Ошмяны и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Ошмяны на протяжении длительного временного периода являлись еврейским местечком. Сегодня евреи в нем абсолютно отсутствуют. Поэтому представляется важным писать о еврейских Ошмянах.Еврейский народ много сделал для развития города и Беларуси в целом, но его судьба была нелегкой.В книге пересказано об общей и еврейской истории Ошмян, о холокосте в городе, о проживавшем в нем Мордехае Розенблате – Ошмянском чудотворце, а также о синагоге и еврейском кладбище города.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ошмяны и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I Общие сведения об Ошмянах и общая история

«Лучшим доказательством добрососедства различных религий в нашем городе является, что на центральной площади города — площади 17 сентября — рядом стоят православный храм Воскресения Христова и католический костел Архангела Михаила, а ста метрах от них — синагога.

Так что Ошмянский район по праву можно считать примером мирного сосуществования представителей различных конфессий и народов» (Роза Левит. Землячество) [1]

Ошмяны. Источник: https://vetliva.ru/belarus/about-country/cities/grodnenskaya-oblast/oshmyany/

1.1 Общие сведения об Ошмянах. Роль Ошмян в истории. Происхождение названия Ошмяны

Общие сведения об Ошмянах

Ошмяны (па-беларуску Ашмяны; лит. Ašmena; польск. Oszmiana; идиш Oshmene‏‎) официально считается городом, находящимся в Гродненской области Беларуси, центром Ошмянского района. Его отделяют от Вильнюса пятьдесят два км, а от Минска — сто тридцать три километра. Его расположение — на реке под названием Ошмянка. По состоянию на первое января 2017-го г. его население составляло 16684 чел.

Ошмяны, аптека Андрей Дыбовский, январь 2005 г. Источник: https://orda.of.by/.add/gallery.php?oshmyany/apteka

Роль Ошмян в истории

Ошмяны играли в истории беларусов, евреев, литовцев и поляков весьма существенную роль. В стародавние времена именно по р. Ошмянке проходило разделение между славянами и балтами. Город находился ближе всех других городов к к Вильнюсу и одним из самых важных военных и административно-торговых трактов Великого Княжества Литовского, соединявшим столицу с находившимися на востоке землями так называемой «Виленской половины» («Вильно-Медники-Ошмяны-Боруны-Крево-Минск»).

В отношении истории Ошмянского уезда можно сказать, что на протяжении столетий он становился то составной частью Польши, то Литвы, то Российского государства.

Год 1413-й. С данного времени Ошмянский уезд являлся наиболее крупным среди 5-ти уездов Виленского воеводства, это был уезд, связывавший Великое Княжество Литовское с русскими княжествами, а после — с российским государством. Благодаря своему географическому положению Ошмян, у них имелась возможность находиться в самом центре происходивших политических событий.

Происхождение названия Ошмяны

Происхождение названия Ошмяны объясняется по-разному [2]:

Памятник природы Валун «Невестин камень» (Беларусь, Огородники) — «Зависший» объект для туристического маршрута на Ошмянщине

Источник: https://otzovik.com/review_6822340.html

«Чаще всего встречаются попытки связать название с литовским словом «aszmenies» («ашменес»), которое обозначает остриё, и «akmenas» («акменас») — камень;

В летописях крестоносцев сохранилось слово «asschemynne» («асшемине») — город с деревянными постройками;

Название имеет фино-угорское происхождение и переводится как «медведь»;

Известный белорусский исследователь в области топонимики В. Жучкевич высказал версию, что название Ошмяны по смыслу напоминает литовское слово — личное, собственное (землевладение)»

1.2 Ошмяны: ранняя история. Шестнадцатое и семнадцатое столетия

Ошмяны: ранняя история

Погоня. Источник: https://snappygoat.com/free-public-domain-images-zygimont_pahonia/

В отношении 1-го упоминания об Ошмянах можно сказать, что они упоминались с обозначением даты «1341-й год» в качестве части удела, оставленного после ухода из жизни Гедимином его сыну, звавшемуся Евнутием. Если же говорить о записях тевтонских рыцарей, то в них Ошмяны назывались словом Aschemynne.

