Квантовая модель эволюции личности

М. Я. Пальчик, 2014

В книге представлено новое направление в психологическом и бизнес-консультировании – [b]Квантовый путь познания[/b]. Оно содержит уникальные медитационные практики, позволяющие находить решение проблем в разнообразных контекстах – преодолевать состояния стресса, исцелять заболевания, управлять эмоциональными конфликтами, находить оптимальные решения в ситуациях сложного выбора, решать задачи бизнеса, лидерства и управления. Эти медитационные практики были созданы в результате объединения идей современной квантовой физики и практического знания, содержащегося в великих традициях Востока и Запада.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Квантовая модель эволюции личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Введение и предварительное описание основных идей

1.1 Условия нашего времени. Закат логического мышления

Ты всегда волен передумать и выбрать себе другое будущее или другое прошлое.

Р. Бах

Но как это сделать?..

Внутренний голос

Наше время проявляется как этап интеграции прежде противостоящих друг другу традиций, научных направлений, идей, как этап восхождения к метаструктурам, их когда-то породившим. Естественные науки, достигшие фантастической утонченности, открывают законы, зашифрованные в древних космологических формулах. Самыми современными становятся самые древние книги.

Однако древние духовные традиции рушатся, так как меняется темп и стиль жизни. На смену традициям приходит развитый интеллект и его порождения — технологии и наука.

Такого интеллекта в прежние времена не было у среднего человека. Не было у него и той степени личной ответственности, которая прилагается к развитому интеллекту. В прежние времена ответственность за все жизненные выборы возлагалась на высшую силу («Бог дал, Бог и взял…») или на традицию, диктующую правила и этические нормы от имени этой силы. Интеллект же вынужден сам нести всю ответственность за свои выборы.

Как интеллект справляется с такой ответственностью? Он начинает тщательно продумывать и планировать свои действия. Он принимает решения «головой». Эти решения разумны и научны, но почему-то осуществляются все реже. Этому загадочному явлению интеллект находит научные названия. «Включаются обстоятельства непреодолимой силы» — говорит человек в том благоприятном случае, когда не обвиняет в неожиданностях своих партнеров. Таким образом интеллект загоняет себя в ловушку: теперь ему приходится учитывать и эти обстоятельства, оговаривая (скажем, в контракте или плане) возможность их появления… и так до бесконечности.

Это происходит вследствие недостаточной скорости интеллектуальных форм постижения восприятия мира. Сегодня на любом отрезке человеческой жизни можно наблюдать резкую смену технологий и внутренних позиций. Об этом говорят, как об ускорении эволюционных процессов. Наступает время следующего эволюционного этапа, создающего условия для более высоких скоростей. В этих условиях вся ответственность переносится на человека и становится личной.

* * *

Таким образом, за время своего существования человечество освоило по крайней мере три эволюционных ступени. Каждая из них проживается на своей скорости. Скорость, характерная для третьей — актуальной сегодня — существенно выше скорости интеллекта.

Для понимания термина скорость эволюции (или эволюционная скорость) удобно ввести два параметра: среднее время жизни человека и среднее время жизни технологии. Скорости эволюционных процессов зависят от соотношения этих параметров.

Пусть t1среднее время жизни человека, а t2среднее время жизни технологии. Скорость эволюционных процессов характеризуется параметром τ, который определяется как отношение времен t1 и t2:

τ = t1/t2.

Эволюционные ступени определяются значениями этого параметра. Первой ступени соответствуют малые значения τ<<1, второй ступени — значения τ~1, третьей — большие значения τ>>1.

На рисунке 1 эти три ступени изображены в виде иерархической (вертикальной) последовательности различных уровней сознания, каждому из которых соответствует определенный тип мышления. В ее основе лежит принятая в традиции модель тонких тел.

