40 главных книг о материнстве

Любовь Гулидова

Прочтите 40 самых лучших книг о материнстве и детях в виде 40 структурированных эссе. В каждом эссе собрано самое главное, полезное и интересное из каждой книги! Погрузитесь в мир литературы для родителей, познакомьтесь с произведениями всемирноизвестных специалистов в сферах пренатального развития, грудного вскармливания, детско-родительской психологии и психоанализа, психологии межличностных взаимодействий и раннего развития.

Оглавление

Воспитание свободой. Школа Саммерхилл

1961

Александр Нилл

Цитаты:

Если Саммерхиллу и есть что сказать, то следующее: ты не имеешь права на неучастие. Борись с нездоровьем мира, но не лекарствами вроде нравственных поучений и наказаний, а натуральными средствами — принятием, нежностью, терпимостью. Стр. 21.

Я полагаю, что цель жизни состоит в том, чтобы найти своё счастье и, следовательно, найти свой интерес в жизни. Образование должно бы стать подготовкой к жизни. Стр. 43.

Самые счастливые из известных мне семей — те, в которых родители честны и откровенны с детьми и не морализируют. Стр. 179.

В двух словах:

Воспитанный в свободе ребёнок знает, чего он хочет, и уверен в себе. Если оценивать успехи людей не деньгами, а счастьем, то свободные дети вырастают успешными.

Около ста лет назад Александр Нилл основал в Англии частную школу-интернат Саммерхилл для мальчиков и девочек. Сначала школа была экспериментальной, но очень быстро превратилась в показательную. Обретая свободу, мальчики и девочки изживали свои комплексы, находили свой интерес в жизни и научались следовать этому интересу по собственной воле. Вот как все это устроено…

Организационные моменты.

Возраст. В школу попадают дети с четырёх лет, но могут приехать и пятнадцатилетние дети. В школе три возрастные группы: младшие 5—7 лет, средние 8—10 лет и старшие 11—16 лет. Всего в школе учатся от 25 до 70 человек.

Помещение. Изначально дом был частный, позднее к нему пристроили ещё несколько домиков. Ученики живут по 2-3-4 человека в комнате, отдельно мальчики и отдельно девочки. Двери всех помещений выходят в сад. Есть навес для велосипедов, две столярные мастерские, зона театра, комната Искусств, гончарная, огород, две песочницы (для младших и для старших). Комнаты никто не прибирает и никто не заставляет детей в них убираться. Всё на усмотрение детей.

Уроки. Уроки разделены по возрастным группам, но любой ребёнок может прийти на любой урок. Дети ходят на уроки по своему желанию, оценок нет. При желании ребёнок может за всё время обучения не посетить ни одного урока — ему никто и слова не скажет, и отношение от этого к такому ребёнку ни у кого не изменится. Расписание существует только для учителей. Каждый будний день пять уроков по 40 минут.

Дети, приехавшие в Саммерхилл из других школ, часто не ходят на уроки. Это время прямо пропорционально ненависти, которую они обрели в прошлых учебных заведениях. Ученики, начавшие своё обучение здесь с пятилетнего возраста, обычно посещают практически все уроки.

Также в школе есть две отдельные категории уроков: психологические сессии с директором (об их необходимости принимают решение или сами ученики лично для себя или же директор на своё усмотрение, но ребёнок может отказаться или не прийти и т.д.) и лекции по психологии (так как темы поднимаются в том числе и о сексе, они открыты для всех, кто старше 12 лет).

Экзамены. Выпускных экзаменов из школы нет, как и между классами. Но если ученик сам решит подготовиться ко вступительным экзаменам в колледж или университет, он сможет это сделать. Обычно дети принимают решение об экзаменах примерно в 14 лет и за три года выучивают всё необходимое. За этим также никто из взрослых не следит — ученик ответственен за это сам. Нет в школе и наград — ни для спортивных достижений, ни для творческих. Конкурсов тоже никто не проводит.

Внутренняя организация. В Саммерхилле все равны. Раз в неделю собирается общешкольный совет, в котором у учителя и пятилетнего ребенка ровно по одному голосу. Председателя выбирают нового на каждое новое собрание. Все внутренние решения принимаются на этом собрании голосованием. Также и за провинности наказывают на общешкольном собрании, самое тяжелое наказание — лишение карманных денег.

Распорядок дня. Распорядок для взрослых, дети могут по желанию спать хоть целый день. Уроки начинаются в 9:30 и продолжаются до 12:30. После этого никакой программы нет, дети занимаются чем хотят. Обычно в 17:00 дети собираются в гостиной — кто за телевизором, кто за играми. Младшие обычно просят, чтобы им почитали.