Год 1384-й. В данном году тевтонскими рыцарями была предпринята попытка захвата Ошмян, когда рыцари начали поход против Ягайлы (его княжества). Город был ими разрушен, но, к счастью, произошло его довольно быстрое восстановление.

Год 1402-й. Это был год еще одного нападения тевтонов на Ошмяны, однако в ответ на их атаку последовал уверенный отпор. Рыцарям пришлось оставить город в покое, уйдя в сторону Медников.

Год 1413-й. В данном году произошло превращение Ошмян в один из наиболее известных на просторах Виленского княжества центров торговли. По этой причине за него стали бороться друг с другом королевские силы Ягайлы со стороны Жигимонта Кейстутовича и силы Свидригайлы в союзе с Тевтонским орденом. Королевске силы одержали победу. Ошмянами завладели Великие Князья Литовские, после чего город начал уверенно развиваться. Однако, по прошествии менее чем столетнего временного периода город вновь оказался разрушенным, его сожгли буквально дотла силы Московского княжества. Это случилось в 1519-м г.

Шестнадцатое и семнадцатое столетия

http://shtetlroutes.eu/ru/ashmyany-cultural-heritage-card/

После разрушения города силами Московского княжества его восстановление было проблематичным, поэтому в 1537-м году власти пошли на предоставление ему некоторых королевских привилегий.

Год 1566-й. Это был год получения Ошмянами городского устава, базировавшегося на магдебургском праве, подтвержденном в 1683-м году королем Яном III Собеским.

В шестнадцатом столетии в польско-литовской унии город являлся одним из наиболее известных центров кальвинизма после основания в нем кальвинистского храма и коллегиума.

Год 1613-й. В данном году в Амстердаме была издана карта Великого Княжества Литовского, которую составил Томаш Маковский, на ней город обозначен как Oßmiana.

Год 1521-й (двадцать девятое июля). В данное время великий князь дал разрешение пану Яну Юндиловичу «на выкуп двора Ошмены и держанья до выбранья сумы его на семь лет, а потом врадом до его смерти».

Год 1537-й. Это был год предоставления Ошмянам королевских привилегий, чтобы они могли развиваться.

В беларуском Национальном историческом архиве обеспечилось сохранение инвентаря фольварка Ошмяны за 1551-й г. и инвентаря гор. Ошмяны и Ошмянской волости за 1560-й г.

Год 1566-й. Это был год получения Ошмянами городского устава, базировавшегося на Магдебургском праве.

Год 1655-й. В данном году Иваном Золоторенко (наказным гетманом) было доложено царю Алексею Михайловичу о том, что под Ошмянами над польскими войсками одержана победа.

Год 1683-й. Это был год повторного подтверждения городского устава Яном III Собеским, также были предоставлены привилегии для мещан и торговцев города.

1.3 Восемнадцатое столетие. Земская печать Ошмянского повета

Восемнадцатое столетие

Тадеуш Костюшко. Портрет. Источник: https://www.pravmir.ru/shagnul-i-carstvo-pokoril/

Год1792-й. В этом году [2]:

Первый герб Ошмян. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Ошмян#/media/Файл:Coat_of_Arms_of_Ašmiany,_Belarus.sv

«король Станислав Август Понятовский подтвердил городу все предыдущие привилегии, закрепив статус Ошмян как свободного города, подчиняющегося только королю и местному муниципалитету. В то же время Ошмяны приобрели первый в своей истории герб. Он состоял из трех полей, на которых изображены щит, рука держащая весы и красный теленок (личный герб монарха)».

В 1792 г. король Станислав Август Понятовский. Источник: https://twitter.com/filinamvrosiy/status/1066570087421931520

Год 1794-й. Это был год, когда неподалеку от Ошмян (под Полянами) состоялось сражение между царскими войсками и повстанцами Тадеуша Костюшко.

