PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0

М. П. Бочаров, 2010

В книге дается обзор развития PR-коммуникаций в Интернете от этапа Web 1.0 к этапам Web 2.0 и Web 3.0. Рассказывается, как создавать, координировать, корректировать, исследовать содержание посланий и контролировать актуальный уровень связей с общественностью в Сети; как вести PR-деятельность и формулировать задачи привлекаемых специалистов; как взаимодействовать со СМИ и организовывать новостное производство в современных условиях. Книга ориентирована на практикующих PR-специалистов, журналистов, а также на преподавателей и студентов – настоящих и будущих идеологов системы коммуникационного контента в Интернете, руководителей сетевых PR-проектов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Web 1.0 — создание и продвижение интернет-сайтов

Веб-сайт — общее понятие

Базисным элементом проведения коммуникационных кампаний во Всемирной паутине считается веб-сайт (веб-сервер). Он имеет свой электронный адрес, программно-аппаратные средства, свое графическое и текстовое оформление страниц (контент). Последние разрабатываются веб-дизайнером и веб-мастером в соответствии с креативными идеями, которые закладываются PR-специалистами в целях представления организации, проекта или персоны, а также распространения информации об их деятельности, партнерах, товарах и услугах и т. д.

Типовые информационные блоки стандартного веб-сайта организации:

• история фирмы;

• обращение к посетителям сайта первого лица;

• профиль деятельности, услуги или продукция;

• новости из жизни организации;

• официальные пресс-релизы, публикации СМИ об организации;

• анонсы проводимых мероприятий;

• часто задаваемые вопросы и ответы на них;

• форумы для посетителей;

• контактная информация.

В качестве дополнительных могут выступать такие информационные блоки, как:

• структура и руководство организации;

• годовые отчеты и финансовые показатели;

• рейтинги;

• опросы и др.

В целях увеличения посещаемости веб-сайта адрес веб-страницы включается во все информационно-рекламные и маркетинговые материалы организации, включая визитные карточки сотрудников.

Однако общее понятие «веб-сайт» включает несколько конкретизированных моделей, типологизированных по принципу наращивания контента и технических возможностей.

Корпоративный сайт

Первый и наиболее простой вариант интернет-представительства — корпоративный сайт. Сразу заметим, название «корпоративный» — условное. Это не обязательно сайт корпорации или компании, это может быть сайт государственной, общественной и любой другой организации. Целевая аудитория корпоративного сайта сравнительно немногочисленна и определяется как группа потребителей, принципиально готовых к контактам с организацией. При этом в рамках заданной цепочки характеристик «осведомленность — отношение — поведение» эта группа включает два сегмента: целенаправленные посетители (осведомленные о товаре, услуге, организации) и случайные посетители (ранее не осведомленные об организации, но готовые к сотрудничеству с ней).

Цели такого проекта определяются следующим образом:

1) воздействие на установки целевой аудитории для формирования убежденности в необходимости сотрудничества;

2) повышение общей информированности о структуре.

Центральной информационной составляющей в рамках подобной модели интернет-присутствия являются подробные сведения об организации, ее товарах и услугах. Сюда же относится детальное описание предложения, ассортиментного ряда, условий сотрудничества (приобретения, обслуживания). Нужны сведения о системе управления, руководителях. Требуется периодически обновляемая лента новостей.

Создание и развитие корпоративного сайта не требует существенных материальных и организационных затрат и может реализовываться минимальным количеством людей. На этапе создания им занимаются PR-специалист, формирующий техническое задание и контролирующий его исполнение на всех этапах работы сайта; дизайнер, программист; далее — системный администратор, редактор.

Надо учитывать, что и эффект от такого «простого» присутствия компании в Интернете будет не слишком высоким: как правило, от нескольких десятков до нескольких сотен посещений (здесь и далее — уникальных) в день.

Корпоративный сайт с элементами портала

Этот ресурс наряду с информацией об организации содержит полезные отраслевые сведения. Целевая аудитория такого сайта определяется не только группой пользователей, принципиально готовых к сотрудничеству с организацией, но и случайными посетителями — потенциальными потребителями товаров и услуг.

Информационная составляющая сайта с элементами портала включает набор статичных, активных и интерактивных элементов. К статичным можно отнести базу данных с информацией об ассортименте продукции, которая должна быть снабжена возможностью полнотекстового поиска информации. К активным элементам относятся лента отраслевых новостей, подборка публикаций по рубрикам в рамках отраслевой направленности (советы потребителям, ответы на вопросы, методические материалы и т. д.); к интерактивным — инструменты для проведения интернет-конференции.

