Переговоры и личные коммуникации в бизнесе

Маргарита Акулич

В книге освещены разные техники, методы, подходы, нюансы и фишки, рекомендуемые к использованию в переговорах и личных коммуникациях.Книга адресована прежде всего представителям бизнеса. Однако возможно ее применение в самых разных сферах, как деловых, так и личных.Книгу могут использовать предприниматели, бизнесмены, преподаватели, студенты, тренеры, а также все, кого интересуют проблемы переговоров и личных коммуникаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Переговоры и личные коммуникации в бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. ТЕХНИКА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩАЯ ПОЭТАПНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕГОВОРАМ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ВЫИГРЫША И ПРОИГРЫША»

1.1 Соотношение между опытом и подготовкой к переговорам. Подготовительная работа и построение списка целей. Этап подготовки к переговорам качественный

Соотношение между опытом переговорщика и подготовкой к переговорам

Для переговоров, как и для любого процесса, требуется основательная подготовка. Для эффективных переговорщиков существенно важен «нулевой» этап, на котором базируется предстоящее взаимодействие. Это этап, на котором обеспечивается определение целей и задач, интересов и позиций сторон, всех участников намечаемой встречи, переговорной стратегии и тактики.

Иной раз в процессе подготовки к переговорам обсуждаются лучшие тактические приемы и способы проведения намечаемой встречи, происходит репетиция переговоров. Перед самым началом переговоров обычно его участники несколько минут находятся в состоянии расслабленной сосредоточенности.

Если вы подготовили переговорную стратегию и составили ее план, это не является гарантией того, что встреча пройдет как надо, как ее было намечено провести. Но будет задано генеральное направление, создана канва ведения беседы, что весьма важно с точки зрения обеспечения гибкости в отношении изменения тактики при неожиданных поворотах, оперативного реагирования на поворот хода переговоров в направлении, которое не предусматривалось.

Если переговорщик имеет переговорный опыт и выработал необходимые реакции, его подготовка по времени может быть более короткой, но без нее не рекомендуется обходиться вообще. Ведь «нулевой» этап является этапом прояснения и корректировки цели, определения желаемого итога встречи.

При переговорах все его участники могут идти на высказывание весьма противоречивых мнений, не иметь желания уступать и соглашаться на компромиссы. Важно в самом начале предъявить к переговорам, к их результатам самые высокие требования, отметка должна быть верхней. Однако первоначальная высочайшая планка в ходе беседы может быть понижена, поскольку иной раз лучше уступить оппоненту в чем-то не особо существенном, чтоб выиграть в самом важном.

Нельзя изначально заявлять небольшие требования. Ведь если это допустить, повышение планки может оказаться затем нереальным. По этой причине переговорщику целесообразно идти на определение наилучшего с его позиций результата встречи, чтоб на него ориентироваться в начале переговоров.

Подготовительная работа к переговорам и построение списка целей

При подготовительной работе важна работа над формулированием положений, по которым партнеры могут пойти на уступки. Это требует выделения целей на:

являющиеся необходимыми. Это такие цели, достижение которых обязательно (без компромиссов или уступок);

рассматриваемые в качестве идеальных. Их достижение весьма желательно, но их использование может быть распространено на ситуации «торга», чтоб достичь с их помощью выгодности соглашения;

являющиеся неважными. Они могут уступаться переговорщиком оппоненту, чтоб переговорщик мог достигать своих целей, отличающихся высокой приоритетностью.

Если такая работа будет переговорщиком проделана, он сможет добиться выделения приоритетов в перечне своих целей, определения принципиальных условий, изменять которые, либо от которых отказываться для него крайне невыгодно. Он может продуманно выделить условия не сильно важные для него, которыми он без особых проблем может пожертвовать. В то же время переговорщику нужно настраиваться на то, чтоб не идти на любые компромиссы и уступки легко, без сопротивления. Обычно когда речь идет об обсуждении на переговорах такого аспекта как цена, это обсуждение целесообразно проводить на финишном этапе встречи.