Год 1795-й. Произошел 2-й раздел государства Речь Посполитая. Ошмяны были аннексированы Российской империей.

Земская пячатmь Ошмянскага повета. Источник: http://ashmyany.blogspot.com/2014/?m=1

Земская печать Ошмянского повета

Печать из книги Чеслава Янковского из книги «Powiat oszmiański: materjały do dziejów ziemi i ludzi. Cz. 1. 1896» (стр. 164).

На печати следующий текст: PIECZEC ZIEMSKA POWIATU OSZMIANSKIEGO REPARTYCYI OSZMIANSKI. ZA PISARSTWA W IOZEFA SOROKI PISAZIEM P. OSZM 1783

Также отражены гербы Погоня и Лелива (с инициалами I.S.)

Эта печать принадлежала Иосифу Сорока (Józef Soroka) герба «Лелива». Сразу он занимал должность ошмянского мечника. А в 1783 году был назначен на должность ошмянского земского писаря вместо умершего Игнатия Володько (Ignacy Wołodźko). Участвовал в Барской конфедерации. Его отца звали Бенедикт. Умер Иосиф примерно в 1793 г.

1.4 Девятнадцатое столетие. Двадцатое столетие (досоветское время)

Ошмяны. Улица Виленская. Источник: https://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/oshmjany/ulica_vilenskaya.

Девятнадцатое столетие

Статистика по Ошмянам по состоянию на 1825-й г. [4]:

«730 мужчин и 292 женщин, 10 купцов мужского пола, 145 деревянных домов, 2 церкви, 1 монастырь, 1 богоугодное заведение и 1 трактир».

Когда в 1830-м г. происходило Польское (Ноябрьское) восстание, жители города, управляемые местным священником Ясинским и полковником Карлом Пршездзецким, освободили его.

Год 1831-й (месяц апрель). Повстанцам пришлось уйти в направлении к Налибокской пуще. Имела место небольшая перестрелка. После этого произошло прибытие российских военных (примерно полторы тысячи людей с оружием в руках) в город. Ошмяны были сожжены, многие его жители погибли, оказавшись убитыми.

Год 1845-й. Данный год явился годом утверждения российского герба Ошмян.

Российский герб Ошмян был создан после Ноябрьского восстания. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Ошмян#/media/Файл:Coat_of_Arms_of_Ašmiany,_Belarus,_1845.pn

Из «Военно-статистического обозрения Российской империи. Том IX. Часть 2. Виленская губерния» за 1848-й год [5]:

«Уездный город Ошмяны. отстоит от г. Вильно на 51 вер., лежит на реке Ошмянке, занимает пространство 61 десятин, имеет домов: каменных 7, деревянных 339, всего 346, в том числе казенных 2, общественных 3, частных 341. Число жителей всего 4115, в числе которых 2018 евреев. Промышленность и торговля города совершенно ничтожны; в нем находится 3 незначительные кожевенные заведения, 35 лавок, военно-временная больница на 40 кроватей и тюремная на 12; уездное училище на 30 воспитанников, при 2 учителях».

Происходило постепенное восстановление города, но оправиться от потерь ему все же не удалось. К концу девятнадцатого века он являлся провинциальным городом, заселенным главным образом еврейскими переселенцами, прибывшими из других российских областей.

Статистика по Ошмянам по состоянию на 1897-й г. [2]:

«В 1897 г. здесь проживали 7 214 человека: 3 832 еврея, 1 981 белорус, 812 русских, 525 поляков».

Во второй половине девятнадцатого столетия экономика Ошмян активным образом развивалась [2]:

«В нём насчитывалось 10 промышленных предприятий, где было занято 382 рабочих. Действовал ряд общественных организаций, в том числе Ошмянское городское благотворительное общество, в которое входили наиболее авторитетные горожане, Пожарное общество и пр.»

Из-за социально-экономических изменений менялась система образования [2]:

«Во второй половине ХІХ в. увеличилось количество учебных заведений.