Модель корпоративного сайта с элементами портала более эффективна, чем предыдущая, с точки зрения охвата аудитории и возможностей воздействия на потребителя. Однако следует учесть, что количество элементов сервисного обслуживания прямо пропорционально интеллектуальным и материальным затратам на создание, поддержку и развитие ресурса. Сайт с элементами портала потребует от организации постоянной редакции, наличия штата обслуживающего персонала, в том числе нескольких корреспондентов.

В качестве примера корпоративного сайта с элементами портала можно рассматривать сайт агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг» (www.pr-club.com). Помимо информации о самой компании, выполняемых ею проектах здесь есть и регулярно обновляющийся раздел новостей, и PR-библиотека с эксклюзивными и одновременно интересными самым различным категориям специалистов работами PR-профиля; программы обучающих семинаров, рекомендуемые ссылки на ресурсы подобного характера.

Интернет-портал

Еще один вариант виртуального представительства — интернет-портал. Этот ресурс представляет собой универсальный источник отраслевой информации.

Цели проекта и информационное насыщение схожи с предыдущим вариантом, но имеется и важное принципиальное отличие, состоящее в расширении отраслевого принципа подбора информации.

В связи с размещением широкого спектра информации особое значение здесь приобретает наличие поисковой системы и тематических рубрик. Кроме того, интернет-портал, как правило, тесно взаимодействует с другими сайтами и порталами, т. е. используется чужая информация со ссылкой на автора. Предусмотрена и переадресация пользователя на другие ресурсы в соответствии с его запросом при поиске нужных ему сведений.

В интернет-портале активизируются возможности имиджевой рекламы, увеличивается количество иллюстрированных новостей и баннеров, которые присутствуют на главной странице ресурса и в тематических рубриках.

В качестве примера таких PR-ресурсов можно рассматривать сайты www.sovetnik.ru и www.raso.ru.

По мере продвижения к модели интернет-портала число посетителей сайта последовательно увеличивается и достигает, как правило, нескольких тысяч человек в день.

Интегрированный портал

Эту модель эксперты считают фигурой «высшего пилотажа». Тематический сервер (интегрированный портал) работает одновременно на несколько организаций или даже отраслей. В качестве примера сошлемся на межотраслевой тематический портал www.rusmet.ru. Он создан в 1997 г. на базе Московского государственного института стали и сплавов. Область специализации проекта (а вместе с ним и интернет-портала) постоянно расширялась: с 1997 г. — сталь; с 2006 г. — сталь, нефтепродукты; с 2007 г. — сталь, нефтепродукты, строительные материалы; с 2009 г. — сталь, нефтепродукты, строительные материалы, цемент, зерно.

Портал обеспечивал сетевую поддержку пяти направлений деятельности RUSMET:

• аналитика: Россия и мир (анализ и проведение исследований рынка, консалтинг);

• мероприятия: Россия, Казахстан, ОАЭ, Китай, ЕС, Турция, Индия, Египет (организация конференций и семинаров в России и за рубежом для реального сектора экономики);

• интернет-технологии (разработка корпоративных сайтов, информационных систем, отраслевых порталов, хостинг сложных проектов. RUSMET является разработчиком и создателем контента для отраслевых порталов: www.rusmet.ru — металлургия; www.iсement.ru — цемент, строительные материалы; www.zernorus.ru — зерно);

• кадры (подбор персонала, корпоративное обучение сотрудников);

• ассоциации (объединение участников рынка с целью решения отраслевых проблем. RUSMET стал инициатором создания и соучредителем трех некоммерческих ассоциаций: рынок лома — ассоциация «Вторичные ресурсы», рынок спецсталей — ассоциация «Спецсталь», рынок цемента — Ассоциация поставщиков и потребителей цемента).

Посещаемость интегрированного портала может достигать нескольких сотен тысяч пользователей в месяц.

Остается добавить, что ограничиваться единственным вариантом интернет-присутствия вовсе не обязательно: одна и та же компания может создать и корпоративный сайт, и интернет-портал, снабдив их перекрестными ссылками.

Показатели эффективности ресурса в формате Web 1.0

По каким критериям мы можем оценить эффективность PR-деятельности в Интернете в рамках коммуникационного этапа Web 1.0, когда цель создаваемых сайтов — в одностороннем порядке информировать своих пользователей?

Главный из них — число посетителей сайта с дифференциацией показателя по важным для производителя сайта страницам. Кроме того, в статистике посещаемости сайта используются такие показатели, как длительность нахождения на сайте, число просмотренных страниц. Эти данные (еще раз подчеркнем, что сказанное относится к логике развития ресурса в режиме Web 1.0), в свою очередь, зависят от:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я