Переговоры и личные коммуникации в бизнесе

Маргарита Акулич

В книге освещены разные техники, методы, подходы, нюансы и фишки, рекомендуемые к использованию в переговорах и личных коммуникациях.Книга адресована прежде всего представителям бизнеса. Однако возможно ее применение в самых разных сферах, как деловых, так и личных.Книгу могут использовать предприниматели, бизнесмены, преподаватели, студенты, тренеры, а также все, кого интересуют проблемы переговоров и личных коммуникаций.

Оглавление

II. ТЕХНИКА ПЕРЕГОВОРОВ, ПРИМЕНИМАЯ К ТРУДНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ

Трудные переговоры можно облегчить, используя составляющие соответствующей техники, освещение которых следует.

2.1 Образ переговорщика. Нахождение точки опоры. Упражнения для успокоения на трудных переговорах

Образ переговорщика

Человек всегда ощущает большую уверенность, когда он хорошо выглядит, поскольку имеет место положительная корреляция между внешним видом индивида и его внутренним состоянием. Внешний вид человека оказывает существенное влияние и на то, как его воспринимают люди. Поэтому если вы переговорщик, вам необходимо делать все возможное, чтоб хорошо выглядеть, говорить, двигаться, жестикулировать.

Важным представляется создание такого образа, который помогает воспринимать вас окружающими как спокойного, уравновешенного, уверенного в себе человека, имеющего чувство собственного достоинства и достойного уважения.

Работайте над вашими основными позами, которые должны буквально кричать о том, что вы находитесь в состоянии умиротворения и спокойствия. При этом позы ваши не должны быть ни чрезмерно расслабленными, ни, напротив, слишком скованными.

Не допускайте на переговорах таких действий как резкое ослабление галстука, или нервное постукивание ручкой по переговорному столу, теребление одежды и аксессуаров на ней, дотрагивание до волос и т. п. Все это действия, не способствующие созданию благоприятного имиджа. С руками при сидении на переговорах бывает трудно совладать, их можно взять в замок либо положить на подлокотники, если они имеются (если вы сидите на кресле).

Если на переговорах вам приходится стоять, то целесообразно слежение за фиксацией вами вашего тела.

Говорить нужно не слишком громко и не быстро, но и не чрезмерно медленно и тихо. Иной раз можно сказать что-то немного громче что, к примеру, является особо важным. Но сделать это нужно так, чтоб люди не подумали, что вы волнуетесь. Это не говорит о том, что речи положено быть лишенной эмоций. Эмоции выражать нужно, но красноречиво, а не с помощью агрессивного громкоговорения. К тому же эмоции выражаются и в мимике, и в жестах. При этом обязательно делать в разговоре паузы и стараться, чтоб они были многозначительными. Паузы можно делать не только в середине своей речи. Немного (совсем немного) помолчать полезно перед тем, как вы ответите на вопрос оппонента. Такое молчание говорит о взвешивании ответа и вызывает уважение.

Очень нежелательно на переговорах перебивать собеседников. Пусть они скажут, что хотели сказать, даже если это для вас не особенно приятные высказывания.

Старайтесь смотреть в глаза собеседника, но не пристально и остро, а спокойно. Иногда (в случаях разгоряченности оппонента) лучше смотреть не в его глаза, а на область переносицы. Можно также, если человек говорит разгорячено, смотреть на его глаза и думать об их цвете, или о длине его ресниц, или о форме его бровей.

Нахождение точки опоры

При трудных переговорах их ход не такой, каким бы вы хотели его видеть. Это не может не вызывать у вас раздражение, главным образом из-за не того развития событий, какое вам хотелось бы получить.

Прежде всего, в целях защиты для вас важно принятие любого результата — проигрыша среднего результата не удовлетворяющего вас сценария и т. д. при этом настраиваться надо и на то, чтоб не переживать из-за вероятной неудачи в переговорах. И вместе с тем, нужно настраиваться на благоприятный итог. Может это трудно, но возможно, было бы желание. Если вы это сумеете, а вы непременно сумеете, ваш оппонент не выбьет вас из седла.

Если у вас на переговорах что-то вызвало сильное волнение или даже панику, постарайтесь переключиться с негативных чувств и мыслей на что-либо, не имеющее отношение к переговорам, что-либо постороннее. Можно, к примеру, представить что внутри вас имеется переключатель ваших мыслей на что-то хорошее, не важно на что, может просто на вашу любимую кошку. Ваши мысли притянут к себе соответствующие эмоции, и вам станет легче.