В вечер понедельника ученики ходят за свой счёт в кинотеатр, по вторникам проходят психологические беседы, по средам — танцы, по пятницам обычно репетируют спектакли, а по субботам собирается общешкольный совет. Для мастерских и прочих секций по интересам расписания нет и дети могут приходить туда и уходить в любое время. В них дети делают что хотят — нет готовых инструкций, но есть мастера, у которых можно спросить что-то или попросить научить.

Еда. Детям предоставляется выбор из трёх блюд на каждый приём пищи, блюда выбираются на общем собрании. Завтрак с 8:15 до 9:00, ленч в 12:30, в 16:00 чай. За столом дети могут вести себя как угодно, обычно к 12—14 годам дети осознают преимущества аккуратного приема пищи и по собственной воле обучаются этикету поведения за столом и соответствуют ему.

Ругань. Детям можно ругаться когда, где и сколько захочется. Обычно дети ругаются около двух недель напропалую (как только приедут в школу, отводя душу, или в определённый возрастной период — если ребёнок изначально учится в Саммерхилле). К 13—15 годам дети ругаются только в исключительных и уместных случаях.

Труд. Раньше на общешкольном собрании было принято правило, что все, кто старше 12 лет обязаны два часа в неделю работать на огороде за символическую оплату (в том числе и педагоги). Позже этот закон единогласно отменили.

Методологические (идейные) моменты.

Свобода. Свобода — не тоже самое, что и вседозволенность. Свобода индивидуума заканчивается там, где начинается свобода другого индивидуума. Свободная саморегулирующаяся личность сама найдёт границу между свободой и вседозволенностью. Человек в социуме всегда желает одобрения социума, это желание — одна из путеводных звёзд для ребёнка.

Так, в Саммерхилле разрешены разговоры о сексе, ранние сексуальный игры, мастурбация, сигареты и ругательства. Однако, пройдясь по этой школе, вы вряд ли встретите хоть что-нибудь из перечисленного. Раз удовлетворив интерес, ребёнок переходит к более интересным занятиям, отводя вышеперечисленному далеко не первостепенную роль в своей жизни.

Детство эгоистично по своей природе. Удовлетворив эгоистичный интерес, человек способен обратится к нуждам общества и действовать альтруистично не из эгоистических мотивов.

На свободе, с физической активностью, с принятием и любовью, дети очень быстро растут и, по наблюдениям директора Нилла, даже при невысоких родителях дети вырастают выше среднего.

Игра. Игра в Саммерхилле дороже учебы. Здесь часто можно увидеть в песочнице 13-14-летних учеников за выпеканием блинчиков из песка. Лозунги «учеба в деле» или «учеба в игре» (по Монтессори) не подходят Саммерхиллу. В них игра — лишь средство достижения цели взрослых, хотя сама цель может быть далеко за границей интересов ребёнка.

Дисциплина. В Саммерхилле нет дисциплины. Здесь есть обоюдное уважение и взаимное подчинение (с чужой вещью обращаются так, как позволил хозяин, в каждой комнате порядки устанавливают живущие там и т.д.). Александр Нилл считает жесткую дисциплину проявлением ненависти к себе и к людям, а послушание, на его взгляд, вовсе не добродетель.

Обычно новички из средних и старших классов ведут себя идеально два-три дня, пока не поймут, что у них действительно есть свобода вести себя так, как они того пожелают. Затем какое-то время дети отрываются, ведут себя как дикари, могут пинать учителей, драться, ломать всё на своём пути. Когда ребёнок понимает, что неодобряем обществом (хотя никто не ругается, а последствия — самые естественные), когда он поймёт, что его принимают и любят в этом месте таким, какой он есть, ребёнок вливается в общество и научается разделять понятия свободы и вседозволенности.

Половое воспитание. Александр Нилл начинал свою деятельность как последователь Зигмунда Фрейда, но перерос его теорию в том, что касается прикладного использования относительно детей. В школе снимают комплексы (особенно вину за мастурбацию, ощущение «грязноты» от своего тела и естественных отправлений, непринятие своего тела). Дети (и учителя) могут одеваться во что хотят или не одеваться вовсе.

Особенное внимание уделяют ранней половой игре, в том числе и гетеросексуальной (между мальчиком и девочкой). Её или игнорируют, как и мастурбацию, или поощряют (если дети сами запрашивают ответную реакцию на свои игры). К семи годам взаимный интерес иссякает до пубертатного периода. По законам Англии, где находится Саммерхилл, беременность до 18 лет — дело подсудное для образовательного учреждения и школа вынуждена просить своих учеников думать о последствиях (однако в правилах школы секс не запрещён). Ни одного случая беременности в школе не было.

