Допиши и точка! Посвящается авторам, которым начать книгу проще, чем завершить

Майя Сергеевна Дубовицкая, 2022

Часто писатели начинают книгу, а затем бросают на полпути. Сколько таких лежащих в столе рукописей? Проходит месяц, другой – приходят новые идеи, и вам интереснее начать следующую книгу, чем зафиналить эту. Какие основные причины не дают вам завершить начатое? Как найти комфортный ритм? Что поможет довести книгу до публикации? На эти и многие другие вопросы отвечает автор книги, которая делится своим опытом и опытом коллег-писателей. "Допиши и точка!" – небольшая книга с конкретными рекомендациями, они помогут вам найти собственный путь к финалу своего творческого детища.

Оглавление

Из серии: 1000 инсайтов

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Допиши и точка! Посвящается авторам, которым начать книгу проще, чем завершить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

С чего начать/продолжить?

Первое, что я рекомендую сделать, если черновик «залежался» или если вы теряетесь и не знаете, с чего начать — заполнить этот опросник. Я даю его новым участникам Писательского мастер-майнда. Он помогает привести мысли в порядок и снова запустить механизм писательского поезда. Особенно после того, как вы вдоволь поэмоционируете по поводу причин «захоронения» черновика и будете готовы приступить к книге.

Задание. Возьмите свой блокнот и ответьте на вопросы.

1. Сколько знаков написано? Есть ли план по количеству знаков?

2. Есть ли название у книги?

3. Сделана ли обложка? Если нет, то планируете сами делать или заказывать у художника?

4. Планируете ли отдавать на вычитку бета-ридерам?

5. Редактуру/корректуру сами делаете или заказываете?

6. Какова наполненность глав? Аннотация, введение, заключение — есть/нет?

7. Планируете печатную версию?

8. Сколько времени черновик лежал без вашего внимания?

9. Это первая книга или нет?

Теперь внимание! Ответ «не знаю, ещё не определился/лась» на некоторые вопросы вполне возможен.

Основная задача — посмотреть на состояние книги. Если вам захочется что-то дописать, скорректировать, исправить — пожалуйста, делайте. Но главное — спокойно ознакомьтесь с масштабом работы. И только после того, как ответите на все вопросы, продолжайте читать эту книгу.

Ответили? Прекрасно!

Сейчас пройдёмся по всем вопросам, и я объясню, что делать с ответами.

1. Количество знаков с пробелами

Некоторые писатели ставят себе план по количеству знаков. Моё отношение к этому весьма неоднозначное. На мой взгляд, гораздо важнее, раскрыта тема или нет.

Но бывает, что у человека есть мечта: написать большую книгу, страниц эдак на 300. И тогда процесс завершения, действительно, может затянуться. Ерунду-то писать в книге не хочется, а так сразу шедевр на три сотни страниц не рождается. Поэтому если вы из числа таких писателей — наберитесь терпения.

Если же вы хотите печатный вариант, то каждое издательство устанавливает свой минимальный объём. Так что тут имеет смысл посмотреть на количество знаков. А при самостоятельной печати можно не обращать внимания на объём книги — вы же сами себе издатель.

И, наконец, если ваша цель — электронная книга, завершённая по смыслу, то на количество знаков можно ориентироваться чисто условно. Я рекомендую это делать, чтобы отслеживать динамику процесса.

2. Название — один из важных моментов в книге

Это первое, что видит читатель. Именно на основании названия он решает, будет ли знакомиться с книгой или нет. При создании названия я настоятельно рекомендую запрашивать обратную связь у других людей. Даже если у вас очень сильная внутренняя мотивация, и вы можете дописать книгу самостоятельно, не прибегая к помощи и поддержке друзей. Но в случае с названием книги обязательно проведите опрос:

— Как читается ваше название?

— Заинтересовало ли оно?

— Соответствует ли содержанию вашей книги?

3. Обложка книги

Здесь такие же рекомендации, как и с названием. По мнению многих людей, книгу продаёт именно обложка. Поэтому лучше закажите обложку у художника-иллюстратора, особенно если вы не визуал. Сейчас можно найти качественные работы по очень доступным ценам. Если же вы уверены в своих графических способностях, то обязательно запросите обратную связь, как обложка выглядит со стороны.

Ещё один момент. Обычно, когда обложка создана, она так радует писателя, что помогает двигаться к финалу. Получается дополнительный стимул: яркий и осязаемый. Сделайте обложку в 3D, напечатайте её на цветном принтере. Повесьте этот листок с обложкой на видное место или поставьте заставку на экран компьютера — она точно будет вас дополнительно вдохновлять.

4. Бета-ридеры

Это не редакторы и не корректоры, а простые читатели. Ими могут стать ваши друзья, а могут быть совершенно незнакомые люди. Они в целом смотрят на книгу: как она воспринимается, насколько интересно читать. И оставляют свою обратную связь: понятно — не понятно, логично — не логично.