Этап подготовки к переговорам качественный

Благодаря качественному этапу подготовки к переговорам оказывается возможным подробное обдумывание и ясное формулирование аргументов и весомых доводов в пользу выдвигаемых переговорщиком предложений, нахождение преимуществ и выгод. Это способно дать переговорщику шанс получения мощной системы доказательств и понимания, каким образом делать оппоненту предложение, чтоб получить его согласие на выдвинутые этим переговорщиком условия. Необходимо достижение того, чтобы в выставленном предложении были как выгоды оппонента, так и выгоды переговорщика.

Переговорщику надо помнить, что исход переговоров во многом определяется такими переменными как впечатление его оппонента о нем, о его внешнем виде, его манере говорить и держаться. Здесь важны все нюансы того, что формирует его имидж, — его поза, взгляд, одежда, голос и т. д. Если переговорщику удастся создание своего образа как образа уверенного профессионала и эксперта, ему легче дастся достижение на переговорах успеха. Нельзя полагаться лишь на умность и точность приводимых во время беседы аргументов, нужно создавать благоприятное впечатление на своего собеседника.

1.2 Понятие метода проигрыша и выигрыша и соответствующие стратегии

Понятие метода проигрыша и выигрыша

Проигрыш или же выигрыш? На нулевом (подготовительном) этапе предусматривается разработка базиса стратегии и особенности общего контекста намечаемой встречи с оппонентом. При этом переговорщику надо понимать, что единственная универсальная выигрышна переговорная стратегия отсутствует в принципе. Успешность переговоров определяют конкретные условия, состоящие из таких переменных как время и место переговоров, принципиальные позиции, приоритетные цели, выбранная стратегия.

При использование метода проигрыша и выигрыша находят применение разные стратегии, на которые может ориентироваться переговорщик, особенности которых он должен знать, и делать из них выбор при подготовке к переговорам, описание которых следует.

Стратегия под названием «Выигрыш — проигрыш»

Эту стратегию рассматривают в качестве одной из особо популярных и часто используемых. Эта стратегия придерживается принципа «мы тут с вами поговорим и поступим так, как решил только я».

Следование данной стратегии означает что переговорщик, используя свой арсенал, состоящий из таких компонент как сила, власть, характер, харизма, связи, особенности ситуации и др. делает все возможное для нанесения поражения собеседнику и достижения выигрыша (чего бы это ему не стоило). Переговоры при этом рассматриваются как нечто походящее на поле боя, а собеседник понимается как противник. Выбор падает на приемы нападения и обороны, практикуется применение угроз, уловок, шантажа и т. п.

Переговорщик стремится всеми силами жестко подавить оппонента, чтоб тот пошел на вынужденное принятие невыгодных, навязанных ему условий сделки. Если оппонент подпишет предлагаемое агрессивным переговорщиком соглашение, то нельзя ожидать, что он это соглашение будет беспрекословно выполнять. Скорее всего, он станет стремиться к саботажу реализации договоренности, реально не выполняя свои обязательства, либо выполняя их не на должном уровне.

От полученного при применении в соответствии с данной стратегии соглашения переговорщик получит не выгоды, а потери. Ему также, вероятнее всего, обеспечено возникновение распрей, конфликтов и столкновений с партнером по бизнесу, а, возможно, и полного разрыва отношений.

Идти на применение данной стратегии рекомендуется лишь в экстремальных, исключительных ситуациях в целях получения кратковременного результата без ориентировки на продолжение отношений с оппонентом в перспективе.

Стратегия, называемая стратегией «Проигрыш-выигрыш»

Данной стратегией предусматривается добровольный (изначально) отказ от одержания победы. На ней обычно останавливают выбор переговорщики, не способные на противостояние давлению, не уверенные в собственных своих возможностях обеспечить эффективность переговоров, отстоять свои интересы или обеспечить взаимовыгодное (для себя и оппонента) решение. Этим людям свойственно не идти на открытые конфликты, соглашаться с чужими позициями и мнениями, не иметь мужества выдерживать напряженные ситуации. Такие переговорщики в некоторых случаях даже предпочитают свой уход под каким-либо предлогом с переговоров.

