40 главных книг о материнстве

Любовь Гулидова

Прочтите 40 самых лучших книг о материнстве и детях в виде 40 структурированных эссе. В каждом эссе собрано самое главное, полезное и интересное из каждой книги! Погрузитесь в мир литературы для родителей, познакомьтесь с произведениями всемирноизвестных специалистов в сферах пренатального развития, грудного вскармливания, детско-родительской психологии и психоанализа, психологии межличностных взаимодействий и раннего развития.

Оглавление

Детство и общество

1950

Эрик Эриксон

Цитаты:

Целостность это… — это уверенность эго, сохранившая своё стремление к порядку и смыслу. Это постнарциссическая любовь человеческого эго — не себя (!) — как переживание опыта, который передаёт некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, дорого ли за него заплачено. Это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти и что не допускало никаких замен. Стр. 281.

По-видимому, об отношениях между целостностью взрослого и младенческим доверием можно сказать по-другому: здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти. Стр. 283.

Мы лишь утверждаем, что психосоциологическое развитие происходит посредством критических действий, то есть поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой. Стр. 284.

В двух словах:

Цель человеческого развития — целостность эго. Этого можно добиться только пройдя без циклической травматизации семь стадий становления эго.

Восемь возрастов человека

Жизнь и развитие человека подразумевают обязательное прохождение семи стадий становления, в ходе которых эго приобретает целостность. На каждом этапе происходят внутренние изменения, которые зависят от физического и психо-эмоционального роста.

Из таблицы следует два вывода:

— Человеческая личность развивается поэтапно.

— Общество направляет это развитие, организовывая систему необходимых взаимодействий и техногенное окружение. Оно также определяет надлежащую скорость и последовательность прохождения этих стадий.

Сразу следует указать, что противоборство созидающей и разрушающей личность сил — не взаимоисключающие обстоятельства. На каждом этапе жизни может встречаться и деструктивное и созидающее начала, но в разном соотношении, которые и приведут к определенному результату. Однако и результат нельзя считать 100% — так, периодами индивидуум может «проваливаться» в деструктивные начала, а большее количество жизни жить в созидании. И наоборот.

Сейчас мы подробнее рассмотрим стадии развития человека, а затем наглядно изучим два полярных подхода к воспитанию и их результаты на примере двух индейских племён.

Доверие против недоверия

Это самый первый этап развития, который начинается с первых дней жизни. Его течение зависит от материнского подхода к уходу за младенцем. Лучшие стратегии: лёгкость и щедрость кормления, глубокий регулярный спокойный сон и ненапряжённость внутренних органов. Чем больше положительных стимулов, тем чаще ребёнок живет в чувстве дружественной близости, тождественности и ощущении внутреннего благополучия. Именно на этой почве зарождается эго-идентичность. Для малыша хорошо быть уверенным в окружающих людях, знать, что о нём позаботятся (а ещё лучше быть уверенным в том, как и когда кто и что сделают).

Самый сложный момент орально-сенсорной стадии приходится на период прорезывания зубов и кусания. Важно удовлетворить эту детскую потребность, облегчающую страдания, и не дать ребёнку чувство, что все блага (грудь и еда, близкие взрослые) ускользают от него как только он ведёт себя не так, как окружающие требуют от него. Однако помните, что «базовое доверие» будет зависеть не от количества и качества пищи или от проявлений материнской любви. Оно напрямую зависит от качества отношений мамы и малыша, а всё остальное лишь сопутствует им. Родители должны направлять поведение ребёнка и суметь привить ему убеждение в том, что в его действиях есть смысл.

Одно из последствий нежелательного исхода (если стадия пережита травматический в плоскости недоверия) — мазохистская склонность самоуспокаиваться через мучение и самонаказание, если не получается избежать потери чего-то желаемого или важного.

В психопатии самые распространённые примеры последствий «базисного недоверия» — шизофрения, шизоидные и депрессивные состояния. Установлено, что восстановление доверия к миру в этих случаях — самый первый и самый необходимый шаг.

Что подсознательно усваивает ребёнок на этом этапе:

— У него всё в порядке;

— Он является самим собой;

— Он становится тем, кого близкие люди надеются в нём увидеть.

Но независимо ни от чего на этом же этапе (без вариантов) ребёнок усвоит ещё кое-что:

— Чувство «потерянного рая»;

— Опыт внутреннего раскола.

