Случайно найденная фотография запускает череду детективных событий, связанных с таинственный прошлым древнего шляхетского рода Западной Беларуси — семьи Ленских. Главная героиня — 14-летняя девочка Лида — попадает в водоворот приключений вокруг поисков исчезнувших сокровищ. Однако поиск бриллиантов приводит Лиду к разгадке ещё одной тайны — именно она, волею судеб, оказывается последней из рода Ленских.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Бриллианты Эльжбеты. детская и юношеская литература» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Тайна фотокарточки
Хоть Лида часто бывала в «Суле», она так за всё время и не удосужилась сходить на экскурсию. Как правило, она лишь ездила верхом, а остальное ей не казалось особо интересным. Только сейчас времени было невпроворот, поэтому можно и прогуляться. Сначала на кузню. Тяжёлая дубовая дверь кузни была распахнута, и оттуда доносились ритмичные удары молота. Молодой кузнец в грязном кожаном фартуке мельком взглянул на вошедшую девочку и жестом показал, чтобы та сама осмотрелась и его не отвлекала. Лида с интересом обошла небольшое помещение, стены которого напоминали скорее средневековый замок, чем мастерскую: столько разномастного оружия занимало всё свободное пространство и служило украшением мастерской. Кузнец прекратил стучать, сунул железяку, по которой он бил молотом, в горящие угли и отвлёкся от работы, поприветствовав её.
— Ты посмотреть или что-то конкретное ищешь?
— Не знаю. Наверное, посмотреть. Никогда раньше кузню не видела. Только в кино. А вы сейчас что делаете?
— Клинок для ножа выковываю.
Он снял со стены большой нож с резной деревянной рукояткой и, взяв в руку лист бумаги, провёл вдоль него лезвием. Половинка листа, плавно кружась, полетела на пол. Он ещё раз повторил, разрезав оставшийся в руке кусок.
— Ого. Какой острый, — восхитилась Лида. А можно я сама попробую?
Кузнец передал ей нож и новый целый лист бумаги. Затем достал из углей раскалённую железяку и продолжил бить по ней, высекая искры. Ярко-оранжевый кусок металла гнулся под молотом, как обыкновенный пластилин. Лида попробовала разрезать бумагу. Острое лезвие безо всякого усилия рассекло лист. Девочка внимательно присмотрелась к ножу. Клинок был весь покрыт чёрными завитушками с таким сложным и причудливым узором, что Лида невольно залюбовалась им, поворачивая его под разными углами. Кузнец сунул раскалённый металл в ведро с водой, которое громко зашипело, и из него повалил густой пар.
— Всё. Перерыв, — произнёс он. — Ну как? Нравится?
— Обалденно. А что это за завитушки такие на лезвии?
— Это дамасская сталь. Чтобы её получить, надо много кусочков вместе сплавить, а затем ковать клинок. Тогда он и прочным, и гибким будет.
— И острым? — уточнила Лида.
— Ну, это как заточишь, — рассмеялся парень.
— А долго такой нож делать?
— Если хорошо делать, можно и неделю провозиться. Мне же надо ещё и на торговлю отвлекаться. Тебе приглянулось что-нибудь?
— Ах! Мне всё понравилось, только мне это не надо. Папа хотел большую кочергу заказать и щипцы для камина. Но я не разбираюсь в этом. Скажу, чтобы сам пришёл. Он сейчас в ресторане обедает.
— А ты молотком когда-нибудь стучала? — неожиданно спросил кузнец.
— Ещё бы. Я папе помогала хутор ремонтировать. Тыщу гвоздей забила.
— Ну, если тыщу, — улыбнулся кузнец, — тогда ещё разок стукнуть сможешь.
Он достал из коробки круглую плоскую медяшку и поместил её в отверстие в металлической болванке. Затем накрыл сверку ещё одной железякой. Подобрав небольшой молот, протянул его Лиде.
— Сейчас со всей силы надо в это место стукнуть. Только с одного разу чтобы вышло.
Лида взяла в руки молот и, примерившись, сильно ударила в нужное место.
— Да тебя можно в подмастерья брать. Смотри, что вышло. Держи в подарок.
Он извлёк медяшку, которая превратилась в самую настоящую монету, и протянул Лиде. На ней появилось рельефное изображение больших каменных ворот и надпись «Сула». На обратной стороне было выбито красивое ветвистое дерево.
— Офигеть. А я-то всё думала, как в древности монеты изготавливали. Теперь понятно. А золотую можно?
Кузнец расхохотался. Лидка тоже засмеялась.
— Можно. Только не по карману мне такие подарки делать.
— Спасибо вам за монету. Пойду я. Мне ещё надо горшок слепить. Я к вам с папой ещё обязательно зайду.
Лида вышла на улицу и завернула в соседнюю дверь с надписью «Ганчарная майстэрня». Там невысокая полная хозяйка вместе с двумя туристами увлечённо пытались вытянуть на гончарном круге глиняный горшок.
— Скажите, а мне можно попробовать? — спросила Лида.
— Приходи через полчаса. Свободно будет.
