Нью-эйдж вояж по Тибету, Непалу, Индии

Маргарита Рефери, 2021

Лондонский паб. А где ещё могло зародиться это удивительное двухмесячное путешествие по Тибету, Непалу и Индии? :-) Взяв отпуск, билеты на поезд до Лхасы в одну сторону, бутылку коньяка для дезинфекции, фотоаппараты и ноутбук, авторы отправились за порог привычной жизни, чтобы узнать, где на Тибете обитает чайка Джонатан Ливингстон, в какое время суток лицо Эвереста становится золотым, как надо работать локтями, чтобы получить благословение в индийском храме, какие билеты в Шамбалу можно получить от Далай-ламы, и можно ли встретиться с Учителем Рерихов – Махатмой Мориа… Книга щедро иллюстрирована авторскими фотографиями.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нью-эйдж вояж по Тибету, Непалу, Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ПО РОССИИ ПОЕЗДОМ ИЗ МОСКВЫ В ПЕКИН

МОСКВА

Мы прибыли на поезде из Санкт-Петербурга рано утром, и в нашем распоряжении был целый день и весь вечер.

Сдав свои вещи в камеру хранения, мы пошли по Москве куда глаза глядят. Ни один из нас не особо любил бывать в столице, и каждый всегда с облегчением покидал её, оказываясь там только проездом. Но в этот раз всё было иначе. Происходило нечто от нас мало зависящее.

Бродя по Москве, мы пришли к Чайковскому Петру Ильичу после того, как побывали у Тургенева Ивана Сергеевича. На площади которого, кстати, выяснили, что Дими не только немного схож внешне, но и как-то мистически связан. Будь с нами буддийский лама, он бы, пожалуй, шутки ради сказал, что есть ряд знаков-указаний на прямое потомство или реинкарнацию.

А Пётр Ильич был очень холоден, мы сразу это почувствовали, присев на каменную скамейку, но потеплел, когда мы достали наш термосок с горячим напитком. Оказалось, что чёрный кофе и ему по душе. Согревшись, мы сидели в его тени. Люди приходили, садились на мраморные скамейки у памятника и снова уходили. Я совсем расслабилась, сняла кроссовки, села в «полулотосную» позу и ударилась в воспоминания. Дими терпеливо и даже с интересом слушал меня. А из окон консерватории всё время раздавалось то громкое пение, то раскаты фортепиано. Солнышко согревало нас, а ветерок приятно обдувал со всех сторон.

***

В тот день мы много ходили и много, где побывали. Зашли в небольшой храм, встретившийся нам по пути. С утра даже зачем-то съездили в парк Сокольники. Когда день подошел к концу, мы вернулись на вокзал, уставшие от ходьбы и впечатлений.

Ближе к полуночи подали поезд до Поднебесной. Впереди нас ждала неделя в купе, и мы с удовольствием постояли на перроне под моросящим дождиком. В голове крутились два вопроса: «Что происходит? Неужели мы вот-вот поедем на Тибет?» Но проводница прервала круговорот вопросов, позвав нас в вагон. Мы зашли в купе, и поезд тронулся. В добрый путь!

МОСКВА

Поезд на Пекин отправлялся из Москвы, и столица служила для нас хоть и важным, но промежуточным пунктом.

Для Рерихов, проводивших свою первую масштабную экспедицию по Азии, Москва пришлась примерно на середину их путешествия. Первая рериховская экспедиция длилась с 1923 по 1928 год. Как писал Николай Рерих, её основной маршрут начинался и заканчивался в индийском Дарджилинге и на разных этапах проходил по Индии, Монголии, Китаю, Алтаю, Тибету.

Елена и Николай Рерих в Ладакхе, Индия, 1925 год. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)

Формально Рерих даже не включал Москву в перечень городов, посещённых экспедицией, однако он готовился к заезду в столицу Советской России загодя: нарисовал картину с образом Ленина в небесах, подготовил письмо от Гималайских Махатм и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина», а также переписал одну из книг рериховского учения Агни-йоги так, чтобы обозначить общие черты между коммунистической и буддийской общинами.

Что Рерих делал в Москве? Существует распространённая версия, что он активно сотрудничал с советской разведкой, и заезд в большевистскую Москву был началом нового этапа экспедиции, целью которого было наведение смуты в Тибете и свержение тибетского правителя — Далай-ламы XIII, который сотрудничал с англичанами.

Насколько правдива эта версия об экспедиции Рерихов и о разведчике Фуяме — вопрос остаётся открытым.

Как бы то ни было, в июне 1926 года в Москве Рерих вручил наркому Чичерину Г.В. приготовленные гималайские подарки, провёл ряд встреч, после чего отправился на Алтай. А мы в июне 2007 отправились из Москвы в Пекин на поезде, который следовал через всю нашу необъятную Россию.

МОСКВА-ПЕКИН

Пока мы раскладывали чемоданы и обустраивались, штора с гардиной дважды поприветствовали нас, падая нам на головы. А через некоторое время штору поддержала вывалившаяся из двери ручка. Вероятно, энергия вокруг нас била ключом, выкручивая отовсюду гайки и раскачивая поезд. Разложив вещи, мы заказали чай, который нам принесли в стаканах, упрятанных в замысловатые железные подстаканники, и с красивыми чайными ложечками. За окном уплывала Москва, радушно нас сегодня принимавшая. Мы стали негромко беседовать, убаюкиваясь ритмичным покачиванием вагона, оставаясь в настроении: как же хорошо, что что-то удивительное происходит!

