмой Мориа… Книга щедро иллюстрирована авторскими фотографиями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нью-эйдж вояж по Тибету, Непалу, Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КИТАЙ

Покинув свою собственную страну и

пребывая в зарубежных землях,

следует добиваться практического

знания непривязанности.

«Тибетская Йога и Тайные Доктрины»

Отъехав от Забайкальска пару километров, мы уже в Китае. Всё детство хотел в Китай, где меня ждали Джеки Чан, кунг-фу, Шаолинь… — список длинный (и с явно определённым уклоном:) И вот подъезжаем к вычищенной до блеска станции, на которой через каждые пятьдесят метров стоит китаец-военный с очень серьёзным выражением лица. Пограничники готовы войти, чтобы начать проверять документы.

— Здряссьте! — первая девушка собрала по вагону карантинные листки, в которых мы уверили китайскую сторону, что не являемся разносчиками птичьего гриппа (кря-кря!).

— Здряссьвуйте! — вторая девушка что-то записывает, глядя в наши паспорта, а следовавший за ней дядечка и вовсе их забрал.

Пограничный контроль в Китае проходит гораздо спокойнее нежели в России. У нас построже. Когда мы прошли через контроль российских пограничников, ходивших с овчарками по вагонам, то радость, переполнявшая пассажиров вагона, была неописуема. Каждый её выражал по-своему. Один китаец вдруг проникновенно что-то запел (наверное, гимн своей родной провинции), а австриец из соседнего купе громко пукнул. Видимо, так он выразил свою радость.

***

После контроля мы выходим из вагона. Даже не верится, что в пыльной степи может быть так чисто и прохладно. Можно подумать, что, проехав два километра, мы оказались в другой климатической зоне. Начинает темнеть. Из динамиков на столбах раздаётся негромкая мелодичная китайская музыка. В воображении встаёт образ ложащегося спать китайского народа. Всего одновременно. Под звуки одной колыбельной. Завораживает.

Прогуливаемся по спокойному перрону до вокзала. Здесь вовсю кипит жизнь: китайцы, радующиеся возвращению на родину, русские проводницы и проводники, закупающие пиво, соки, фрукты для последовавшего потом пиршества, менялы, громкие продавцы («пыво, пыво! вкусьна!»). Пока я закупал в толчее продукты, Маргарита ожидала меня в зале, сидя на диванчике. Вокруг неё собралась стайка девочек-подростков, это были юные спортсменки, ехавшие на или с соревнований. В Маргарите они заподозрили француженку, с чего и началось их знакомство и разговор попутчиков.

Прикупив продуктов, мы возвращаемся к поезду. Здесь по-прежнему безмятежно. Музыка тихонько разливается по перрону, мягко светят звёзды, дует прохладный ветерок.

Мы пробуем жёсткий китайский лаваш, похожий по вкусу на блин. А когда нас приглашают в поезд, мы продолжаем дегустацию: манго, личи, черешня, сливы. Вкусьна!

***

До Пекина оставалось совсем чуть-чуть. И время промчалось так быстро, что пора начинать новую главу.

ПЕКИН

Встречающая нас с поезда китайская сторона материализовалась в виде невысокого китайского юноши, представившегося Андреем.

— Привет.

— Привет!

— Привьет, — Андрей сносно говорит по-русски.

Багаж у нас приличный. Жду — какую же из сумок прихватит представитель могучего китайского народа. Тот молчит. Жду ещё. А потом начинаю понимать, что это он ждёт, когда же я, наконец, возьму все сумки и проследую за ним.

— Поможете?

Андрей нехотя берёт маленький чемоданчик на колесиках и катит его к выходу из вокзала. Я беру все остальные вещи, и мы идём следом. Трансфер до отеля был нами оплачен ещё в России, и мы воодушевленно следуем за Андреем, надеясь прокатиться по Пекину и поскорее добраться до душа в отеле. Выходим из вокзала. Плавно пересекаем площадь. Переходим по мосту через широко раскинувшийся проспект. Идём вдоль дорожного ограждения, которое обходим с другой стороны, возвращаясь обратно. Я уже взмок как мышь (было жарко, за спиной здоровенный рюкзак), а Андрей, для которого я обдумывал уже 14-ый способ наказания за «утреннюю зарядку», вдруг останавливается. Зачем? Чтобы поболтать с каким-то китайцем… Это что, шутка? Он идёт дальше за угол огромного здания, в котором мне начинает мерещиться наш отель. К счастью для Андрея и для нашего турагента, отель оказался не нашим. А ещё через двадцать метров, наконец-то, появилась машина, в которую Андрей с водителем затолкал наши вещи, и мы поехали. Сажусь рядом с Маргаритой, улыбаясь суровому китайскому сервису.

