Об известных евреях Борисова

Маргарита Акулич

В книге рассказано о некоторых известных евреях, судьбы которых так или иначе связаны с городом Борисовом. Судьбы разные, счастливые и горестные, по-своему все интересные.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об известных евреях Борисова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I О Йосэфе — Меере Айзенштадте и его родных

АЙЗЕНШТАДТ Йосэф — Меер. Фото из источника в списке литературы [8810]

— —

Мириам, жена Йосэфа. Фото из источника в списке литературы [8810]

«АЙЗЕНШТАДТ Йосэф — Меер

житель Борисова. Активист возникшего в 1881 палестинофильского движения, выступавшего за еврейскую колонизацию Палестины. Делегат состоявшегося в 1884 в гор. Катовице (Силезия) съезда палестинофилов из ряда стран (Англия, Германия, Россия, Румыния, Франция), на котором было создано объединение «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону»). Занимался широкой благотворительной деятельностью. Его фамилия нередко встречается в дореволюционной еврейской прессе в заметках о Борисове». [10].

«На старом снимке, сделанном 100 лет назад, засняты братья Айзенштадт (справа налево по возрасту, начиная со старшего): Шмуэль, Ицхак, Борух, Элиягу и Абрам. Все они… родились в Борисове (Белоруссия) в семье одного из пионеров российского сионизма Йосэфа Айзенштадта». Фото из источника в списке литературы [10]

«АЙЗЕНШТАДТ Йосэф — Меер

житель Борисова. Активист возникшего в 1881 палестинофильского движения, выступавшего за еврейскую колонизацию Палестины. Делегат состоявшегося в 1884 в гор. Катовице (Силезия) съезда палестинофилов из ряда стран (Англия, Германия, Россия, Румыния, Франция), на котором было создано объединение «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону»). Занимался широкой благотворительной деятельностью. Его фамилия нередко встречается в дореволюционной еврейской прессе в заметках о Борисове». [10].

1.1 Основное из биографии Йосэфа Айзенштадта-Меера. Об Ицхаке, втором сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера. О Борухе, третьем сыне

Основное из биографии Йосэфа Айзенштадта-Меера

Если посмотреть, кем работал Йосэф Айзенштадт-Меер, а работал он как простой рядовой агент, то ничего особенно о нем сказать вроде как было бы и нельзя. Его выделила среди массы не профессиональная деятельность, а общественная. Здесь у него был особый размах, распростиравшийся далеко за пределы его родного Бобруйска.

Он посвятил свое внерабочее время широкой благотворительности и выступал на актуальные и трогающие темы в еврейской прессе. Но его активность на этом не заканчивалась: он не просто был сторонником палестинофильского движения, но и одним из его наиболее последовательных активистов.

Год 1884-й. В данном году имело место избрание Йосэфа Айзенштадта-Меера делегатом палестинофильского съезда. Съезд проходил Силезии. На нем произошло создание объединения «Хиббат Цион» («Любовь к Сиону»). Его считают одним из основателей «Поалей Цион» (1899-й год).

О неординарности этого человека говорит очень необычный для многих людей произошедший с ним (и обусловленный им самим) случай. Им было потрачено довольно неплохое по тем временам приданое своей невесты (ставшей в итоге его женою) на заботу о детях из самых бедных семей — открытие и содержание для них школы, в которой велось обучение ремеслам.

Из всех его сыновей первым был Самуил (Шмуэль). О нем речь пойдет позже.

Об Ицхаке, втором сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера

Второй (по очередности рождения) сын Йосэфа Айзенштадта-Меера, Ицхак, был известен своими широкими, разносторонними взглядами и большим комплексом знаний из разных областей. В Швейцарии им было получено философское образование. После имел место его переезд во Францию, где им были окончены два факультета математический и электромеханический.

В течение какого-то времени он занимался выполнением работы на электростанции. Примечательно его знакомство с М. Горьким (у них произошло общение на ос. Капри).