Рис. 1. Уровни сознания. Три нижних уровня и начало четвертого соответствуют первой эволюционной ступени, четвертый и пятый — второй ступени, шестой и седьмой — третьей ступени. Ко второму уровню относится переживание телесных ощущений, включая симптомы заболеваний; переживание эмоций — к третьему уровню; мысли и поступки (или события) относятся к четвертому и пятому уровням; более глубокие переживания, касающиеся масштабных этапов деятельности и жизни человека, относятся к шестому и седьмому уровням

Первая эволюционная ступень характеризуется тем, что изменения во внешнем мире пренебрежимо малы на протяжении всей жизни человека. Этой ступени соответствуют низкие скорости эволюции, в стиле прошлых неторопливых веков. Они связаны с эмоциональным восприятием мира — проживанием эмоций и физических состояний (рис. 1, уровни 2, 3). На этой ступени среднее время жизни технологии много больше, чем среднее время жизни человека.

Войны, землетрясения и другие катаклизмы могут происходить, но технологически мало что меняется; уровень осознанности человека остается относительно низким и стабильным. Первая ступень длилась несколько тысячелетий и завершилась в конце XVIII начале XIX веков.

В начале этой ступени человек находился во власти эмоциональных предпочтений и амбиций. Он не был способен добровольно следовать нормам, правилам, законам. Физическая и эмоциональная сила, способность первым нанести удар ценились высоко. Заповеди «не убий», «не укради»,… воспринимались как откровения. В конце этой ступени люди научились следовать правилам и законам, но без осознания их истоков или оснований.

Этот этап характеризуется отсутствием личной ответственности. Вся ответственность переносилась на духовную традицию, люди учились следовать традиционным правилам. Одновременно появились внешние правила и социальные стандарты. Первый этап можно охарактеризовать как освоение детского и подросткового периодов жизни человечества.

Следующая эволюционная ступень — это интеллектуальный уровень, уровень линейного (логического) мышления. Здесь эволюционные скорости существенно выше. Среднее время жизни технологии сравнимо со средним временем жизни человека.

Это второй уровень скоростей. Он проявился в ХХ веке, во времена НТР и бурного развития технологий, планирования и контрактных отношений (рис. 1, уровень 4). Расцвет этого периода можно отнести к началу ХХ века. Религиозные традиции рушатся, ответственность переносится на науку и интеллект. В середине ХХ века новые технологии ценятся особенно высоко, а сила интеллекта становится одним из главных достоинств человека.

Третья ступень, актуальная в наше время, характеризуется тем, что среднее время жизни технологии много меньше среднего времени жизни человека; технологии быстро меняются в течение всей его жизни.

Это уровень событийных потоков (рис. 1, уровни 5 и 6). Одно дело выбирать предпочтительные варианты, анализируя обстоятельства, и совсем другое дело — оказаться в живом потоке событий, где все решения и действия должны быть неизмеримо быстрее. Таковы, например, скорости водителя на оживленной трассе: каждое решение должно быть принято мгновенно и окончательно. Такие решения не обдумываются; они являются в виде точного знания.

Этот эволюционный этап начался в конце ХХ века. Статус науки снижается, а способность действовать становится высоко ценимым качеством. Технологии меняются столь быстро, что их ценность также снижается. Высоко ценится способность интуитивно угадать правильную стратегию действий, независимо от научных позиций и принятых стандартов. Впервые за историю человечества ответственность становится личной; ссылки на научно доказанные истины не принимаются, — важны эффективность и результат. Решения интуитивны, сначала принимаются и лишь потом обосновываются. Личная ответственность и высокий уровень осознанности становятся главной опорой в эффективном бизнесе и личностных контекстах.

Здесь от каждого требуется такая степень внутренней скорости и силы, которая в прежние времена достигалась лишь отдельными людьми; решения и знание приходили к ним во время молитвы или медитации. Наши современники, лишенные подобных опор, ссылаются на озарение или интуицию. Однако для их проявления требуются особые условия и особая удача.

* * *

Такую удачу можно сделать нормой, если овладеть новыми формами мышления, характерными для третьей ступени. Возрастание внешних скоростей требует расширения осознанности и способности к внутренним изменениям. Но как развивать эти качества?

Для этой цели мы предлагаем познакомиться с энергетическими технологиями внутренних изменений, которые представлены в данной книге.

Эти технологии позволяют расширить сознание настолько, чтобы осознать себя как часть более широкой системы, в рамках которой искомое знание становится доступным. Подобная система состоит как минимум из двух энергетически объединенных частей[1]. Примерами являются следующие системы: Ян — Инь, дух — тело, сознание — подсознание, лидер — команда, человек — среда и т. д. Информация — в виде нового знания — возникает в ходе взаимодействия частей этой системы, т. е. лидера и команды, духа и тела, человека и среды и т. д., а не передается от среды к человеку или обратно, как это принято в линейном, основанном на формальной логике подходе.

