Тень Гамаюна

Людмила Евграфова, 2021

Действие романа разворачивается сразу в двух планах: современном: Санкт-Петербург начала двухтысячных годов, и историческом: XII век, Древняя Русь, время правления князя Андрея Боголюбского. Князь этот, в отличие от Александра Невского, Дмитрия Донского был мало прославлен. Боголюбский несомненно был сильной, пассионарной личностью, первым государственником, но восстановить единство Руси ему не удалось. Однако, он сделал то, за что ему должны быть благодарны потомки: установив культ Пресвятой Богородицы, он оформил важнейший ментальный код русского народа. В противовес Киеву – столицей сделал город Владимир, по приказу отца – Юрия Долгорукого начал отстраивать Москву. Судьбы современных героев книги удивительным образом связаны с судьбой суздальского князя. Николай Боголюбов, молодой учёный, искусствовед, исследует время правления Боголюбского, надеясь, что его фамилия как – то связана с прозвищем суздальского князя. Узнав, что его учитель профессор Камышников обнаружил на раскопе в Старой Ладоге новые артефакты, он отправляется туда. По воле случая на его пути появляется девушка Алина…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень Гамаюна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Вот Алатырь — вечный камень,

Древний камень бел — горюч.

Он откроет перед нами

Тайны мира, правды ключ

За окном княжеского терема стемнело, к вечеру завыла зимняя вьюга, но Андрея не волновала буря за окном, его волновали те бури, что происходили на земле раньше. Те, про которые рассказывал Богун. Никто и ничто не мешали их тихому уединению. Любил княжич слушать старые предания. Отец — князь Юрий Владимирович, с наступлением первых холодов обычно отправлялся с дружиной по ставшему пути «в полюдье», за сбором дани. На заранее обговоренных погостах встречал он своих тиунов, слушал жалобы и просьбы, судил виновных, наказывал нерадивых. И так до самой весны. А как просохнут дороги, — сборы, подготовка военных походов на обидчиков. Порядок этот существовал исстари, никто не нарушал его. Оставались в тереме женщины да челядь. А над ними, вместо отца, — тысяцкий боярин Георгий, сын варяга Шимона, еще самому Мономаху служившего. Георгий был «кормильцем», «дядькой» Юрия Долгорукого и князь Юрий передал ему в управление «землю Суздальскую». Люто сейчас было за окном, да тепло на сердце Андрея.

— Богун, а почему греческие священники называют русов варварами? Потому что князья наши войной на греков ходили? — задумчиво поднял глаза на старика княжич, — еще говорят, что не было до них в наших землях ни храмов, ни городов, ни письма. Правда ли то? — Греки, — закачал косматой головой старик, — интерес особый имеют, ино через религию свою хотят поработить Русь. Рабами Божьими людей называют. Для чего? С рабами можно поступать как угодно! Вот и творят теперь «наместники» с народами все, что хотят. Искони племена наши с греками за земли воевали. Великий царь Аттила, предводитель степняков, брал дань и с Рима, и с Византии. Святослав, воин, наследник древней веры, теснил их и на суше, и на море. А теперь греки, как хозяева пришли. Бога, родившегося в Израиле, нам навязывают. Не силой, так хитростью берут! Только не наша эта вера. Чужая она духу русичей. Не для нас она выдумана, не нам ее исповедовать! Не приживается она в народе. Теперь князьям, с детских лет про Христа рассказывают, чтобы забыли вы прошлое, чтобы не ведали будущего. А между тем есть среди нас немногие ведуны, которые знают, куда приведет эта вера во Христа, какие страшные битвы будут на земле происходить под знаменем Христовым. Сколько крови прольется в будущих веках! Сколько народов рассеется по свету!

Говоря это, Богун гневно затряс седой бородой, словно отгоняя от себя страшное видение.