В 1861 г. в Ошмянах работали приходские училища (34 ученика), частный женский одноклассный пансион (12 учениц), казённое еврейское училище 1-го разряда (35 учеников), еврейская частная женская школа.

При училищах создавались библиотеки. Богатая коллекция книг хранилась в доминиканском костёле в Ошмянах.»

Год 1898-й. В Ошмянах имело место размещение культовых зданий: каменного костела св. Архангела Михаила, выполненной из дерева Богоявленской церкви, а также церкви из камня (оказавшейся на месте бывшего костела доминиканского монастыря).

Двадцатое столетие (досоветское время)

Городская больница Ошмян. https://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/oshmjany/bolnica.jpg

Год 1904-й. В Ошмянах осуществлялась работа городской библиотеки. Развитию культуры в городе содействовала находившаяся в нем типография Мекеля, располагавшаяся по улице Казначейской. В ней был налажен выпуск брошюр и разного рода документов. В типографии в 1900-м году работали четыре человека, в 1905-м году — пять человек.

Период с сентября 1914-го года по январь 1919 — го года. В этом временном периоде Ошмяны являлись городом, который заняли немецкие войска.

Фото © Пярлухін Валерый Дата: 1-я Сусветная вайна Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1414.html

Год 1915-й (второе октября). В данное время произошло разделение Ошмянского повета фронтом на 2 части. Город оказался на немецкой стороне, территориально они вошел в состав Земли Обер-Ост (Das Land Ober Ost).

Год 1919-й (первое января). В это время произошло на непродолжительное время установление власти большевиков. В 1919-м г. (апрель) город оказался занятым польскими войсками. Ошмяны находились на территории так называемой «Средней Литвы», которую оспаривали Литва и Польша. Когда данный регион присоединили ко второй Речи Посполитой, город Ошмяны превратился в центр одноименного повета (воеводство Виленское).

Завершились войны (Первая мировая и Советско-польская). В 1920-м г. Ошмяны присоединились к Литве. В том же году они оказались в составе государства Срединная Литва.

Год 1922-й Город оказался в составе Польши.

Развитие города [2]:

«Экономика Ошмян постепенно восстанавливалась. Работали промышленные предприятия, в том числе кожевенные мастерские, лесопильный и дрожжевой заводы. Город снабжался электричеством от местной электростанции. На ул. Пилсудского находилась государственная больница на 60 коек. Всего в лечебных учреждениях города работало 15 врачей. Развивалась культурная жизнь города. В Ошмянах действовал народный театр. Здесь была создана гимназия имени Снедецкого. Городские власти уделяли внимание развитию физической культуры, открылся стадион».

1.5 Под властью советов (довоенное время). Время германскио-советской войны и послевоенное

Под властью советов (довоенное время)

Ошмяны. Довоенная застройка (Фотограф: Санько, Павел). Иcточник: http://shtetlroutes.eu/ru/ashmyany-cultural-heritage-card/

Год 1939-й (сентябрь месяц). В данное время город заняла Красная Армия.

Город Ошмяны в административном отношении стал центром образованного в 1940-м году (пятнадцатого января) района, и составной частью Вилейской области.

Город и его жители подверглись огульной советизации, происходившей в разных сферах. Советской администрацией контролировалась местная экономика, культурная и общественная сферы. Город навещали партработники и советские кадры. Город пострадал от репрессий, его жители арестовывались и высылались вглубь Союза ССР.

Период 1930-х годов. В данное время в Ошмянах наладили хорошее сообщение с Вильно, семь автобусов ходили туда каждый день.

Ошмяны: одно из зданий. Источник: https://ok.ru/novostiosh/topic/66373953538952

Вхождение территории в состав БССР дало новый толчок развитию отношений между литовцами и беларусами [1]:

Ошмяны на старой фотографии. Источник: https://nailizakon.com/fotogalereya_belorus/oshmjany/oshmjany.html

«Учитывая, что Ошмяны и Вильнюс разделяют 50 километров, население приграничья тесно контактировало и сотрудничало. Между Вильнюсским районом и Ошмянским проводилось социалистическое соревнование. Сегодня в краеведческом музее Ошмян хранится большое количество сувениров того времени, которыми обменивались делегации двух районов во время визитов и дружеских встреч.

