Такси

М Магнитус, 2023

«Яша – супертехнологичная компания, которая загоняет людей врабство, не соблюдая при этом никакие законы!»Автор через призму частной истории Андроса, пробующего свои силыв роли водителя, разбирает принципы работы агрегатора такси. В книгеподробно анализируются ценовая и мотивационная политика, основные целии задачи, а также хитрости и манипуляции, которые, по мнению автора,превращают современных водителей в рабов системы. Также затрагиваетсятема взаимоотношений между водителями, пассажирами и таксопарком.Форма дневниковых заметок, выдержки из текстов договоров,перманентный анализ внутренних процессов приближают стиль изложения кдокументальному.По сути, перед нами художественно обрамленное исследованиесовременной системы функционирования сферы такси, в том числедеятельности агрегатора. Книга выступает в роли обличительного манифеста,отражающего эмоциональный взгляд водителя на ситуацию в отрасли.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Такси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

На линию

17 июня 2023 Яблочная долина

С раннего утра новоиспеченный таксист был на ногах и переделал все свои дела. К 7:50 отвез Белоснежку на работу и отправился в «Комфорт +». Подъехав к большим воротам, он остановился и стал ждать, когда они откроются. Ровно к 8:00 прибыл механик, а сразу за ним и кассир, который временно в этот день собирал наличку, пока босс уехала отдыхать на Черном море. Отстегнув 650 честно заработанных рубликов кассиру, таксист вышел на линию. Первый заказ был Шовгенова, 214. Он еще плохо ориентировался в приложении и все пытался настроить его под себя. Навигация была трех видов: «Яша Карты», «Яша Навигатор» и внутреняя навигация от «Яши». Андрос выбрал внутреннюю. Включил скоростной режим. Там стояло три ограничения скорости: город — 50–75 км/ч, вне города — 80–105 км/ч, трасса — 100–125 км/ч. Он установил шкалу 15 км/ч. Каждый раз, когда таксист набирал критическую скорость, приложение загоралось красным. Все остальное он оставил по умолчанию. Показывать дорожные события. Камеры. Аварии. Перекрытия. Дорожные работы. Разводка мостов. Другое. Первая подача была в 8:21. Длительность поездки составила 8 минут 23 секунды. Оплата — безналичная. Тариф эконом.

Заказ — 129 рублей.

Цена — 69 рублей.

Повышенный спрос +60 рублей.

Итого 129 рублей.

Сборы включали в себя комиссию партнера за заказ 7 % от стоимости 9,03 руб., комиссию сервиса за заказ, с НДС 15,3 % от стоимости 19,78 руб. Итого чистый доход 100 рублей.

Конечная была 2-я улица Ветеранов, 1. Маша в это день тупила, говорила — поверните направо, а внутренняя навигация показывала прямо. Оно и понятно — Маша…

Наверху справа горел значок +13. Андрос решил посмотреть, что это значит. Оказалось, у него был высокий приоритет. Якобы найдем заказ быстрее, чем для многих других водителей. Когда пользователь вызывает такси, алгоритм начинает искать исполнителя, который сможет приехать быстрее других. Бывает, что поблизости есть несколько водителей — вот здесь-то свою роль и играет приоритет. Заказ получает тот, у кого он выше, — в данном случае Андрос. Соответственно, чем выше приоритет, тем меньше время простоя и тем быстрее приходит новый заказ. Максимальный приоритет — 35. У нашего героя стоял статус «Молодой». В первые три недели после регистрации в «Яше упс» у таксиста будет повышенный приоритет при распределении заказов: +3 балла на первой неделе, +2 — на второй, +1 — на третьей. На самом деле заказы были плохие, с так называемой «дальней подачей».

Как отследить реальный коэффициент у «Яши упс»?

Первая и основная причина появления высокого спроса — это долгий поиск машины для предыдущего клиента! Работает это по сотам, которые вы наверняка уже видели в таксометрах. Если в одной соте первый пассажир долго не может найти машину, то уже для второго заказчика «Яша» делает небольшую наценку, чтобы его забрали побыстрее. А для третьего наценка будет еще больше. При этом если в соседних сотах происходит похожая ситуация, то начинает формироваться и расти повышенный спрос.

Как вы думаете, кто в этой ситуации действительно влияет на итоговую наценку? Верно — водители. Однако это коллективное влияние. Если в районе 100 водителей и из них 60 все прекрасно понимают, то 40 остальных могут сильно вредить всему трудовому коллективу. Поэтому нам важно донести нужную информацию до максимально возможного количества коллег для соблюдения действий, которые влияют на рост кэфа.

«Яша» периодически обманывает водителей, закрашивая зону в определенном районе в темно-фиолетовый цвет, а на месте оказывается, что заказы там идут с минимальной наценкой.

