К соседям за яблоками

Макс Симов, 2020

В середине прошлого века в маленьком южном городке, расположенном в предгорье Кавказа, местная детвора совершает набеги на соседские сады. Самые заманчивые яблоки для Паши Гринева и его сестры Сони растут за высоким забором стариков Бирюковых. Староверов Бирюковых дети побаиваются: уж очень странные они люди. В Речном переулке есть и другие сады, где можно полакомиться. Но забраться в чужой сад – рискованное дело. Если поймают, понесешь наказание. Не в силах преодолеть соблазн, Паша полез в сад Бирюковых за яблоками и попался. Какова будет расплата?

Оглавление

Бирюковы

Старики Бирюковы нагоняли страх на детей Речного переулка. Жили они в старом доме за высоким забором и прятались от глаз посторонних. Похоже, что у Бирюковых и родственников не было, так как никто их не навещал и они сами ни к кому в гости не ходили. Среди детей Речного переулка Бирюковы считались какими-то сектантами, которые неспроста ходят по вечерам на кладбище. Пашин отец запрещал своим детям говорить глупости, когда они передавали ему сплетни о соседях. Но Паша с Сонькой не могли выбросить кладбищенские истории из головы и страх перед Бирюковыми продолжали испытывать.

В Бирюковых было что-то не от мира сего. Особенно в старике. Нельзя сказать, что он сильно отличался от других стариков в городе, — у него была такая же длинная седая борода, как и у многих других, — но уж слишком он был нелюдим, всегда угрюмый, неприветливый, и детей это пугало. Старуха Бирюкова, та хоть здоровалась, а этот всех стороной обходил. Интересно, какие же тайны они хранили за своим высоким забором?

Отец объяснял, что Бирюковы, подобно многим семьям в городе, да и некоторым соседям в переулке, староверы, а мужчины-староверы всегда носят бороды. Но дело было не только в бороде. Наблюдая, как Бирюковы в вечерние сумерки идут по направлению к кладбищу на Купчихе, дети размышляли: «А зачем они туда ходят на ночь глядя?»

Паша с Сонькой понятия не имели, чем отличались староверы от обычных православных. Гриневы были неверующие, только бабушкина сестра Соня верила в Бога. Это в ее честь Соньку назвали. Бабушка Соня не любила говорить о староверах. Для нее они все были грешники.

Родная бабушка попыталась объяснить Паше, в чем различие, когда он спросил ее об этом.

— Они крестятся двумя перстами. У нас в церкви крестятся тремя.

— А еще? — допытывался Паша.

Бабушка подумала и добавила:

— Мужчины обязательно отращивают бороды, а женщины ходят только с покрытой головой. Староверы и правда малообщительны. Но вреда они никому никакого не делают.

— А почему они всех сторонятся? В православной церкви двери всегда открыты, а в старообрядческой нет.

— А это потому, что их за веру долго преследовали. Вот они и живут обособленно. Триста лет назад их вообще казнили. Сейчас такого нет.

У Гриневых дома была небольшая библиотека, и Паша любил копаться в книгах. Некоторые он прочитал, но, конечно, не все. Книги для взрослых ему были неинтересны. Хранилось и несколько книг с репродукциями картин 19-го века. Паша иногда разглядывал их и к одной он много раз возвращался. Подпись под репродукцией гласила, что картина «Боярыня Морозова» написана художником Василием Суриковым в 19-м веке и находится в Третьяковской галерее в Москве. Каждый раз, когда Паша рассматривал эту репродукцию, ему становилось тревожно. Картина изображала сани в упряжке, и на санях, утопающих в глубоком снегу, сидела закованная в цепи женщина, боярыня Морозова. Ее везли в место заточения — как Паша понимал, на верную смерть. Боярыню приговорили к смерти за отказ принять новую православную веру, которая указом царя стала обязательна для всех на Руси. Одетая во все черное, Морозова возвела правую руку с двумя указующими перстами вверх, к небу, как бы грозя окружившей толпе гневом Божьим. Выражение бледного лица, безумные глаза говорили о том, что ради своей веры боярыня готова идти на смерть. Многие в толпе потешались, но были и печальные лица.

После очередного просмотра репродукции Паша стал расспрашивать отца:

— Пап, а староверов все еще осуждают за их веру?

— Конечно нет! В наше время людей не осуждают за веру. Это ты опять о соседях? Что же ты пристаешь? Оставь стариков в покое!

— А почему староверов так много в нашем городе? Значит, не всех казнили?

— Да, в нашем крае и в самом деле много староверов. Когда их насильно заставляли принимать новую веру, многие семьи бежали как можно дальше от Москвы. Бежали туда, где их трудно было бы найти. В те давние времена наш край не входил в государство Российское. Поэтому многие староверы здесь и осели, — пояснил отец.

— У нас в книге «Художники 19-го века» есть репродукция картины «Боярыня Морозова», — Паша поделился с отцом своим открытием.

— Хорошая книжка, — заметил отец. Молодец, что нашел. Бедная боярыня погибла за свою веру. Но, как я сказал, это было в прошлом. Староверов больше не казнят.

Каждый раз, рассматривая репродукцию, Паша задерживал взгляд на лицах двух мальчиков рядом с санями. Они, пожалуй, были одного с ним возраста. Одного мальчика зрелище явно развлекало: это было видно по его оскаленным зубам. Почему ему так весело? Паша представил себя на месте мальчиков, а вместо Морозовой в санях он представил стариков Бирюковых. Неужели и он издевался бы над ними? Навряд ли.

Он сам не один раз видел, как Бирюковы шли в сторону кладбища. Ну и что? Наверное, у них там родственники похоронены. Пашина мама тоже там похоронена, и они всей семьей ходят на ее могилу. Все посещают могилы родственников. Так положено.

Со временем Пашу стали меньше интересовать старики Бирюковы. Но яблоки в их саду по-прежнему вызывали страшную зависть и желание их испробовать.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я