В 60—70 годы 20 века в Ошмянах открывается филиал Вильнюсского радиозавода, ошмянцы устраиваются работать на вильнюсские предприятия, получают квартиры, литовцы приезжают работать к нам. Укрепляются культурные связи. В Ошмянском районе стали традиционными Дни Литвы, когда на открытых площадках выступали творческие коллективы из соседней республики. Ошмянцы не только активно посещали театры, концертные площадки Вильнюса, но и наши самодеятельные артисты выступали на сценах литовских городов.

К примеру, 70—80 годы были годами тесного сотрудничества редакции районной газеты „Красное знамя“ и вильнюсской районной газеты „Дружба“. Журналисты устраивали совместные „летучки“, обменивались идеями, проводили совместные семинары и дружеские встречи».

Время германскио-советской войны и послевоенное

Разрушенный во время немецкой оккупации памятник Ленину в Ошмянах. Источник: https://www.etoretro.ru/pic213398.htm

Период с 1939-го года по год 1941-й. В данном временном периоде Ошмяны находились в составе БССР. После прошествия этого периода до 1944-го года они находились под контролем нацистской Германии. С двадцать пятого июня 1941-го года до седьмого июля 1944-го года длилась оккупация Ошмян нацистами.

Год 1945-й. Данный год явился годом повторного вхождения города в состав Беларуской ССР. Ошмяны превратились в районный центр области Молодечненской.

Год 1960-й (ноябрь). Это было время передачи Ошмянского района в состав Гродненской области.

Год 1991-й. Ошмяны стали частью независимой Республики Беларусь.

Год 2006-й. Данный год явился годом официального утверждения герба города, (его разработка производилась с опорой на версию 1792-го года).

1.6 Градостроительство в Ошмянах. Этнография

Градостроительство в Ошмянах

Источник: https://vetliva.ru/tourism/what-to-see/kostel-svyatogo-mikhaila-arkhangela-v-oshmyanakh/

Археологами предполагается следующая схема развития ошмянской планировки [2]:

«изначально небольшое поселение в Старых Ошмянах существовало на узком участке террасы между пригорком и рекой, а в XV — XVI вв. город разросся и перешёл на левый берег р. Ошмянки, более удобный для коммуникации. Здесь возникла новая площадь (в Старых Ошмянах ей негде было разместиться). В основе планировки города лежала дорога Вильно-Минс»к».

Ошмяны претерпели множество разрушений в мировых войнах. И тем не менее, можно говорить о сохранении планировочной структуры исторического центра, формировавшейся в шестнадцатом столетии — начале столетия семнадцатого.

Исторический центр города является историко-градостроительной ценностью, поэтому его необходимо охранять и продолжать изучать.

Этнография

Источник: http://oshmiany.belcult.by/?p=6926

О географическом положении Понемонья и этносоциальном составе его населения можно говорить как о непростом. Поэтому одежда местных жителей была особенной [2]:

«Типичной верхней одеждой здесь является бурнус с отложным воротом свободного кроя и приталенная свита с узким стоящим воротом, сшитая из домотканого серого и темно-серого сукна. Мелкая шляхта и крестьяне носили капот из серого и серо-зеленого сукна с отложным воротом. Капот ушивали в талии, он имел в нижней части фалды, застегивался на металлические пуговицы, традиционный пояс не использовался. Женщины носили катанку, которая отличалась от капота тем, что была более короткой, имела один боковой карман. Из других видов верхней одежды в широком обиходе были кожу, женский кафтан (каптаник), мужская безрукавка (жилетка).

