Кобрин и евреи. История, холокост, наши дни

Маргарита Акулич

Беларуский город Кобрин – очень древний, красивый и особенный. У него есть своя история – разная и непростая, порой трагичная.Кобрин на протяжении длительного времени был городом еврейским, а сегодня он относится к утраченным еврейским мирам.В книге дано описание истории города, в том числе еврейской, холокоста, нынешнего периода. Рассказано о его известных евреях, синагогах, еврейском заброшенном кладбище.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кобрин и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Кобрин с еврейской историей

Кобрин. Еврейская застройка. Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/kobryn-guidebook/#

«Кобрин, мой прекрасный бедный городок, мой маленький город Кобрин! Простите, что я назвал вас «маленьким». Не потому, что вы маленький, но только из-за моего волнения по отношению к вам я буду называть вас своим маленьким городом Кобрином! Я любил тебя близко, и я гордился тобой из-за близости. Твоя бедность причинила мне боль, и я радовался твоему празднованию. Даже тогда, когда человек ослеплен детскими фантазиями, юношескими мечтами и когда кажется, что дом отца и матери становится суше, а когда прекрасный маленький городок скучен, а когда великий и широкий мир заманивает вас и тянет к вам, не зная это, в день разлуки, может быть, тогда в глубине вашего сердца появляется тихая боль из-за отдаления от вас.

И на расстояниях, в великом мире, на расстоянии в тысячи километров, когда мы отделены землей и морем, стремления велики и трудны. Один ищет скрытый угол, который глаз незнакомца не увидит, и печаль вырывается в тихом крике, выражающем тягу и тоску по отношению к вам. И мой язык не устает рассказывать о вас и гордиться вами. Трепет радости нападает на все мое существо, когда я слышу имя Кобрин! Желания не уменьшаются. Напротив, за эти годы они стали сильнее и сильнее. И теперь, мой бедный городок, когда вас больше нет, когда вы были так жестоко уничтожены всем, что было свято и дорогим в вас. Приходят тени, воспоминания, связанные с вами, Кобрин!» (Чана Столовицки-Маркуза, «Мой бедный маленький город») [9]

Синагога в Кобрине. Источник: https://megabook.ru/media/Кобрин%20(синагога)

2.1 О появлении еврейского населения в Кобрине и развитии общины. Кобринская врейская община в 19-м столетии

О появлении еврейского населения в Кобрине и развитии общины

Если говорить о самых ранних упоминаниях о евреях и их общине в Кобрине, то их можно найти в документе о привилегиях Польского царя Сигизмунда, датированным 1563-м годом. В нем записаны имена двадцати трех евреев, у которых было двадцать пять домов, они имели свою синагогу, а также примерно двадцать огородов и садов.

В 1589 году евреям были предоставлены равные права с другими жителями.

Евреи Кобрина в основном зарабатывали себе на жизнь от местной и междугородной торговли с Люблином, лизинга гостиниц и сбора таможенных пошлин.

Во время резни казаков Хмельницкого в Украине в 1648—1649 гг. ряд евреев из Украины укрывались в Кобрине.

Когда в 18 веке город стал бедным, экономическое положение евреев также ухудшились, и община погрязла в значительных долгах. Большинство местных евреев в этот период занимались торговлей и различными ремеслами, в то время богатое меньшинство торговало солью, зерном и древесиной.

В 1766 году в Кобрине и близлежащих деревнях было 924 еврея, платившие подоходный налог. Духовными лидерами Кобрина были Соломон Кобрин (1678) и Иаков Дэвид Шапира (1718), автор книги «Охель Яаков» («Франкфурт на Одере», 1729 г.), сделавший ставку на Кобрин, в котором основал иешиву.

Еще одним известным евреем считают Х. Берлина (1892—1897) — галахиста и раввина кобринского кагала.

Кобринская врейская община в 19-м столетии

Пинскер-стрит. Источник: https://www.jewishgen.org/Yizkor/kobrin1/kob209.html

В XIX столетии еврейское население гор. Кобрина и его окрестностей выросло. В Кобрине в 1847 году проживало 4184 еврея.

В 1882 году евреям было запрещено арендовать фермы и сельские здания.

Обеспечение государственной монополии на ликерную перегонку в 1897 году существенно и негативно отразилось на еврейской экономической деятельности в Кобрине. В результате наблюдалось появление еврейского пролетариата. Многие уехали, прежде всего, в Америку.

В 1897 году еврейское население насчитывало 6 687 человек (шестьдесят девять процентов от общего числа жителей города).

В течение XIX века хасидизм во главе с династией Кобрина был влиятельным в обществе. В качестве раввина служил Хайим Берлин (сын Нафтали Зеви Иуды Берлина).

