40 главных книг о материнстве

Любовь Гулидова

Прочтите 40 самых лучших книг о материнстве и детях в виде 40 структурированных эссе. В каждом эссе собрано самое главное, полезное и интересное из каждой книги! Погрузитесь в мир литературы для родителей, познакомьтесь с произведениями всемирноизвестных специалистов в сферах пренатального развития, грудного вскармливания, детско-родительской психологии и психоанализа, психологии межличностных взаимодействий и раннего развития.

Оглавление

Счастливый ребёнок. Универсальные правила

2019

Доктор Андрей Курпатов

Цитаты:

«Торопить» ребёнка в его развитии — это травмировать его психику, и, кстати сказать, самим травмироваться, переживая «комплекс плохого родителя». Ждать от ребёнка, что он прыгнет выше головы, внутренне требовать от него того, на что он ещё просто физически неспособен, — вот что значит быть плохим родителем.

Хороший родитель — это адекватный родитель, который понимает, с какими огромными трудностями на каждом этапе своего развития сталкивается ребёнок, и помогает ему эти трудности преодолеть, выстилая дорогу каждого конкретного успеха ребёнка положительными, стимулирующими его подкреплениями.

Мы никогда не сможем объяснить своим детям то, что мы думаем, мы можем объяснить им только то, что они способны понять.

В двух словах:

До 25 лет мозговые структуры человека ещё не полностью созрели. Родители много и несвоевременно требуют от детей, но если понять, как развивается детский мозг и быть чутким любящим родителем, то ваш малыш с большой вероятностью вырастет счастливым человеком.

Если бы до прочтения этой книги мне сказали, что есть книги более объемлющие, чем у Петрановской и более житейски мудрые, чем у Некрасова, я бы не поверила. Но оказалось, что есть. «Счастливый ребёнок» Курпатова показывает нам взгляд на жизнь ребёнка с учетом развития его мозговых функций. А в новом, седьмом, издании впервые появилась отдельная тема, которой доктор Андрей Курпатов посвятил последние годы своей научной деятельности. Речь идёт о гаджетах и цифровом мире, который не коррелируется с незрелым детским мозгом. Почему и как так происходит, мы вкратце расскажем в отдельной подглавке — ведь автор считает эту тему одной из важнейших современных повесток в воспитании.

Доктор Курпатов просит читать эту книгу, словно вы никогда не были ребёнком и читаете инструкцию по применению как минимум к инопланетному гуманоиду. Которого мы хотим вырастить счастливым, любознательным, ответственным, добрым, чутким, внимательным к другим людям, обладающим чувством собственного достоинства. Если смотреть с такой точки зрения на воспитание наших детей, соответствует ли оно этой цели, можно уже сделать много выводов и поправок.

Начнём с мозгов!

Наш ребёнок сильно меняется с годами. Он уже не тот же, что в месяц, годик, три, семь. Это как разные люди — с разными способностями, интересами, мировоззрениями, отношениями… И ко всем этим людям нужен не один и тот же, а свой подход! В этом очень поможет знание о том, как развивается детский мозг и почему мы слишком часто требуем от детей просто НЕВОЗМОЖНОГО.

Главное, что способствует детскому развитию — миелинизация в головном мозгу. Поясним на пальцах. Нейронов у детей в миллионы раз больше, чем у взрослых, а вот связей между ними нет никаких. Это как оголенные провода без изоляции. Именно поэтому младенцы не способны держать даже головку, управлять ручками, ходить. Просто участок нейронной сети, который отвечает за это, не созрел, связи между ними не наработались. Это огромный труд ребёнка и чистое творчество наработать новый навык — ведь такого опыта у него раньше не было.

Чем больше разнообразного опыта получит малыш, тем больше связей приобретёт. Чем больше стимулируется конкретный участок нейронной сети головного мозга, тем крепче в нём связь нейронов и тем лучше развиты соответствующие навыки. Если участок нейронной сети не используется, то эти нейроны отмирают. Так, если мышам с рождения завязать глаза до 4-х месяцев, они на всю жизнь останутся слепыми.