Чтобы не слоняться без дела, Лида решила заглянуть в музей истории «Сулы». Внутри было прохладно. На выбеленных стенах висели старые фотографии с изображением каких-то строений и людей, а ещё страницы текстов, исписанных изящными каракулями на непонятном языке, наверное, старинные. Только вниманием девочки сразу завладел большой написанный маслом портрет женщины с чёрными волосами и пушистым лисьим воротником. Лида даже вздрогнула от неожиданности. Точь-в-точь мама. Только что-то ещё очень знакомое было в чертах лица этой красивой незнакомки. Внезапная догадка пронзила Лиду. Она потянула руку в карман и достала вчерашнюю фотографию семейной пары, найденную в сарае. Потрясающе! Это одна и та же женщина. Лида настолько увлеклась изучением картины и фотографии, что не заметила, как к ней кто-то подошёл.
— А ну верни фотографию на место! Кто тебе разрешал её брать? Ещё и согнула пополам.
Лида вздрогнула от испуга и обернулась. На неё глядел высокий смуглый мальчик лет пятнадцати с чёрными курчавыми волосами. Одет он был в потёртые синие джинсы и красную футболку. Мальчик был выше Лиды на целую голову, и потому казалось, что он прямо-таки нависает над ней. Крайне недовольное выражение его лица и тон, с которым он обратился к Лиде, не предвещали ничего хорошего. Голос у него был настолько категоричным и командирским, что сразу же вызвал у Лиды протест и возмущение. Как он смеет так с ней разговаривать? Даже папа никогда не позволял себе подобное обращение, хотя у него было достаточно поводов для этого. А этого дылду она видит впервые в жизни, и тот имеет наглость обвинять её в том, чего она не совершала. Лида спрятала фотографию за спину и дерзко ответила:
— Ничего я у тебя не брала. Это моя фотография.
— Что ты врёшь! Сказал отдай!
Мальчик попытался выхватить фотографию у Лиды, но та повернулась к нему спиной и прижала карточку к груди обеими руками. Мальчик попробовал расцепить ей руки, и Лида громко завизжала от боли и негодования.
— Константин! Что здесь происходит? — на пороге возник высокий сухощавый старик с аккуратной бородкой и толстой стопкой бумаг в руках. — Разве так себя ведут с дамами?
— Дедушка. Она фотографию Ленских украла.
— Ничего я не крала. Дурак какой-то. Это моя фотография! — Лида отодвинулась от мальчика и отвела руку с карточкой за спину.
— Позвольте полюбопытствовать, барышня. Что вы там так усердно скрываете?
— А вы кто?
— Ах, прошу прощения, что не представился. Гудиевский Олег Михайлович. Директор школы в Рубежевичах. По совместительству заведую краеведческим музеем, расположенным в нашей школе. А этот шалопай, который на вас напал, мой внук Костик. Мы помогаем новому владельцу усадьбы восстановить историю семьи последних её хозяев. С кем имею честь беседовать?
Лида так и не поняла, шутит старик или говорит серьёзно. В тоне его слышались ирония и какая-то наигранная манерность, но глаза светились таким добрым задором, что девочка сразу оттаяла. Вообще, всем своим видом старик напоминал одного чокнутого профессора, которого Лида видела в каком-то из фильмов. Очки его смешно сидели на самом кончике длинного носа, отчего ему приходилось слегка выпячивать глаза, чтобы смотреть на Лиду поверх стёкол. При этом одет он был весьма неопрятно в мятый лёгкий костюм светлого тона и видавшие виды тёмно-коричневые туфли. Только борода и усы у него имели очень аккуратный вид. Было заметно, что это единственная деталь его внешности, для которой он считает должным находить время и уделять ей внимание.
— Лидия. Новая хозяйка соседнего хутора, — ответила она в том же тоне.
Олег Михайлович рассмеялся, а Костик покраснел как рак.
— Лидия! Так вы позволите взглянуть на вашу фотографию?
— Пожалуйста. Только с возвратом. А то я папе расскажу. Он сейчас в ресторане обедает.
— Серьёзная угроза, — то ли опять пошутил, то ли вправду сказал Олег Михайлович. — Обязуюсь вернуть вам вашу собственность в целости и сохранности.
Лида протянула карточку старику.
— Невероятно! Откуда она у вас? — дрожащим голосом произнёс Олег Михайлович. — Константин. Принесите Лидии свои извинения. Такой карточки в нашем архиве не было.
Костя вспотел от смущения и пробормотал в ответ что-то невнятное. Очевидно извинения.
— А кто это на фотографии? — не удержалась Лида.
— Это последняя хозяйка «Сулы» — Эльжбета Ленская с мужем.
— Там же написано Василевские.
— Василевский — это фамилия мужа, которую Эльжбета взяла после свадьбы. Так где же вы раздобыли это фото?
— Вчера на хуторе в сарае нашла.
— А где ваш хутор точно находится?
— Как из задних ворот выходите, сразу направо по дороге и минут через пятнадцать в него упрётесь.
