Рассмотрены теоретические и методологические аспекты инновационного развития, инновационной деятельности и управления инновационными процессами на уровне предприятия (микроуровень), региона (мезоуровень), страны (макроуровень).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория инноваций и инновационных процессов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАТИКУ
2.1. Возникновение и содержание категории «инновация». Понятие новизны. Инновационный менеджмент
Инноватика — это наука о нововведениях.
Предметом ее изучения являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:
— статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства);
— динамическую (инновация). Динамическая ситуация означает развитие как особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота.
Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений.
1. Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.
2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.
3. Изменения вследствие использования нового сырья.
4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.
5. Изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
В 30-х годах ХХ в. Й Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Инновация (от англ. innovation) = новшество = нововведение — результат интеллектуальной (творческой) деятельности по созданию нового или усовершенствованного продукта или процесса, т.е. объект внедрения.
Инновация — это любые идея, продукт, услуга или процесс (в том числе технология, метод, принцип), обладающие свойством новизны, отличающей их от предшествующих аналогов.
Во всем многообразии подходов к определению сущности нововведения можно выделить два основных. В одном случае «нововведение — это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые», то есть результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом — «нововведение есть генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг», то есть процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов в практику.
В целях упорядочения терминологии специалисты предлагают использовать два понятия: нововведение (инновация) и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и пр.) и нововведению как процессу создания и переноса новшества в сферу его применения.
Относительно содержательной стороны инноваций Й. Шумпетер не разделял нововведения на те, которые содержат изобретения, и те, которые их не содержат. Нововведение может означать «либо комбинацию новым способом существующих факторов производства, воплощенных в новых заводах, а как правило, и в новых фирмах, либо новые товары или еще не опробованные методы (производства), или производство для нового рынка, а также производство с использованием новых средств производства» (по Й. Шумпетеру), нововведения также «не обязательно должны быть техническими или «вещественными» (по П. Друкеру).
Любое нововведение подразумевает наличие новизны в объектах в виде технических, технологических, организационных или управленческих изменений и преобразований.
Каждое нововведение характеризуется степенью новизны. Новизна является обязательным свойством и самостоятельной ценностью любого нововведения, отличая его от предшествующих новшеств.
Новизна — это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.
Факторы, определяющие новизну продукции:
— оригинальность идеи;
— величина затрат на НИОКР;
— коэффициент обновления основных фондов;
— расходы на маркетинг;
— норма прибыли;
— объем продаж.
Новизна — это также свойство продукции, действующее определенный период времени, который ограничивается наступлением срока ее морального старения.
Виды новизны:
— абсолютная новизна — фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству;
— относительная новизна — определяется относительно выбранного признака и имеет несколько разновидностей:
а) частная новизна — когда отдельные элементы являются новыми;
б) условная новизна — возникает при необычном сочетании ранее известных элементов;
в) стоимостная новизна — когда затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, будут ниже, чем у заменяемой;
г) целесообразная новизна — означает лучшие производительные и потребительские свойства продукции;
д) рыночная новизна — возникает при увеличении числа выполняемых функций изделием и изменении потребностей покупателей.
В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как (прил. 1):
— процесс (Б. Твисс, В. Рапопорт, Б. Санто, В.С. Кабаков и др.);
— система (Н.Л. Лапин, Й. Шумпетер);
— изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);
— результат (А. Левинсон, Ф.Г. Гурвич и др.).
Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как явление, которое обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Инновации являются объектом рассмотрения различных наук. Философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения. В технических науках внимание акцентируется на технической и технологической сторонах нововведений. В экономических науках акцент делается не только на процессе внедрения, но и на широкомасштабном рентабельном использовании новшества.
Инновационная деятельность — это деятельность, связанная с получением и воспроизводством новых научных знаний и их реализацией в материальной среде общества.
В общем случае менеджмент представляет собой деятельность, направленную на планирование, организацию и эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов для достижения целей организации. Инновационный менеджмент является специальной функцией или отдельным направлением менеджмента.