Именно этим переживаниям и должно противопоставится базисное доверие.

Автономия против стыда

На этом этапе ребёнок обретает модальность «брать-отпускать». Это очень важный момент, на котором ребёнку важно обрести контроль над происходящим, что придаст ему уверенности в собственных силах и возможностях.

Наши друзья в этот период: постоянство окружения, вера в способность ребёнка «стоять на своих ногах», понимание, что базисному доверию не угрожают страстные желания делать собственный выбор, требовать и уничтожать. Мягко направляем выбор ребёнка. На этой стадии ребёнок и мама в отношениях крупномасштабного совместного регулирования.

Важно ограждать ребёнка от преждевременного переживания стыда и чувства вины. Это и «пристыживание», и высмеивание, которые приведут к чувству собственной ничтожности и полному лишению инициативности, что может проявится в состояниях фрустрации, скуки, нежелании или неумении сосредоточиться, потере интереса ко всему, вялости и т. д. Родителям, которые пользуются стыдом вкупе с критикой, следует знать, что у ребёнка есть предел выносливости, когда он может считать себя и своё тело дурными, плохими, грязными. Чем ближе этот предел, тем меньше веры тем, кто устанавливает такие стандарты.

Насколько удачно будет прожита эта стадия, зависит от следующих соотношений: любовь — ненависть, сотрудничество — своеволие, свобода самовыражения — подавление самовыражения

Положительный исход принесёт: внутреннее чувство благожелательности, инициативность, жажда действия (которая очень пригодится на следующем этапе), гордость своими достижениями.

Негативный исход: несокрушимые сомнения и стыд, паралич действия и инициативы.

Инициатива против вины

Эта стадия начинается с возможности и желания «делать». Причём делать исключительно в личных, очень корыстных целях. Это ложится на излишек энергии возраста и даёт богатый простор для жизнедеятельности. Этап дарит возможность научиться получать удовольствие от достижений, получать что-то не просто так/уговорами/требованиями, а своими силами.

Ход протекания этой стадии разный у мальчиков и девочек. Мальчики проходят ее в фаллически-интрузивных модусах (создать, одолеть, победить, построить; главный модус — «захватывание»), а у девочек в модусах «похищения» и «вырывания» (это может выражаться как жестко, так и мягко, например во внушении любви к себе и приданию себе привлекательности).

Ребёнок активно наслаждается своими действиями, их результатами, своей приложенной энергией. Опасность возникает, если ребёнок чувствует за свои побуждения и желания чувство вины, что парализует действие и угнетает энергию.

Это очень сложный и многогранный этап, в результате которого ребёнок сделает первый шаг от «принимающего малыша» к будущему родителю, несущему традиции. Ребёнок развивается как никогда быстро. Он хочет и может заниматься совместными делами, в том числе и по дому и, если это возможно, участвовать в деятельности родителей. Дети стремятся получить пользу от учителей и подражать предложенным «идеальным» прототипам.

Трудолюбие против чувства неполноценности

Это этап школьной жизни, независимо от того, проходит ли он в классе, поле или джунглях. Ребёнок учится обуздывать свои желания и воображение, соизмеряя их с законами объективного мира. Он примеряет на себя роль работника и потенциального кормильца — до того, как примет роль родителя. Ребёнок учится добиваться признания через нужное и полезное дело. Ребёнок «пристраивается» в общество и входит в цепочку производительности общества.

Во всех культурах мира дети в этом возрасте проходят интенсивное систематическое обучение. Это необходимо для становления. Чем дружелюбнее и сознательнее общество примет ребёнка, чем больше образцов для подражания он получит, тем сильнее будет его жажда самоидентифицироваться с этим обществом, вписаться в него и добиться в нём успеха. Избыток энергии из прошлой стадии приложится здесь к полезным навыкам и выльётся в трудолюбие.

Опасности периода — чувство неадекватности и неполноценности. Если что-то отбивает у ребёнка охоту идентифицироваться с окружающим его обществом, то это вернёт его к внутрисемейному соперничеству и «допромышленной» ассоциации, к более изолированному существованию.

Иногда на этой стадии может развиться и дурной негативный сценарий. Человек может «взять на себя крест» — предназначение, часто мученическое. Он признает работу своей единственной обязанностью, будет оценивать себя исключительно через призму профессии или должности. Тут недалеко до конформизма и раба техники.