— Наверное, это хутор Смелого, — вставил Костик.
— Почему Смелого? — удивилась Лида.
— Не знаю. Так его здесь называют, — буркнул мальчик в ответ.
— Поразительно! — вновь произнёс Олег Михайлович. — Этот хутор с «Сулой» никак не связан. Раньше там располагалась пограничная застава, если мне не изменяет память. После жила какая-то семья. Но уже лет пятнадцать как все умерли и хутор пустует.
— Мой папа его купил и сделал ремонт. Мы сейчас там живём летом.
— Нам следует немедленно туда попасть. Где вы говорите ваш папа? В ресторане? Идёмте к нему.
Старик резко направился к выходу, увлекая за собой детей.
— Олег Михайлович! — Лида резко остановила его. — Фотографию мне верните.
Олег Михайлович смутился и, извинившись, протянул фото девочке. Видно было, что он делал это с большой неохотой.
Олег Михайлович вбежал в ресторан, оставив позади Лиду и Костика. Он сразу направился к столику, где сидели папа с Валерием Петровичем и дядей Андреем.
— Андрей Валерьевич! Слава богу вы здесь! Удивительная находка. Только что эта девочка, — он показал на Лиду, — принесла неизвестную фотокарточку Эльжбеты Ленской с супругом. Пока это единственная фотография, где присутствует и Василевский. Судя по всему, они сфотографировались сразу после свадьбы. Девочка утверждает, что нашла её на хуторе. Нам надо срочно там всё осмотреть. И прошу вас решить вопрос, чтобы это фото пополнило экспонаты музея.
При последних словах Лида запрятала фотографию поглубже в карман. Папа, увидев это, рассмеялся и решил вступить в разговор.
— Это правда, — сказал он. — Мы с дочкой вчера разбирали старый хлам и случайно нашли это фото. Я хотел сжечь его, но Лидка не разрешила и забрала фото себе. Теперь она по праву им владеет, — он посмотрел на Лиду и, хитро прищурившись, подмигнул ей.
— Как сжечь? Да вы понимаете, что вы могли наделать? У нас тут всё кишмя кишит чёрными копателями, так что большинство артефактов и так уходят из-под носа. А вам сокровище само в руки плывёт, и вы его сжечь собираетесь? Надо срочно к вам идти, чтобы вы, не дай бог, ещё чего-нибудь не сожгли.
— А вы, собственно, кто такой, что с такой лёгкостью собираетесь ворваться ко мне в дом и там обыск устраивать?
Лида подумала, что папа такой крутой. Его не так просто напугать, да ещё какому-то старикашке в паре с невоспитанным мальчишкой. Тут в разговор вступил Андрей. Он понял, что если не вмешаться, то папа и Олег Михайлович ещё, чего доброго, и поссорятся.
— Это Олег Михайлович. Местный историк и археолог. Ведёт раскопки древнего городища неподалёку от «Сулы». Лучше всех знает историю этих мест и, в частности, семьи Ленских, которые были последними владельцами усадьбы. По моей просьбе он с внуком помогает нам сделать экспозицию музея истории «Сулы».
Олег Михайлович тут же расшаркался в извинениях. Он просил понять и простить его как историка. И что он совсем не то имел в виду, что подумал папа, и ещё много всего такого. Несколько минут заливался трелями, как соловей. Короче, извиняться он умел явно получше своего внука.
— Хорошо, — примирительно ответил папа. — Договаривайтесь с Лидой. Фотография принадлежит ей. Пускай она проводит вас на хутор, если у неё других дел нет. Я сейчас занят. Не могу я так просто компанию оставить, тем более что обещал всех угостить, — при этом папа опять хитро подмигнул Лиде.
— Ну, не знаю, — протянула девочка. — Я, вообще-то, собиралась горшок слепить, а потом на корабле прокатиться. А после можем и к нам пойти.
На Олега Михайловича смотреть без смеха было невозможно. Его удручённое лицо вытянулось от отчаяния. Тут Андрей не выдержал и расхохотался, а следом за ним и остальные. Не смеялись только археологи.
— Лида, — обратился Андрей к девочке. — Помоги, пожалуйста, Олегу Михайловичу. Проси за это, что хочешь. А за фотографию обещаю тебе с папой бесплатный двухчасовой полёт на нашем вертолёте.
— Хорошо. Схожу с ними и фотокарточку вам подарю. Только пускай сводят меня на настоящие древние раскопки. На целый день.
— Лидия! Да ради бога! — тут же согласился обрадованный Олег Михайлович. — Костик у вас всё лето будет персональным гидом. Только давайте уже пойдём.
Он стремительно направился к выходу, ни с кем не попрощавшись.
— Олег Михайлович! — Лида остановила его. — Фотокарточку-то возьмите.
— Ну что, Индиана Джонс, — папа обратился к Костику. — Смотри мне дочку не обижай.
Лидка громко прыснула, отчего Костик покраснел ещё больше и, поникший, отправился вслед за дедушкой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Бриллианты Эльжбеты. детская и юношеская литература» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других