Проект «ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО»

М. Ю. Миание

В основе всех выдающихся достижений в истории всегда была подготовка кадров: честных, преданных, высоко мотивированных, высоко эффективных. Именно они развивали науку, строили прекрасные города и выигрывали битвы.Не решив задачу Формирования Личности – наше общество останется перегруженным ложью, агрессией, преступлениями и другими духовно-нравственными проблемами. Решение этой же задачи, реформирование Образования – качественно изменит наш мир. Это основное условие перехода в «Золотой Век».

Оглавление

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Еще недавно, всего 20—30 лет назад, наше образование находилось на очень высоком уровне. О том, в каком состоянии находится система образования Украины и других стран СНГ сейчас и какие изменения ей крайне необходимы — данный раздел.

Тему представляет директор МФКС, чл. корр. МКА Цыбенко Елена Владимировна.

Основные вопросы:

• Общая оценка образования в Украине и СНГ.

• Лучшие примеры ведущих стран мира.

• Основные условия, необходимые для формирования человека как личности.

1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ПО УКРАИНЕ И СНГ

На данный момент образование готовит, прежде всего, специалистов (исполнителей), а воспитательную роль практически не выполняет (ноль учебных часов). Ни в школе, ни в вузе не обучают самому главному: во что верить, как и ради чего жить, как ставить и достигать цели, как формировать себя как Личность, находить и не терять друзей, т. д. Личность в этом смысле, как правило, формируется — улицей, масс-медиа, то есть кем угодно, только не системой образования.

Все и так хорошо знают, что происходит с нашей системой образования. Но если ее оценивать аналитически и предельно коротко, то есть смысл делать это по следующим двум основным показателям.

Первое — это то, чему обучают существующие программы (в данном случае для простоты изложения мы будем рассматривать только школьные программы обучения). И второе — как обучают, то есть все остальные условия.

1. По программам обучения. Ни для кого не секрет, что около 90% знаний, полученных в школе, никогда человеком не используются. То есть 9 из 10 часов учебных программ уходят в никуда. Практически они не нужны человеку для жизни. И это неправильно.

В то же время самым важным вопросам для жизни человека — кем быть и ради чего жить, как делать карьеру, как находить и не терять друзей, как не болеть и жить долго — вообще не уделяется внимание.

Формированию Человека как Личности — уделяется ноль часов учебной программы. Хотя все знают, что успех на 75—85% зависит от личных качеств человека, а не от его профессиональных знаний (15—25%). В итоге — выпускник выходит из школы неподготовленным к жизни, без четких приоритетов, с искаженными ценностями.

2. Кроме того, если брать данные по Украине и СНГ, то существует огромное число других проблем. Это:

очень слабая материально-техническая база;

низкая оплата труда преподавателей, которые по своим личным качествам далеко не всегда соответствуют тому, чтобы быть достойным примером и позитивно влиять на учеников;

устаревшие методы управления.

И сами ученикине мотивированы на высокоэффективное обучение, на деятельность с полной самоотдачей, чаще всего — не отличаются особой этичностью и дисциплиной.

Это одни из основных проблем.

2. ЛУЧШИЕ ПРИМЕРЫ

Если говорить о лучших из существующих примеров, то это, прежде всего, ведущие университеты мира. Конечно же, там суперсовременная материально-техническая база и, в ряде случаев, финансирование, сопоставимое с бюджетом Украины.

Профессура в развитых странах — это одни из самых высокооплачиваемых специалистов. Люди мотивированы на обучение, так как окончание Кембриджа или Оксфорда — это гарантия успешной карьеры с изначально очень высокой зарплатой для выпускника.

Но одно из самых значимых преимуществ этих вузов — то, что в них тем или иным образом решаются вопросы формирования человека как личности — за счет системы наставничества, за счет изначального формирования высокого духа и традиций, направленных на решение этих задач: максимально высокую самооценку, успех, на формирование сильных коллективов, в которых люди потом всю жизнь помогают друг другу, на глубокое уважение к наставнику и многое другое.