На этой стадии либидозная энергия уходит в спячку, чтобы с двойной силой вернуться в следующем периоде, сопутствующему периоду полового созревания. Однако в социальном контексте эта стадия самая важная, именно здесь индивидуум осознаёт себя в технологическом этносе культуры.

Идентичность против смешения ролей

Этот период приходится на отрочество и начало юности, период полового созревания. Молодые люди склонны выстраивать собственные группы с определёнными ценностями и условными обозначениями. Люди примыкают к ним в поисках новой идентичности, учатся быть верными приверженцами, яростно отвергают чужаков. Так подростки извращённо проверяют собственную и групповую способность быть верными.

Именно на этом этапе люди чаще всего проживают первую любовь. Это тоже важный этап самоидентификации, попытка определить границы своей идентичности. Именно поэтому в первой любви так много разговоров, в сравнении с любимым человеком определяется и собственная самость.

На этой стадии ум характеризуется как «идеологический» и «замороженный». Люди подвержены идеологическим доктринам, слепому следованию кумирам и образцам, яростному противопоставлению с «чужаками». Подростки усваивают категории элиты и отверженных.

Близость против изоляции

Если на прошлой стадии индивидуум обрёл свою идентичность, то на этой он разделяет её вместе с пространством своей жизни с другим человеком. Человек готов брать на себя обязательства, готов к серьёзным отношениям, требующим вложений. При успешном прохождении предыдущих стадий, человек даже при больших трудностях в отношениях готов хранить верность и вкладываться в трудные периоды, а не убегать из отношений.

Если на прошлой стадии идентичность была сформирована не полностью или человек в ней не уверен, то при возникновении сильной близости, граничащей со слиянием, человек будет выходить из отношений, боясь потери идентичности. То же будет происходить при «захвате территории» или в конфликтах, где речь идёт о нарушении границ. Проблема такой ситуации в том, что человек устанавливает с одним и тем же партнером одновременно интимные, соперничающие и враждебные отношения.

При благоприятном развитии идентичности, на этом этапе полностью проявляется модальность генитальности и раскрываются интимные отношения.

В таких полноценных отношениях человек со сформированным эго замечательно регулирует циклы

— Работа

— Воспроизводство потомства

— Отдых

Крепкие отношения, встроенные в полноценную жизнь — результат положительного развития в предыдущих стадиях.

Негативный вариант исхода на этой стадии — избегание близости, изоляция. Есть вариант и партнёрства, который обеспечивает партнёрам изоляцию вдвоём и не несёт реальной близости. Такой вариант «оберегает» партнеров от необходимости построения отношений с реальной близостью, которые стали бы предтече генеративности.

Генеративность против стагнации

Генеративность можно объяснить через близкие синонимы, креативность и продуктивность, однако они не передают всего смысла генеративности. По сути, это заинтересованность обустроить жизнь и наставлять новое поколение. Это положительный исход этапа. Простое производство потомства не подходит под это определение.

Основой этому служит погружённость в близость, когда она расширяет границы интереса эго и позволяет либидально вкладываться в генеративность. Негативное развитие событий: тяга к псевдоотношениям, которым сопутствует не обоюдное развитие, близость и генеративность, а чувство застоя и обеднение личной жизни. Также много родителей страдает от того, что чувство генеративности развивается несвоевременно, с опозданием. Причины этого следует искать в неблагоприятном проживании первых трёх-четырёх стадий психоэмоционального развития.

Целостность эго против отчаяния

Результат прохождения предыдущих стадий — целостность эго. Как его видит Эрик Эриксон видно из цитаты, вынесенной в начало главы. Это достойная зрелость человека, стремящегося к осознанности и счастью. Смерть теряет свою болезненность и чувствительность. Целостность эго можно оценить по отношению к смерти и наличию страха смерти.

Рассмотрим теперь на конкретных примерах то, как традиции воспитания и общество адаптировано под эти этапы и какие результаты получаются «на выходе».

Эрик Эриксон рассматривает два индейских племени, практически противоположных по социальному укладу и тому, какие психоэмоциональные характеристики присущи членам общества по итогу.

Племя охотников Сиу (Дакота)

Расположено в Америке, штат Небраска, юго-запад Южной Дакоты

Живут в бескрайней степи.

