Речица и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

В книге пересказано о беларуском городе Речица, его достопримечательностях, его общей и еврейской истории, о холокосте в нем, о еврейском кладбище и некоторых известных евреях, рожденных в нем.Книга имеет образовательный и культурный характер.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речица и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

IV Речица еврейская

Речицкие евреи. Фотографии разместил человек, который родился 1 января 1922. Израиль. Последний визит его на ok.ru был в 2017 г. Источник: https://ok.ru/profile/174770198388

«Евреи упоминаются в Речице с семнадцатого века, хотя пришли туда раньше. В 1765 г. там проживало 133 еврея, в 1847 — 2080, 1897 — 5334 из 9280 чел. от общего населения или 57,5%. После революции 1917 г. количество евреев Речицы составило 7386 чел. или 44,6% (1926) и 7237 чел. или 27,3% (в 1939)». (Леонид Смиловицкий) [10]

4.1 Ранняя история. Период семнадцатого-восемнадцатого столетий

Ранняя история

С конца четырнадцатого столетия Речица находилась в составе ВКЛ. Когда в 1569-м году произошло объединение Литвы и Польши, она стала центром повета. К данному времени в городе евреи уже проживали, но в небольшом количестве.

Период семнадцатого-восемнадцатого столетий

Год 1648-й. В данном году было восстание Б. Хмельницкого, казаки вырезали практически всех живших в ту пору в Речице евреев. Именно с пребыванием в городе казацких отрядов связано одно из ранних упоминаний о еврейском населении в городе. Из записки являвшегося дьяком Купанова Григория следовало, что в Речице произошло «избиение евреев полчищами Богдана Хмельницкого».

В статье «Моравецкий: восстание Хмельницкого — первое крупное преступление против евреев» написано следующее [11]:

Богдан Хмельницкий, восстание. vvesti.com Источник: https://sharij.net/109001

«Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во время лекции в городе Холм заявил, что Богдан Хмельницкий совершал преступления против еврейского народа. Видеозапись лекции размещена в YouTube, передает Европейская правда.

«Первым крупным преступным актом против евреев, который в еврейской историографии часто приравнивается к Холокосту, было восстание Хмельницкого. Очевидно, что тогда доходило до страшных преступлений, историки говорят о 100000 убитых евреев», — сказал он».

В семнадцатом столетии (в его середине) евреями города было обеспечено создание в нем еврейского квартала.

Когда Речица в соответствии с Андрусовским мирным договором была возвращена польским властям (1667-й год), постепенно начало происходить восстановление речицкой еврейской общины.

Год 1765-й. В данное время восстановление еврейской общины произошло, число ее членов равнялось 133 чел.

В материале Vasja_Mirnyj «История Речицы» поведано о следующем [5]:

Источник: http://rechitsa.hop.ru/rechitsa/history/history.html

«В результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Речицкое воеводство переходит во владение Российской Империи. Речица становится уездным городам Минской губернии. Российские императоры быстро наводят свои порядки на присоединённых землях. Так в результате указа Екатерины II „Черта постоянной еврейской оседлости“, евреям разрешается селиться и торговать только в специально оговоренных местах, таким способом Русские купцы ограждаются от конкуренции со стороны евреев. Указ приводит к миграции еврейского населения в разрешенные города, такие как Речица. В Речице значительно возрастает численность еврейского населения».

4.2 Девятнадцатое столетие. Двадцатое столетие (до советско-германской войны)

Девятнадцатое столетие

Речица. 19 век Источник: https://tutejszy.ru/gomelskaya/rechitskij/rechitsa/270-evrei-v-rechitse?

К 1800-му году евреи города (1 288 чел.) составляли две трети всего его населения. При постоянном увеличении еврейского населения Речицы его роль, соответственно, увеличивалась. Важные хозяйственные вопросы можно было решать лишь с участием евреев, конечно, это влияло на особенности общественной жизни в городе.

Год 1800-й. В данном году имело место утверждение первого регулярного Плана гор. Речицы. Согласно сведениям из окладных книг 1800-го года, проживавших в Речице евреев-купцов насчитывалось четырнадцать (для сравнения — христиан-купцов было тридцать четыре), евреев-мещан насчитывалось 1254 (для сопоставления — христиан-мещан 573).

Начало девятнадцатого столетия. В данное время среди населения Речицы евреев было больше всего. Они посещали молитвенные дома (их было 3) и синагогу (она в это время существовала и действовала). Позже имело место открытие еврейской начальной школы. И дети речицких евреев получали начальное традиционное образование в хедере.

Год 1847-й. Это был год проведения в городе ревизии, согласно ей в нем (городе) имелось «еврейское общество», состоявшее из 2 080 душ.

Год 1872-й. Это был год работы в Речице Еврейской школы русской грамотности и приходского двухклассного народного мужского училища (год его открытия — 1820-й).

Середина 1880-х годов. В данном временном периоде в городе была еврейская начальная школа и молитвенные дома в количестве 6-ти.

Частное еврейское мужское училище в период 1873-го—1880-го г.г. содержал Рубин Л. И.), а одноклассное частное еврейское женское училище в период 1883-го—1914-го г.г. содержал П. Я. Карасик. В городе действовала и Талмуд-тора.

Год 1890-й. В этом году [4]:

«в городе начали работать типографии Айзика Гиршева Шимановича и Герца Меерова Бриль, книжная лавка Иосифа Евсеева Фельсина».

Год 1894-й. В этом году начала работать фотография Гриши Аронова Блюмина.

Год 1897-й. В данном году в городе проходила перепись населения, с ее помощью было выяснено, что численность его еврейского населения составила 5 334 чел. (57.5 процента от численности всего населения).

В Речице действовала возглавлявшаяся духовным раввином города Шоломом Дов Бер Шнеерсоном иешива Хабада. Речица в конце девятнадцатого столетия благодаря его усилиям стала одним из важнейших центров хасидизма.

Год 1900-й. В данном году [12]:

«в Речице было создано отделение Общества любителей иврита (Агуддат ховевей сфат эвер), члены которого основали реформированный хедер. Спустя несколько лет появились сионистский и бундовский кружки».

Двадцатое столетие (до советско-германской войны)

Речица. Источник: https://tutejszy.ru/gomelskaya/rechitskij/rechitsa/270-evrei-v-rechitse?

Начало двадцатого столетия. В это время [4]:

«в городе действовало 7 синагог и 2 православные церкви, Синагоги находились: на углу ул. Александровской (ул. Калинина) и ул. Сапожницкой (ул. Пролетарская); на ул. Преображенской (ул. Ленина, центральная площадь) вместе с иешивой (принадлежала хасидам Шалома Дов-Бера Шнеерсона); на перекрестке улиц Успенской (ул. Советская) и Сапожницкой; между улицами Успенской и современной ул. Набережной („Высокая“ синагога); на перекрестке улиц Андреевская (ул. Луначарского) и Преображенской („Роговая“ синагога); сразу за „Роговой“ по Андреевской улице; на углу ул. Владимирской (ул. Урицкого) и ул. Преображенской („Купеческая“ синагога, красивая, в два этажа)».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речица и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я