Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья

Маргарита Васильевна Акулич

Эта книга, по сути, является продолжением книг М. В. Акулич «Нейролингвистическое программирование (NLP): базовые знания», «Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть первая» и «Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть вторая».В данной книге рассказано об использовании NLP-техник в общем плане. Также дано описание ряда конкретных NLP-техник.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II NLP-Техника VAK

VAK technique — Visual, Auditory and Kinesthetic — Визуальный, Слуховой и Кинестетический. NLP-Техника VAK — это использование знаний о VAK в профессиональной и личной сферах.

2.1 Использование знаний о VAK. Когда вы выступаете перед большим количеством людей. Три разных способа восприятия, мышления и выражения своего мнения

Использование знаний о VAK

Использование знаний о VAK распространяется на практически любое общение с людьми. Установление раппорта существенно облегчается при понимании вами способа восприятия мира вашего собеседника — для этого требуется лишь использование подсознательно понимаемых им слов. Донесение своей мысли до человека значительно упрощается для вас, если вы говорите с ним в понятном ему формате.

Представьте себе двух собеседников с разными способами мышления. Если каждый из них станет говорить на присущем ему языке, то между этими собеседниками вряд ли возникнет взаимопонимание. Скорее между ними возникнут недоразумения, приводящие к ссорам и разговорам на повышенных тонах. В тоге даже при наличии у них одного и того же взгляда на обсуждаемую проблему они не смогут прийти к единогласию. Между ними может возникнуть неприязнь и даже враждебность.

Когда вы выступаете перед большим количеством людей

Когда вы выступаете перед большим количеством людей, старайтесь прибегать к включению в свою речь слов и аргументов, понятных разным людям: визуалам, аудиалам и кинестикам. Если вы являетесь использующим только одну речевую модель оратором, ваша аудитория (по крайней мере, ее большая часть) может огорчиться или заскучать.

Визуал поймет вас, если вы покажете подходящие картинки. Аудиал оценит ваши усилия, если вы сумеете толком все объяснить на словах. Кинестик же по достоинству оценит предоставление ему возможности прикосновения, к примеру, к производимому вашей компанией товару.

2.2 Три разных способа восприятия, мышления и выражения своего мнения. Упражнение «Замечающий»

Три разных способа восприятия, мышления и выражения своего мнения

Не забывайте о 3-х разных способах восприятия, мышления и выражения своего мнения. И если вы проводите презентацию, старайтесь задействовать разные способы донесения своего сообщения — чтобы это сообщение правильно дошло до визуалов.

Если говорить о визуалах, то им, чтобы до них дошло, надо видеть (например, производимые вами изделия) хотя бы на фото. Им также понравятся представленные вами графики и схемы. Но возможно, ваши слова их совершенно не впечатлят.

Аудиалы (напротив) настроены на внимательное слушание всего, что вы им говорите. И они обязательно заметят, как именно вы говорите. Если ваш тон напористый и уверенный, вы сможете их убедить. Однако их, скорее всего, станут раздражать и вызывать к вам недоверие ваши неверно построенные фразы, ваши непонятные им паузы в разговоре, — как и проявленная вами робость.

Кинестетикам для получения их положительной реакции надо давать возможность что-либо потрогать, пощупать, погладить, подержать в руках (например, изготавливаемое вашей компанией изделие).

Далее мы рассмотрим ряд упражнений.

Упражнение «Замечающий»

Потратьте свой день на слушание того, что и как говорят разные люди, обеспечивая фиксирование особых, характерных для них слов и фраз. Вскорости вы придете к выводу, что у вас начинает формироваться способность к тому, чего не могут другие — «увидеть, подслушать, почувствовать» особенности разных людей.

2.3 Упражнение «Воздействие VAK». Упражнение «Сторонний наблюдатель»

Упражнение «Воздействие VAK»

Когда вы говорите с собеседником, постарайтесь стремиться к пониманию, к какому типу VAK-модели относится ваш собеседник. Общайтесь с ним соответствующим образом, вставляя в свое общение правильные выражения, слова и жесты, и наблюдая за реакцией вашего собеседника.

При совершении вами ошибки в «диагнозе», человек станет раздражаться, голос его окажется более или менее громким, он проявит безразличие к разговору. Это будет поводом для вас, чтобы вы поменяли модель и стали снова следить за реакцией данного человека. Если вы «попадете в яблочко», вы тут же заметите воодушевление и оживление собеседника.

Для замечания изменений в реакциях и поведении других людей вам целесообразно обеспечивать развитие навыков наблюдения. Эти навыки присущи малому числу людей — ведь обычно люди сосредоточены на том, что они сами желают сделать или сказать, а не на том, что желают сделать или сказать другие.

Навыки наблюдения, кстати, необходимы для использования техник гипнотического воздействия. Наверное это кажется непростым. Но на самом деле обретение таких навыков не является слишком сложным. Главное — чтобы вы особо не думали о себе и не беспокоились по поводу того, что и как вы говорите и насколько удачно используете NLP-техники. Вам нужно научиться доверять себе и поменьше в себе сомневаться.

Вам не стоит забывать, что когда вы находитесь рядом с собеседником, вы говорите не с самим собой. И любое ваше слово и движение может вызвать у собеседника эмоции, причем не только позитивные, но и негативные. Вам следует замечать это и менять при необходимости свои тактики.

Вызов положительных эмоций при их чрезмерности не слишком хорош. Не нужно слишком увлекаться. Если вы решили, что получилась некоторая чрезмерность, понизьте темп или перейдите на использование другой техники — вам не нужно сталкиваться с исчезновением раппорта. Однако доведение вашего собеседника до экзальтации — нецелесообразно.

