13. От воспитания к совершенству

Марат Заиров, 2020

Эту тему я выбрал точно не от нечего делать. Я часто задумываюсь, почему одни люди добиваются успеха, а другие нет. Если есть разница в цветущем и засыхающем дереве, значит надо искать причины такого состояния, которое напрямую зависит от степени ухаживания за ними. Так и успех человека зависит от его воспитания, и что заложишь в ребенка в детстве, таким он и станет, повзрослев. В этой книге я не говорю о личностном росте, а лишь о том, что за любым человеком стоит его воспитание, и после 25 лет суть его уже не меняется. Я не даю наставлений, а делюсь своим жизненным опытом и на сотнях примеров убеждаюсь в истине вывода, что фундамент человека закладывается в его детстве. От воспитания к совершенству!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 13. От воспитания к совершенству предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Об оптимальном возрасте воспитания ребенка

Эта тема меня сильно волнует, и, тем не менее, вопрос остаётся открытым, наверное бессмысленно спорить, какой возраст наиболее удачный для воспитания ребёнка!

Проанализировав разные мнения, я пришёл к своему не очевидному выводу, что воспитание ребёнка можно разделить на две части: до момента, как он начнёт говорить и до 13 лет. В первой части мы учим ребёнка языку, чтению, плаванию, музыке, а во второй части больший упор делаем на нравственное воспитание, т. е. чаще слушаем и иногда объясняем.

Я не пишу о важном периоде совершеннолетия, но это уже и не ребёнок, это уже период отрочества, а я сейчас пишу о детстве. Итак, наша задача — не подавать дурные зрительные и слуховые примеры для ребенка, и пока он не говорит, учим всему, что не требует бесед с родителями. А с возникновением речевой функции начинаем активно вовлекаться в нравственную плоскость, выступая при этом, скорее другом, чем судьёй!

Расставив данные акценты, мы сможем более точечно воспитывать своё чадо и существенно повышаем шанс, что наш ребёнок в будущем будет успешным!

О фотоаппарате

Вспомните своё детство, как нам всё было интересно, наверное не было угла в квартире, который бы мы не облазили! Так устроен ребёнок.

Я помню, в первом классе мне на Новый год папа подарил фотоаппарат «Смена», кажется, тогда он стоил 8 рублей, я был без ума от счастья, и для меня это была фантастика! Мой папа мог фотографировать и, конечно, у него аппарат был покруче, чем мой, но этот фотоаппарат был личным и бесценным для меня.

Казалось бы, просто фотоаппарат, а я записался в фотокружок, фотографировал птиц и цветы, родных и друзей. Одним словом, мир в корне поменялся. Одна проявка, печать и сушка фотографий чего стоит! Я так был этому рад, я трудился, старался, а в результате была фотография, плод моего труда. Тогда не было фотосалонов, не было мобильных телефонов с фотокамерой, это был обычный советский фотоаппарат, но как много он значил для развития ребёнка.

Фотоаппарат воспитывал терпение, прилежность, любовь к окружающему миру и т. д. Каким бы я вырос, если бы мне в детстве не подарили фотоаппарат?!

О спортивных секциях

Родители стараются записать ребёнка в спортивные секции. Тренер хороший, с домом рядом, время удобное, в общем, традиционный набор обычных условий и выбор сделан. А тому, что виды спорта бывают коллективные и индивидуальные, значение не всегда уделяется.

Куда ходил мой брат — это борьба классическая, дзюдо, а я занимался футболом. В итоге брат, повзрослев, избегает шумных компаний, сторонится различных мероприятий, а я, наоборот. Почувствовали разницу? Коллективный и индивидуальный вид спорта сыграли свою роль.

В коллективе само собой развивается эмпатия, а один и в поле не воин! А если ребёнок не посещает секции, тогда вполне возможно он будет болезненным, себялюбивым, нецелеустремлённым, ведь спорт учит побеждать!

Спортсменом профессиональным можно не стать, но медаль на шее ребёнку запомнится на всю жизнь. Так что от выбора секции многое зависит, можно сказать, так закаляется будущий характер!