***

День за днём, город за городом, рельс за рельсом мы пробирались по российским угодьям, приближаясь к границе. В вагоне нас обслуживали две российские проводницы, с которыми у нас сложились вполне дружеские отношения. Однажды они нас даже угостили яичницей собственного приготовления.

Отчасти благосклонность проводниц была связана с тем, что в нашем вагоне мы были единственными россиянами. Основную часть пассажиров составляли граждане Китая, покидавшие чужбину. Кроме них в вагоне в соседнем с нами купе был также один австриец, который ехал без сопровождающих и ни слова не говорил по-русски. А дополняла общую картину немецкая супружеская пара, мужская половина которой регулярно заглядывалась на русских женщин, за что предавалась суровому осуждающему взгляду от своей жены.

Поезд двигался от станции к станции. Большая часть времени проходила за разговорами и воспоминаниями, пока за окном мелькали леса, реки, города и медведи. Мы начали записывать свои впечатления.

***

В один из дней я проснулся рано-рано утром и обнаружил, что я один в купе. Выйдя в коридор, увидел, что Маргарита стоит у окна и, улыбаясь, смотрит в окно на Байкал, мимо которого мы в тот момент проезжали. Конечно же, она не могла проспать такой момент. Пару лет Маргарита прожила у берегов этого могучего и великого озера-моря. И с начала нашей поездки я услышал уже немало замечательных историй, связанных с Байкалом. И теперь я тоже познакомился с ним. Жаль, что через окно.

А через день мы добрались до границы с Китаем.

**СИБИРЬ**

Большую роль Рерихи отводили Сибири и Дальнему Востоку. Особенно важным они считали Алтай. Именно там должен был быть основан чудесный город Звенигород — центр задуманной Рерихом Новой Страны, объединяющей немалую часть Азии под сенью спаянных буддизма и коммунизма.

«Жив ленинизм». Елена и Николай Рерих (в центре) в Новосибирске, 1926 год. (Фотография из коллекции Музея Николая Рериха, Нью-Йорк)

Идее Новой Страны не суждено было свершиться, однако идея Звенигорода, зафиксированная в дневниках Елены Рерих среди записей посланий от Махатмы Мориа, ещё жива. Но была ли она предназначена для быстрого воплощения, реализации? В соответствии с теософскими представлениями — не была:1

«Город-мечта, город прекрасный Звенигород лежит в пространстве Бытия. В Стране Огненной город рождён, и город завещан людям, на будущее завещан, но стремление его увидеть проявленным равнозначно тому, как дитя, в утробе формирующееся, увидеть до его рождения. Стремление увидеть в тонких эфирах хорошо само по себе и даёт рост развитию третьего глаза. Но активная реализация города физически — это как преждевременные роды. Город есть, жизнь в нём развивается и протекает на плане эфирном. Город красив и величественен. Город знаний и фундаментальных наук, искусств и мелодий световых гармоний. Живут в городе искусные мастера, учёные, мыслители, музыканты, много разных талантливых людей»

ЗАБАЙКАЛЬСК — ГРАНИЦА С КИТАЕМ

Степной городок Забайкальск находится на границе России с Китаем. Неподалеку также расположилась Монголия. Наш поезд «Москва-Пекин» ушёл на несколько часов вместе с нашими вещами на встречу с китайским электровозом, оставив нас гулять по пыльным улочкам города в поисках прохладного кафе или ресторана. Накануне мы претерпели утомительный и напряжённый российский погранконтроль и нуждались в подпитке энергией. Мы уехали уже за 7000 километров от дома, и оставался лишь марш-бросок до Пекина.

Кафе при гостинице «Россия» сильно напомнило советскую столовку. Меню, написанные от руки, стародавние скатерти, лениво выглядывающая из кухни огромная повариха и одна официантка на все имеющиеся в кафе столы, хмуро принимающая заказы у измученных долгой дорогой путешественников.

— Пойдём отсюда?

К счастью, нашёлся небольшой ресторан со спасительным кондиционером. Компания нарядных детишек отмечает здесь день рождения девочки Лены. Сдвинуты и накрыты три стола. Тётя-массовик-затейник флегматично развлекает детей, каждую минуту выдавая из своей книжечки новый конкурс, не давая детям опомниться. Приветливая официантка принимает у нас заказ, предлагает выпить сибирской водки «Пять звёзд». Правда, оказалось, что вся водка была выпита накануне (надо полагать, это сделала вчера тётя-массовик:) А брюссельская капуста с кедровыми орешками хоть и выглядела в меню многообещающей, оказалась невкусной. Зато рыбка была хороша.

Пообедав, мы вернулись на вокзал. В ожидании состава пассажиры сонно слонялись по перрону или дремали, лёжа прямо на земле, в тени невысоких кустов. Но когда поезд пришёл (гораздо позже, чем обещал), все неожиданно резво вскочили и побежали по своим местам.

Примечания

Глава 6 Учения о Мире Огненном // Цитадель Мира Иерархия. URL=http://www.agniworld.org/fiery-world/06