Сионизм сначала столкнулся с сильной оппозицией со стороны местных ортодоксальных кругов.

2.2 Начало века 20-го до периода Холокоста. Период Холокоста

Начало века 20-го до периода Холокоста

Источник: http://tutejszy.ru/brestskaya/kobrinskij/kobrin/157-istoriya-goroda-kobrina

После революции 1905 года еврейские рабочие, в основном организованные в Бунде, а затем в «Поалей-Ционе», приняли активное участие в борьбе за политические, социальные и культурные права. Община модернизировала хадарим, имела религиозную школу, школу Тарба, школу на идише (от Центральной школы идиш) и иешиву.

Община в 1921 году насчитывала 5 431 человек (примерно 66 процентов от общего числа кобринских жителей). Большая часть членов общины была занята в строительстве, производстве льна, вышивании, портировке, торговле, перевозке, и розничной торговле сельскохозпродукцией.

20 сентября 1939 года «советы» взяли город. Сионистская молодежь пыталась добраться до Вильны, которая тогда находилась в независимой Литве, откуда многие из них добирались до Палестины.

Многие беженцы из Западной Польши прибыли в Кобрин, и к 1941 году численность еврейского населения города достигла 8 000 человек.

Период Холокоста

24 июня 1941 года, через два дня после разразившейся войны между Германией и Советским Союзом, немцы захватили Кобрин. Вскоре после оккупации была атакована ставка ха-мидраша Хайи Адама. В то же время около 170 евреев были убиты недалеко от деревни Патрики. В августе 1941 года немцы наложили на евреев штраф в размере шесть кг золота и двенадцать кг серебра. Осенью того же года было создано гетто, которое было разделено на две части: часть «А» предназначалась для тех, кто подходил для выполнения работы, а часть «В» — для больных, пожилых людей и всех тех, кто считался для работы непригодным.

Евреи из соседних городов также были доставлены в гетто, которое было сильно переполнено.

В начале 1942 года общине пришлось выделять рабочих для трудовых лагерей Ходосы и Запруды. 2 июня 1942 года гетто «B» было окружено, и в гетто «А» была проведена селекция. Все жертвы были убиты в Бронной Горе. Половина еврейской общины Кобрина погибла в тот день. Молодежь организовалась и начала собирать боеприпасы. 14 октября 1942 года другой Актион проходил около 2,5 миль. (4 км) от Кобрина по дороге в Дивин. Евреи пытались активно самообороняться, немцы их атаковали и пытались взять в свои руки. Группе (около 100 человек) удалось убежать в леса и присоединиться к партизанам. Они были активны в партизанских частях Ворошилова и Суворова. Группа еврейских мастеров оставалась в городе до наступления лета 1943 года, а затем была жестоко убита во дворе тюрьмы.

2.3 После войны и сегодня. Алексей Михайлович Мартынов о кобринских евреях

Кобрин. Еврейская застройка. Источник: http://shtetlroutes.eu/ru/yizkor-book-of-kobryn/

После войны и сегодня

После войны община не возродилась. Несколько оставшихся в живых евреев покинули Кобрин, чтобы попасть в Польшу, а затем продолжить свой путь в Израиль или другие страны.

Сегодня евреи в Кобрине напрочь отсутствуют [11]:

«Известно, что в 1980 г. годах в городе находилось несколько представителей еврейской национальности, однако, согласно переписи 1999 г. в Кобрине евреи не проживают».

По материалам сайтов: news.jeps.ru и jewish-tour.com

Алексей Михайлович Мартынов о кобринских евреях

Алексей Михайлович Мартынов (1904—1999), уроженец гор. Кобрина, бывший директор военно-исторического музея им. А. В. Суворова в статье «Евреизация» о кобринских евреях написал [12]:

