Предложен целостный методологизм практики информационных систем – ИС. Большое внимание уделено функциям заказчика и пользователя ИС. Рекомендуется научным работникам и специалистам, преподавателям, аспирантам, докторантам, студентам, слушателям системы дополнительного профессионального образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные системы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Главная цель книги — целостный методологизм практики информационных систем, его открытие и предложение. Методологизм разработки целостных информационных систем структурирован с позиций авторского complete-метода [21].
Пользователь, в том числе менеджер, экономист, инженер, государственный служащий и другие, является активным потребителем информации, вырабатываемой информационной системой (ИС). Он обращается к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации. Полученную информацию он использует опять же с помощью ИС для осуществления профессиональных функций.
Надо отметить, что современное содержание функций пользователя — потребителя информации, получаемой с помощью компьютера, значительно отличается от содержания соответствующих функций, имевшего место, например, в 60-х — 70-х годах прошлого столетия. Тогда пользователь выдавал исходные данные для расчетов в компьютерной системе специалисту вычислительного центра (программисту). Программист выполнял расчеты на ЭВМ и выдавал результаты расчетов пользователю (заказчику). Для пользователя практически был невозможен, например, интерактивный режим работы с ЭВМ.
В настоящее время интерактивный режим работы с ЭВМ, использование возможностей локальных и глобальных сетей ЭВМ и многое другое — обычный режим работы пользователя с персональной ЭВМ (ПЭВМ, ПК — персональным компьютером).
В 60-х — 80-х годах прошлого столетия всех будущих пользователей ЭВМ — будущих экономистов, журналистов, физиков, философов, математиков, инженеров, литературоведов и других студентов, в ВУЗах учили устройству ЭВМ и языкам программирования, например, PL-1. Так понималась «компьютерная грамотность».
В настоящее время изменились представления о том, что должен знать пользователь о компьютеризированных информационных системах. Пришло понимание того, что пользователю компьютера, также как и пользователю автомобиля, водогрейного котла, телевизора и стиральной машины, нет необходимости знать его устройство и действие в тех деталях, которые необходимо знать разработчику компьютера, проектировщику информационной системы и программисту.
Происходит закономерное разделение требований к квалификации специалистов — пользователей и специалистов по информационным системам. Одним из главных требований к пользователю в части взаимодействия с ИС стало умение применять ИС для обеспечения эффективного формирования и реализации профессиональных решений.
Тем не менее, в данный период политику развития ИС предприятия в целом, ИС в подразделениях предприятия, на рабочих местах определяют, преимущественно, разработчики компьютерного обеспечения ИС. Существуют и развиваются общепринятые концепции MRP, MRP II, ERP, CRM, CPM, КИС и другие, в которых разработчиками компьютерных систем реализуются идеи системности и целостности. В определенном смысле разработчики компьютерных систем стали проводниками идеологии системности и целостности.
Но вскоре потребуется грамотность пользователя ИС другого уровня. Прежняя мечта о том, что каждый специалист должен сам писать программы для ЭВМ и решать свои профессиональные задачи на ЭВМ с помощью собственноручно написанных программ, в недалеком будущем возродится на другом уровне.
Пользователь недалекого, кстати, будущего будет уметь самостоятельно создавать и развивать собственную профессиональную пользовательскую систему в среде ИС предприятия для производства информационных продуктов с целью целостного решения профессиональных проблем. Своего рода автоматизированную информационную минифабрику (АИМФ), прообразом которой является современное автоматизированное рабочее место — АРМ, группа АРМ подразделения.
При этом он должен будет разумно сочетать «ручные» и автоматизированные машинные способы обработки информации при создании своей целостной АИМФ в среде общей для предприятия ИС. Политика целостного развития каждого и всех АИМФ подразделений, управленцев и специалистов предприятия будет определяющим образом влиять на развитие ИС предприятия.
При этом он исходит из того, что понятие «ручной» обработки информации изменилось. Если прежде ручные способы основаны были на использовании рук, вооруженных камнем (в древнейшие времена), гусиным и, затем, металлическим пером, счетами, затем — арифмометром, то теперь ручные способы обработки информации это способы обработки информации и с применением персональной ЭВМ.
Уровень «вооруженности» рук инструментами и оборудованием повышается. И персональная ЭВМ (компьютер, ПЭВМ, ПК) уже перешла, практически в разряд оборудования рук для обработки информации.
Уровень современной автоматизированной машинной обработки информации предполагает использование сетей и систем ПЭВМ, программных средств для быстрой обработки больших и сложных массивов информации.
Переход от ручной к машинной обработке информации совершается уже не столько в технической, сколько в виртуальной среде. Это среда программного обеспечения обработки информации, среда информационных технологий, сетей и систем.
Специалисты в сфере создания информационных компьютерных систем в недалеком будущем разделятся на три группы.
Первая группа — группа «информационного машиностроения», будет производить информационные машины, технологии и системы общего и специального назначения.
Вторая группа — группа «информационно-промышленного строительства» будет проектировать, строить и сдавать в эксплуатацию компьютеризированные информационные «заводы и фабрики» разного профессионального профиля.
