В предлагаемой книге раскрыты основные сведения о городе Хойники.Пересказано: об общей истории города, о еврейских Хойниках, о Холокосте, о краеведческом музее, о Полесском государственном радиационно-экологический заповеднике, о Хойникском замке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хойники и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
II История: общая
2.1 Ранняя история. Название Хойников
Хойники 1800 гг.
Ранняя история
«Согласно историческим записям, Хойники впервые упоминаются в 1504 году как подданство Великого княжества Литовского» [7]
Первое упоминание Хойников (с Остроглядами) — в привилее 1504-го г. (от третьего июня) «короля польского и великого князя литовского Александра пану Семёну Фёдоровичу Полозовичу за воинские заслуги на вечные времена», это засвидетельствовано описью архива князей Шуйских, которые хранятся в Главном архиве давних актов в городе Варшаве.
Семен Федорович Полоз гербу Полозович [8]:
«Семен Федорович Полоз гербу Полозович (пол. Seńko (Semen) Połozowicz,? — пом. перед 1530) — в 1494—1495 роках київський ключник, у 1500 році київський митник, у 1505 році черкаський намісник 1510 року овруцький намісник, у 1522—1529 річицький намісник (староста). Відомий організацією ним козацьких загонів та військових виправ для них. Батько: Федір Іванович Полоз з Пінського повіту
Брати: Іван Федорович Полоз та Щастний Федорович Полоз. Військова діяльність
Активний учасник боїв з кримськими татарами. У 1510—1524 роках був козацьким ватажком
За перемоги над татарами у 1508 і 1511 роках Децій називав його „славним руським вояком“, а Бельський — „Полозом Русаком славним козаком“. Сенько Полозович виступав організатором козацьких підрозділів разом із Коростишівським паном Кшиштофом Кмітою, для боротьби проти татарської агресії. У 1524 році разом з Кмітою біля о. Тавань блокували переправи кримських татар, що поверталися після набігу на Галичину. Бої тривали протигом тижня, після закінчення набоїв козаки на чолі із Полозовичем та Кмітою відступили. Під враженням від цього успіху того ж року з їхньої ініціативи на засіданні державної ради Великого князівства Литовського розглядалося питання про прийняття козаків для несення прикордонної служби за державний кошт. В листі Сигізмунда І до членів державної ради навіть згадувалося про перші кроки цієї акції: « Пан Семен Полозович и пан Кшиштоф поведаючи, иж они, яко слуги наши добрые и верные… собравши малый почот Козаков, предся тым на низ Днепром до Киева и далей до Тавани на службу нашу ходили и, там будучи, послуги нам немало своее вчинили: тых людей неприятелей всех татар, который в панстве нашом были, тыждень через Днепр не пропустили ино каждый дей день з ними битву мевали и много дей их вбили, а иншие дей сами тонули. Кгдыж они с тым малым почтом людей таковыи послуги нам, господарю, чынили, мы на то бачымы, кгды бы там тысяча або две людей наших Козаков на Днепре мешкали, снать бы и овшем была от них большая и знаменитая послуга и оборона панством нашим. А так и ото жедамы вашое милости, рад наших, рачте о том радити и мыслити. И виделося бы вашое милости там по Днепру Козаков имети на пришлое лето для осторожности и обороны панством нашим и ваша милость рачте обрати з дворян наших которого годного и доброго человека и казали бы ему скоро по Велицедни до Києва ехати и Козаков збирати, и казали бы ваша милость к тому часу сукон и пенязей на них колко сот коп послати, а тыи козаки по Днепру на перевозах разложити»
Хоча урядовий проект провалився через нестачу коштів, ідея охорони південного прикордоння силами козаків збереглася. У 1526 році на чолі козачького заогну здійснив напад на межі Московської держави, сплюндрувавши волоісті Стародубщини та Гомельщини, захопивши поселення Попову Гору та Дроків. На це королю скаржився московський цар Василь III, проте без результату.