Машина вырулила на проспект, проехала мимо пары домов. Я понемногу начал успокаиваться, а машина — притормаживать и выруливать к многоэтажному зданию… нашего отеля. Слов нет. Это и есть весь трансфер? Оказывается, что и в Китае есть родственница московской шутки о часовой поездке на такси с Ленинградского вокзала на Ярославский. Это мы назвали: «Шутка по-пекински».

***

Итак, мы в Пекине. Отель с пятью звёздочками и большим холлом принял нас в свои прохладные объятья и порадовал глаза наши красивым дизайном. Особенно хороши цветы и рыбки, плавающие в бассейне с фонтанчиком.

Ждать пришлось, но недолго. И вот мы в номере, о котором мечтали в поезде.

Спасительный душ, как наши тела его ждали! Но, увы! Слышу голос Маргариты из ванной комнаты:

— Нет, так мыться невозможно. Здесь нет холодной воды, льёт только кипяток!

— Это же «Международный» отель! Сейчас они всё быстренько починят!

Звоню на стойку обслуживания. Отвечает девушка:

— Can I help you? (Чем могу помочь?)

Объясняю ей нашу проблему в простых английских словах. В ответ:

— One moment, please! (Одну минуточку, пожалуйста!)

Щелчок. Другая девушка:

— Чем могу помочь?

Повторяю.

— Одну минуточку, пожалуйста!

Щелчок. Короткие гудки. Звоню снова, и история повторяется. Через пять минут после третьего звонка появилась горничная. Ура! Мы ведём ее в ванную. Она заглянула в ванную, потом что-то нам долго по-китайски объясняла и удалилась, так и оставив нас со сломанным душем. Мы снова позвонили, и нам снова предложили свою помощь и потом опять попросили подождать одну минуточку. Мы подождали, и, действительно, вскоре появился сантехник. Повозившись пятнадцать минут, он жестами объяснил, что не хватает одной детали и сделать ничего нельзя. А из крана теперь лилась одна холодная вода… %-) И через полчаса мы переселились в другой номер.

***

Пребывание в Пекине у нас было ограничено сутками с небольшим. Чтобы не носиться сломя голову по пекинским достопримечательностям, мы решили выбрать одно, но очень важное место для посещения. После предварительного отсева осталось две позиции — Храм Неба и Императорский Дворец. И туда, и туда ехать недалеко. Как выбрать? Очень просто!

Где мы находимся? В Поднебесной. Хотим ли мы благословения Небес? Хотим. Куда мы едем? В Храм Неба! Решено!:-)

Чтобы ориентироваться на местности, мы вооружаемся картой, обнаруженной в «Желтых Страницах Пекина», лежавших на прикроватной тумбочке. Спускаемся и выходим под палящее солнце, чувствуя себя утками по-пекински в раскаленной духовке. Жарища! Скорее в такси с кондиционером!

***

Заранее готовясь по разговорнику к общению с китайцами на их родном языке, первым делом (с шутками и прибаутками) была выучена фраза: «Ни хао, туньджи!», что означает: «Привет, товарищ!» И вот мы садимся в такси. Таксист в тёмных очках приветствует:

— Ни хао!

Внешностью он сильно напоминает одного из героев какого-то гангстерского фильма Джона Ву. Оставим шуточки про «туньджи» до лучших времен:

— Ни хао!

Поехали!:-)

Таксист выехал со стоянки. Мы облегченно подставили лица под поток холодного воздуха из кондиционера и стали смотреть в окно — ну, так какой же ты, Пекин? Нам ответил Пекин велосипедный. Повсюду катятся двухколёсные средства передвижения с ножным приводом. Каких только велосипедов мы не видели! На них ездят все от мала до велика. У многих интересные солнечные очки. Хотя это не очки, а нечто похожее на маску сварщика, полностью выполненную из затемнённого пластика. Такая маска крепится перед лицом с помощью резинок и ремешков. Получается самое настоящее лобовое стекло.

Потихоньку (ну, вы же знаете пекинские пробки:-) мы добрались до Небесного Храма.

ХРАМ НЕБА

Temple of Heaven. До закрытия уже недолго. Мы купили билеты и чудно нарисованную карту Храма. В лотках при входе приценились к «лобовым стеклам» и к панамам. Пекин оказался ещё и панамным городом. Пожертвовав временем, мы проводим десяток минут, меряя разные панамы. Их так много, что выбрать невозможно. Пойдём скорее в Храм!