Парочек мало даже среди 15-17-летних детей: удовлетворённый в полной мере ранний половой интерес снижает остроту сексуальных комплексов пубертатного периода. В основном девочки и мальчики разбиваются на группки и играют по интересам. Мальчики обычно до пубертатного периода между собой соперничают только в игре, а девочки соперничают в обществе — с другой девочкой или враждуют против другой группы девочек. Это не изменяется и в пубертатном периоде.

О сексе здесь говорят открыто (дети старше 12 лет ходят на психологические лекции, в том числе и о сексе).

Воспитание свободой

Ни разу в книге не написано «делайте так-то и вот так вот». Александр Нилл просто встаёт на сторону ребёнка и смотрит, какие последствия имеет тот или иной выбор родителей в отношении ребёнка.

Так, не описывая частные случаи, я вывела общие рекомендации автора, чей идеал — саморегулирующийся ребёнок (тот, кто сам направляет свою жизнь — расписание, ритм, отношения, увлечения, интересы и т.д.)

Противоположность саморегулирующегося ребёнка — несвободный ребёнок (чьей жизнью по своему усмотрению управляют взрослые, не давая услышать, понять и разобраться в себе самом). Автор утверждает, что несвободные дети превращаются в несвободных и несчастливых взрослых, которые живут на автопилоте с нелюбимыми людьми, работают на нелюбимой работе и абсолютно безразличны к социуму, политике, культуре. Это жизнеотрицающий человек, масса.

Саммерхилл в домашних условиях

Не пеленать.

Не кормить по расписанию, не ограничивать время сосания груди. Дать самому выстроить собственный режим сна и кормления.

В разумных пределах самому определять, что оденет или не оденет ребёнок (однако помнить, что родители отвечают за здоровье ребёнка).

Позволить ребёнку пачкать одежду, не ругая за это. Не давая запачкать одежду, взрослые предпочитают тряпочную вещь ребёнку, предают его. У каждого ребёнка должно быть право испачкать одежду и обувь.

Дайте ребёнку столько ласки, объятий, нежности, одобрения и любви, сколько сможете.

Принимайте ребёнка. Принимайте его плохие оценки, принимайте разбитый в драке нос, всё принимайте — молча или с одобрением. Фраза «вот я в твоём возрасте» — знак непринятия и неодобрения, а неодобрение для ребёнка равно нелюбовь.

Оставить естественные отправления ребёнка в покое, не комментировать и не относится к ним как к чему-то «грязному» — так у ребёнка формируется отношение к плоти как к такому же «грязному».

Не торопить с горшком: позволить научиться этому тогда, когда ребёнок сам захочет.

Дать максимально возможный оптимальный выбор из еды, не кормить, когда ребёнок не хочет есть, если ребенок отказывается от определенного продукта, не настаивать. Можно предложить в следующий раз в начале кормления, но опять же не настаивать.

Позволить ребёнку вести себя за столом так, как он посчитает нужным и не ругать за грязь. Убирать за детьми — тяжкий труд, но, чем спокойнее и беспрепятственнее ребёнок переживет свой материальный интерес к еде, тем скорее станет есть быстро, с аппетитом и при этом аккуратно. В школе обычно дети сами начинают есть аккуратно к десяти годам. Новоприбывшим ученикам требуется до года, чтобы изжить непрожитый опыт и есть аккуратно не из-за навязанных правил, а из своего сознательного желания.

Спокойно отнестись к интересу к своему телу и половым органам. У ребёнка есть право изучать и наслаждаться своим телом так, как он захочет и тогда, когда он захочет. Хочет ковыряться в носу — его право, хочет дергать уши или пенис — также его право. Мастурбация идёт в этой же строфе.

Разговаривать о сексе открыто, объяснять всё на уровне ребёнка (но стараться соотносить возраст ребёнка и глубину темы), отвечать на вопросы. Дайте ребёнку понять, что секс любящих людей это огромное счастье и удовольствие, и дети не будут слушать огрязненную полуправду о сексе по углам. Книги о сексе и теле по возрасту должны быть в свободном доступе для ребёнка.

Спокойно относитесь к ругани/брани. Обычно дети естественно преодолевают интерес к ругани за одну-две недели, а к 10—12 годам уже редко используют её и только по делу, как взрослые. При запретах дети также ругаются, но по углам. Запрещённая ругань приобретает такую притягательность, что в пубертатном периоде этот интерес будет не остановить.

Такой же период острого интереса в норме и у туалетной темы. Постарайтесь поддерживать разговоры ребёнка, поощряйте интерес. Удовлетворившись, он иссякнет. Впоследствии ребёнку не будет «заходить» туалетный юмор, он будет адекватно относится к чистоплотности, не будет излишне брезгливым и т. д.

Предоставить ребёнку свободу интереса: не навязывать игры, не объяснять, как играть в игрушки, не отвлекать от самостоятельных игр, не лезть в детскую жизнь без спроса.