При фиксировании вами негативных эмоций вам желательно прийти к пониманию, чем именно они вызваны. Их может вызвать ваше поведение. Измените его. Если же вы нарочно прибегали к нагнетанию негатива, чтобы человек испытал испуг, то примените после этого дающую противоположный эффект технику. Например, скажите что-нибудь обнадеживающее или поддерживающее.

Упражнение «Сторонний наблюдатель»

Понаблюдайте за тем, как говорят между собой другие люди, не слыша их слов. Иногда во время разговоров можно увидеть резкие или яркие реакции. К примеру, после высказывания одного человека другой человек может покраснеть или повернуть голову в сторону. Лицо человека может побледнеть. Или человек может начать двигаться, шевелить пальцами и т. п.

Вам в этом упражнении рекомендуется подумать, какие из высказываний собеседника могли породить именно такие реакции. Данное упражнение поможет вам научиться «подслушивать» чужие разговоры, даже не слыша слов собеседников.

2.4 Упражнение «Наблюдение». Упражнение «Чтение мыслей по глазам»

Упражнение «Наблюдение»

Наблюдением за реакцией людей на ваши слова и действия по использованию гипнотических приемов либо установлению раппорта лучше начинать заниматься с применением несложных техник или даже вовсе без их применения.

При осуществлении бесед с людьми фиксируйте их реакции на ваши действия и слова. Поначалу это может показаться вам сложным. Вы можете либо заниматься фиксированием, либо думать о том, что и как вы говорите, либо наблюдать за реакциями собеседника. Вам будет легче, если вы отработаете какую-либо NLP-технику (к примеру, технику отзеркаливания), а после — станете ее использовать при наблюдении за собеседником.

Настойчивость вам, конечно, не помешает. И в итоге у вас, несомненно, все получится.

Упражнение «Чтение мыслей по глазам»

Вы уже научились слежению за словами и жестами людей. Теперь — самое время для вас научиться «чтению» взгляда.

Когда люди беседуют, их глаза не фокусируются на одной точке. Имеет место постоянное перемещение взгляда, сужение и расширение зрачков, моргание век, изменение морщинок вокруг глаз — то они собираются, то происходит их разглаживание.

Если вы будете внимательно следить за глазами своего собеседника, то сможете догадываться, как и о чем он думает и когда он начинает терять интерес к разговору с вами. Вы обретете проницательность.

Помимо прочего, «чтение» движения глаз нередко способно содействовать выявлению способа мышления человека по модели VAK. Задумавшийся визуал склонен смотреть вверх и влево, аудиал — водить глазами вправо-влево, а кинестетик — вниз и вправо (конечно, имеется в виду, что люди являются не левшами, а правшами).

Когда вы знаете эти особенности, вы станете думать и действовать более эффективно. Переведите свой взгляд в сторону «задумчивости» — и плодотворность вашего мышления повысится.

Движения глаз вправо-влево и вверх-вниз связаны с процессом активации разных частей головного мозга. Специалисты по неврологии называют эти движения латеральными глазными движениями, а NLP-специалисты называют их глазными сигналами доступа, так как наблюдая за ними, вы можете обеспечивать определение того, как люди думают и получают информацию.

В то же время вам не стоит забывать, что:

Из любых правил могут быть исключения.

Свойственные конкретному человеку глазные сигналы доступа отличаются устойчивостью и неизменностью.

Для являющихся левшами людей обычно наблюдается такая ситуация,

что «право» и «лево» меняются местами, а «верх» и «низ» остаются такими же, что и для правшей.

2.5 Упражнение «Читаю взгляд»

Способ упражнения первый

Выполнение данного упражнения возможно при обычном разговоре с кем-либо. Вам надо задать вопрос с задействованием визуального, аудиального или кинестетического мышления, и обратить внимание не столько на ответ, сколько на движение глаз вашего собеседника.

Вопросы могут быть примерно такими:

«Что теплее — столешница из дерева или из пластика?»

«Как звучала мелодия из фильма Х?»

«Вы не помните, в библиотеке на улице У есть диваны или поставлены только кресла?».

Способ упражнения второй

Вам предлагается обеспечивать выполнение упражнения совместно с вашим приятелем или другом. Загодя придумайте и запишите перечень вопросов (по два—три вопроса в каждую из 7-ми клеток таблицы) и перемешайте их таким образом, чтобы не попадались подряд вопросы из одной и той же клетки.

Затем вам следует сесть напротив друг друга. Задавайте вашему другу вопросы из перечня, следя за движениями его глаз и не вслушиваясь в его ответы.

Отмечайте, в какую сторону произошло смещение взгляда вашего друга при каждом из задаваемых вами вопросов. При этом пусть он лучше не видит, как вы ведете запись. Если вы вместе с другом сидите за столом, то вам целесообразно положить листок с заранее изображенной таблицей себе на колени и просто вписывать в нужные клетки этой таблицы номера ваших вопросов.

Далее вам нужно поменяться со своим другом местами. Пускай теперь задаванием вопросов занимается он. А ваша задача — на его вопросы отвечать.

Обманывать друг друга вам настоятельно не рекомендуется. При переведении вашего взгляда не туда, куда он движется естественным образом, вы допустите нарушение своих мыслительных способностей, а если вы станете обманывать неоднократно, вы рискуете выглядеть ну уж очень неумным (мягко говоря).

После первого занятия к вам придет понимание того, как это классно — обладать умением наблюдения и фиксирования движения мыслей другого человека!

Оценивая собственные успехи, будьте самокритичными. Вы ведь хотите быть настоящим мастером, а настоящие мастера не довольствуются узнаванием о чем-то: они научаются в легкой и непринужденной манере выполнению любого кульбита. Им это удается с помощью упорных и настойчивых тренировок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я