Заметную разницу в одежде Понемонья и соседних районов отмечал К. Тышкевич (белорусский археолог, историк, этнограф), который возглавил комплексную экспедицию по изучению бассейнов Вилии и Немана. Этнограф отмечал, что «жители Ошмянщины, отличаются от наших жителей из-под Логойска своей одеждой и антропологическими чертами. Там не найдешь, как у нас, ни холщового повойника, ни серой сермяжной свитки. Женщины, „этакие важные деревенские матроны“, на голове носят капюшон, чем-то похожий на епископскую митру, и повязанный низко на лоб небольшой платок. Женский кафтан (сюртук, капот) из темно-гранатового сукна с бархатным воротом и фалдами облегает женскую фигуру и застегивается на блестящие пуговицы, из-под сюртука видна разноцветная юбка и пестрый передник, а мужчины носят кафтан из серого сукна с красным поясом».

Местные жители всегда говорили на более чистом беларуском языке. И сейчас их речь имеет свои особенности [2]:

«К Цвирко отметил, что распространённой особенностью в речи на Виленщине является замена глагола-сказуемого деепричастием. К примеру, говорят «в той деревне родившись», что означает «в той деревне родился».

На территории Ошмянщины люди с древних времен занимались работой на земле. Женщины занимались сбором льна, они делали сами льняные нити, занимались ткачеством, изготовлением на ткацких станках ковров с разными орнаментами, создавали полотно, из которого шили верхнюю и нижнюю одежду, делали полотенца. На постельное белье, одежду, скатерти нашивались вязаные спицами и крючками нашивки.

Для изготовления некоторых вещей использовалась солома.

Если говорить о женских промыслах, то главным из них было ткачество. Мужчины же были гончарами, столярами, резчиками по дереву, кузнецами, сапожных дел мастерами.

Ошмянские евреи были хорошими торговцами. На рыночной городской площади было немало еврейских магазинов (причем других не было, всеми магазинами владели евреи). Нередко, и причем с охотой, хозяева магазинов давали жителям Ошмян товары в долг. К ним местное население относилось хорошо, даже говорили, что «лучше всего было иметь дело с евреем». Когда евреи разговаривали друг с другом, они использовали идиш. А с неевреями они говорили по-польски.

Еврейский цимес с мясом. Источник: https://ok.ru/kashrut/topic/62834374828113

Нееврейское население Ошмян проживало рядом с населением еврейским. Люди замечали особенности, отличия, проявлявшиеся в быту и культуре. Неевреи знали и любили еврейские национальные блюда. Нередко и сами их готовили. Например [2]:

«Галина Петровна Богдановч (в девичестве Сенкевич) 1937 г.р. вспоминала, что до войны с семьёй проживала по ул. Гольшанской, по соседству и напротив проживали еврейские семьи Вильк, Зингер, Абрамович, Цукерман и др. С соседями жили дружно. Дети вместе играли во дворе. Хозяйки встречались, обменивались кулинарными рецептами. Когда евреев согнали в гетто, хозяйка Зингер попросила семью Синкевич перебраться в их дом, пользоваться всем имуществом, чтобы сохранить всё нажитое. Зингеры думали, что через некоторое время они вернутся, но их, как и большинство евреев Ошмян, расстреляли. Хозяйка Зингер научила маму Галины Петровны готовить некоторые национальные еврейские блюда. Сегодня очень часто Богданович Г. П. готовит цимес, а на Пасху фаршированного карпа.

Паштет из печени с сельдью

Печень припустить до готовности, а затем пропустить через мясорубку вместе с сырым репчатым луком, заправить куриным или гусиным жиром и, не добавляя соли, смешать с пропущенной через мясорубку вымоченной сельдью. Всё это тщательно размешать.

Карп тушеный в сметане

Рыбу очистить от чешуи, выпотрошить, тщательно промыть. На дно кастрюли уложить кружочки моркови, лука, петрушки. На них — приготовленные куски карпа, добавить один стакан воды. После 10 минут варки добавить сливочное масло, сметану и тушить на малом огне до готовности около часа. Следить за тем, чтобы рыба не пригорела. К концу варки накрыть кастрюлю крышкой. Подавать карпа с огуречным салатом.