Важно, чтоб ваше переключение оказалось довольно быстрым. Если вы долгое время будете находиться в состоянии волнения, ваш оппонент непременно это вычислит и подумает, что вами можно управлять в неуравновешенном состоянии. Или же, напротив, он подумает, что вы хотите обвести его вокруг пальца.

Упражнения для успокоения на трудных переговорах

Если переговоры трудные, вы можете незаметно для оппонента проделать упражнения, или одно из упражнений:

Первое упражнение. Вам нужно вначале раскрыть пальцы вашей левой руки. Затем с помощью пальца руки правой следует не резко надавить на ладонь, на ее центральную часть. Когда вы будете нажимать, выдохните, а при ослаблении вдохните. Целесообразно пятикратное повторение упражнения для левой руки, и такое же повторение для руки правой. Выполнять упражнение надо не спеша, плавно и спокойно.

Благодаря этому упражнению не только приходит успокоение, но и усиливается концентрация внимания.

Второе упражнение. Нужно руки положить на кресло (на его подлокотники) и приблизить корпус вашего тела к столу таким образом, чтоб кисти рук находились под столешницей. Затем следует сжать пальцы рук, чтоб получились кулаки, и большие пальцы оказались загнутыми вовнутрь. После этого необходимо при ослаблении усилий вдохнуть. Повторение упражнения — пятикратное. Благодаря этому упражнению не только приходит успокоение, но и усиливается концентрация внимания, и лучше запоминается информация.

Упражнение третье. Для выполнения этого упражнения вам потребуется легкое сгибание рук в локтях и сильное сжатие ваших кулаков, фокусирование внимания на усилиях в ваших руках, и счет до пяти. Затем необходимо опускание рук на ноги и фокусировка на ощущениях в руках (вы можете ощутить покалывание, или холодок, или тепло, к примеру). Эта фокусировка должна длиться от 20 до 30 секунд.

Если вам трудно выполнить упражнения, скажем, по причине того, что оппонент за вами пристально наблюдет, вы можете просто ногтями укалывать себе ладони рук. Это переключает негативные эмоции на тактильные ощущения. Они не очень приятные, но можно пережить.

Вероятно, ни использование упражнений, ни внутренняя работа по элиминированию эмоций не будет эффективной на 100 процентов. Поэтому настраивайтесь на то, чтоб рассматривать эмоции как всего лишь необходимую часть своей работы. Также полезно практиковать техники, помогающие управлению эмоциями.

2.2 Если собеседник на переговорах трудный. Преодоление слова «нет» оппонента и его нападки на переговорах

Лишь в редких случаях можно посоветовать открытое

сопротивление предрассудкам и страстям. Напротив, лучше сделать вид, что принимаешь их, чтобы выиграть

время для борьбы с ними. Надобно уметь плыть и против

ветра, меняя галс, пока попутный ветер не наполнит паруса.

Фортюн де Фелис

Если собеседник на переговорах оказывается трудным

Трудный собеседник во время трудных переговоров может постоянно и упорно вас перебивать, либо обвинять в некомпетентности и ненадежности, либо стремиться вызвать ваше чувство вины, чтоб сыграть на нем, либо грозиться, что вам будет плохо, если вы не пойдете на его условия. Он может оперировать заведомо ложной, путаной, дутой информацией. А может внушать вам вначале, что согласен с вами полностью, а на финише ввернуть свое совсем не выгодное вам требование. Он может бесконечно волынить или вообще отказываться от ведения переговоров. Вариантов много.

Вам требуется в перечисленных случаях пойти на вовлечение человека в своего рода игру, начать общение, нацеленное на поиск какого-то приемлемого для обеих сторон решения. Нужно пойти на выяснение его нужд, желаний, тревог, изучение взаимоприемлемых вариантов. При этом надо постараться минимизировать затраты времени и обеспечить дружественность обстановки.

Если же оппонент совершенно не заинтересован в ведении подобных разговоров, постоянно говорит слово «нет», то это «нет» нужно попытаться преодолеть.

Преодоление слова «нет» оппонента и его нападки на переговорах

Для преодоления «нет» оппонента требуется понимание, что за этим «нет» стоит, почему оппонент так откровенно упорно не желает сотрудничать. Конечно, можно подумать, что человек просто по натуре своей является твердокаменным, агрессивным или жуликоватым, и изменить его нельзя. Однако на таких людей нередко воздействовать можно с помощью понимания, какие из внутренних мотивов им движут.