О разбитой вазе

Согласитесь, что мы все имеем право допускать ошибки. Но в детстве реакция взрослых и детей на ошибки разная.

И, вполне возможно, что этот поступок в зависимости от поведения родителей может повлиять на всю жизнь. К примеру, очень часто бывает, когда ребёнок нечаянно разбивает хрустальную вазу. И хорошо, когда в ответ услышишь от родителей: «На счастье!», а не вполне ожидаемое возмущение от мамы. Причитания, что это память давно минувших лет или восхищение чешским хрусталём могут продолжаться бесконечно. В любом случае виновнику произошедшего с большой вероятностью достанется по полной программе. Так что родителям надо серьёзно подумать, а как им поступать в этом случае.

Если, не долго думая, подвергнуть ребёнка наказанию, то эффект от Ваших действий будет сомнительным, и кроме озлобленности мы ничего не получим. Тогда к нам вновь на помощь приходит диалог, и только тогда можно говорить об эффективности воспитательных мер. Ведь в определённой степени в этой ситуации есть и Ваша вина, ваза могла быть поставлена в том месте, где её легко задеть. Да и, в конце концов, ведь ваза — это всего лишь вещь без души, и можно купить другую. Хотя материальные потери Вы понесли, но вот отношения с Вашим ребёнком благодаря Вашему спокойствию будут сохранены на долгие годы.

В моей жизни я и не помню, чтобы из-за меня была разбита ваза, а вот шильдик на машине во время мойки я задел, но помимо грустного выражения лица отца я ничего не увидел, инцидент был исчерпан, я сам понял, к чему может привести собственная неаккуратность и больше этого не повторялось! Крики или ругань отца были бы абсолютно лишними!

О любимом детском докторе

В младшем возрасте дети часто болеют, в связи с этим мы обращаемся к одному врачу, который знает Вашего ребёнка, он честнее, профессионален, да в конце концов, и Вы и Ваш ребенок просто верят ему.

Я помню, что для меня этим добрым и любимым доктором был Геннадий Афанасьевич Больбот. Даже при одном только его виде я выздоравливал. Никому я так не доверял, как ему. Уколов я не боялся, и поэтому его назначения строго выполнялись, и медсестры поражались, как ответственно я подхожу к этому процессу. Слава Всевышнему, особых сложных болезней у меня не было, лишь простуда — обычный спутник моего детства, но добрые советы Геннадия Афанасьевича быстро меня приводили в норму, а пропускать долго учёбу я не хотел, боялся отстать от программы, да и очень скучал по дворовым друзьям, так что валяться в постели времени у меня не было.

Какие выводы я сделал по итогам детских болезней для себя:

1. Слушать предписания врачей и родителей.

2. Не забивать голову лишними вещами.

3. Кроме лекарств не чураться и проверенных народных методов лечения.

4. До болезни быть внимательным к мерам предосторожности.

Модель поведения ребёнка точно является прототипом его борьбы с болезнью в будущем. Если с детских лет ребенок халатно относился к своему здоровью, то и во взрослой жизни он будет таким же. Говорят: «Береженного Бог бережет», но это внушается человеку с малых лет. Поэтому истоки его отношения к своему здоровью надо искать в детстве.

О домашних животных

Не утихают споры о целесообразности содержания домашних животных в многоквартирных домах. В частном доме вообще возражений нет, а вот в квартире — я сомневаюсь. Хотя столько собак, сколько я увидел в России за год, я не видел за всю свою жизнь.

Ребёнка взрослые проблемы мучают меньше всего! И забота о четвероногом друге становится в определенном возрасте его навязчивой идеей. С этой потребностью приходится мириться, живя в квартире, если не получается переубедить в обратном. Но не надо сильно расстраиваться, ведь есть и обратная сторона медали. С собакой ребенок впервые отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь друга. Конечно, собака не заменит младшего брата или сестру, но обстоятельства бывают разными: частный дом не ожидается, пока ты являешься самым младшим в семье, так что собака это не просто забава, это гораздо больше.