— Но не погибнет старое знание, а войдет оно постепенно в новое, и растворится в нем, — продолжил старик через некоторое время, — и не сможет никто победить его, не сотрется это знание в памяти народа. Много раз демоны будут брать власть, но через тысячу лет Истина придет к потомкам нашим! — старый ведун воздел руки, и прослезился.

— Однако греческая вера удобна для торговли! — сердито возразил старику Андрей, — князья, купцы, дружина — давно знают преимущества ее. Я тоже хочу строить Спасителю и Заступнице нашей Деве Марии красивые храмы. Они будут лучше, чем в Константинополе! Вот стану князем и прославлю себя и вотчину дедов — Владимир, не пожалею ни сил, ни трудов, ни серебряных гривен!

— Знаю, сюда переместится Русь, в эти земли! Не забывай, княже, о народе своем! Князья не хранят отеческой веры. Убивают друг друга, грабят, людьми торгуют и все по благословению священников, все именем Христа! А, ведь, и в законе Христовом нет того, что княжеские тиуны творят. Худо оттого на Руси, что от старой веры отстали, а к новой не пристали! Никакого бога в душе их нет! Ни Христа, ни Перуна! Не боятся божьего гнева, не по Правде живут!

— Дед мой, Мономах, писал ту Правду, — гордо выпрямился княжич Андрей, — хотел порядка на Руси. Мне тысяцкий Шимон про это сказывал. Сильна была Русь при Мономахе, половцы в мире с Русью жили, — княжич сверкнул темными глазами и сжал кулаки, — когда во власть войду, хочу я изменить порядок старшинства городов. Буду укреплять Суздальские земли. Другая должна быть столица в Русской земле! Имя ей будет не Киев, а Владимир! — княжич глубоко вздохнул, немного успокоился и спросил волхва:

— Старик, тебе звезды все тайны открывают, скажи, сбудется ли, задуманное мной?

Старец медленно покачал головой. То, что просил Андрей, было против законов Сварога. Нельзя нарушать бег времен. Не должен ведать тайну судьбы своей молодой княжич. Если откроет Богун тайну, то дара своего лишится навек. Повисла тишина в келье. Долго думал старый волхв. Но, может, в том и состоит его предназначение? Лишиться дара и умереть, как все смертные? Видно, к предкам пора, зажился он на этом свете, устал. Уж сколько раз кудесник приносил жертвы богам священной сурьей? Не счесть того. Решился старик, закрыл глаза, зашептал что — то на чару. Дрожь прошла по телу его, и заговорил волхв:

— Тебе, княже, судьбу великую боги пророчат. Будешь ты владеть многими землями, волжскую Булгарию, Киев подчинишь, властвовать над многими князьями станешь, но смерть твоя страшной будет, как у славянского короля Божа, — ведун, медленно раскачиваясь, тихо произнес первые слова, потом, глубоко вздохнув, почти крикнул: — Боги оставят тебя, и будешь ты, словно Бож, повергнут. И станут дни твоей смерти хуже ночи Сварога. Но смерть твоя через много сот лет восстанет к Славе твоей. Явится царь на русской земле, построит он город великий в устье Нево — реки, и при жизни его нарекут тебя Святым.

— Скажи мне, дед, не на поле боя смерть я приму?

— Нет, княже, во дворце своем.

— Много ли лет проживу?

— Будешь жить, пока не исполнишь предначертанное.

— Как же узнать о том?

— О том тебе ведать не надобно. Но знаки будут, откроются через них тебе мысли Повелителя Земли, узнаешь свое предназначение. Будут вести тебя и ангелы, и демоны, война за душу твою между ними пойдет. Сам выберешь, кого приблизить, кого прогнать. По воле ангелов добрые дела творить будешь, по воле демонов — злые. По тайному замыслу Чернобога должен ты изменить старый порядок, имя которому дробление земель. Ты, княже, нарушишь вековые традиции, упразднишь древний вечевой строй и преломишь Ход Истории. Этим ты сослужишь большую службу не столько русской земле, сколько Чернобогу! Станет с годами великой держава его!