Однозначно рекомендую. Желательно выбирать людей, отличающихся по характеру, опыту и мировосприятию. К примеру, когда я отдавала на вычитку свою первую книгу «Материнство от ада до умиления», то бета-ридеры подобрались абсолютно разные. У одной не было детей, вторая — мама одного ребёнка, третья — мама двоих. Но были отрывки, в которых они, не сговариваясь, сказали одно и тоже: непонятно. Это помогло мне по-другому, более доступно для понимания, выразить свою мысль.

Если вы дописываете первую книгу, то найдите лояльного, но объективного бета-ридера. Мягкая и поддерживающая обратная связь даст больший стимул работать.

5. Редактура и корректура

Здесь речь идёт о профессиональных редакторах и корректорах, которые помогают править текст, просматривая каждое предложение. У меня нет однозначных рекомендаций по поводу их необходимости. Во-первых, всё зависит от ваших финансовых возможностей. Редактура — удовольствие недешёвое. А во-вторых, от вашего опыта и собственной грамотности. Если вы филолог, журналист или блогер, который уже много лет пишет посты в соцсетях, перечитывая каждый из них и обращая внимания на формулировки, то вы вполне можете обойтись без редактора.

Но если вы пишете экспертную книгу, которой планируете зарабатывать деньги, и не уверены в своих редакторско-корректорских способностях, то лучше обратиться к профессионалу.

Кстати, если вы планируете услуги бета-ридера и редактора, то дописывать и править книгу можете параллельно. И тогда редактор вам точно будет «помогать» дописывать её. В его интересах получить итоговый вариант, и он поторопит вас, создавая дополнительный дедлайн. В этом случае я рекомендую делать работу параллельно: написали первые пару глав — отдайте на вычитку редактору. Пока он правит, вы напишете ещё две главы. Так и дело будет двигаться быстрее.

Корректору отдаёте книгу в самую последнюю очередь — после всех правок и изменений. Если захочется что-то вставить после него, то придётся снова показывать изменения редактору.

6. Аннотация. Введение. Заключение

— Мои «любимые» введение и заключение…

— О! Я тоже их «обожаю»!

Такой диалог состоялся у нас на одном из писательских марафонов. А ещё я вспоминаю забавную и одновременно уникальную историю участницы мастер-майнда, которая писала предисловие к своему сборнику несколько месяцев.

Порой эти небольшие по размеру, но очень важные по значимости части требуют огромной энергии. Не стоит придавать им большого значения, но и не нужно игнорировать их. В главе «Найдите свой формат и ритм» я расскажу подробнее, как справиться с такими «трудными» главами.

А сейчас общая рекомендация. Если введение и заключение даются вам нелегко, то позвольте себе написать их в несколько шагов. Пришла мысль — добавьте. Вернётесь позже. Главное — содержимое самой книги. Когда книга готова, зачастую написать введение и заключение гораздо проще.

7. Печатная версия

Это последний шаг — после всех правок и публикации в электронном виде на площадках СамИздата, к примеру. Точную стоимость вы узнаете, исходя из окончательного объёма книги, тиража и формата обложки. Чем больше количество книг, которые вы будете печатать, тем дешевле обойдётся каждый экземпляр.

8. Как давно лежит черновик?

Если вы не писали книгу несколько месяцев, то в вашей жизни за это время могли произойти существенные изменения. Возможно, вы будете писать новую книгу.

По этому поводу вспоминаю историю Оксаны. После писательского марафона черновик лежал у неё больше полугода, и книга давалась очень сложно. У Оксаны изменились взгляды на то, что можно написать в книге, а чего писать не стоит. И однажды произошла писательская беда: у неё сгорел ноутбук, а копия книги не сохранилась. Пережив потерю, Оксана начала писать «новую» книгу. Новая в кавычках, потому что тема прежняя, но стиль изложения и угол зрения изменились. Как ни странно, но ей стало проще писать книгу.

Это, конечно, радикальные меры. Но они тоже имеют место.

Поэтому я не рекомендую перечитывать книгу, если черновик «залежался». Очень много вашей энергии уйдёт на переделку, исправление написанного. Возможно, лучше продолжить в новом стиле, а затем вернуться к предыдущим главам и свежим взглядом посмотреть, что вы берёте в новую книгу, а что нет.

9. Это первая книга?

Здесь я вижу три варианта.

1. У вас уже есть несколько опубликованных книг, и вы прекрасно знаете, как дописывать их. Тогда эта книга лишь напомнит вам, что вы уже все знаете и у вас есть опыт. Возможно, вам не хватает взаимодействия с коллегами-писателями или просто отдыха.

Одна из писательниц участвовала в мастер-майнде пару месяцев, а затем поехала отдыхать. И после отпуска поняла, что вполне может справиться сама. За год она сильно устала: курсы, книги, литературный клуб. Нужен был свежий взгляд и обратная связь, которые лишь подчеркнули, что у неё самой имеются все ответы на вопросы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Допиши и точка! Посвящается авторам, которым начать книгу проще, чем завершить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я