Год 1920-й. Данный год явился годом его работы в отделе печати Коминтерна. В конце концов он стал выполнять обязанности редактора научно-технической литературы (в нескольких журналах). Он написал множество статей, опубликовал их, используя псевдоним «Игорь Горский».

«Дом Йосэфа Айзенштадта сохранился (ул. Дзержинского, 76). Фото М. Мательского, 2004 год». Фото из источника в списке литературы [10]

О Борухе, третьем сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера

Жизнь третьего сына Йосэфа Айзенштадта-Меера Боруха оборвала кровавая рука гулаговского сталинского прислужника. Ему пришлось умереть в сорок семь лет.

Он работал врачом и его интересовали исследования в области охраны здоровья детей и подростков, его привлекала научная деятельность. При его абсолютно мирных профессиональных занятиях ему не повезло — когда была Первая мировая война, он пребывал какое-то время в плену, за это он поплатится очень дорого — своей жизнью, будучи далеко не старым человеком. Его ложно обвинили в шпионаже и расстреляли, как и многих других, в 1937-м году.

1.2 Об Элиягу, четвертом сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера. Об Абраме, младшем сыне. О книге про семью Йосэфа Айзенштадта-Меера

Об Элиягу, четвертом сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера

Четвертый сын Йосэфа Айзенштадта-Меера, Элиягу, в 1914-м перебрался на жительство в Палестину. Там им была окончена школа восточных языков. Он в ней занимался изучением арабского и турецкого языков.

Языки стали его большим увлечением, он по данной причине превратился в по-настоящему выдающегося, невероятного полиглота, им было освоено огромное количество языковоколо десяти.

В Союз ССР он все же возвратился — ради поступления в Тимирязевскую сельхозакадемию, чтобы закончив ее, найти применение своим знаниям на исторической родине. Однако на эту родину его уже больше не пустили.

Об Абраме, младшем сыне Йосэфа Айзенштадта-Меера

Абрам в 1914-м году добрался до Палестины с братом Элиягу. В отличие от брата он уезжать никуда не стал. Начал выращивать апельсины, сумел на этом подняться, разбогатеть. Жизнь его оказалась не короткой — он прожил восемьдесят лет.

О книге про семью Йосэфа Айзенштадта-Меера

«Книга о проф. Шмуэле Айзенштадте, его родителях и братьях». Фото из источника в списке литературы [10]

В прежние времена в Борисове семья Айзенштадтов была извесна каждому. Но времена эти канули в лету. А ведь о ней имеется очень много интересных фактов. Она достойна, чтобы о ней была написана отдельная объемная книга.

Книга о семье Айзенштадтов написана, ее издали в 1999-м году. Ее название — «Человек видения и действия». В то же время борисовчане прочесть ее не в состоянии, ведь написана она на иврите.

Говорят, приходящаяся Йосэфу Айзенштадту-Мееру правнучкой Мария Арбатова собиралась заняться изданием повествования о своих родственниках, но уже на русском, а не на иврите. Ждем.

1.3 О Самуиле (Шмуэле) Иосифовиче Айзенштадта

«АЙЗЕНШТАДТ Шмуэль Иосифович (1886—1970), юрист. Родился в Борисове. Учился в Швейцарии, где окончил Бернский университет. Доктор права, профессор. Работал в разных странах. Активный участник революции 1905 года. Писал революционные стихи. Арестовывался за распространение нелегальной литературы. В 1916 в московской библиотеке Румянцевского музея (ныне — Национальная публичная библиотека России, бывш. „Ленинка“ создал еврейский отдел, собрав в нем более 50 тысяч томов. Восемь лет возглавлял этот отдел. В 1925 уехал в Палестину. После создания государства Израиль был членом комитета по защите прав арабского меньшинства. Автор воспоминаний о Борисове конца XIX века, представляющих значительный исторический интерес (опубликованы в Варшаве в 1956 на языке идиш)». (А. Розенблюм, «Память на крови») [10].