Нападки могут оказаться следствием враждебности и раздражения, а жесткость позиции — страха и недоверия. Если оппонент безоговорочно верит в свою правоту, он может отказаться вас слушать. Противник может придерживаться принципа «если не вы, так вас», прибегая к допущению любых нечистых приемов в целях своей защиты либо мести.

Некоторые люди сходу бросаются в атаку либо уходят в оборону не по причине своего сумасбродства, а из-за того, что иначе они не могут. Они полагают, что если так не станут поступать, им придется сдаться, а этого они допустить не могут. Даже если к ним приходит осознание возможности приведения переговоров к конструктивности, они ею пренебрегают, не видя в ней для себя никакого проку. Если пойти на удовлетворение их интересов, от них не дождешься изменения их позиции, поскольку это для них будет означать «потерю лица».

Некоторые люди склонны к восприятию переговоров в качестве игры, в которой победителями они видят только себя. Им бывает даже не понятно, зачем вести какие-то беседы, если они могут считаться лишь со своими интересами, принимая во внимание лишь примерно такую позицию:

«Мое — это железно мое, без возражений. А что твое — поговорим».

Если ваш оппонент доведет вас до состояния отчаяния своей строптивостью, у вас может появиться желание нанесения ему ответного удара. Однако его выходки при этом не прекратятся. Это не приведет вас к выигрышу. Если же вы, напротив, чтоб отвязаться от строптивого противника, пойдете у него на поводу, сдавая свои позиции он, скорее всего, этим не удовлетворится, а выдвинет новые требования.

Проблема кроется не только в поведении оппонента, но и в вашей собственной реакции, способной обеспечить усугубление его нежелательного поведения.

Вам нужно для обеспечения сотрудничества преодоление: негативных эмоций оппонента, его деструктивных навыков общения, его скептицизма в отношении выгодности соглашения, а также его представления, касающегося собственной силы и вашей реакции.

2.3 Создание условий для того, чтоб трудный оппонент стал более сговорчивым. Стратегия переговорного прорыва и ее этапы

Создание условий для того, чтоб трудный оппонент стал более сговорчивым

Прежде всего, переговорщику нужно владеть собой, не давая воли своим эмоциям, восстанавливая душевное свое равновесие, не отвлекаясь от поставленных целей.

Главное, в первую очередь, — не реагировать. Затем надо оказать противнику помощь в восстановлении его душевного равновесия, в рассеянии его страха, враждебности, подозрительности, настороженности. Вам требуется преодоление сопротивления и сосредоточение на том, чтоб заставить оппонента слушать, обезоружив его.

Вам необходимо создание для переговоров благоприятной обстановки, отвлечение оппонента, чтоб он прекратил торговаться вокруг своих позиций, а согласился обсуждать с вами аспекты удовлетворения как своих интересов, так и ваших.

Это будет нелегко. Ведь вам предстоит борьба с каменной непреклонностью противника, отведение его атаки и нейтрализация его уловок.

Вам потребуется смена игры. После налаживания контакта с оппонентом вам следует поработать над преодолением его скептицизма, чтоб добиться в итоге выгодного для вас и для него соглашения.

Для вас целесообразно наведение мостов между интересами вашего оппонента и интересами вашими собственными. Для этого вам потребуется приложение усилий для сохранения его лица. Вам нужно постараться, чтоб результат переговоров показался вашему оппоненту его победой.

Пускай он с легкостью скажет свое «да». Но он при этом, как и прежде, может желать не просто своей победы, а победы сокрушительной. Поэтому вам надо запастись более весомыми аргументами для приведения его к переговорному столу. В то же время важно не допустить превращения оппонента во врага, сопротивление которого станет еще более ожесточенным. Нужно чтоб он оказался в ситуации, когда ответ «нет» станет для него весьма проблематичным. Этого можно добиться путем использования стратегии переговорного прорыва, впервые предложенной в качестве универсальной Уильямом Юри в его книге «Преодолевая „нет“ или переговоры с трудными людьми».

.

Стратегия переговорного прорыва

Стратегией переговорного прорыва предполагаются действия, противоположные как бы напрашивающимся в непростых ситуациях сами собой. Если ваш оппонент походит на стоящую каменную стену и не хочет отходить от своей неверной позиции, у вас, естественно, возникает желание отклонения его позиции в целях утверждения позиции собственной. Если человек на вас давит, вам хочется применить по отношению к нему контрнажим. Но этим вы не добьетесь прекращения сопротивления противника, а скорее усугубите его.

Лучше воспользоваться стратегией переговорного прорыва, состоящей в непрямом, а обходном действии, предусматривающем обход сопротивления оппонента. Это не предполагает внедрение новой идеи извне, противник должен найти к ней путь изнутри, самостоятельно. А ваша задача — лишь помочь ему в этом.