В человеке домашнее животное, прежде всего, воспитывает доброту и заботу. Имея собаку, ребёнок в принципе не может вырасти злым человеком. У него очень сильно развивается эмпатия, что само по себе в эпоху развития эмоционального интеллекта играет большую роль! Собака только не может говорить, но требует к себе пристального внимания, и ребенок меняется в духовном плане на глазах.

Конечно, младшие дети в семье не идут ни в какое сравнение с наличием собаки, и частный дом — это совсем другое дело, но плюсы от содержания собаки в квартире очевидны и принесут большую пользу для совершенствования Вашего ребёнка!

Об азартных играх

Когда в детстве к нам приходили гости, то в перерывах мужчины часто садились играть в преферанс.

И игра обычно прилично затягивалась, а я спрашивал у довольного отца «выиграл он или проиграл», на что отец с гордостью мне показывал выигранный рубль, и я задумывался, а стоило ли ради рубля четыре часа играть? Предвидя этот вопрос, папа говорил мне, что мы играем не ради денег, а ради удовольствия!

Мне, ребёнку, тогда трудно было понять смысл этих слов, но для меня они сыграли очень важную роль. Если я и играю в преферанс с друзьями, то во главу угла я ставлю, прежде всего, удовольствие, а не цель выиграть деньги. Конечно, в угоду интересам большинства ставки иногда растут, тут ничего не поделаешь, но выигрыш здесь с добровольного согласия участников, и каждый знает заранее, на что он идёт.

Так и детям своим я говорю, что надо различать моральный и денежный выигрыш. Во главу угла надо ставить моральное удовлетворение, не надо в игре стремиться к большим деньгам.

Лучше деньги зарабатывать и не с помощью азартных игр!

Об электронике

Я не открою большой секрет, если скажу, что в СССР хорошая иностранная электроника была большим дефицитом.

Да какой там иностранная, я хорошо помню время, когда появился советский цветной телевизор, и это было просто фантастика.

Я всегда был равнодушен к таким вещам, в отличие от моего брата, для которого даже цветной телевизор «Шауляй» был важен и являлся определенным шагом в Европу.

Прошли годы, и что мы видим? Я так и остался равнодушен к электронике, а у брата — новейшие достижения современной техники, и он не может пройти спокойно мимо ее новых образцов, о новых айфонах я вообще молчу.

Так родители закрывали на это глаза, в итоге в возрасте человек не изменился по сути.

О подарках

Я думаю, что проблема необыкновенного подарка любимому человеку волнует нас ещё с детства.

Что подарить маме, когда у тебя нет ещё собственных средств, разве что из копилки, да и там бывало не густо. Тем не менее, ежегодно ты думаешь о подарке маме, и если накоплений не достаточно, а чаще всего так и бывает, то единственно возможным остаётся только своё творчество.

Что я только не дарил маме и папе! И стихи, и рисунки, и гербарий, и танец. Это я к тому, что во взрослой жизни, благодаря детским чистым желаниям ты:

1. Ценишь внимание к близкому человеку.

2. Внимательно подходишь к выбору подарка.

3. Не пропускаешь дни рождения и ключевые праздники.

Умение дарить подарки закладывается ещё в детстве. Не зря же говорят, важен не подарок, а важно внимание. Главное мы стремимся сделать приятное человеку, не оставляя его один на один со своим торжеством. И главное — это выливается вовсе не в дорогие подарки, тут дело не в цене, надо действительно попасть в точку.

О конструкторе

Безусловно сегодня большое разнообразие различных детских игрушек, но я выделяю на их фоне «ЛЕГО»!

Даже во взрослом возрасте я не раз садился на пол рядом с сыном и собирал замысловатые фигуры, упорно искал маленькую деталь к ней, постоянно сравнивая построенное с инструкцией.