— Ты смеешься надо мной, старец! Я никогда не буду служить Чернобогу!

— Хитер Чернобог. Легко меняет он обличье. Его задача — воевать со всеми богами. Тысячелетия будоражит он умы людей. Встает на сторону то одного, то другого бога с одной лишь целью — поколебать веру в иных богов. Сейчас Черный Бог надел сутану и перебирает четки. Строят люди ему белые храмы, хвалят его псалмами да песнями, а он смеется над ними! Власть его все больше распространяется в землях, многие стали рабами и мыслей его и черных дел его. Подменил он распятого Божа. Вместо нег правит от лица Всевышнего!

— Как же людям узнать его, как победить?

— Не ведает Чернобог мыслей людей, не дано ему. Ошибается часто, не тех своими сокровищами прельщает. Оттого и не померк еще свет на Земле, не исчезла Правда Божия!

Замолчал Старый Волхв, выпрямился на скамье, устремил свои глаза в непрозрачное слюдяное окно и сказал:

— Батюшка твой вернулся.

Андрей увидел, что князь Юрий Владимирович печален. И причину печали его знал. Не нравились князю порядки на Руси. Думал он, почему не может передавать свое государство, свою вотчину преемнику, а должен поровну делить между наследниками? Дробилась земля, мельчали угодья, рождалась зависть, а с ней и междоусобные войны. Одна идея владела им: только объединение земель могло спасти Русь. Он понимал, что дорогу к этой мечте надо начинать от Киева. И даже не от него — от Иерусалима. На всех западных престолах сидели родственники Рюриковичей. В Константинополь надо ехать, собираются там государи европейские. В Иерусалиме, где правил король Балдуин, было принято решение о создании новой конгрегации, нового ордена для защиты Гроба Господня. Патриарх поддержал рыцарей и выделил для резиденции землю на месте бывшего храма Соломона. Теперь рыцарей называют храмовниками. Дело, которое поручили храмовникам — охрана торговых путей, сопровождение купеческих обозов, защита паломников от набегов степняков, грабителей и прочих разбойников. Такая нужная помощь! Надо бы отправить Андрея с Великим посольством в Иерусалим — думал Юрий Владимирович, — нечего ему сиднем в залешанской вотчине сидеть!

А юный Андрей, в силу стал входить. Роста он был среднего, волнистые каштановые волосы до плеч. Половецкие скулы, доставшиеся ему в наследство от бабки и матери, покрылись пушком. Немного крупноваты были резко очерченные губы, но все это сглаживали и даже украшали зоркие, большие темно — зеленые глаза. Крепок телом и умен был молодой князь, и не жалел времени на постижение различных наук. Кроме Богуна, который учил его понимать язык природы, Андрею передавал тайны воинского искусства «названный отец» князя Юрия — бывший тысяцкий Георгий Шимон. Еще совсем мальчишкой Андрей научился перво — наперво лук тянуть. Без сноровки с луком не сладишь, опозоришься. У каждого оружия в бою свой ранг, свое назначение. Стрелу, — объяснял ему Шимон, — хорошо из засады пускать. Для ближнего боя она не годится. Тетиву следует натягивать тремя пальцами — средним, безымянным и мизинцем. А большим и указательным надо ее придерживать, чтобы взять точный прицел. Стрелой, оперенной с левого крыла птицы, метить надо в правую сторону цели, и наоборот.

Сначала тяжел и неудобен казался Андрею лук, но постепенно приноровился к нему княжич, все чаще на охоте умение оттачивал. И на «стрелище» не последний стрелок был. Занятия охотой приучили Андрея спокойно продумывать и планировать свои действия, не суетиться во время выслеживания зверя и с расстояния сорока с лишним саженей точно поражать цель. Но любимым его оружием стал меч. Меч — он для ратного дела создан, это царь ближнего боя! В таком бою личная отвага воина много что значит. Недаром меч называют справедливым. Оказывается, не только воин подбирает себе меч, но и меч ищет владельца себе подстать. Избрав хозяина, меч верно служит ему до смертного часа, или до тех пор, пока воин не обесчестит себя, что равносильно гибели. Георгий Шимон рассказал Андрею старую норманнскую легенду о мистической связи, которая возникает между хозяином и его мечом.