Год 1512-й явился годом разграничения Хойников с Брагинской волостью князя Михаила Васильевича Збаражского.
Хойники находились (согласно историческим записям) [9]:
Источник: https://present5.com/rossiya-i-baltiya-rasxozhdenie-civilizacij-zaostrovcev-a-p/
«в Киевском воеводстве Великого княжества Литовского, принадлежали Полозовичам, Любецким, Харлинским, Абрамовичам, Брозовским, Шуйским, Прозорам»
Со 2-й половины шестнадцатого столетия село Хойники находилось
в Киевском повете, после — в Овручском повете.
Название
В отношении названия Хойников известно следующее [10]:
«Хойники… Существует две версии относительно названия. Одна из них — от слова «хойник». В словаре Брокгауза и Эфрона говорится, что «хойник» — мера сыпучих тел, известная во времена Гомера…». Эта мера равна была количеству зерна, необходимого для прокорма одного взрослого человека в течение дня.
Другая версия происхождения названия «Хойники» — от понятий «хвоя». Это связано с тем, что с трех сторон город окружали болота и большие массивы хвойных лесов. Эта теория нашла своё подтверждение в гербе, который представляет собой скошенный зелёно-серебряный щит. На зелёным фоне размещен золотой символ Хойникского замка».
2.2 Семнадцатое-восемнадцатое столетия. Девятнадцатое столетие
Семнадцатое-восемнадцатое столетия
Последняя треть семнадцатого столетия. Хойники в этом временном периоде являлись местечком, центром волости.
Период семнадцатого-восемнадцатого столетий. В данное время в пойме реки под названием Квеся существовал выполненный из дерева Хойникский замок.
Год 1793-й. В это время Хойники являлись составной частью Российской империи, в пореформенный период — центром волости Речицкого уезда Минской губернии.
Флаг Хойники
Леонид 2 — Собственная работа
Девятнадцатое столетие
Год 1897-й [11]:
«В 1897 году проживало 2685 жителей, из них 1668 евреи. Работали 2 спиртзавода, железообрабатывающий, лесопильный, колёсный заводы. Было 2 водяные мельницы, 2 школы, Покровская церковь, костёл, 3 синагоги, 26 лавок, 2 постоялых двора, почтовая станция.
В 1897 году город, расположенный в Зоне обязательного проживания еврейских подданных Российской империи, имел мощную общину в 1668 человек (62% всего населения)».
О застройке города в 19-м столетии (старые названия улиц) [25]:
«А. М. Зеленковский в своей брошюре, касающейся истории города, сообщает, что когда в 1863 г. в городе был построен костел, началась застройка местечка по улицам Базарной и Зеленой (теперь улица Советская), Замковой (площадь Танкистов), Замкового переулка (Вокзальная), Кузнечной (Домникова), Янова (Пионерская), Погорелой (Пролетарская), Церковной (Интернациональная), Школьной (И. П. Мележа). При этом с запада, севера и востока город охватывали непроходимые болота».