В моём детстве я только мог мечтать о таком конструкторе, и, конечно, такой палитры у меня не было. Но следует обратить внимание, насколько в жизни ребёнка важен конструктор. Он воспитывает в ребёнке самостоятельность, целеустремлённость и усидчивость. Да, это занимает много времени и менее интересно, чем просмотр сериала или футбольного матча, но для ребёнка собрать самому вместе с родителями дом из конструктора — это нечто невообразимое, и долгое время это будет предметом его гордости. «Сделай сам» — это не пустой девиз, это ключ к будущему характеру человека!

А нам взрослым остаётся набраться терпения и быть непосредственным участниками этого конструирования и выражать неподдельное восхищение творением наших детей!

О путешествии

Путешествие всегда прекрасно, но для взрослых — это одни, а для детей — другие чувства!

Посмотрите, как дети готовятся к путешествиям, они не думают об одежде, лекарствах и об авиабилетах. Им абсолютно всё равно — США это, Испания или Турция, главное летом — это море, новые друзья, и весь день с родителями! Однажды я спросил у дочери: «Почему ей так нравятся путешествия?» Она ответила очень коротко и ясно: «Я буду весь день с тобой». Всё очень просто, и лишние слова здесь неуместны! Вот она — цель детских путешествий, это — не возможность увидеть новую страну, это — находиться постоянно рядом с Вами.

Ваши любовь и внимание посвященны вечной работе, а надо бы — детям. При этом, когда она увидит папу не в строгом костюме, а в плавках и сланцах или на лыжах — это совсем другое дело!

Когда я понял, в чём привлекательность путешествий для детей, то я изменил свой подход к отпуску, я его очень ждал, но на время отпуска я превращался в ребёнка, я был больше занят друзьями! Я также жду отпуска, но радуюсь тому, что буду рядом с детьми!

Об играх на улице

Многие из нас взахлёб рассказывают о своих играх на улице в детстве. Давайте на них остановимся подробнее.

Мало того что воздух тогда был более экологически чист, перечень популярных детских игр примерно в разных точках нашей страны был почти одинаковым. «Чижик-пыжик», «Казаки-разбойники», «Палочки-выручалочки» и др. Все эти игры были направлены как на развитие индивидуального мастерства, так и на укрепление командного духа. Воспитывалось и то, и другое в ребёнке и весьма эффективно. В этих играх не было участия родителей, и Вам точно никто не собирался поддаваться, побеждает сила, и ум — вот главное правило этих игр.

Представляете, я после тетрадей и учебников оказывался в гуще событий, и велико было желание, как и у любого, победить! Никаких грамот и призов не было, ни о каком денежном вознаграждении речь не шла, мы просто получали огромное моральное удовлетворение от этих игр, и нам они очень помогли в жизни, мы все учились понемногу стойкости духа, взаимовыручке, лидерству, логике мышления и др.

Вот так закалялась наша сталь!

Об игрушках

Такого разнообразия игрушек, как сейчас, в то время у нас не было.

Ребёнок всегда радуется подаренной игрушке, а тогда она у нас была на вес золота. Практически в каждом доме был настольный футбол, это и были наши киберсоревнования на современном языке. Иностранные машинки были только сувенирными, да и то не у всех.

Разнообразием игрушек наше детство не могло похвастаться. Мы умели ценить то, что было. Наверное, мы и сейчас бережно относимся к вещам, и ими дорожим. Я не критикую современное поколение и не хвалю наше, я лишь констатирую тот факт, какие хорошие человеческие качества в нас воспитали.

Современное поколение знает красивые игрушки, голова идёт кругом от их вариаций, таков он современный и динамичный мир, а мы воспитаны на оловянных солдатиках, и в этом нет ничего плохого!

Я могу перечислить весь мой арсенал игрушек даже сейчас! Дать игрушку поиграть, это было обычным явлением, но с возвратом. Игрушка — это окно в мир. Какими они будут, и как к ним относится ребенок? Игрушки — это не просто так, это инструмент воспитания, внимательней к ним будьте!

О рогатке и самостреле

Я думаю, что многие со мной согласятся, что в наше время это было у мальчишек весьма популярным занятием.

