Современное стратегическое управление инновациями в компании как путь к повышению ее конкурентоспособности

Маргарита Акулич

Стратегическое управление инновациями в настоящее время является движущей силой развития и достижения конкурентоспособности любых компаний с точки зрения экономического успеха.В книге описаны основные аспекты, касающиеся современного стратегического управления инновациями. Она полезна не только для сферы бизнеса, но и вообще для людей, стремящихся к достижению высот в жизни и карьере. Книга в том числе интересная.

Оглавление

IX Что такое VUCA?

9.1 Понятие и составляющие VUCA. Компаниям нужно изобретать больше, хотя риск провалов возрастает

Понятие VUCA

С помощью VUCA дается описание мира, в котором мы живем, четырьмя атрибутивными словами: мимолетный, неопределенный, сложный и неоднозначный.

Изменения могут вызывать беспокойство, особенно если они масштабны и происходят очень внезапно. Соединенные Штаты столкнулись именно с такой ситуацией, когда в 1990-е годы социалистическая система рухнула, и единственный враг исчез. Вместо четкого фронта между Востоком и Западом внезапно возникло множество новых угроз и кризисов, не следовавших известным до того времени правилам. Военным США пришлось адаптироваться к этим новым условиям и изначально они дали данным условиям название: VUCA. Этот акроним означает изменчивость, неопределенность, сложность и двусмысленность.

Но с момента оцифровки не только рамочные условия для армии США изменились. Все мы более или менее внезапно попали в среду, в которой не можем ни на что полагаться и которая постоянно сталкивает нас с чем-то совершенно новым.

Составляющие VUCA

Познакомьтесь с VUCA.

Волатильность: инвесторы знакомы с термином «волатильность». Акции, цены на которые падают или быстро растут, называются волатильными. Вообще говоря, это означает, что небольшие или серьезные изменения происходят в нашей среде совершенно непредсказуемым образом. И причину, и следствие трудно понять. Неопределенность: предсказывать и рассчитывать события становится все труднее. Прошлый опыт, а также прогнозы создают все более не надежную основу для выводов о будущем. Это столкновение со все новыми и новыми «сюрпризами».

Сложность: механизм между причиной и следствием становится все труднее и труднее понять. Действия могут иметь последствия, которые нельзя было предвидеть заранее.

Непрозрачность контекстов. Здесь важно то, что имеется разница между сложным и сложным с упрощением. Сложное описывается логическими условиями, которые можно упростить. Чтобы было понятно, это можно сравнить с сокращением дроби 6/8 до 3/4. Сложное остается по факту тем же сложным, но с упрощением.

С другой стороны, сложные системы нельзя объяснить принципом «если-то», потому что они очень разнообразны и динамичны. Неоднозначность. Она относится к ситуации (или к информации), которой нереально дать точную оценку. «Что это значит сейчас?» — вот вопрос, который мы задаем себе в таком случае. К сожалению, однозначных ответов нет, есть только много ответов.

Другими словами, нет ни черного, ни белого варианта, есть много разноцветных вариантов.

Компаниям нужно изобретать больше, хотя риск провалов возрастает

Для компаний мир VUCA создает дилемму: бизнес-модель, с помощью которой они до сих пор получали хорошую прибыль, может больше не работать завтра. Поэтому компании вынуждены чаще изобретать новые технологии. Однако инновации сами по себе связаны с неопределенностью, и значение параметра VUCA многократно возрастает.

Станут ли изобретения инновациями, сегодня сложно определить. Опыт прошлого в качестве плана на будущее становится все более бесполезным.

Подведем итог: компании вынуждены пробовать что-то новое, но в то же время они знают, что риск провала увеличивается. Проблема, с которой сталкиваются многие компании, заключается в том, что они организованы таким образом, чтобы оптимально выполнять существующие процессы и избегать ошибок, насколько это возможно.

Однако новизна и изменения не являются частью повседневной работы и, следовательно, представляют собой разрушительный фактор. С этой организационной формой невозможно справиться с проблемами мира VUCA. Более важно найти процессы, постоянно сталкивающие компании с VUCA и рассматривать ошибки не как разрушительный фактор, а как возможность на них учиться. Этого можно достичь с помощью стратегического управления инновациями принимая как данность то, что противостояние неизвестному и новому становится частью повседневной жизни.

Можно внедрять процессы, проявляя озабоченность новым, и одновременно постоянно сомневаясь в очевидных фактах из повседневной деловой жизни.

Дорожная карта — полезный инструмент для разработки инновационной стратегии, отвечающей требованиям мира VUCA. Грубо говоря, дорожная карта инноваций — это карта вашего инновационного успеха. Она состоит, с одной стороны, из генеалогического древа инноваций, иллюстрирующего ваше инновационное прошлое, а с другой стороны — из индивидуальной Вселенной тренда, связанной с временной шкалой.

Дорожная карта — это результат структурированного анализа и оценки прошлого и будущего. При этом необходимо понимать, что в мире VUCA крайне важно регулярно использовать этот анализ. А также помнить, что с VUCA вы постоянно подвергаете сомнению свое прошлое и будущее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я