Очень многому у них необходимо учиться.

3. ПРОБЛЕМЫ. ПРИЧИНЫ

Вопрос первый — Что делается? Ответ: по формированию личности — практически не делается ничего! Как правило, кроме личной инициативы очень малой части преподавателей и директоров школ, в большинстве случаев никакая целенаправленная работа не ведется.

Вопрос второй — Почему? Потому что нет научной модели Достойного Человека. То есть, нет Стандартов и Идеалов: к чему стремиться, какого человека должно формировать общество и система образования. Соответствующих программ обучения — нет!

Далее Результаты. При отсутствии целенаправленного или какого-либо еще формирования личности — они негативные и другими быть не могут.

1. Многие люди, и, к сожалению, их большинство, не мотивированы ни на обучение, ни на работу. Они воспитываются фильмами, улицей, телевидением, мечтают о красивой жизни, но так как не обучены достигать успеха и делать карьеру, живут на символическую зарплату, покупают пиво, при этом проклинают всех и вся.

2. Не формируются коллективы. Вместо того, чтобы, оканчивая школу, помогать друг другу, многие не хотят друг друга даже видеть и вспоминать.

3. В плане физического здоровья 80%—90% выпускников школ имеют значимые проблемы.

4. Преподаватели. Поскольку они недостаточно подготовлены по личным качествам, то для достижения дисциплины и внимания на уроках часто вынуждены использовать психо-эмоциональное давление, что ломает многих людей.

4. ВЛИЯНИЕ НА ОБЩУЮ КУЛЬТУРУ НАЦИИ, ИМИДЖ

В итоге, к огромному сожалению, граждане Украины, как и многих других стран СНГ — имеют в мире репутацию неэтичных, грубых людей, со многими вредными привычками и высокой склонностью к правонарушениям.

Об этом говорит статистика. Показатели в СНГ и в нашей стране по преступности, алкоголизму, наркомании, болезням, депрессиям, невоспитанности, другие в 10 раз хуже, чем в странах Европы.

Этот печальный список можно продолжить.

Об этом знают все. То, что есть не выдерживает критики. По личным качествам преподавателей, по атмосфере в стране, по тому информационному воздействию на людей, которое есть в обществе все это не работает на решение поставленной задачи.

Печальный вывод. Современная система образования не может решить вопросы подготовки и воспитания сильного, совершенного, достойного человека, гражданина своей страны.

5. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Первое, что необходимо для решения данной задачи, — чтобы вопросы Формирования Человека как Личности стали вопросами первостепенной значимости. То есть, чтобы постоянно шла целенаправленная работа по подготовке человека высокомотивированного и готового к достижению наивысших результатов, а не душевно убогого и вредного для общества.

Второе. Необходимо, чтобы наши программы вошли в систему образования, чтобы работали полноценные обучающие и тренинговые программы по формированию человека как личности, направленные на достижение всех жизненных целей.

Требования к преподавателям по личным качествам

Далее — чтобы были решены все обозначенные выше проблемы и выполнены абсолютно все условия, которые влияют на достижение основной цели.

1Необходимо, чтобы студентов и школьников обучали преподаватели, соответствующие этому по личным качествам, чтобы работали прекрасные традиции, чтобы были решены все вопросы материально-технического обеспечения.

Необходимость поддержки государства и пропаганды в СМИ

Чтобы все остальные механизмы общества работали в этой сфере — необходимо, чтобы была поддержка государства, чтобы шла пропаганда во всех средствах массовой информации, чтобы абсолютно все, что влияет на результат, было решено. Чтобы в конечном итоге у нас была власть, заинтересованная в воспитании и формировании Личности, а не бесцельного исполнителя, чтобы воспитывалась такая элита, которой можно гордиться.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я