«В отличие от иных заголовков данных заметок это слово [евреизации] приходится выделить кавычками, поскольку по ряду специфических причин, в течение ряда столетий влияние еврейства на жизнь остального населения носило весьма своеобразный характер, что отнюдь не отразилось на его весе и масштабности. Среди не столь уж многочисленных этнических групп Кобринщины издавна особое место занимала наиболее „экзотическая“, т.е. чужеродная — еврейство. Впервые о его появлении у нас достоверно известно в конце 15 ст. Согласно данным 1563 г. на Пинской ул. проживало 30 еврейских семейств. Здесь же имелась и „школа жидовская“, сиречь молитвенный дом. К этому времени относятся весьма характерные данные об основных занятиях евреев. „Мыто (пошлина) Кобринское и копщизна (налог с напитков) с корчем пивных, медовых и горечаных жидове на оренде держат“. Иначе говоря, уже тогда евреи занимались откупами, т.е. уплачивали государству авансом определённую сумму, которую затем в рассрочку собирали с потребителей данной продукции. Наряду с этим десяток еврейских семейств обрабатывали землю — 8 волок (одна волока — свыше 20 десятин). Помимо Кобрина евреи жили в Добучине (Пружаны), входившем в Кобринское княжество, и в Городце. В Добучине было 8 семейств, имелась также „школа жидовская“, в Городце — 2 семьи. В конце 18 ст. в Кобрине насчитывалось евреев свыше тысячи, в 1862 г. — 4200, а уже в 1906 г. из общего количества горожан 9184 евреев было 6289. Кроме города, подавляющее большинство жителей ряда крупных сельских поселений (Городец, Антополь, Дрогичин, Иваново, Дивин, Жабинка), которые на бюрократическом жаргоне того времени официально именовались „еврейскими местечками“, составляли те же евреи, испокон веков называемые здесь жидами, тогда как ставшее ныне обязательным слово „евреи“ полностью отсутствовало в местном лексиконе. В начале 20 ст. Кобринский уезд входил в так называемую „черту оседлости“, т.е. зону проживания евреев в городах и местечках. Им в то время запрещалось жить в деревнях и заниматься земледелием. Вряд ли следует пояснять, что евреям не разрешалось занимать любые государственные должности. Вследствие чрезвычайно тяжёлых экономических условий и разно-образных унизительных ограничений наиболеее активная часть еврейской молодёжи массово эмигрировала за океан, особенно в начале 20 ст., благо визовый режим полностью отсутствовал. В США возникла настолько многочисленная колония наших выходцев, что они смогли издать двухтомную историю кобринского еврейства. Наиболее характерной чертой евреев была патологическая тяга к всесторонней национальной обособленности, панический страх перед ассимиляцией. Поэтому смешанные браки составляли редчайшее исключение. Стремление к самоизоляции доходило до образования некоего подобия самодеятельного гетто. В частности, у евреев имелось свое административное самоуправление, называемое кагалом, свои школы с религиозным уклоном — хедеры и ешиботы, свое кладбище — кворис, своя больница, своя баня, даже свое отделение в городской скотобойне, в какой-то степени помогавшее правоверным соблюдать суровые кулинарные предписания Талмуда. Духовным же объединяющим центром служила центральная синагога, монументальное здание которой было сооружено в середине минувшего столетия, по-видимому, на месте той же более древней „школы жидовской“ по Пинской ул. Огромным нравственным авторитетом у евреев пользовалось духовенство, раввины, настоятели синагоги и мно-гочисленных местных молитвенных домов. Можно утверждать без малейшего преувеличения, что устойчивое влияние евреев на все без исключения сферы экономической деятельности Кобринского уезда-повета было всеохватывающим и всеподавляющим. Начиная с фактической монополии на торговлю. Основная часть жилого фонда как центра города, так и примыкающих улиц, находилась в еврейских руках. Да и на периферийных, „мещанских“, улицах отдельные еврейские семейства мирно уживались вперемежку с неевреями. Немало бойких мещанчуков, особенно из так называемых „шабесгоив“, которые за вознаграждение оказывали евреям мелкие услуги в строго соблюдаемые праздничные дни, наловчились сносно разговаривать на идиш. Мало того, нееврейское меньшинство горожан вынуждено было силой вещей назубок помнить все основные еврейские праздники, учитывая их возможные последствия при составлении своих деловых планов. Испокон веков в местах своего массового скопления евреи являлись главным фактором „гешефта“, по нынешней терминологии „бизнеса“, в самом широком значении этого понятия. Достаточно сказать, что до пятисот торгово-предпринимательских единиц было зарегистрировано в городе и столько же в повете польской администрацией. За редкими исключениями все они принадлежали евреям. Польские власти в 30-х гг. неоднократно делали попытки расправиться с вековой монополией евреев под крикливым лозунгом „Свой к своему за своим!“ Всеми мерами поощрялся переход магазинов в польские руки. Ограничивалась выдача разрешений евреям на некоторые виды торговых услуг. Однако вследствие дружного отпора как евреев, так и массового покупателя эта затея с треском проваливалась. Нападение гитлеровцев на Польшу вызвало огромную тревогу среди евреев: что день грядущий нам готовит?.. С тем большим энтузиазмом были встречены ими краснозвёздные танки, появившиеся на улицах города 22 сентября. Впрочем, первоначальный радостный угар развеялся быстро. Дремуче-заскорузлый быт еврейства был взорван шквалом ошеломляющих событий, перевернувших все вверх дном».

2.4 О евреях Кобрина на портале «Кобрин — Путеводитель». Фамилия Кобринский

О евреях Кобрина на портале «Кобрин — Путеводитель»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кобрин и евреи. История, холокост, наши дни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я