Курс направлен на понимание идей в политико-правовых учениях. Главной особенностью курса является способ подачи материала – приоритет объяснений, которые даются с использованием примеров и рассуждений. При этом автор уделяет внимание лингвистическим моментам в рассмотрении определений и терминов.Курс изложен в несколько разговорном стиле, что облегчает восприятие сложного теоретического материала. В некоторых темах (например, «Теория государства Платона», «Политико-правовые теории в немецкой классической философии») показывается связь политико-правовых идей рассматриваемых авторов с их философскими системами. Также уделяется внимание связи политико-правовых идей с наиболее масштабными историческими процессами.Особый интерес представляет тема «Идеологические концепции: либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм)», в которой дается сугубо авторский анализ, углубляющий понимание этих идеологий и их места в истории, а также дается оригинальная классификация этих идеологий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политико-правовых учений: авторский лекционный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 4. Политико-правовые учения эллинизма; учение Цицерона о республике
4.1. Учение о естественном праве в стоицизме.
4.2. Договорная концепция государства в эпикуреизме.
4.3. Теория смены форм правления Полибия.
4.4. Учение о республике и классификация права Цицерона.
Эллинизм это период в античной истории после Александра Македонского. В истории философии это совпадает со временем после Аристотеля (Аристотель и Македонский были современниками, более того — Македонский это ученик Аристотеля). Основными философскими школами эллинизма являются стоицизм и эпикуреизм. Обе возникают примерно одновременно, на рубеже 4 и 3 веков до н.э.
4.1. Учение о естественном праве в стоицизме
Стоицизм, подобно софистике, не является единой школой, однако в целом ему присущ ряд характерных положений. Наиболее значимую роль стоицизм сыграл в развитии естественно-правовой концепции, можно сказать, что естественно-правовая концепция сформировалась как магистральное направление в политико-правовой области благодаря стоикам.
Политико-правовое учение стоицизма связано с его онтологией (учением об основе сущего и сущем), т.е. основным философским разделом. Основой сущего в стоицизме является разум (логос). Это не человеческое сознание, но мировой закон, логический принцип мира, управляющий им. Человеческое сознание определяется как разум только вследствие причастности к мировому разуму. Из этого чисто философского постулата мирового разума и человеческого как его части выводится политическая концепция стоиков.
Главным свойством мирового разума является тяготение к самому себе в своих частях и проявлениях: разум тяготеет к разуму. В человеческой разумной природе это проявляется в общении (в фундаментальном, аристотелевском смысле). Это корневое стоицистское политическое положение: фундаментальным источником и, можно сказать, праформой общения является сам разум как таковой. Далее общение как действие разума развивается вполне по Аристотелю, по его формам от семьи к государству. Но на государстве, в отличие от Аристотеля, генезис общения не заканчивается, и здесь наступает самое главное. После государства, согласно учению стоиков, в генезисе общения есть еще один этап. Им является, по принципу объединения предыдущих форм, объединение государств. Имеется ввиду объединение всех государств мира — мировое государство, космополис
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История политико-правовых учений: авторский лекционный курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других