В состояниях расширенного сознания становится доступным многоуровневое (системное) мышление, которое приходит на смену формально-логическому освоению мира. Системное мышление включает несколько синхронно осуществляемых процессов, протекающих на разных уровнях (рис. 1) и позволяет мгновенно принимать точные решения даже в ситуации стресса или отсутствия ментальной информации. Здесь каждая мысль сопровождается импульсом к действию, что обеспечивает высокую скорость и эффективность. Эта способность обусловлена особыми состояниями сознания, характерными для уровней 5 и 6 на рис. 1. Как это ни парадоксально, такой тип мышления был хорошо известен в древности. Он основывается на практиках трансформации внутренних состояний.

* * *

Как уже сказано, главная особенность нашего подхода — его направленность на внутренние изменения. Каждый внешний результат при «правильном» ходе событий достигается сразу, т. е. спонтанно и без специальных усилий. Если этого не происходит, то появляются категории «задача» или «проблема», и мы начинаем воспринимать внешние цели как сложные или труднодостижимые. Во внешнем ходе событий происходит замедление или остановка.

При таком подходе появление любой «задачи» или «проблемы» рассматривается как следствие недостаточного уровня внутренней компетентности, как знак, указывающий на необходимость внутренних изменений.

Другими словами, при возникновении внешних препятствий необходимо направить усилия и воздействие не во внешнюю среду, а внутрь себя — во внутреннее пространство — и восстановить требуемый уровень внутренней компетентности. Как только все необходимые внутренние изменения произведены, сила человека становится достаточной, чтобы внешние результаты вновь стали достигаться спонтанно и без специальных усилий. В современном мире это может показаться необычной идеей.

* * *

Таким образом, в предлагаемом здесь подходе внешняя реальность человека — его бизнес и личная жизнь — рассматривается как продолжение внутреннего пространства.

Объектами (элементами, точками…) этого пространства являются внутренние состояния, которые могут быть как позитивными (вдохновение, покой, уверенность, вера…), так и негативными (протест, раздражение, уныние, растерянность, неверие в себя…).

Нас будут интересовать в основном негативные состояния, поскольку именно они активизируются под воздействием любой внешней проблемы и подлежат трансформации. Такие состояния не осознаются или слабо осознаются, но являются частью стратегий мышления, принятия решений и некоторых форм поведения.

Субъективно такие негативные состояния переживаются как следствие внешних «объективных» трудностей и препятствий. Но в данном подходе считается, что негативные состояния первичны. Они рассматриваются здесь как часть внутренних ограничений, накопленных под воздействием пережитых в прошлом стрессов.

В этой картине все внешние трудности имеют внутренние причины. Трудности должны восприниматься как следствие ошибок и неточностей в действиях, порождаемых устойчивыми негативными состояниями (выше это было обозначено как недостаточный уровень внутренней компетентности).

Тогда любое неблагоприятное сочетание внешних обстоятельств представляет собой знак, указывающий на внутренние ограничения. Знаки должны восприниматься не логически, а интуитивно-чувственно — в виде тончайших ощущений-подсказок.

В книге предлагаются уникальные технологии «выслеживания» знаков и «трансформации» упомянутых ограничений. Трансформация ведет к отмене устойчивых негативных состояний. Затем рождается новое, более успешное поведение. Владея этими технологиями, можно без привлечения внешних ресурсов создавать все внутренние изменения, необходимые для решения возникшей проблемы. Таким образом, каждая внешняя трудность помогает познавать себя и расширять свои возможности и границы в таком темпе и масштабе, который необходим для решения актуальных задач. Бизнес и личная жизнь превращаются в путь познания и развития.

1.2 Что делать в новых условиях? Некоторые особенности направления: личная ответственность практикующего; внутренние технологии

Тебе не дано завершить работу, но ты в силах ее начать.

Древняя мудрость

В основе развиваемых нами методов лежит идея трансформации внутренних состояний.