Третья группа «инструментального обеспечения» будет заниматься инструментальным обеспечением функционирования и развития информационных завода, фабрики данного предприятия, а также процессов создания и эксплуатации пользовательских «минифабрик». Эта группа будет производить информационно-компьютерные «инструменты и оснастку» для поддержания процессов создания и развития АИМФ пользователями.
Основным требованием к таким инструментам будет требование целостного общения пользователя ИС с ИС предприятия на естественном для пользователя профессиональном языке общения. Образно говоря — требование «полного незнания» пользователем специфики непосредственного общения с внутренней средой компьютера.
Требование целостности (системности, технологичности, как частных случаев целостности) станет основным требованием к квалификации пользователя, как создателя пользовательских целостных АИМФ. Пользователь должен будет уметь формировать, принимать и реализовывать целостные профессиональные решения с использованием АИМФ. Кроме этого, его АИМФ должна будет целостно взаимодействовать с другими АИМФ пользователей и подразделений, способствуя их развитию. И, далее, его АИМФ должна будет способствовать цельному развитию ИС предприятия.
Известно также, что требования системности, целостности мышления предъявляются к любым пользователям. Причина — для решения каждой конкретной профессиональной проблемы необходимо целостно объединять и продуктивно использовать ранее полученные знания, создавать целостную постановку проблемы, получать целостное решение поставленной проблемы.
Другими словами, необходима продуктивная целостность мышления и практики. Она необходима всем пользователям и создателям ИС.
Задачами монографии являются:
— изложение основ методологизма построения ИС, как целостного единства процессов переработки информации средствами ИС и процессов потребления информации пользователями для осуществления аналитической, исследовательской, организационно-управленческой, консалтинговой, преподавательской и иной деятельности;
— описание и содействие приобретению знаний о наиболее целесообразных методах взаимодействия с ИС для обеспечения целостности профессиональной деятельности;
— структуризация требований к ИС и содействие приобретению умений по постановке задач, контролю разработки, приемке и применению целостного проекта ИС;
— предоставление возможностей для приобретения и развития устойчивых навыков целостного освоения и практического применения ИС и компонент ИС.
Для более эффективного усвоения предлагаемого материала рекомендуется выбрать виртуальное предприятие (организацию). Для выбранного виртуального предприятия предлагается составить комплекс технических требований (проекта технического задания — ТЗ) на проектирование ИС. При этом читатель выбирает комплекс задач и свою позицию в данном предприятии, как сотрудника определенного подразделения.
Изучаемый читателем материал располагается в следующей последовательности. Вначале с позиций целостного подхода излагаются представления об информационном потенциале ИС, информатизации, Законы информационной индустриализации, машинизации, технологизации, общие принципы построения и осуществления информационных технологий. Затем ИС рассмотрены как целостные человеко-машинные complete-системы, описана структура целостного взаимодействия ИС и пользователя, а также целостная модель пользователя ИС.
Методологической основой книги явилось авторское научное направление «Системная технология — целостный complete-подход», в том числе открытый автором целостный complete-метод и созданные на его основе целостный complete-подход и метод системной complete-технологии [16–21].
Основная задача книги — целостный подход к рассмотрению ИС с позиций пользователя. Поэтому автор не стремился создать всеобъемлющую книгу, и в тех многих случаях, когда соответствующий материал достаточно подробно изложен в других книгах, здесь он рассматривается кратко, только в интересах изучения целостности ИС.
Все теории ИС можно рассмотреть как целостные и целые с позиций целостного complete-метода, используя предложенную здесь общую теорию целостной ИС. В каждой из специальных теорий ИС можно построить соответствующее целостное и цельное ядро теории. Это только усилит специфическую направленность каждой специальной теории ИС и поможет создать аналогичное целостное и цельное ядро для каждого раздела теории. Наличие ядра знания поможет, в свою очередь, создать соответствующие методологии теории и методологии практики.
Применение целостного подхода к изучению ИС дает возможности пользователю:
— формировать целостность мышления и практики в процессе изучения материала книги,
— рассматривать в целостном единстве пользователя ИС и собственно ИС, вычленяя общее и особенное в моделях пользователя ИС и собственно ИС,
— определять возможности существующих ИС для решения комплексов задач предприятия (организации, учреждения), подразделения предприятия, работника,
— уметь целостно поставить требования к созданию ИС, осуществлять мониторинг разработки ИС, приемку-сдачу ИС, осуществлять эксплуатацию ИС в соответствии с реализацией изначально поставленных требований,
— иметь целостное представление о развитии ИС во взаимосвязи с прошлым и современным состояниями ИС.
Раздел 2.2. подготовлен совместно с Н. Н. Нураховым.
Данная монография выражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с другими представлениями о целостном методе и методологизме ИС, не является заключением эксперта о возможностях авторского целостного метода в сравнении с возможностями других методов в развитии теории и практики ИС.
Замечания можно присылать на сайт systemtechnology.ru и на электронный адрес marat_telemtaev@mail.ru.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные системы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других