Фото из источника в списке литературы [11]

Основное из биографии и важные даты жизни Самуила Иосифовиче Айзенштадта

Самуил (Шмуэль) Иосифович Айзенштадт был первым (по очередности рождения) сыном Йосэфа Айзенштадта-Меера. Рождение его произошло в марте 1886-го года (пятого числа). Покинул этот мир в 1970-м году (Тель-Авив).

Известен в качестве правоведа, лингвиста, историка.

Самуил (Шмуэль) Айзенштадт [12]:

«Был одним из инициаторов создания сионистского молодёжного движения «Цеирей Цион». Издатель и редактор сионистского журнала «Шахарит» («Рассвет»), который позже стал центральным органом «Цеирей Цион»…

Был членом комитета по защите прав арабов. Заведовал Центральной канцелярии Совета иврита; организовал архив труда при Всеобщей Федерации Трудящихся. Был видным деятелем Компартии Израиля и баллотировался от неё в президенты после смерти Хаима Вейцмана…

Один из создателей в 1950 Высшей Школы Юриспруденции и Экономики в Тель-Авиве…

Принимал участие в учредительном съезде «Цеирей Цион», проходившего в Вене, и был избран членом ЦК организации…

Автор множества научных и публицистических статей, а также книг, изданных в Израиле, Великобритании, Польше и России. Многие его труды не были напечатаны из-за его левых взглядов.».

Год 1903-й. С данного года Самуил Иосифович Айзенштадт начал участвовать в движении «Поалей Цион», а позднее — в движении сионистов-социалистов. Вносил вклад в обучение рабочих (культурное и политическое). Занимался написанием революционных стихотворных произведений на идише и иврите.

Год 1905-й (начало года). В это время имел место отъезд Самуила Айзенштадта в Польшу. Когда проходили революционные события 1905-го года, он был в Варшаве одним из членов революционного движения.

Год 1910-й. В данном году было окончание им «Бернского университета» (юрфака), получил ученую степень «доктора права».

Год 1912-й. В этом году Самуила Айзенштадта пригласили в иешиву Одессы преподавать еврейский закон.

Год 1913-й. Его жизнь в данном году протекала в Польше (Варшава).

Год 1915-й. Его жизнь в данном году протекала в России (Петроград).

Год 1916-й. В данном году Самуил Айзенштадт работал в Библиотеке Румянцевского музея», заведовал еврейским музейным подотделом, был помощником заведующего востоковедческого отделения музея. В библиотеке он лишь один знал древнееврейский язык. Занимался поиском и описанием еврейских книг.

Год 1919-й. В этом году имело место получение Самуилом Айзенштадтом полномочия на то, чтобы отбирать и вывозить книги из библиотеки, принадлежавшей раввину Шнеерсону.

Год 1920-й. Его отправили в Оршу, чтобы он проводил обследование и занимался перевозкой книг на еврейских языках.

Год 1925-й. В данном году он и его семья начали свое проживание в Эрец-Исраэле. Здесь его занятиями были: литература, наука, общественная деятельность.

Год 1946-й. Им и его женой в этом году было основано издательство «Ликуд».

Год 1950-й. С данного года он был членом Движения Мира и одновременно профессором университета в Тель-Авиве.

Дочь Самуил Айзенштадта стала переводчицей и израильской пианисткой (ее имя — Пнина Дедман).

Фото из источника в списке литературы [13]

Александр Розенблюм о Самуиле (Шмуэле) Иосифовиче Айзенштадте

Александр Розенблюм о Самуиле (Шмуэле) Иосифовиче Айзенштадте написал следующее [13]:

«Шмуэль окончил Бернский университет в области юриспруденции и получил ученую степень доктора, стал профессором. Работал в разных странах. Активно участвовал в революции 1905 года. Писал революционные стихи, которые распространялись нелегально. В 1916 году в московской библиотеке Румянцевского музея (бывш. Ленинка, ныне Национальная библиотека России) создал еврейский отдел, собрав в нем более 50 тысяч томов. Возглавлял этот отдел восемь лет. В 1925 году уехал в Палестину, где преподавал в университете. Проявлял себя как деятель левого мировоззрения. После образования Государства Израиль вошел в комитет по защите прав арабского меньшинства. Написал ряд научных работ по вопросам права и рабочего движения. Его перу принадлежат опубликованные в 1956 году в Варшаве заметки о родном городе „Мой белорусский дом в 90-х годах [XIX в.] “. Ушел из жизни в 1970 году в Тель-Авиве. В Лавоне — израильском институте профсоюзного движения сохраняется его мемориальный кабинет с большим портретом».