Суть ее в следующем. Эффективность внешних усилий тем выше, чем точнее выбрано внутреннее состояние. Здесь подразумевается, что точный выбор состояния важнее, чем правильный план действий. В этом утверждении проявляется квантовая природа нашего подхода: внутреннее состояние — аналог квантового состояния, а шаги плана действий — аналог классической траектории.

В ситуациях стресса, однако, внутреннее состояние разрушается. Не зная как действовать, человек начинает искать внешние опоры. При этом ответственность перестает быть личной, она переносится на внешние опоры.

Создавая практики трансформации внутренних состояний, мы основываемся на следующих положениях.

1. При современных скоростях уже невозможно использовать в качестве главной опоры логику и ментальные описания. Претендующий на выживание человек сейчас вынужден научиться новому — системному — способу взаимодействия с миром. Социум об этом заботиться не в состоянии; более того, он склонен всячески препятствовать этому, потому что он сам еще находится на привычном уровне линейного — формально-логического — мышления. Таким образом, ответственность за внутреннее развитие становится личной.

2. Принципы системного мышления (см. раздел 1.1) вошли в современную науку вместе с развитием кибернетики, квантовой механики (система классический прибор — квантовый объект) и некоторых классических направлений физики (например, исследований взаимодействия в системе вещество — поле). Но основы системного подхода к задаче внутреннего развития человека можно обнаружить в древних духовных традициях Востока и Запада.

3. Существует единая структура, составляющая основу всех духовных традиций. Христианство, даосизм, буддизм, йога, этнопсихология, шаманские традиции и т. д. предлагают различные формы работы, направленной на трансформацию внутреннего состояния. Однако, при всем различии форм, основные элементы этой работы сходны между собой и указывают на универсальную структуру духовных практик, к которой они восходят.

4. Современный человек, при условии, что он интеллектуально развит и берет на себя ответственность за свои отношения с миром, способен воспринять эту структуру, научиться осознавать ее в рамках современных научных представлений о системном подходе и сделать практики трансформации внутренних состояний образом жизни.

Часть этой задачи решается нами с помощью современной версии энергетических практик и медитаций, созданной на основе упомянутой выше глубинной структуры духовных традиций.

В прежние времена было бы невозможно использовать такую версию практик самостоятельно, поскольку для этого необходимы способность осознанно следовать технологиям и сильная длительная концентрация. Сегодня она доступна всем. В прошлом такая концентрация не требовалась, поскольку каждый человек мог найти опору в ритуальном пространстве традиции, либо следуя за учителем. Брать на себя ответственность за собственное развитие было не обязательно — такая задача и не ставилась.

Современному человеку поддерживающее ритуальное пространство могут заменить развитая концентрация и знание структуры практик, а знающего учителя — внутренняя дисциплина и понимание смысла шагов. Таким образом, в начале третьего тысячелетия любой человек, принимающий за себя ответственность, может самостоятельно следовать индивидуальному духовному пути — вне традиции и без учителя. Повторим, однако, что для этого он должен хорошо понимать универсальную структуру практик; как минимум, он должен знать о ее существовании.

Естественно поэтому, что другая важная часть задачи решается за счет внутренней активности практикующего, когда он осознанно вносит концентрацию и упорство в каждый процесс. Любой результат или достижение складывается из взаимодействия воли практикующего с упомянутой выше глубинной структурой. Ответственность здесь лежит не на методе, ритуале или учителе, а на самом практикующем.

* * *

Новизна и действенность предлагаемых нами приемов и методов работы заключается именно в том, что, будучи направлены на оптимизацию внешних событийных контекстов, они впервые основаны на трансформации внутренних состояний человека и пробуждении его внутренней активности. Мы называем их внутренними технологиями, в отличие от внешних технологий прямого воздействия на события жизни.

Речь идет о способности осознанно и произвольно изменять стратегии и стиль мышления, поведенческие стереотипы, а также телесные ощущения и стереотипы эмоциональных переживаний, и делать это самостоятельно, без помощи специалистов. Воздействие на любую жизненную ситуацию и управление событиями осуществляется здесь не напрямую, а через воздействие на собственные состояния.

Существенно, что обученный этим практикам человек более не нуждается в учителях и консультантах. Он сам способен порождать для себя новые психотехнологии, ориентируясь на конкретные задачи своей жизни.