Конечно, это таило в себе опасность получения травмы, но нас миновало, и мы перенесли детство целыми и невредимыми. Одно дело — это дневное развлечение и другое, когда вечером твоим объектом охоты становится незнакомый прохожий. И вот тут встает перед тобой дилемма — продолжать озорные игры или отказаться участвовать в этой стрельбе из под кустов по живым мишеням.

Я выбирал первое, не поднималась моя рука стрелять исподтишка по проходящим людям. Риска быть пойманным у нас не было, засада была надёжная, но сам факт остаётся фактом. А может в этой безобидной вечерней стрельбе и формировался характер человека. Для меня в жизни твёрдое убеждение — не причинять людям боль, если они этого не заслуживают. Даже безобидные детские шалости не вызывали в моей душе отклика.

Просто надо обратить Ваше внимание на подобные игры детей, и самим сделать вывод о целесообразности участия ребенка в такой «охоте».

Речь не идёт о запрете, но жестокость, безнаказанность просто так не появляются.

О ёлке

Итак, приближается Новый год и время наряжать ёлку!

Как дети радуются этому празднику и ждут его весь год! Украшение ёлки можно ведь превратить в целый воспитательный процесс, в котором Вы будете принимать самое непосредственное участие. И это процесс предполагает следующее:

1. Ребёнок вместе с Вами творит чудо! И Вам лучше выполнять в основном координирующую и вспомогательную роль, а как наряжать ёлку дети решат сами.

2. Ёлочные игрушки сами по себе — интересные предметы и о них можно рассказывать бесконечно, и с каждой новой игрушкой ёлка становится красивее.

3. А как дети презентуют другим плод своего труда, это целый спектакль: тут и стихи, и танцы, и песни, и мигание гирлянд. Как дети довольны, и их восторг неописуем!

4. Ёлку ещё надо убрать до следующего Нового года, и об этой обязанности детей надо не забыть.

В общем, сколько положительных дивидендов от одной ёлки! Я по сей день вспоминаю этот сказочный процесс! Если к этому процессу родителям подходить ответственно, то я гарантирую, что Вам за своих детей в будущем не придётся краснеть!

О школьной форме

Я смотрю на старое фото, и мне всегда в глаза бросаются не только лица друзей, но и наша единая советская школьная форма.

Сейчас идет много споров о единой школьной форме, в этом плане диаметрально противоположные взгляды, но я постараюсь выразить свою точку зрения:

1. Для меня еда и школьная форма важны тем, что дети в отсутствии своих личных заработков будут в одежде равноправны и не будут друг от друга отличаться, кто пришёл в костюме от «Бриони», а кто в костюме производства КНР. Разве есть вина ребёнка, что его родители мало зарабатывают, и не могут купить ему брендовую одежду?

2. Единая школьная форма допустима только до 6-го класса, периода окончания детства и перехода к отрочеству. Здесь нет никакой стандартизации, пусть дети себя проявляют знаниями, а не навороченными костюмами. У меня не было крутого костюма, но это не помешало мне быть отличником, а возможности ходить в дорогом костюме у моего отца были ой, какие!

3. Конечно, тендер на единую школьную форму должен быть честным и публичным, с непосредственным участием родителей 1–6 классов включительно с указанием качества материала, цены, размеров. Не надо давать право учредителям или директорам даже частных школ устанавливать свою школьную форму, интерес здесь понятен.

4. Как раз в вопросах школьной единой формы правительство может установить максимальную рекомендуемую цену, как на ГСМ.

5. Подростки могут уже одеваться по своему желанию, сохраняя свою индивидуальность, но придерживаясь правил школы.

Вопрос острый и его необходимо решать, ведь это важный элемент воспитания!

О коллекционировании

Что только мы в детстве не коллекционировали и гордились своей коллекцией, некоторые продолжают начатое дело и повзрослев.

В этом плане я мало отличался от своих сверстников и духа коллекционирования не избежал. Это были значки, почтовые марки, этикетки от жвачек, фотографии футболистов и другое! Мы с друзьями часто менялись коллекциями, и я даже не помню, где следы моей богатой коллекции почтовых марок.