Чтобы достаточно точно отслеживать повышенный спрос в разных районах вашего города, а не то, что рисует вам «Яша», рекомендую вам бесплатного бота в «Телеграме», которым сам пользуюсь. Ссылку вы сможете найти в Интернете.

Не бери пассажиров по зеленке! Заказ без доплаты покрывает только расходы. От него слишком мало пользы. Когда вам пришел такой заказ, можно отменить его и уйти с линии. Если в данном районе нет повышенного спроса, займитесь своими делами в это время. Уж лучше, например, съездить покосить кому-нибудь траву за деньги.

Конечно, существует еще зависимость от персональных целей и разных доплат.

Многие из нас продолжают вестись на всякие бонусы от «Яши упс», слабо понимая, что эти деньги будут взяты из наших же карманов. Основная задача всех этих так называемых доплат — замотивировать водителей, чтобы те вышли на линию и, не задумываясь, брали все заказы, которые им будут назначены. Опытные-то водители уже знают, что задача «Яши» — осуществить максимальный вывоз пользователей «Яши упс». Там, где это ему удается, появляются дешевые заказы, так называемая зеленка. Персональные цели, лужи и бонусы убивают повышенный коэффициент. «Лужи» — это районы в городе, где «Яша упс» устанавливает специальные повышенные тарифы. В часы пик здесь повышенный спрос. Задача «Яши» — привлечь в зону повышенного спроса как можно больше водителей, чтобы вывезти максимальное количество пользователей. На карте таксометра эти районы выделены синим цветом, за что мы их и зовем «лужами». Цена заказа в каждой геозоне фиксированная и указана на самой «луже» в синем квадратике. Давайте представим, что «Яша» пообещал вам 6666 рублей, если за неделю вы сделаете 666 заказов. Доплата от «Яши» составит всего лишь 27 рублей, которые он возьмет из вашей же комиссии. Если водители массово перестанут вестись на эту приманку от агрегатора, то получат минимум от +70 рублей к каждому заказу. А это уже гораздо выгоднее «яшкиной» доплаты! Если «Яша» начал раздавать персональные цели, это значит, что водители стали зарабатывать больше. Начнем катать эту ерунду — получим значительно меньше. Если у вас машина комфорт-класса — не включайте эконом. Сколько машин класса «Комфорт» возят эконом? Достаточно много. А что произойдет, если они отключат эконом-тариф? Однозначно появится повышенный спрос в тарифе «Эконом», так как на то количество заказов, которые приходят, машин точно не хватит. Пострадают ли водители, которые отключили «Эконом»? Нет! Наши любимые пассажиры не любят долго ждать, и им придется искать машину в тарифе «Комфорт». Водители, которые включают тариф «Эконом» на автомобиле класса «Комфорт», сами воруют деньги из своего кошелька. Задумайтесь, зачем пассажирам заказывать «Комфорт», если вы готовы приезжать к ним в тарифе «Эконом»? И не нужно брать заказы с заездами. Экономия пассажиров — это большие потери водителей. Выполнять заказы с заездами и расчетом по таксометру — это работа себе в убыток.

Принцип работы таксометра заключается в измерении расстояния, пройденного автомобилем, и умножении этого расстояния на постоянную величину, задаваемую при программировании таксометра (обычно это стоимость одного километра пути). При скорости автомобиля ниже пороговой (как правило, 5–25 км/ч, но в каждой стране по-своему) либо остановке прибор переключается в режим учета времени простоя (время * стоимость минуты простоя). Кроме того, таксометры обычно позволяют задавать стартовый тариф «за посадку».

Первые моторизированные наемные экипажи — фиакр (ф.р. fiacre) — появились во Франции в 1896 году, но особым успехом не пользовались. Бедным они были не по карману, у богачей имелись свои личные экипажи, а средний класс рисковал воспользоваться их услугами лишь в исключительных случаях. Причиной тому было отсутствие строгого единого тарифа на перевозку. В 1891 году немецски ученый Вильгельм изобрел первый таксометр, и ситуация стала быстро меняться к лучшему. В 1907 году на улицах Лондона появились первые таксомоторы, оборудованные таксометрами, и спрос на услуги такси резко возрос.

Следует отметить, что самими таксистами новшество было воспринято недружелюбно, ибо мешало утаивать часть прибыли от хозяев таксопарка и назначать за проезд заведомо завышенную цену в зависимости от ситуации (ночь, путешествие в криминальный район города, дождь, мороз и т. д.). Но рынок заставил нечистоплотных водителей сделать выбор — изменить свое поведение или покинуть этот бизнес, и в скором времени компания Renault наладила серийное производство машин, уже оборудованных таксометрами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Такси предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я