Содержание и этапы такой внутренней работы диктуются внешними событийными потоками человека, т. е. теми напряжениями и тупиками, которые возникают в его личной и профессиональной жизни (в духовных традициях об этом говорят как об испытаниях, посылаемых судьбой или высшей силой). Все эти проблемы, как уже сказано, решаются здесь путем трансформации внутренних состояний. Это ведет к более полному осознанию ценностей и миссии, стратегически важных направлений в деловой и личной жизни, способности достигать успеха в этих направлениях.

Таким образом, изменения во внешней реальности становятся результатом внутренних изменений человека, которые, в свою очередь, определяются его внешними задачами.

Поэтому данный подход особенно эффективен для тех, кто ведет активную социальную и деловую жизнь. Профессиональное и личностное развитие, а также восстановление и сохранение здоровья интегрируются в единый процесс и попадают в сферу личной компетентности и ответственности.

Многолетний опыт показывает, что использование практик осознанной трансформации внутренних состояний благотворно влияет на здоровье, коммуникабельность, социальную адаптацию, профессиональное развитие и полноту творческого самовыражения, а также на развитие лучших человеческих качеств, потенциально присутствующих в каждом.

1.3 Структура метода. Проблема как опора в личностном развитии

Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы.

Р. Бах

Обучение практикам трансформации внутренних состояний имеет двухступенчатую структуру.

На первой ступени можно познакомиться с базовым набором внутренних технологий — технологий управления внутренними состояниями.

Вторая ступень открывается, когда практикующий овладевает этими технологиями, и может с их помощью достигать расширенных состояний сознания. Тогда он может выйти за пределы технологий, в область личного творчества. На этом уровне разговор о технологиях уже неуместен.

В чем же суть работы, которая здесь проводится?

Одна из специальных практик («выслеживание себя») позволяет полностью осознать истоки трудностей и точно сформулировать направление работы по их преодолению, вплоть до конкретных шагов каждой сессии.

В процессе «выслеживания» создается особое взаимодействие человека с собственным подсознанием, позволяющее обнаружить тончайшие подсказки из внешнего мира. Такие подсказки присутствуют во всех жизненных контекстах, включая профессиональную и семейную жизнь, отношения, болезни, проблемы воспитания детей,"случайные"происшествия и т. д. — ими наполнен каждый прожитый день. В нашем подходе им дано рабочее название — «знаки». Знаком является каждое внешнее событие, вызывающее хотя бы небольшое напряжение или озабоченность.

Смысл знака в том, что он всегда указывает на одну из глубинных неосознаваемых стратегий или программ, которая устарела и стала неэффективной на данном этапе жизни, но все еще управляет поступками.

Следующий шаг после выслеживания неэффективной стратегии — извлечь из нее всю энергию и воспользоваться ею для поиска более эффективной стратегии. Здесь применяются технологии трансформации состояния.

В конце процесса практикующий получает доступ к тем новым идеям, новому пониманию и поведению, которые были «замурованы» в проблеме, пока она не исчезла. Проблема, по определению, содержит решение в самой себе, но это решение недоступно до тех пор, пока не проделана вся описанная выше внутренняя работа. Соответственно, не проделав такой работы, невозможно предугадать, каким именно будет скрытое в ней знание.

При таком подходе каждая трудность в профессиональной и личной жизни рассматривается как большая ценность, так как содержит не только знание о том, какие именно внутренние изменения необходимы, но также и потенциальную энергию для этих изменений.

Действуя таким образом, практикующий движется от события к событию, опираясь на каждую встреченную трудность. Энергия жизненных тупиков трансформируется в личную силу и новые возможности. Одновременно он учится самостоятельно управлять событийными потоками без насильственного воздействия на внешний мир. Трансформирующая активность практикующего направлена только на самого себя — но меняется и среда, с которой он взаимодействует. Она меняется в строгом соответствии с изменениями в человеке, т. к. система человек-среда пронизана неразрывными структурными связями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Квантовая модель эволюции личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В китайской традиции об этом говорят как о разделении энергии на две компоненты — Ян и Инь. Их взаимодействие рождает новое качество — энергию Ци.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я