В прошлом охотники на бизонов. Пришедшие «белые люди» разрушили эту идентичность индейцев, перебив бизонов. Сейчас государство предлагает им жизнь осёдлых фермеров в скудной степи, но из этого ничего не получается.

Сиу — очень бедное племя, с большим процентом безработицы, необразованности. Большинство населения выживает за счёт господдержки.

Идеал Сиу — агрессивный, воинственный, жестокий охотник, наделённый силой духа.

Сейчас у большинства Сиу выражены пассивность, депрессивность, безынициативность. На многих отпечаток голода, недоедания и/или болезней. Среди эксплуатируемых женщин высокий процент самоубийств.

Сиу прославились жестокостью и регламентированностью общества. Все процессы в племени велись сообща, чётко соотносясь с традициями племени.

Государство «отбирает» детей, помещая их в интернаты для образования и «переплавки» неактуальных и непродуктивных индейских идентичностей. Среди интернатовских воспитанников большинство страдает энурезом.

Женщины рожают на ложе из песка дома или рядом с ним. Стоят на коленях или упираются ступнями в два колышка, вбитых в землю. Принято, что любые отходы тела предаются земле или песку. В кочевые времена женщины сразу после родов были вынуждены по несколько часов с новорождённым догонять ушедшее племя.

Младенец с рождения связан в люльке по рукам и ногам, фактически обездвижен. С рождения его несильно, но непрерывно укачивают.

Кормить грудью принято долго и щедро. Начинают кормить только тогда, когда приходит полноценное молоко. До этого ребёнка поят отваром лучших трав, имеющимися в распоряжении индейцев.

Мужья не занимаются сексом с жёнами до окончания грудного вскармливания — в среднем от трёх до пяти лет.

Любой малыш может пить молоко любой женщины, у которой оно есть.

В период кусания с детьми ведут себя непреклонно. Ребёнок может подолгу кричать, требуя своего. Но матери считают, что силу будущего индейца видно по силе его младенческой ярости и позволяют детям кричать, сколько потребуется.

Главный принцип племени — щедрость. Обычно раздаривают гостям всё, что только можно, кроме жизненно необходимых вещей. Если кому-то досталась госпомощь, в его дом стечётся большинство индейцев, чтобы её разделить.

У детей же неприкосновенная собственность. Она хранится до тех пор, пока ребёнок не сможет сам ей распоряжаться. Как только он захочет подарить что угодно из семейных вещей — он волен это сделать и с удовольствием пользуется такой возможностью. Это чем-то похоже на первобытный коммунизм. Деньги считаются грязными.

Индейцы не бьют детей, только пугают «совой» — она прилетит и заберёт шалуна.

Ребёнку представляется самому научиться справлять нужду в правильном месте, родители не проявляют к обучению туалету явного интереса. Экскременты — собственность владельца, и ребёнок сиу волен распоряжаться ими по своему разумению.

Когда ребёнок научается ходить, старшие дети отводят его в кусты и показывают, где справлять нужду.

С детства мальчики играют в «бычка», накидывая лассо на пеньки и вообще на что угодно, на что его возможно закинуть. Однако в будущем такие навыки никак не пригождаются — время охоты на бизонов в прошлом.

Дети в школе неспособны к соперничеству или конкуренции, трудным ситуациям. Столкнувшись с подобным, дети сиу просто сбегают с уроков. Родители никак на это не влияют.

После пяти лет мальчикам и девочкам в родственных отношениях запрещается смотреть друг на друга и прямо взаимодействовать.

Девочек учат быть правильными и чистыми, помогать в хозяйстве, быть при доме. Их жёстко дрессируют и обучают бояться и прислуживать мужчинам. Они не могут ходить по одной или в неправильных местах. Считается, что любой мужчина может поймать одинокую девушку, если она идёт одна или в неположенном месте, и изнасиловать её.

Мальчикам прививают чувство автономии и агрессию, поведение корректируется пристыживанием и страхом общеплеменных сплетен и пересудов.

Краткие итоги: первые жизненные этапы дают детям сиу чувство базового доверия, ко школьному возрасту дети приходят с относительной инициативностью, хотя не очень способно прикладывают её к играм и работе. В подростковом возрасте дети осознают, что идентичность не обеспечивает им приложения инициативности. В результате они вырастают эмоционально отрешёнными, в обществе разлит общий абсентизм, апатия и депрессия, сиу очень бедный народ.

