Методические рекомендации для руководителей и преподавателей университетов.
Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований № 20-013-00382-а
«Проектная актуализация концепции цифрового университета: комплексное административно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях новых социально-технологических вызовов информационной эпохи»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета
А. М. Аллагулов
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогического образования и социальных технологий, заведующий кафедрой социальной работы и педагогики Тверского государственного университета
И. Д. Лельчицкий
© «Пробел-2000», 2022
© Коллектив авторов, текст, 2022
© Markus Winkler, фото на обложке, 2022
* * *
Вступление
Это издание — результат трехлетнего исследовательского проекта. Мы подготовили его в формате, который совмещает в себе научный доклад (обзор результатов исследования) и методические рекомендации, стараясь свести огромной массив информации в краткий вид.
Пандемия COVID-19 резко актуализировала потребность в возможностях цифровых технологий и их использование в образовательном процессе. Но следует учитывать, что дистанционное обучение не равнозначно цифровому. Потенциал и возможности цифровых технологий намного глубже, а их инструментальное воплощение шире — это цифровые лаборатории и тренажеры, дополненная и виртуальная реальность, цифровые двойники, цифровые платформы, электронный документооборот, умный кампус на базе интернета вещей, блокчейн, искусственный интеллект и многое другое.
В рамках данного исследования цифровой университет рассматривается как интегративный методологический конструкт. Цифровой университет — это комбинация четырех элементов: цифрового формата обучения, цифровой среды, цифровых ресурсов и цифровой платформы.
Такая трактовка позволяет иначе взглянуть на положение вещей, на цифровую зрелось университетов и высшего образования, на формулирование политики цифровой трансформации и даже на нормативную базу. Для педагогов такой подход будет полезен тем, что поможет реализовывать свою практическую деятельность в более комплексном виде.
Цифровая трансформация — это только начало пути, результатом которого станет переход университетов к модели 4.0, соединяющей в себе физический и биологический домены. Высшее образование уже не будет прежним: изменятся структуры, деятельность и мышление человека. Текстовая культура станет лишь частью этой анатомии и будет широко дополнена сложными вычислениями, моделированием, проектированием, алгоритмизацией. На смену Человеку Читающему (галактике Гутенберга) придет Человек Программирующий (галактика Тьюринга).
Будущее лучше, чем кажется.