Храм Неба (Тяньтань) это целый комплекс. Он построен в 1420 году. Здесь, среди травы, кустов и древних деревьев находятся Храм Молитвы о хорошем урожае, Храм Небесного Свода и беломраморный ступенчатый алтарь, где приносили жертвы духам Неба.

Вот Храм Молитвы (Циняньдянь). Большой и круглый. От самого сердца Храма расходятся концентрические круги, заканчиваясь далеко за его пределами. Пространства, расходящиеся и сходящиеся в одной точке. Внутри в своеобразном порядке расположены алтарь и жертвенники. Здесь молились Небу об урожае. Мы проходим в самый центр в мыслях о своём путешествии. Жертвенники уже который десяток лет пустуют, застыв в терпеливом ожидании подношений Небесным Владыкам. Обращая внутренний взор к Небу, мы мыслями возносимся за Небесным Благословением, прорываясь сквозь центр купола и пекинский смог к чистой небесной лазури, и оказываемся в нежно очерченной пушистыми ленточками облачков сфере. Мы наполняемся неистощимым чувством Небесной Любви, проходящей через нас, и, получив свое Небесное напутствие, плавно возвращаемся назад…

— Смотри, какие под куполом диковинные росписи. А говорили, что внутрь никого не пускают!:-)

Заходим в сувенирно-прохладительно-напиточную лавку в средневековом китайском храме, а ныне — музее. Продавщица объясняет иностранцам назначение товаров в нескольких известных ей словах на английском языке. Берём в руки пару колокольчиков с какими-то символами и иероглифами:

— Что это?

— Зинга бэлс!

И добродушная продавщица нам разъясняет глубокий символизм сувенира, жестами показывая «ну-вы-же-знаете!» и запевая:

— Зинга бэлс, зинга бэлс, зинга ол зе вэй!

От следующего экспоната — пары веревочных мальчика и девочки, окружённых разными цветочками — продавец отделалась быстро и без песен:

— Мэрид! (Женатые!)

***

Можжевельник Девяти Драконов один из старожилов кипарисовой рощи, но всё ещё очень пышен. Его ствол (толстый и неровный) создаёт впечатление, что вокруг него кружатся девять драконов.

Фотоколлаж. Пекинский парк кипарисов. Можжевельник Девяти Драконов

Мы отдыхали на скамеечке в тени кипарисов, пили холодный китайский зелёный чай из бутылки и разглядывали вечнозелёные деревья. Кипарисы вокруг хоть и небольшие, но очень древние.

Парк здесь ухоженный, тенистый, но странно, что на зелёных лужайках и в тени дерев никого нет. Нет желающих полежать на траве, посидеть? Похоже, что нет. Или непозволительно? Мы оглядываемся, ищем подтверждения нашим догадкам в виде запрещающих знаков, но не находим. Китайцы передвигаются исключительно по асфальтовым дорожкам, а сидят на скамеечках. Да, это тебе не в парках Лондона отдыхать, где также всё чисто и ухожено, но люди, птицы и животные как равноправные дети природы гуляют, сидят и лежат, где хотят.

Фотоколлаж. В лондонском парке

***

Как гласила опознавательная вывеска, стена, окружающая Храм Небесного Свода, была всемирно знаменита как Стена Возвращающихся Звуков. Она выстроена таким образом, что шёпот у одного края стены будет ясно слышен другому человеку, находящемуся за несколько десятков метров от шепчущего. Супружеские пары, голосившие друг другу с разных концов стены, что-то выкрикивали так громко, что им было слышно друг друга и без помощи волшебной стены. Но радости это, конечно же, не уменьшало, а скорее наоборот.

***

Внушительный мраморный жертвенный алтарь использовался для поклонения Небесам во время зимнего солнцестояния. Молитвы произносились из центра алтаря, где расположен Камень Середины Небес. Алтарь построен таким образом, что создаётся особый акустический эффект, благодаря которому слова, произносимые с Камня, получаются громкими и резонирующими, создавая полную атмосферу со-общения с Богом Небес.

Чтобы сфотографироваться на Камне, нам пришлось чуть ли не наперегонки с другими желающими занимать центральную позицию.

Как же в Китае много людей!

***

Теперь на выход. Спасибо тебе, Небесный Храм! С богом!