Инновационный менеджмент — это управление разработкой и внедрением различных новшеств в деятельность организации: разработка новых продуктов, новых технологий, внедрение новой организационной структуры, выход на новые рынки и т.д.
Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом научных и специальных дисциплин (рис. 2.1).
Основная задача инновационного менеджмента состоит в формировании среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений.
2.2. Классификация инноваций
Классификация нововведений может быть осуществлена по ряду признаков и критериев.
1. По уровню новизны инновации подразделяются на:
— базисные (или радикальные), подразумевающие принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции. Базисные технологические инновации приводят к образованию новых отраслей промышленности и новых рынков;
— комбинаторные, использующие различные сочетания конструктивного соединения элементов;
— модифицирующие, ведущие к улучшению, дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Появляются в ходе практической реализации новых возможностей, которые закладываются базисными нововведениями.
Рис. 2.1. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами
2. По глубине вносимых изменений различают инновации:
— нулевого порядка — регенерирование первоначальных свойств системы и обновление ее существующих функций;
— первого порядка — изменение количественных свойств системы;
— второго порядка — перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
— третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
— четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений, при котором первоначальные признаки системы не меняются, а происходит некоторое улучшение их полезных свойств;
— пятого порядка — новое поколение, где меняются все или большинство свойств системы, но базовая конструкция сохраняется;
— шестого порядка — новый вид — качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
— седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее частей, которое меняет ее функциональный принцип.
3. По отношению к своему предшественнику:
— замещающие (полная замена предшественника);
— отменяющие (полное исключение предшественника в связи с появлением новых функций);
— возвратные (возврат к прежним способам, методам, видам);
— открывающие (создание средств, не имеющих сопоставимых функциональных предшественников);
— ретровведения (воспроизведение старых средств на современной основе).
4. По механизму осуществления нововведения бывают:
— единичные, осуществленные на одном объекте;
— диффузные, распространяемые по многим объектам и требующие своего тиражирования.
5. По характеру применения:
— продуктовые (новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления);
— технологические (новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции);
— рабочей силы;
–управленческие (новые методы организации работ и управления производством).
Существует качественное отличие нововведений, воплощающих в себе новые научные знания (именно они во второй половине столетия дали толчок развитию отраслей высоких технологий), от остальных. Поэтому следует подразделять нововведения на научнотехнические или технологические, и не научно-технические. Под технологическими понимаются продуктовые нововведения и нововведения в области процессов (технологий), воплощающие в себе новые знания: соответственно — продукт-инновации и процесс-инновации.
Среди специалистов существуют различные мнения о значимости нововведений-продуктов и нововведений-процессов. Одни считают, что нововведения-продукты первичны и оказывают более сильное влияние на динамику экономических показателей, другие подчеркивают, что роли нововведений-продуктов и нововведенийпроцессов примерно одинаковы, хотя соотношение может меняться в зависимости от конкретной стадии развития технологии. Немецкие специалисты выдвинули идею поэтапности развития технологии, в соответствии с которой центр тяжести инновационной деятельности смещается от продуктов к процессам, а затем к модификации продуктов.
Контрольные вопросы
1. В широком смысле категории «инновация», «новшество», «нововведение» рассматриваются как синонимы. Выделите отличительные характеристики данных понятий в узком смысле.
2. Что служит главным критерием инновационности, например, продукта?
3. В чем состоит принципиальное отличие понятий «инновационная деятельность» и «инновационный менеджмент»?
4. В чем проявляется междисциплинарный характер инновационного менеджмента?
5. Какие инновации относятся к технологическим? Приведите пример не технологических инноваций.
Проведите группировку определений понятия «нововведение», представленных в приложении, распределив их по принципу содержательной принадлежности к: а) процессу; б) системе; в) изменению; г) результату.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория инноваций и инновационных процессов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других