Цимес с мясом

Морковь почистить, нарезать мелкими кусочками, протереть с мукой. Жирное мясо разрезать на порции, обжарить до полуготовности. В это жаркое положить приготовленную морковь, добавить немного воды и жира, соли и сахара. Тушить до готовности мясо и морковь в казане, накрыв крышкой».

У евреев были особенности в организации похорон, сопровождаемых особыми ритуалами. В 1960-м году в Ошмянах проходили последние еврейские традиционные похороны.

Рассказ жителя Ошмян Анатолия Моисеевича Шацмана о похоронах своего отца, Моисея Тевелевича Шацмана, проживавшего по улице Гольшанской, умершего двадцать седьмого августа 1960-го года [2]:

«Умершему шили рубашку, кальсоны и шапочку (называется «кипа») из белой ткани. В руки давали звездочку (звезда Давида) сделанную из лозы. Усопший лежал на полу, застеленном сеном и был прикрыт черной тканью. В могилу вставляли доски, умершего клали на доски и досками прикрывали (разборчатый гроб). Надпись на надгробии делали на русском языке. Похоронить умершего должны были в течение суток после того, как человек умер. Если день похорон приходился на праздник, например Шаббат, то это мероприятие откладывали на следующий день. Перенести день похорон можно было еще по двум важным причинам — транспортировка усопшего на далекое расстояние и ожидание приезда родственников. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было.

Похоронная процессия по дороге на кладбище несколько раз останавливалась, все читали псалмы. Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре.

После засыпания тела покойного сын или ближайший родственник читает Кадиш. Это не молитва за умерших, а молитва-восхваление Б-га. Кадиш сын умершего должен говорить ежедневно 11 месяцев. В конце траурной церемонии присутствующие становятся в 2 ряда, между которыми проходят родственники умершего. Участвующие на похоронах не возвращаются той дорогой, которой пришли на кладбище».

1.7 Памятники строительства и архитектуры. Места памяти

Памятники строительства и архитектуры (только существующие объекты)

Ошмяны сегодня. Источник: https://nn.by/?

Одним из ошмянских памятников строительства и архитектуры является здание построенной в период конца девятнадцатого столетия — начала столетия двадцатого, выполненной в стиле классицизма синагоги. О ней будет рассказано в отдельной главе книги.

Костел св. Архангела Михаила. Фото © Галина Рачко Дата: 17.04.2016 Источник: https://www.radzima.org/ru/object-photo/1414.html

Еще одним памятником является костел Михаила Архангела, возведенный изначально в начале пятнадцатого столетия благодаря деньгам короля Владислава Ягайло. После (в период с 1900-го года по год 1906-й) произошла реконструкция здания с использованием стиля виленского барокко согласно проекту архитектора Вацлава Михневича. С 1950-го года здание костела занимала действовавшая фабрика, возобновление церковных служб в костеле произошло в 1990-м году.

В городе имеется водяная мельница, строительство ее произошло в конце девятнадцатого столетия. Еще здание больницы (в наши дни — дом правосудия) — строительство происходило в начале двадцатого столетия.

Ошмяны водяная мельница. Источник: http://ru.esosedi.org/BY/HR/5682167/vodyanaya_

Здание костела францисканцев (сегодня можно видеть лишь его руины) — возведено в девятнадцатом столетии, имеются фрагменты разрушенного позднеготического (шестнадцатое столетие) храма.

Возле здания костела располагается здание бывшего монастыря францисканцев (оно является двухэтажным).

Ошмяны: костёл францисканцев. 16—19 в. в. Источник: http://www.fotobel.by/grodnenskaya-oblast/oshmyany-kostyol-franciskancev/

Здание церкви Воскресенской является архитектурным памятником ретроспективно-русского стиля, возведено в 1875-м году. Время реставрации — 1988-й — 1990-й годы.