Вам не следует указывать противнику, что ему надо делать. Пускай он примет решение сам. Вам не надо стремиться к слому его сопротивления. Вы должны облегчить оппоненту добровольный отказ от этого сопротивления.

Если говорить кратко — стратегия переговорного прорыва является стратегией позволения оппоненту поступать по-вашему.

Этапы реализации стратегии переговорного прорыва

Рассмотрим этапы реализации стратегии переговорного прорыва:

1. Этап управления собственным своим поведением. Если вам попался трудный, говорящий «нет», атакующий вас оппонент, это бывает иной раз неожиданно, что может спровоцировать вас на уступки ему, либо на переход в контрнаступление. Это не правильно. Ваша задача состоит в сдерживании реакции при распознании его игры.

Поразмышляйте некоторое время, подумайте и определите собственные свои интересы, а также наилучшую из альтернатив обсуждаемому с оппонентом соглашению.

В переговорах переговорщику нужно перманентно держать в поле своего зрения ключевую цель. Не следует выпускать пар или идти на сведение счетов с оппонентом. Лучше сосредоточиться на том, что для вас как переговорщика важно, чего вам на переговорах нужно добиться.

2. Этап перехода на сторону оппонента. Важно создание благоприятного климата в начале переговоров в целях рассеяния гнева, страхов и чрезмерной подозрительности оппонента, ожидающего, что вы будете сопротивляться либо атаковать его. Вам нужно сделать наоборот, иначе: выслушать его, признать правильность некоторых его доводов, согласиться с тем, с чем вы можете. От вас требуется также признание авторитета оппонента и его компетентности. Если вы перейдете на сторону противника, вы сможете его разоружить.

3. Этап изменения игры. Вам не следует идти на отвержение позиции вашего оппонента, которое может ее лишь усилить. Лучше заострить внимание на проблеме удовлетворения интересов не одной стороны, а обеих сторон. Для этого вы можете задавать противнику вопросы типа:

«Почему Вам это нужно?» или «Что бы Вы предприняли, если бы находились в моем положении?», «А может нам стоит…?»

Не нужно пытаться поучать оппонента, пускай он учится сам с помощью осознания проблемы.

Вам целесообразно пойти на растолковывание ему его тактики на свой собственный лад. Не надо пытаться ломиться в стену, лучше эту стену обойти, отклонив атаку, разоблачив уловку. Измените игру с помощью смены границ поля — смысловой «рамки».

4. Этап возведения золотого моста. Вы к переговорам готовы, а ваш оппонент при этом все еще может им противиться в силу его неполной уверенности в выгодности для него соглашения. Вас будет, возможно, одолевать желание подталкивания оппонента, настаивания на своем, что, вероятнее всего, оппонента лишь ожесточит, заставив сопротивляться еще рьянее.

Вам надо сделать иначе — потянуть оппонента в том направлении, которое вам необходимо. Рассмотрите себя в качестве посредника. Старайтесь работать над вовлечением оппонента в процесс, включением в оборот его идей. Вам надо стремиться к выявлению и удовлетворению неучтенных интересов оппонента и в первую очередь, его человеческих потребностей. Окажите ему помощь в сохранении его лица, пускай он посчитает достигнутый на переговорах результат своей победой.

Спешите не торопясь. Облегчите вашему оппоненту путь к тому, чтоб он сказал «да». Ради этого ведь и было предпринято вами возведение золотого моста.

5. Этап наставления на путь. Вашей задачей как переговорщика не является задача поставить своего оппонента на колени. Вам нужно наставить его на правильный путь. При продолжении оппонентом сопротивления и сохранения его желания победить без переговоров, вы должны сделать все возможное, чтоб он поменял свою позицию на противоположную. Не стоит при этом демонстрировать ему свою силу, опускаясь до угроз. Это его, вероятнее всего, только разозлит, и это обернется против вас самих.

Лучше просветить оппонента относительно цены его несогласия. Вам целесообразно задать ему вопросы, касающиеся принятия во внимание реальности. Вы можете позволить себе предупреждение его, но не угроз. Применение угроз — это крайняя мера. Вам следует постараться смягчить сопротивление вашего оппонента, проявляя при этом самообладание. Вы должны его заверить в том, что вашей целью является обоюдное удовлетворение, а вовсе не победа над ним. Дайте ему понять, что он всегда может пойти по золотому мосту без препятствий. Вам нужно применить силу для наставления противника на путь, а не для того, чтоб он упал вам в ноги.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я