Не «награждать» и не наказывать, не ругать, не бить, не орать. Ребёнок имеет право расти без страха перед взрослыми и без чувства вины.

Не навязывать религиозных или политических взглядов, позволить ребёнку самоопределиться.

Дать ребёнку возможность самостоятельно тратить карманные деньги (никак не комментировать покупки).

Не быть негативным фоном, настроенным против жизнелюбия и любознательности ребёнка (можно предостеречь, что ступенька высокая, но не стоит повторять фоном «ты упадёшь, сейчас ударишься, порежешься, полетишь, спотыкнешься»; однако защита от реальных опасностей — на плечах родителей). Главные принципы в этом: адекватность и разумность.

У ребёнка всегда должен быть надёжный тыл. Ребёнка принимают, понимают, всегда любят и защищают. В таких условиях рад развиваться любой человек. Если отношения привязанности нарушены, ребёнок изо всех сил стремится восстановить эти отношения, используя любые методы привлечения внимания и проверки взрослых на прочность и надежность: слёзы, капризы, истерики, драки, воровство и далее, и далее. Когда отношения привязанности восстановлены, можно повернутся к своему тылу спиной и смело идти вперёд, познавать себя и окружающий мир. Обеспечьте ребёнку надежный тыл.

Соска для ребёнка с точки зрения саморегулирования — не лучшее родительское решение. Она не всегда в зоне доступа ребёнка. Кроме того, ребёнок не волен обходится с ней по своему разумению (вряд ли родители смогут спокойно смотреть, как ребёнок тянет в рот соску, только что обвалянную в грязи).

По возможности предоставьте ребёнку его место с мебелью, которую не жалко. У ребёнка должны быть свои вещи, которыми он волен распоряжаться по своему желанию. Если ребёнку не разрешается забить гвоздь в свой стол — это не его стол, а ваш. То же касается и игрушек: если ребёнок не может подарить свою игрушку по собственному желанию — это не его игрушка, а ваша.

На территории ребёнка и порядок ребёнка. Он может попросить вас выйти из своей зоны, и вы не можете навязывать ему там свой порядок. Так же как ребёнок не может навязывать вам свой порядок в вашем кабинете или вашей спальне.

Играйте с ребёнком как можно больше, играйте, будто вы сами — ребёнок. Ставьте игру в приоритет, пусть игры в машинки, куклы и мяч будут важнее, чем изучение фигур, цветов, цифр и букв. Когда ребёнок сам пожелает этому обучиться, он познает это всё в несколько дней и запомнит раз и навсегда. Это сбережёт и ваши силы, и эмоционально-психологическое здоровье ребёнка.

Позвольте ребёнку шуметь так громко и долго, как только ему этого хочется (если это реально не мешает соседям или вам самим, а не просто «хотелось бы потише, надоело»). Это первые опыты проявления власти для ребёнка, не давите её вместе с волей, смелостью и жизнелюбием. Можете включить музыку в наушниках или вставить в уши беруши.

Не приказывайте ребёнку помогать вам, в том числе и по дому. Ребёнок ничего не должен вам, не должен что-то делать, пока не пришёл к своему собственному выводу о желании что-либо сделать.

Не учите детей манерам. Навязанные манеры для ребёнка — учение лгать, быть удобным обществу. Не учите говорить «спасибо», пока ребёнок сам не захочет этого сказать. Будьте уверены, если вы сами благодарите людей в присутствии ребёнка, он уже знает, что такое «спасибо» и как им пользоваться.

Иногда родителям всё же приходится препятствовать порывам ребёнка ради его безопасности или в силу других весомых причин. В таких случаях дети погружаются в мечты о мести, иногда сознательно или несознательно мечтая о смерти человека, вставшего у него на пути. Такие мысли вызывают сильное чувство вины, которое нагружает психику ребёнка. Что делать? В игровой форме разрешайте детям убивать вас сколько влезет, стреляя, играя на ножах/мечах. Объясните ребёнку в атмосфере доверия, что мысли не преступны, что мысли и действия — не одно и то же.

Не предпочитайте вещи своему ребёнку. Фраза «не трогай это» — яркий пример. Уберите в недоступные места всё, что не должен достать ребёнок, блокираторы вам в этом помогут. Но уж до чего ребёнок дорвался — не отнимайте.

Не подвергайте цензуре друзей, книги, фильмы и мультики ребёнка. Обычно, когда родители контролируют детей в этих вопросах, их глубинный мотив — обретение абсолютной власти над своими детьми.

Работайте над собой, своими комплексами. Родители неизменно наделят ими своих детей.

Давайте ребёнку по возможности больше ответственности, руководствуясь здравым смыслом.

В школе Саммерхилл нет запретов на сладкое. Однако дома этот вопрос остаётся на усмотрение родителей с оглядкой на здоровье ребёнка и качество сладостей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я