— Жил когда — то славный конунг Гейрред, — начал рассказ Георгий, — он не знал в боях поражений, верный конь и булатный меч много раз спасали ему жизнь в самых безвыходных ситуациях. Хвалился конунг непобедимым булатом своим, говорил, что никогда не попадет его меч в чужие руки. Он даже имя клинку своему дал — Радостный. Его меч перед сражением сам собой выпрыгивал из ножен и радостно звенел. Но однажды Гейрред не открыл ворота просившему помощи союзнику. Этим он нарушил закон чести, закон гостеприимства. И тотчас выпал у него из рук любимый клинок острием вверх, неведомая сила натолкнула конунга грудью на булат, и умер Гейрред без всякой славы.

Рассказы тысяцкого Георгия о свойствах и повадках булата надолго врезались в память Андрея. Более всего запомнил он, что верного хозяина меч всегда предупреждал о часе кончины. Жалобно звенел и покрывался кровавой росой накануне его смерти.

Еще поведал Шимон, что хороший булатный меч способен рубить железо, и даже сталь, не тупясь! Потому что твердость высокую имеет, в то же время, если согнуть такой меч в кольцо — распрямится он и не погнется даже. Хороший меч от легкого щелчка по клинку издает чистый и долгий звук. Чем выше звук, тем лучше булат! Однако персидские клинки боятся лютых морозов, поэтому русские князья ценят своих мастеров, которые могут сковать булат не хуже персидского с одной лишь разницей — клинку не страшен будет мороз.

Поле, на котором Георгий обучал Андрея воинской премудрости, было вытоптано их ногами до проплешин на траве. В этот раз тысяцкий Шимон торжественно вынул из богато украшенных ножен старинный меч. Он тускло сверкнул, отражая заходящее солнце. Андрей ахнул, опустил на землю кожаный щит. От чуда, которое предстало перед глазами, в жар княжича бросило. В волнении он расстегнул серебряную пряжку — фибулу, скрепляющую на плече мятель, и сбросил плащ на щит. С благоговением взял из рук Шимона славный булат. Внимательно оглядел его. Это был меч предков. Рукоятка оружия со вкусом сочетала благородные металлы — бронзу, латунь и серебро с рельефным черненым узором. В углублениях рисунка сверкали драгоценные камни. Стальное лезвие с продольным углублением посередине, служившим для облегчения меча, плавно сужалось книзу. Андрей разглядел, что на рукояти были не обычные растительные или геометрические узоры, а изображения переплетающихся чудовищ. — «Какой великолепный образец, — вымолвил молодой князь, — кто ковал»?

— Жил в Киеве сто лет назад, — поведал Георгий Андрею, — знаменитый оружейник — Людотой звали. Из рук этого мастера булаты редкой прочности получались. До сих пор сработанные им клинки по наследству передают. Этот булатный меч самому святому Борису, братом своим убиенному, принадлежал. От старшего брата Мстислава Великого отцу твоему достался. Большая честь обладать таким мечом! Приписывают ему чудодейственную силу. Ты, княже, отныне наследуешь этот священный булат! Не осрами его нечистыми помыслами, не запятнай неправдой честь воина. У тех, кто носит святые мечи, свои отношения с высшими силами, свои законы жизни и смерти! Помни об этом!

Принял из рук старого тысяцкого этот подарок Андрей с благодарностью, поцеловал с трепетом, и поклялся на клинке, что отныне будет меч святого Бориса только Правде русской служить! С того самого часа не расставался молодой княжич со священным оружием ни на минуту. Всегда при себе носил.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень Гамаюна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я