Племя рыбаков Юрок

Живут на узкой территории около 150 миль, огороженной рекой Кламат.

Ловят лосося и собирают жёлуди, как и сотни лет назад.

Цель племени — сохранение и прибавление собственности членов племени. Деньгами тут выступают ракушки, люди охотно торгуются и шустро используют деньги. При «открытии» доллара не перешли на него, но с лёгкостью интегрировали его в своё миропонимание и хозяйство.

Юрок ведут полностью самостоятельное автономное хозяйство.

Идеал индейца юрок — «чистый образ жизни».

После секса мужчина обязан пройти специальную «потную камеру», пропотеть там и очиститься. А выход из камеры так мал, что в него не может пройти тучный человек.

Раз в год в ход лосося всем племенем около двух недель индейцы строят запруду — ловушку для лосося и запасают рыбу на год.

Общие черты характера на первый взгляд — подозрительность, раздражительность и скупость. Племя не любит чужаков и не интересуется ничем, что выходило бы за пределы реки.

Во время родов рот женщины должен быть закрыт, после родов очень много оральных запретов на еду для матери.

Кормление грудью самое непродолжительное среди всех индейцев, около трёх месяцев. Отлучение от груди называют «забыванием матери» и при необходимости она может покинуть ребёнка на несколько дней. Это обусловлено стремлением ускорить процесс сепарации и стимулировать самостоятельность ребёнка. Отлучение происходит ещё до периода кусания.

Принудительная сепарация начинается ещё с беременности. Так, беременные стараются делать всю работу в нагнутом вперёд состоянии, чтобы ребёнок не опирался на их позвоночник и мобилизовал собственные силы.

Колыбель малыша открытая, ребёнок лежит свободно, а ноги ему с трёх месяцев массируют бабушки — чтобы он скорее обрёл свободу передвижения.

Как только ребёнок уверенно ползает, родители возобновляют сексуальную жизнь — это обязательное правило.

Жизнь юрока — вечное инфантильное прошение у реки, полное инфантильной тоски по матери, которая так резко и рано оставила его. После отлучения от груди мальчикам запрещено заходить на женскую половину дома. Воспитываются они в убеждении, что коварных женщин следует остерегаться.

Хороший юрок должен хорошо плакать, показывая богам, как сильно нуждается в еде.

Ребёнка учат есть понемногу, во время еды обязательно думая и мечтая о заработке и богатстве. Юрок едят молча, чтобы каждый мог сосредоточиться на еде и мыслях о доходе.

В племени много анальных запретов — четкий регламент как и куда справлять нужду, которому обучают детей. Считается, что моча в реке оскорбит и отгонит лосося. Человеческие жидкости считаются грязными и даже враждебными.

Маленький юрок учится подчинять все естественные процессы экономическим соображениям. Это создаёт «анальную фиксацию», как сказал бы Фрейд. Девушка хранит целомудрие, потому что в награду за него получит хороший выкуп, а её положение и положение её будущих детей в обществе напрямую зависит от суммы этого выкупа. Юноши копят капитал, чтобы полностью выкупить хорошую девушку. Если девушка забеременеет раньше, чем за неё расплатятся, юноша влезет в долги.

Чувство стыда за оголённое тело отсутствует, всё племя без стыда купается в реке голышом. Не допускаются в реку только женщины с менструацией.

Дети с детства играют в игры, имитирующие рыбалку и собирательство, а затем с возрастом вписываются в общеплеменное хозяйство. Большую запруду раз в год строят все — и стар и млад.

У юрок нет никакой агрессии, желания воевать или даже просто знать, что находится за их границами. Нет и никакого «национального» чувства.

По итогу: племя всегда сыто, в нём каждый знает своё место, соблюдается чёткая иерархия. В целом настроение бодрое, люди стремятся к экономическому росту, хорошо вписались в современный мир, оставаясь самостоятельной единицей. К чужакам настроены подозрительно и почти никого к себе не подпускают.

По этим племенам видно, как общественное бессознательное формирует общепринятые ступени детского развития, которые и формируют будущую идентичность общества, что скажется в будущем на экономике и прогрессе всего общества.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я