Вто и Беларусь: Нормы и направления взаимодействия

Максим Евгеньевич Мочалов, 2017

В монографии представлены направления взаимодействия Республики Беларусь с Всемирной торговой организацией. Книга предназначена для специалистов в сфере международного регулирования внешней торговли, работников профильных государственных органов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, а также руководителей организаций – участников международной торговли.

Оглавление

Посвящается моей бабушке Мочаловой (Ширяевой) Марии Ивановне

Введение

В юридическом отношении ВТО, в отличие от Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) [1], является не просто многосторонним соглашением, но настоящей международной организацией, которая имеет юридический статус и способна интерпретировать многосторонние торговые договоры. В отличие от ГАТТ, имевшего целью наиболее возможное снижение таможенных тарифов и доведшего их до близкого к нулю уровню, ВТО не исчерпала своих возможностей. Марракешские соглашения привели к прекращению свободного выбора договоров в рамках ГАТТ в 1980–1995 годах, тем самым перестала существовать «головоломка ГАТТ», в которой было сложно определить, какая сторона взяла на себя обязательство и по какому договору.

Одним из наиболее значимых последствий подписания соглашений ВТО является запрет количественных ограничений, практик демпинга и субсидий (статья XI ГАТТ 1994 года). При этом существует множество исключений и мер защиты. Так, например, возможны меры антидемпинга, если демпинг на некоторые товары приводит к существенному вреду национальному производству.

В качестве члена ВТО страна имеет множество прав. Она может участвовать в министерских конференциях, в Генеральном совете, в Совете по торговле товарами (СТТ), в Совете по торговле услугами (СТУ), в Совете по интеллектуальной собственности, а также в других комитетах организации. Она обладает голосом во время встреч Министерской конференции и Генерального совета и может брать на себя инициативу по предложению поправок к положениям соглашений ВТО. Член ВТО имеет право ознакомиться с обзорами торговой политики, проводимыми для участников ВТО раз в несколько лет [2].

Взамен государство должно выполнять множество обязательств, среди которых:

— обеспечивать независимость Директора и персонала Секретариата ВТО;

— признавать у ВТО и ее работников юридические права, привилегии и иммунитеты;

— вносить в ВТО взнос, пропорциональный своей доли в мировой торговле и др.

Наиболее очевидным способом для государств отстаивать свои интересы является обращение в Орган по разрешению споров ВТО. Менее очевидными способами отстаивания интересов государств — членов ВТО является участие в переговорном процессе по принятию правил ВТО.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я