***

Для обратной поездки нам попалось такси без кондиционера, зато с открытыми окнами и поющим водителем. В приличном возрасте таксист, отгороженный от нас пластиковой перегородкой, вовсю подпевал передаваемым по радио любовным шлягерам в исполнении певиц с тонкими голосами. Он был добродушен и приветлив, мы ему ответили тем же.

В отеле мы решили поужинать во вращающемся Ресторане Небесного Света на 28 этаже.

С высоты птичьего полета обзор был очень хороший, но Пекин спрятался под густым облаком смога и видимость оставляла желать лучшего. Солнце быстро садилось. С наступлением темноты зажглись фонари и сквозь дымку мы увидели ночной Пекин. Какой он? Красивый и экономящий электроэнергию:-)

***

На следующий день мы узнали какая в Китае столица:-) Ни какой это не Пекин вовсе, а Бэйцзин (Beijing). И «утка по-пекински» — это «Бэйцзин као-я», а не «Пекин кря-кря», как можно было бы подумать.

Утку мы отведали в простом и просторном ресторанчике. Обслуживали нас молоденькие девочки-официантки. Принимали заказ у нас несколько официанток, и это превратилось в микро-шоу:о) Начавшись с непонимания, сцена продолжилась взаимными улыбками, тыканьем пальчиками в меню и в разговорник и завершилась общей радостью, когда заказ был принят и одобрен.

Утка была очень вкусной, хотя и несколько костистой. Суп с лапшой тоже хорошо пошёл. Маргарита рассказывала смешные истории из своей жизни, а я уплетал утку, которая «крякала» во время неожиданных поворотов сюжета. Маргарита и раньше бывала в Китае, но в Пекине была в первый раз.

***

По пути из кафе в торговый центр мы послушали в переходе уличного музыканта, исполнявшего красивые китайские мелодии на красивом китайском смычковом инструменте. Так и не запомнил я его названия. Но звук у него такой душещипательный! Или это музыкант так проникновенно играл. О чём-то Красивом и Непостижимом.

Потом была закупка сувениров. Мы купили Флейту Небес, китайский чай, диск с народной китайской музыкой и путеводитель по Непалу, куда нам ещё предстояло попасть.

До поезда на Лхасу оставалось совсем недолго. Мы быстро собрались, и… спасибо, Пекин! Пока!

**ГОБИ**

Мы готовились к поездке на Тибет через Пекин, а Рерихи в столицу Китая даже не собирались. После Москвы рериховская экспедиция доехала в сентябре 1926 года до Улан-Батора, столицы Монголии, где и перезимовала.

Николай Рерих с буддийским стягом в Улан-Баторе во время зимовки 1926-27 гг. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)

Во время зимовки рериховская экспедиция неожиданно превратилась в Миссию Западных буддистов в Лхасу, которая готовилась продвигаться в сердце Тибета под буддийским стягом и американским флагом.

Эта экспедиционная фотография сделана уже на Тибете, дек 1927 — янв 1928 (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)

Доктор исторических наук В.А. Росов полагает, что несмотря на то, что экспедиция шла под флагом США, дипломатическое посольство от имени «Союза Западных буддистов» (в действительности не существовавшее) и самовеличание Рериха «Западным Далай-ламой» были частью плана по созданию Новой Страны со столицей в Звенигороде на Алтае и с буддийским коммунизмом в качестве идеологии. Рерих рассчитывал на равных, как Далай-лама с Далай-ламой, обсудить с главой Тибета создание союза, который покровительствовал бы всему буддийскому миру. (При этом буддистом Рерих не был.)

Верна версия Росова или нет, но в любом случае «Миссия Западных буддистов» была неплохим прикрытием и защитой в той весьма недружелюбной обстановке, в которой экспедиции приходилось продвигаться.

Так вот, перезимовав в Улан-Баторе, Рерихи в апреле 1927 года отправились в Тибет. И чтобы минимизировать возможность столкновения с вооружёнными бандами, экспедиция пошла через пустыню Гоби. И есть версия, что причиной выбора Гоби в качестве пути на Тибет были не только вопросы безопасности, но и возможность найти Шамбалу, про которую Рерих узнал в «Путеводителе по Шамбале», написанном в середине XVIII века Третьим Панчен-ламой.

В тибетском буддизме Шамбала играет значимую роль. Считается, что именно в этой стране Будда преподал учение Калачакра-тантры (санскр. Калачакра — «колесо времени»), считающееся одним из высших. По легенде, 25-ый царь Шамбалы возглавит войско сил добра в финальной битве со злом, которая ещё предстоит.

