Менеджмент цифрового университета. Комплексный подход к организации педагогического процесса

М. В. Богуславский, 2022

На основе интегративного подхода к концепции «цифровой университет» в издании представлена специфика цифровой трансформации в сфере высшего образования, цифровая экосистема как инструмент такой трансформации, психолого-педагогические условия образовательного процесса, модель профессиональной деятельности преподавателя, а также методология управления цифровым университетом и контуры развития цифрового университета как феномена. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент цифрового университета. Комплексный подход к организации педагогического процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1

Социо-технологические вызовы

Развитие цифровых технологий влечет за собой изменение не только в отдельных областях жизни человека, но и в социально-технической инфраструктуре общества в целом, открывая перспективы новых практик, ценностей и норм.

Не станет исключением и сфера университетов и высшего образования, традиционно являющаяся узловой точкой сборки академического знания, его трансфера в бизнес или повседневные практики, научных исследований, культурных достижений и ценностных ориентиров, а также площадки для обсуждений развития общества в различных его сегментах.

Для понимания траектории изменений, затрагивающих университеты и высшее образование, прежде всего, следует обратиться к анализу социо-технологических вызовов, которые выступают в роли триггера для трансформационных преобразований.

Замена человека искусственным интеллектом

Многие области профессиональной деятельности человека содержат рутинные операции и алгоритмы, выполнение которых может взять на себя искусственный интеллект: автопилоты могут управлять составами и автотранспортом; дроны могут осуществлять доставку грузов, мониторинг состояния сложнодоступных объектов, участвовать в спасательных и военных операциях; искусственный интеллект может диагностировать заболевания и определять эффективное лечение, персонифицировать обучение, диагностировать и отбирать кандидатов на должности и т. д.[1]

Для социально-экономической структуры общества это может означать, что по мере того, как цифровой труд будет становиться все более распространенным, бизнес все чаще будет сокращать издержки и уровень заработных плат своих сотрудников, а снижение доходов и рост безработицы повлекут за собой снижение потребительского спроса и, как следствие, замедление роста экономики.[2]

Следуя логике потенциала искусственного интеллекта, совершенно очевидно, что чат-боты, например, могут взять на себя роль наставника и коуча, помощника по персональному подбору контента и учебных материалов,[3] функции, которую традиционно реализовывал педагог в процессе взаимодействия со студентами. Боты уже сегодня создают страницы в социальных сетях и оставляют комментарии.[4]

Отдельным риском следует обозначить развитие эмпатии искусственного интеллекта, позволяющего заменить человека там, где это казалось невозможным.[5] Иными словами, возникает перспектива замена ряда функций педагога роботами.

С развитием цифровых технологий каждая из функций, которую ранее реализовывал педагог, начинает расширяться и усложняться и совершенно очевидно, что в новых условиях их реализация отдельно взятым человеком, ограниченным временем, психическими ресурсами и навыками становится физически все менее возможной. Это может привести к выделению функций педагога в отдельные профессии — разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, тьютор, игромастер, модератор, архитектор образовательных экосистем, педагогический дизайнер и т. д. Приблизительный перечень профессий и их функционал уже структурирован в атласе новых профессий.[6]

Утрата человеком своей идентичности

Развитие печати живых тканей, биоандроидов и новых возможностей эмпатии искусственного интеллекта может повлечь за собой диссонанс в восприятии человеком себя, своей самости, своей сущности и биологически неживых существ, но поступающих, реагирующих и думающих, как биологически живые существа.

Ни религия, ни философские течения, ни государства не смогут предложить серьезную альтернативу, когда человек окажется лицом к лицу со своим творением, во многом превосходящим его самого даже там, где до недавнего времени это казалось невозможным. Снижение спроса на академическое знание, научные исследования, просвещение — все это может стать результатом потери идентичности человеком.

Социальный разрыв, отчужденность

Социальная аномия — как результат постепенного погружения человека в мир алгоритмов и роботов, которые станут заменителем живого, человеческого общения, деловой и бытовой коммуникации.

В то же время, следует учитывать тот факт, что человек — существо бисоциальное, обладающее биологической и психологической потребностью в коммуникации, выстраивании отношений, сложных социальных ситуаций и процессов. Период жесткого локдауна по всему миру во время начала пандемии COVID-19 обнаружил рост стрессовых состояний, психических нарушений и увеличение приема алкоголя студентами, когда они находились запертыми в общежитии или дома.[7]

По этой причине данный вызов хотя и может способствовать некоторому разделению людей, но, скорее, может привести к дроблению на небольшие социальные группы, а не полной автономности каждого, отдельно взятого человека.

Утрата приватности

Одним из серьезных рисков по степени последствий является вторжение в частную жизнь человека, нарушения его личных границ, фактическое аннулирование достижений предыдущих эпох. Тотальный контроль чреват не только возможностью возникновения новых форм контроля и тоталитарных политических режимов, но и вторжением в сферу психики человека, деструктивным влиянием на его волю, что повлечет за собой серьезные процессы в области регулирования поведения, способствующего росту и развитию человека, а следовательно, может повлечь деградацию человека как биологического вида.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Менеджмент цифрового университета. Комплексный подход к организации педагогического процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Шваб К., Дэвис Н. Технологии четвертой промышленной революции. М.: Бомбора, 2018. 320 с.

2

Бриньолфсон Э., Макафи Э. Вторая эра машин. Работа, прогресс и процветание в эпоху новейших технологий. М.: АСТ, 2017. 384 с.

3

Smutny P., Schreiberova P. Chatbots for learning: A review of educational chatbots for the Facebook Messenger // Computers & Education. 2020. Vol. 151. 103862. // URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103862

4

Alsmadi I., O’Brien M. How Many Bots in Russian Troll Tweets? // Information Processing & Management. 2020. Vol. 57, Issue 6. 102303. // URL: https://doi.org/10.1016/j.ipm.2020.102303

5

Rust R., Huang M.-H. The Feeling Economy. How Artificial Intelligence Is Creating the Era of Empathy. London: Palgrave Macmillan, 2021. 180 p.

6

Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 456 с.

7

Charles N., Strong S., Burns L., Bullerjahn M., Serafine K. Increased mood disorder symptoms, perceived stress, and alcohol use among college students during the COVID-19 pandemic // Psychiatry Research. 2021. Vol. 296. 113706. // URL: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2021.113706

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я