Православная Воскресенская церковь. Источник: https://russiantowns.livejournal.com/5936464.html

Дворцово-замковый ансамбль (здание начала семнадцатого столетия) в деревне Гольшаны (сегодня находится в состоянии руин), построенный в 1-й половине семнадцатого столетия как резиденция князя Сапеги. В далеком прошлом замок окружали валы и рвы, заполнявшиеся водами р. Гольшанки. Подобная фортификационная система обводнения объектов имела широкое распространение в шестнадцатом — семнадцатом столетиях. Рвы подверглись осушению. Сегодня можно увидеть сохранившиеся остатки валов.

Гольшанский замок. Источник: https://posmotrim.by/article/golshanskiy_zamok_istoricheskay

Замку (позднее — дворцу) пришлось сильно пострадать во время 2-х последних войн, ему требуется серьезная реставрация. Однако даже в сегодняшнем состоянии он способен впечатлять своими протяженными стенами, немалыми размерами, башенными укреплениями.

Усадьба Стругачей в д. Буденовка (Святой Дух). budgawl. Источник: https://budgawl.livejournal.com/82524.html

Имение Стругачей (строительство происходило в начале двадцатого столетия) — здание построил очень богатый по соответствующим времена ошмянский купец, владевший заводом, Лейба Стругач (построил для своей семьи).

На разрушенном двухэтажном особняке еще можно увидеть остатки характерной для начала двадцатого столетия белого цвета лепнины. Во внутреннем дворе находилась открытая веранда с колоннами, и также была выполненная из цемента чаша для бассейна. Сегодня можно увидеть окружающую усадебные руины, сделанную на века каменную ограду с колоннами, находящуюся на месте въездных ворот. Прекрасного и именитого дома в наши дни уже нет, его жалкие останки бередят душу.

Монастырь францисканцев в Гольшанах. Источник: http://staydreamerbro.com/velo/cherez-golshanskiy-zamok

Монастырь францисканцев (семнадцатое столетие) находящийся в дер. Гольшаны является архитектурным памятником, выполненным в стиле барокко. Здание возведено в 1618-м году, в середине восемнадцаого столетия происходила его реконструкция. Формы здания лаконичные, детали отличаются простотой: на фасадах пилястры и глубокие ниши. Завершением алтарной стены и главного фасада служат фигурные аттиковые фронтоны.

Решение интерьера рассматривается в качестве более пластичного: боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, а неф центральный — цилиндрическими. В 1-м нефе, который находится ближе к алтарю, сохранился скульптурный памятник Сапеги (скульптуру перевезли в музей Академии наук, находящийся в Минске).

Стены здания обработаны ордером, их завершает балюстрада. На живописном панно, расположенном на стене алтарной части костела, имеется перспективный рисунок, выполненный в духе барочных композиций, обеспечивающий создание иллюзорного эффекта полукружия апсиды.

Места памяти

Места памяти в Ошмянах, связанные с убийствами евреев города во время войны периода 1941-го—1945-го годов [2]:

Память

«В урочище Луговщина в 1958 г. была установлена стела на месте расстрела 573 ошмянских евреев. Это место расположено в полутора километрах к востоку от деревни Ягеловщина.

В урочище Ройста в 1967 г. был насыпан курган и поставлен обелиск в память о расстрелянных в начале июля 1941 года 353 евреях Ошмян. Место расположено в километре на юго-восток от деревни Ягеловщина.

В районе хутора Угливо, в одном километре от д. Талминово, в 1967 г. была установлена мемориальная плита на могиле 700 евреев, расстрелянных в ноябре 1942г.»

1.8 Нематериальные ошмянские ценности. Ошмянский краеведческий музей. Туристическая инфраструктура

Нематериальные ошмянские ценности

Стругач Лейба Давидович. Источник: http://ashmyany.blogspot.com/2014/?m=1

В Ошмянах родились некоторые известные люди. Одним из них является Лейба Давидович Стругач (родился в 1842-м году, ушел из жизни — в 1906-м году). Он основал в городе винокуренный (сегодня дрожжевой) завод, был успешным предпринимателем и очень богатым человеком. В его честь в Ошмянах названа улица. Сохранилась его усадьба, похоронен он на ошмянском еврейском кладбище.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ошмяны и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я