2.3 Начало дороги. Двадцатое столетие. День беларуской письменности
Начало дороги
Начало дороги [12]:
Иллюстративное фото. Источник: https://fishki.net/2690796-cvetnye-fotografii-zheleznyh-dorog-carskoj-rossii.html
«Конец ХIХ — начало ХХ века было временем интенсивного строительства железных дорог в России. На территории Белоруссии железнодорожные ветви были объединены под одним началом, именуемым Полесские железные дороги. К ним относились линии: 1) Вильна — Сарны; 2) Барановичи — Белосток; 3) Брест — Жабинка — Брянск; 4) Мосты — Гродно; 5) Полоцк — Багратионовская; 6) Люща — Канал (Чучевичская ветка); 7) Василевичи — Хойники (Василевичская ветка). Дороги строились за счет казны, а вот две последние строились за счет землевладельцев. Конечно, у крестьян таких денег не было, а помещики определенным капиталом располагали. И вот собрались однажды эти самые эксплуататоры и здраво рассудили, что Хойникам железной дороги не дождаться никогда. Компания была солидная: из имения Рудаков сам Станислав Александрович Ванькович, своего престарелого отца Михаила Авраамова, владельца имения Хойники, представлял его сын Андрей Михайлович и поверенный владелицы имения Остроглядовичи Любови Марковны Зовейко Афоний Малащицкий. Несколько позже к ним присоединился владелец имения Борисовщина Ястржембский. Приглашен был заодно младший инженер по дорожной части Речицкой уездной управы Кузнецов, которому и изложили свои доводы. Хойникская, Остроглядовичская* и Брагинская волости считались в Речицком уезде самыми плодородными. А значит, были у землевладельцев большие излишки сельхозпродукции, которую надо было реализовывать на стороне. И лес был в достаточном количестве, который так ждали за границей. А возили помещики эту самую продукцию на Речицкую железнодорожную станцию, куда в одну сторону составляло 60 верст. И вот ежели бы провести такую железку от Хойник до Василевич, то расстояние было бы в два раза короче. Желание их было велико, но они хотели сделать большое дело малыми затратами. Ушлый Кузнецов, хотя и был младшим инженером (старшего в уезде не полагалось, таковой обретался в Строительном отделении Минской губернской управы), зная суть дела заблаговременно, предложил наиболее удобный для помещиков вариант строительства железной дороги. Землю под строительство дороги помещики предоставляли бесплатно. Правда, помеху могли представить крестьяне. Все же революционные события 1905 были в самом разгаре. Но работа с крестьянами была проведена довольно основательная, если рядом с прошением помещиков в Речицкую уездную управу по делам земского хозяйства легло прошение крестьян об их согласии на проведение железной дороги по их землям. На нем имеются подписи сельских старост: от деревни Корчёвое подписался Адам Бордак, от деревни Дубровица — Филипп Дрозд и крестьянин Исаак Дрозд, от села Загалье — Иван Коваль, от деревни Гноев — Петр Бровкин и крестьяне Артем Лукьяненко и Михаил Суденко, от деревни Малешев — М. Рудобелец. Для рассмотрения такого важного и необычного вопроса собралось все уездное начальство. 29 июня 1905 года заседание Речицкого уездного комитета по делам земского хозяйства возглавил сам предводитель дворянства барон М. М. Розен. Присутствовали земские начальники Б. Г. Ефремов и А. С. Каморный. Тут же уездный исправник Л. А. Караулов и податной инспектор Ф. Ф. Гар, непременный член управы Н. П. Соболевский и известный уже нам младший дорожный инженер Кузнецов. И уж никак не могли в решении этого вопроса обойтись без земского гласного И. И. Будзяновского, и в особенности без отца наблюдателя церковных школ священника И. В. Лотоцкого, ветеринарного врача А. У. Крикунова и инспектора народных училищ И. В. Любицкого. Присутствовали старшины Заспенской волости Сурта и Лоевской — Кравченко. Что удивительно, в протоколе не отражено присутствие волостных старшин Хойникской, Остроглядовичской* и Брагинской волостей. Вероятно, по причине их неприглашения. Неглуп был уездный правитель барон Розен, подбирая себе команду. Быстро прикинули его помощники, что земляные работы стоимостью около 7 000 рублей можно безболезненно выполнить за счет натуральной повинности крестьян, то есть, по существу, бесплатно. Необходимую для строительства дороги плотину через болото Щоуб, а также четыре деревянных моста (при условии безвозмездного выделения материалов землевладельцами) можно изготовить на тех же условиях. К тому же выяснилось, что в связи с выделением 19 марта 1904 года Губернским комитетом 159 500 рублей дорожного капитала на содержание Речицких уездных дорог количество выделенных денег превышало потребности уезда. А значит, добрую часть их (пока не изъяло их за неиспользованием вышестоящее начальство) следовало пустить на строительство железной дороги. Об этом и было направлено в губернию прошение о строительстве железной дороги Василевичи—Хойники. Данное прошение было рассмотрено благожелательно. И вот под патронажем Полесских железных дорог началось строительство этого железнодорожного ответвления. Пока не обнаружены документы, подтверждающие денежные вложения «бескорыстных радетелей» в оную железную дорогу, да и сам протокол Речицкого уездного Комитета по делам земского хозяйства от 29 июня 1905 года подтверждает, что земство было в состоянии обойтись своими средствами. Однако интересен тот факт, что после ввода дороги в эксплуатацию она была передана на баланс Полесских железных дорог, чтобы не обременять Речицкие власти изысканиями дополнительных средств на содержание дороги. А сами учредители — Ванькович, Ястржембский и Авраамов до самой революции получали 5% от сметной стоимости дороги ежегодно, как если бы они полностью строили всю железную дорогу за свои деньги. Так что бескорыстие было очень выгодным делом. Во всяком случае, в те времена.
