Предложен целостный методологизм практики информационных систем – ИС. Большое внимание уделено функциям заказчика и пользователя ИС. Рекомендуется научным работникам и специалистам, преподавателям, аспирантам, докторантам, студентам, слушателям системы дополнительного профессионального образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные системы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Целостность информационных систем (ИС)
1.1. Условия целостности ИС
ИС — определение. Информационные системы пользователями используются для качественного обеспечения информацией профессиональных процессов. Нахождение и организация информации, необходимой для формирования, принятия и реализации экономических и управленческих, проектных и научных, экологических и социальных, других видов решений, является основным компонентом процессов информационных систем в общественном производстве. Мы рассматриваем формальные определения ИС, т. е. определения с помощью указания свойств или характеристик, которыми обладают все ИС как один из классов цельных и целостных систем. Приводимые здесь формальные определения ИС дают возможность указать основные свойства или характеристики моделей ИС, а также различения ИС с другими системами.
В Федеральном Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ используются следующие основные понятия:
1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
Назначением ИС является удовлетворение всех информационных потребностей каждого пользователя в рамках конкретной предметной области его деятельности.
В качестве пользователя (пользователя ИС) мы рассматриваем как отдельные физические лица (работник, руководитель и др.), юридические лица (предприятие, учреждение, организация и др.) и их части (подразделения, службы, департаменты и др.), так и объединения и группы лиц (холдинг, социальная группа, общество и др.).
ИС производят для пользователей информационные продукты (знания, информационные товары, информационные услуги) и, кроме того, для качественной обработки информации используют модели внутренних и внешних сред пользователя, напр., модели бизнес-процессов пользователя.
В связи с этим можно дополнить общее понятие ИС, данное в ФЗ-149, следующим образом (первое определение ИС):
ИС это целостная совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, информационных продуктов, вырабатываемых для пользователей, а также моделей внутренних и внешних сред пользователей.
Напр., определение ИС в экономике будет тогда иметь следующий вид:
информационные системы в экономике это целостная совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, информационных продуктов, вырабатываемых для пользователей, осуществляющих экономическую деятельность, а также моделей внутренней и внешней экономических сред пользователей.
Как известно, ИС и некоторые части ИС определяются в научной и учебной литературе неоднозначно. Различия в определениях вызваны, как правило, различием предметных областей применения описываемых ИС и различием подходов к описанию ИС. Здесь и далее определения ИС изложены с позиций целостного подхода.
Мы рассматриваем ИС как сложную и большую систему.
В отношении сложных систем мы основываемся на постулате акад. А. И. Берга [2]: «для составления модели сложной системы необходимо, как правило, использовать более чем две теории, более чем два языка описания системы, ввиду качественного различия внутренней природы элементов системы между собой и наличия разных подходов к моделированию объектов различной природы».
Из этого следует, что модель сложной системы можно представить в виде совокупности трех и более «простых» моделей.
Надо заметить, что сложность модели часто отождествляют с трудностью решения задач моделирования, возникающей из-за недостаточно развитого аппарата составления моделей для отдельных конкретных приложений.
В отношении больших систем мы основываемся на определении, данном В. И. Чернецким в первом, по сведениям автора, российском учебном издании по этому предмету [3]:
«большая система (БС) есть система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей системой управления, характерной особенностью которой является наличие выделяемых частей. Причем для каждой части можно определить: цель функционирования, подчиненную общей цели всей системы; участие в системе людей, машин и природной среды; существование внутренних материальных, энергетических и информационных связей между частями системы; а также наличие внешних связей рассматриваемой системы с другими».
Напр., ИС предприятия, как большая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных управляемых информационных подсистем, таких как подсистема взаимоотношений с клиентами, подсистема бюджетирования, подсистема бухгалтерского учета и др.
Сложную ИС, как и большую ИС, невозможно «рассмотреть за один раз», чтобы получить требуемое решение проблемы, достичь цели, продуцировать результат. Сложную ИС нельзя «рассмотреть за один раз» из-за того, что надо последовательно рассмотреть несколько моделей всей ИС, большую ИС — из-за того, что надо последовательно рассматривать несколько моделей частей ИС, как систем.
Задача пользователя, как и разработчика ИС — объединение возможностей моделирования ИС, как большой и сложной системы, на основе целостного подхода. Тогда можно разрабатывать и применять совокупности моделей ИС, как большой и сложной системы в целостном единстве.
Части ИС. Второе определение ИС рассмотрим, исходя из состава и взаимодействия частей ИС. В соответствии с принятым определением ИС состоит из таких частей, как информация, базы данных, информационные технологии, технические средства, информационные продукты, модели внутренней и внешней сред, напр., модели бизнес-процессов предприятия. Части ИС также состоят из частей. Для упрощения будем считать, что ИС это «трехуровневая» система, в которой разделяются уровни — ИС, часть ИС, элемент ИС. «Наименьшая» часть ИС — элемент ИС.
В ИС, как в системе, части соединены друг с другом в соответствии со структурой ИС и осуществляют преобразования и прием-передачу перерабатываемой информации в соответствии с установленными регламентами процессов взаимодействия.
Отсюда следует второе определение ИС:
ИС это целостная совокупность частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой ИС. Части ИС — базы данных, информация, информационные технологии, технические средства, информационные продукты, модели внутренней и внешней сред пользователей. Для обеспечения взаимодействий ИС объединяет части и элементы в целостную структуру ИС, процессы в частях и элементах — в целостный процесс ИС. Структура и процесс ИС — также части ИС.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные системы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других