1.4 О Марии Ивановне Арбатовой, правнучке Йосэфа Айзенштадта-Меера

«Заметными стали и сыновья Йосэфа. Его правнучка, известный московский литератор Мария Арбатова, помогла мне бегло проследить за судьбами пяти братьев». (Александр Розенблюм)

Фото из источника в списке литературы [14]

Лаконично о Марии Арбатовой

Рождение Марии Ивановны Арбатовой (ее фамилия после рождения была Гаврилина) произошло в июле 1957-го года семнадцатого числа в Муроме (Владимирская область). Ее мать звали Цивьей Ильиничной Айзенштадт.

Выпускница «Литературного института им. Горького». Была руководительницей клуба «Гармония», занимавшегося проблемами психологической реабилитации женщин.

Исполняла обязанности сопредседателя «Партии прав человека. Примерно пять лет работала как соведущая в женском ток-шоу «Я сама».

Она является Членом «Союза писателей Москвы» и «Союза театральных деятелей России». Написала четырнадцать пьес, показанных зрителям в России и других странах, более 20 — ти книг, семьдесят публицистической направленности статей.

Известна в качестве радиоведущей, писательницы, телеведущей, сценариста, журналистки, прозаика, общественного деятеля, переводчицы, драматурга, публициста, активной деятельницы движения феминисток.

О еврейском и «айзенштатском» происхождении Марии Арбаовой

О еврейском происхождении Марии Арбатовой с ее слов 15]:

«Я вот тоже по маме еврейка», «моя бабушка Ханна Иосифовна родилась в Люблине, ее отец самостоятельно изучил несколько языков, математику и давал уроки Торы и Талмуда. С 1890 до 1900 году он упрямо сдавал экзамены на звание „учитель“ в „светских“ учебных заведениях и девять раз получал отказ „в виду иудейского вероисповедания“, на десятый же стал одним из немногих евреев, преподающих в польских государственных учреждениях».

И еще (из статьи «При острой депрессии хорошо помогают виноград, шоколад и пешие прогулки») [16]:

«НП: То есть вы начали заниматься психологией для себя?

М.А.: Да. Мне надо было привести в порядок отношения с гиперконтролирующей мамой, которая хотела быть для детей целым миром. Вообще мой семейный сценарий — это гремучая смесь. Папа русский, мама еврейка. Дедушка по папе — бывший офицер царской армии, сидел в тюрьме, был исключен из партии. Прадедушка по маминой линии — один из основателей сионизма в России. А мама всю жизнь скрывала…

НП: Что у нее еврейские корни?

М.А.: Она Цивья Ильинична Айзенштат. Даже когда она стала Гаврилиной по папе, национальность осталась при ней. В анкетах она писала, что у нее нет родственников за границей и нет врагов народа. Хотя были и те, и другие. Мой дед по маме — один из пяти сыновей того самого Иосифа Айзенштата, который на силезском съезде создавал движение за национальное возрождение евреев на их исторической родине. Один брат деда основал в Ленинке отдел библиотеки восточных языков, уехал в Израиль, где баллотировался в президенты. Второго, детского врача, расстреляли как польского шпиона; третий — учил Горького на Капри математике; четвертый стал в Израиле плантатором. Мой дед владел двенадцатью языками и тоже собирался в Израиль заниматься земледелием, но его не выпустили. А в 1925 году, когда начались обсуждения искусственного голода, демонстративно вышел из партии. Поэтому до падения сталинского режима, когда гремел поднимающийся лифт, в квартире на Арбате все боялись, что идут за дедушкой. И, конечно, все свихнулись на всю катушку».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Об известных евреях Борисова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я