*Д. Л. Вінаградаў ізноў арыгінальнічае, бо ў дакуменце гаворыцца пра Мікуліцкую воласць. Астраглядаўскай проста не існавала (С. Бельскі).
Постройка железнодорожной ветки положительно сказалась на экономике региона. На Хойникщине стали возникать, пусть небольшие, заводы. Появилась возможность завоза громоздкого и сложного оборудования: котлов, станков и др. — и вывоза продукции на продажу.».
Двадцатое столетие
Хойники на старом фото. Источник: https://ok.ru/video/2275702343089
Год 1917-й был годом установления власти советов.
Год 1918-й (февраль — декабрь). Это было время оккупации Хойников германскими войсками.
Год 1919-й был годом присоединения Хойников к РСФСР. С данного года они входили в состав Гомельской губернии РСФСР,
Год 1926-й. С восьмого декабря этого года Хойники превратились в центр р-на Речицкого.
Год 1927-й явился годом передачи Хойников Беларуской ССР.
Период 1927-го — 1930-го годов. В данном временном периоде Хойники являлись частью Гомельского округа Беларуской ССР.
Год 1938 (двадцать седьмое сентября). С этого времени Хойники являлись городским поселком Полесской об-ти с 3,4 тыс. жителей и с лесопильным заводом.
Период с двадцать пятого августа 1941-го года по двадцать третье ноября 1943-го года. Это было время оккупации Хойников германскими нацистскими войсками.
Год 1954-й. Это было время вхождения Хойников в состав Гомельской об-ти.
Год 1967-й (десятое ноября). Это было время получения Хойниками статуса города.
Год 1970-й. В данном году в городе проживало 9,5 тысяч человек.
Год 1986-й. В этом году в городе проживало 45,9 тысяч человек. И в этом году Хойники серьезно пострадали из-за Чернобыльской катастрофы.
День беларуской письменности
Источник: http://www.websmi.by/2010/09/den-belorusskoj-pismennosti-proshel-v-xojnikax/
«Дзень беларускага пісьменства, першапачаткова назва Дзень беларускага пісьменства і друку — дзяржаўнае свята ў Рэспубліцы Беларусь, якое адзначаецца з 1994 года
ў першую нядзелю верасня. Штогод свята ладзіцца ў новых гарадах з багатай гістарычнай спадчынай, даўніх цэнтрах асветы, культуры і кнігадрукавання» [20]
«в городе Хойники Гомельской области прошел День белорусской письменности. Празднование развернулось в городском парке. Несмотря на то, что было довольно прохладно, огромное количество людей: съехались гости со всех областей, автомобильные стоянки были заполнены до отказа. Мероприятия тоже поражали многообразием: всевозможные выставки, литературные встречи, посадка сада молитвы, праздничный концерт, ведущими которого днем были сотрудники телеканала ОНТ. Кстати, гостиницы в гомеле весьма пристойные, и в них любят останавливаться приезжие». Источник: http://www.websmi.by/2010/09/den-belorusskoj-pismennosti-proshel-v-xojnikax/
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хойники и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других