В книге представлена историческая проза Людмилы Лазебной – три яркие, выдающиеся повести, в каждой из которых проявляется самобытный талант автора. Художественные произведения созданы на небанальном, привлекающем внимание материале. В повести «Цыганский конь земли не пашет» автор рассказывает семейную историю об участниках Русско-японской войны. В повести «Рейма и Кадой. Водь голубоглазая» мы погружаемся в бытование малочисленного ныне народа водь, коренного населения Ленинградской области. В завершающей книгу повести «Без корня и полынь не растет» рассказывается о жизни татар-мишар в беспокойные годы походов Ивана Грозного на Казань. Людмила Лазебная – истинный художник слова, член нескольких крупнейших творческих писательских союзов и литературных объединений. Она знает, где закончить фразу, знает, как повернуть ее. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стрелы памяти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Повесть о тех, кто «всех милее, всех румяней и белее»
События повести талантливой петербуржской писательницы Людмилы Лазебной «Рейма и Кадой. Водь голубоглазая» относят читателя к самому началу XVII века, когда царский престол на Руси пытались незаконно захватить чужестранцы. Это нестабильное, тревожное, смутное время отличалось войнами, тайными заговорами и безвестной гибелью многих людей. Но даже тогда, четыре столетия назад, народ водь был уже малочисленным. А сегодня коренных представителей этой финно-угорской группы насчитывается в Кингисеппском районе Ленинградской области не более двух десятков и с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Водь исчезает, тает на наших глазах, растворяясь в прозрачном потоке Божественного света… Тем ценнее повесть Людмилы Семеновны Лазебной. Автор только в ей присущей манере яркими и сочными художественными красками, сотканными из современного русского языка и старинных фольклорных вожских выражений, смог описать судьбы двух сестер Реймы и Кадой, передать дух времени и рассказать о национальных особенностях исчезающего народа. Само слово «водь» означает клин. Украшенный старинным красным крестом белый клин, похожий на перевернутый вершиной вниз треугольник на голубом фоне, расположен в середине сохранившегося до наших дней неофициального национального флага водского племени. Возможно, этот белый клин, словно надвое рассекающий небесный свод, символизирует народ, с особой миссией сошедший на землю…
Культура древнейшего народа водь ведется с первого тысячелетия нашей эры. А значит, богата традициями, которые так или иначе передались и другим многочисленным народам Древней Руси. К примеру, когда перед трапезой мы застилаем стол красивой скатертью, даже не задумываемся, что эта традиция пришла из глубины веков от голубоглазой води. До сих пор в новгородских летописях, памятниках литературы, включая берестяные грамоты и устные народные предания, сохранились легенды о вожских языческих колдунах-арбуях, владеющих массовым дистанционным гипнозом и внушением, умеющих лечить людей, отводить беды и общаться с лесными духами. Кто знает, быть может, в тех волшебных местах, которые описаны в повести Людмилы Семеновны Лазебной, до сих пор, как бы сказал Пушкин, «без всякой славы, средь зеленые дубравы», на исконной водской земле живут продолжатели и хранители рода младшей сестры — не по годам мудрой вожанки Кадой…
Но главные черты, отличающие всех красавиц удивительного племени водь, — это небесная голубизна глаз и яркие, белокурые шелковые волосы. Причем носить эти роскошные косы могли только невинные, незамужние девушки, ибо в народе существовал обычай — перед свадьбой наголо брить голову невесте, чтобы не привносить в дом жениха духов из ее родительского дома. В знак любви и доверия молодая жена дарила свои косы мужу, обязанному их хранить до самой смерти супруги и даже положить в гроб, чтобы она унесла их в мир иной… Вместо роскошных волос носили замужние женщины-вожанки плотно прилегающие к голове, сложные по форме национальные головные уборы, украшенные вышитыми узорами: бисером, монетками и перламутром.
В повести старшая сестра, красавица Рейма, по просьбе семьи жениха свои косы сберегла. Ей досталась иная судьба, не присущая племени водь. Рейма выходит замуж Людмила Лазебная за богатого новгородского купца Ивана и уплывает с ним на ладье в далекий Новгород, где молодые венчаются по православной традиции и живут в мире и согласии друг с другом. Таких смешанных браков с народом водь было великое множество не только на Руси, но и в соседних европейских странах. Иногда шведы во время набегов на приграничные вожские поселения убивали мужчин, а женщин и девочек-вожанок уводили с собой. Сложно судить, чья участь лучше — у старшей или у младшей сестры? Кадой, наделенная сверхспособностями, которые ей перешли от ведуньи-матери, прожила долгое время вместе с лесным колдуном-арбуем, а тот помог ей развить природный дар, чтобы потом передать новым поколениям…
Улетает белым журавлиным клином в иной, далекий или, наоборот, близкий, параллельный мир, известный только Богу, народ из племени водь. Но нет-нет… И мелькнет в толпе, золотом вспыхнув на солнце, белокурый локон, и заворожит пламенное мужское сердце магический взгляд небесно-голубых пронзительных девичьих глаз. Кровь не вода, ее-то не обманешь. Заглянуть в дальнейшие планы Творца никому не дано. Только важно нам знать, важно хранить память об этом народе, что на протяжении тысячелетий звался «водью голубоглазой».
Татьяна ЗИМИЧ,
член Союза писателей России,
литературный критик
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стрелы памяти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других