В коллекционировании я не вижу ничего плохого, и думаю, эту тягу надо отдать на откуп ребёнку. Это сейчас уже появились товарно-денежные отношения между коллекционерами, а в моё время о деньгах не шло никакой речи. Хотя пусть в ребёнке растёт коммерсант, главное, чтобы предпринимательство не превратилось в жадность, и деньги были направлены на нужные цели.

Коллекционирование в детстве формирует в человеке определённые черты характера: настойчивость, соревновательность, терпение. Это не значит, что родителям надо подталкивать ребёнка к коллекционированию, может эти качества можно воспитать другим способом!

Вспомните, как наше поколение собирало гербарий, и именно тогда я многое открыл для себя из мира деревьев. Казалось бы, школьный альбом и листья, а сколько нового и полезного я узнал, и это точно гораздо интереснее компьютерной игры, это воздух, живая природа, общение с родителями!

О Деде-Морозе

Мне много рассказывали про Лапландию и про «настоящего Санта-Клауса», и я не мог упустить такую возможность сделать для детей сказку былью.

Я сразу скажу, что увиденное превзошло все мои ожидания, а дети до сих пор находятся под впечатлением! Всё красиво оформлено, и прежде ты заходишь на почту Санта-Клауса и пишешь ему письмо с просьбой подарить игрушки, которые мной уже были куплены. Затем ты передаёшь эти подарки помощникам Санта-Клауса! И Санта-Клаус, называя по имени моих детей, подзывает их к себе и просит на большом атласе показать, где находится Казахстан. Песни и стихи — это само собой, тут наши блеснули талантами!

И наконец, долгожданные подарки, письмо дошло мгновенно! В это легко поверить, так как карета, запряжённая оленями, стоит прямо у входа! Если бы я сам не передал подарки, я вполне бы поверил в происходящее! Дети поверили точно, в их памяти осталось надолго то, что они в жизни видели «настоящего Деда-Мороза», это запомнится им на всю жизнь. А я был рад, что успел снять наклейку с игрушек с надписью «Меломан», а то дети бы подумали, неужели так быстро перемещается Дед-Мороз.

Но это ещё не всё, была ещё замечательная поездка в г. Стокгольм, мы же не могли не увидеть Карлсона и Пеппи — Длиный чулок. В г. Стокгольме есть специальное детское шоу по сказкам Астрид Линдгрен в её доме-музее, где дети слушают любимую сказку с участием живых героев на любом языке. И всё это в движении и при участии самих детей. Зрелище впечатляющее, по приезду домой все сказки Астрид Линдгрен были перечитаны детьми без принуждения! Это же лучше, чем фильм про трансформеров!

Таким образом, чудеса сбылись, пусть и на миг. Старайтесь по возможности детей удивлять, а сколько прекрасных казахских сказок, главное — желание, и Вы ребёнку подарите чудо!

О конкурсах и соревнованиях

Одно из волнительных воспоминаний детства!

Мне казалось, когда мне вручили грамоту за первое место, что я выиграл Олимпиаду, не меньше! Сейчас появились такие программы, как «X-фактор,» «Голос» и др. Конечно, спецэффектов и СМС-голосования у нас тогда не было, но я помню, что к нам приезжала из Москвы комиссия и проводила конкурс на получение премии Ленинского комсомола. Чтобы попасть на это прослушивание, надо было пройти много отборов, в финальной части у себя мы читали 2 стихотворения: одно про войну, второе — на свободную тему, и тот отбор я тоже прошёл.

Были ещё многочисленные соревнования по футболу, где я был включён в сборную Казахстана в своём возрасте.

Сейчас я понимаю, как эти победы мне помогли в дальнейшем. В детстве нет экзаменов, а конкурсы и соревнования — это те мероприятия, где много выделяется адреналина. Старание, упорство, вера в себя играют большую роль, хотя бывают и проигрыши, но ведь это неизбежно, ничего страшного!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 13. От воспитания к совершенству предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я