Панчен-лама это второй по значимости тибетский буддийский лидер после Далай-ламы. Считается, что третий Панчен-лама, живший в 18 веке, увязывал Шамбалу с пустыней Гоби. Уже после его смерти, в 1821 году на юго-востоке Гоби (сейчас это место находится в часе езды от монгольского городка Сайншанд) был построен монастырь Qamar-un Keyid с трёхэтажным театром. Считается, что в этом монастыре в 1831 году было разыграно ритуальное театральное представление «война Шамбалы», основанное на книжке Панчен-ламы.2

В 1930-х этот монастырь был разрушен, но потом был построен новый — Khamaryn Khiid.3 Его можно посетить и сейчас. При этом в двух километрах от монастыря возведена колокольня, в которой паломники «трижды ударяют в колокол, возвещая о своём прибытии в „энергетический центр“, известный как Шамбала».4

Впрочем, самой Шамбалы в этом монгольском монастыре не видно. Возможно, потому что путеводитель Панчен-ламы описывал внутренний духовный поиск и не был географическим гидом? Или, может быть, Шамбалу надо искать в другом регионе Земли?

«Теософский словарь» Елены Блаватской даёт Шамбале следующее местоположение:5

«Шамбала (санскр.). Исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в „Пуранах“, откуда, как возвещает пророчество, появится Калки Аватар. „Калки“ — это Вишну, Мессия на Белом Коне браминов; Майтрейя Будда буддистов; Сосиош парсов и Иисус христиан.

Одни говорят, что все эти „вестники“ должны появиться „перед разрушением мира“; другие — что перед концом Кали-юги. Именно в Шамбале будет рождён грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный [индийский] Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции), тогда как оккультизм помещает её в Гималаях»

Так где же искать Шамбалу? В Гоби? В Индии? В Гималаях? Где-то ещё?… Возможный ответ на этот вопрос можно найти в книгах теософа Алисы Бейли, современницы Рерихов (они почти одновременно стали передавать Учение от Махатм):6

«Центральная точка Иерархии находится в Шамбале, центре в пустыне Гоби, который в древних книгах называется „Белый Остров“. Этот центр существует в эфирной материи, и когда род людской на Земле разовьет эфирное зрение, его местонахождение будет установлено и его реальность будет признана.… местонахождение Шамбалы будет одним из последних эфирных священных мест, которые будут открыты, поскольку она существует в материи второго эфира»

Эти строчки были изданы в 1922 году в теософской книге «Посвящение Человеческое и Солнечное», и в ней было много информации об Учителях, об их планетарной (земной) Иерархии во главе с Христом, восходящей к Господу Мира, обитающему в Шамбале. Рерихи точно были знакомы с этой книгой, потому вполне резонно предположить, что причиной выбора пути в Тибет через Гоби могла быть не только безопасность от бандитов, но и, так сказать, проверка своего эфирного зрения — а сможем ли мы увидеть Шамбалу?

Ну а мы в своём путешествии в Улан-Батор не заезжали и через Гоби ради проверки эфирного зрения не поехали, а воспользовались самым современным и оптимальным для привыкания к смене климата способом добраться до Лхасы. Рерихам такой способ был недоступен, он появился только в 21 веке.

Николай Рерих в Улан-Баторе готовится к выезду на Тибет, апрель 1927 год. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нью-эйдж вояж по Тибету, Непалу, Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Karénina Kollmar-Paulenz Visualizing the Non-Buddhist Other: A Historical Analysis of the Shambhala Myth in Mongolia at the Turn of the Twentieth Century // Cross-Currents: East Asian History and Culture Review(e-journal) 31:32–57. — С.37. URL=https://cross-currents.berkeley.edu/sites/default/files/e-journal/articles/Cross-Currents%2031%20-%20K.%20Kollmar-Paulenz_0.pdf

3

Khamaryn Khiid // Lonely Planet URL=https://www.lonelyplanet.com/mongolia/khamaryn-khiid

4

Khamaryn KhiidBuddhist Monastery in Dornogovi // Lonely Planet. URL=https://www.lonelyplanet.com/mongolia/the-gobi/dornogov/attractions/khamaryn-khiid/a/poi-sig/1406482/357056

5

Блаватская Е.П. Теософский словарь. — М., 1994. — С.510-511.

6

Бейли А.А. Посвящение Человеческое и Солнечное. — «Эддар, 1999. — С.189 (стр.33 англ. оригинала)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я