При следовании рассматриваемой стратегии переговорщик сталкивается с тем, что на его голову обрушивается «град» в виде негатива: в виде обиды, гнева, раздражения, агрессии, отчаяния, унижения. Такой негатив обычно уничтожает противника, разрушает отношения с партнером по бизнесу.

В то же время данная стратегия иной раз выбирается переговорщиками осознанно. В этом случае за переговорами стоят скрытые от собеседника цели, прикрываемые заявленными целями переговоров (как ширмой). Обычно после таких переговоров каждая из сторон оказывается, в принципе, довольной. Ведь, по сути, каждый из участников переговоров достигает своих, предварительно поставленных, целей.

Стратегия «Компромиссная»

Нередко на переговорах их участники выбирают компромиссную стратегию, при которой у обеих переговаривающихся сторон имеется желание выиграть. Но они демонстрируют свою готовность уступать оппоненту, принимая во внимание интересы противоположной стороны почти в той же мере, что и собственные.

Эту стратегию обычно выбирают уважающие друг друга и длительное время сотрудничающие друг с другом бизнес-партнеры. Итогом переговоров оказывается достижение каждой из сторон большинства своих целей, либо достижения всех целей, но не полного. Как правило, удовлетворенность такими переговорами, выраженная в процентах составляет для каждой из сторон порядка восьмидесяти.

Стратегия называемая «Проигрыш — проигрыш»

Возникновение этой стратегии, как правило, связано со столкновением двух противоположных сторон, силы и возможности которых приблизительно равные. Каждая сторона желает выиграть, и не готова идти на какие-либо уступки оппоненту.

В итоге не добивается победы ни одна из сторон, так как эти стороны сами себя заводят в тупик, выстраивая переговоры вокруг своих лишь эгоистичных требований, не заботясь об интересах собеседника. Обе стороны хотят, чтоб им полностью уступили, обе стороны преуспевают в упрямстве.

Стратегия рассматривается в качестве крайне неэффективной, приводящей к обидам, раздражениям, гневу.

При применении такой стратегии каждая из сторон переговорного процесса добивается крайне малого положительного результата, а то и вовсе никакого, либо отрицательного.

Эту стратегию применять не рекомендуется, хотя и невозможно о ней не говорить, поскольку на практике она, к сожалению, применяется не так редко, как этого хотелось бы.

Стратегия под названием «Выигрыш — выигрыш»

Результаты, обеспечиваемые данной стратегией для обеих сторон, по максимуму выигрышны. Стратегия эта является стратегией сотрудничества, выгодной обеим сторонам.

Принятие рассматриваемой стратегии дает участникам переговоров с двух сторон удовлетворенность принятым решением, для принятия которого эти стороны одинаково усердно старались.

Если участники переговоров с обеих сторон следуют этой стратегии, они не отказываются от собственных интересов, но одновременно они корректны и открыты относятся друг к другу с большим уважением. Свои позиции они отстаивают, причем, твердо, но обоснованно, профессионально и грамотно.

Для реализации данной стратегии необходимо, чтоб обе стороны были готовы ей следовать одинаково честно. Если же только одна сторона ей следует, а другая хитрит, то «честная» сторона рискует многим, поскольку из-за своей открытости она оказывается незащищенной.

Стратегия, называемая стратегией «Ориентации на безразличный к оппоненту выигрыш»

Следование данной стратегии означает, что для одной из сторон слишком важен ее выигрыш, и для нее вообще не имеет значения, что в результате этого выигрыша получит сторона противоположная.

Одна из сторон при следовании этой стратегии прикладывает максимальные усилия, чтоб сопротивляться другой стороне, и не дать ей шанса ни в чем (даже в малости) выиграть.

Переговорщик может пойти на следование данной стратегии в ситуации дефицита информации и неопределенности. Но зачастую можно наблюдать трансформирование этой стратегии в стратегию «выигрыша — проигрыша» или «выигрыша — выигрыша».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Переговоры и личные коммуникации в бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я