Однако эта самая миелинизация в мозгу ребёнка идёт постепенно в фрагментарно. К каждому действию, к каждой умелке — сесть, встать, пойти, рисовать, кушать самостоятельно, читать, считать и так далее — мозг должен быть готов. Схема одна и та же:

Внешняя стимуляция — > пробные действия — > фиксация навыков — > закрепление.

Основные отделы мозга созревают только к четырём годам — только к этому моменту ребёнок худо-бедно может взять свою деятельность под контроль. И то, только на физическом уровне. Отделы, отвечающие за контроль внимания и концентрацию будут готовы не раньше периода полового созревания, а отделы планирования будущего — примерно к 25-ти годам!

Более конкретно по возрастам:

Примерно с 3,5 лет ребёнок в состоянии взять элементарные формы своего поведения под контроль, не раньше.

До 3—4 лет мир ребёнка и мир вообще не разделены. Все окружающие люди и предметы не имеют ни собственных интересов, ни собственной жизни, ни чувств. Всё, чего ребёнок не видит — не существует для него. Всё, что он видит — это как бы он сам разрастается. В этом возрасте дети не умеют считать себя «плохими», они психологически к этому не готовы. Просто не могут. Этот защитный механизм психики помогает ребёнку во что бы то ни стало остаться рядом со своим взрослым. Как будто вам жизненно необходимо продать ручку — иначе голова с плеч. Какие недостатки? Никаких! Ни единого! Она идеальная, бесподобная, замечательнейшая, единственная в своём роде ручка.

С 3 до 7 лет ребёнок учится отделять себя и мир вокруг.

В 7 лет ребёнок узнаёт, что испытывает чувства. Испытывал он их и раньше, но осознавать, понимать, узнавать их он учится только в этом возрасте.

В 6—7 лет ребёнок учится отличать реальность от вымысла.

В 7—8 лет ребёнок способен думать не только о том, чем будет заниматься, но и о том результате, к которому должен прийти.

Специально что-то запоминать ребёнок может только после 7 лет. До этого у него «свободная» память, то есть, что интересно, то и запомнил.

С 11 лет появляется способность к рефлексии, адекватному и более-менее объективному оцениванию собственного поведения. Более полно этот навык освоится к 14-ти годам.

Не отвлекаться и не переключаться на произвольные раздражители малыш сможет только после 12 лет. И то, в момент пубертата способность к концентрации падает с новой силой.

После 12 лет ребёнок более полно осмысливает себя. С ним уже можно договариваться на основе здравого смысла, а не по бартеру «я тебе то, а ты мне это».

Примерно с 14 лет человек переосмысливает своё существование. Это время потери себя и социальной растерянности.

Цифровая среда

Цифровая среда, экраны — это то, к чему эволюция нас не готовила. У детей цифровой эпохи показатели креативности, объёма рабочей памяти, способность строить сложные социальные отношения в разы ниже, чем у людей доцифровой эпохи. Доктор Курпатов отводит этой теме почти четверть книги, мы же отметим самое удивительное и обязательное:

— В дикой природе обучение ребёнка проходило в естественных условиях окружающей среды. Он всё мог потрогать, понюхать и даже укусить. Изучая объект таким образом, ребёнок вписывал в мозг знания о его свойствах. Чем больше кинетических знаний, тем лучше развито пространственное мышление, чувство объёма и соотношений. Тут живут успехи в алгебре, геометрии, физике, химии, абстрактное мышление, фантазия и воображение. Сажая ребёнка за экран, вы лишаете его кусочка «будущей соображаловки».

— Дети 1997 года рождения к своему 18-летию провели за экранами 4 полных года жизни.

— «Тест креативности» Элиса Торренса показал ужасающую разницу в результатах доцифровых и цифровых детей. В 2008 году, например, 85% детей получили более низкие баллы, чем такие же дети в 1984-ом.

— Биохимические изменения в мозгу при гаджетозависимости такие же, как при наркомании.

— Время за экранами провоцирует «функциональную безграмотность» и «синдром дефицита внимания и гиперактивности». С годами количество детей с такими диагнозами растёт в геометрической прогрессии. В 70% случаев диагноз с годами не снимается.

— Время у экранов делает ребёнка социально несостоятельным. Он не в состоянии понять социальные взаимоотношения. Дети становятся аутичными, социально пассивными, неспособными к эмпатии, им неинтересно ни друг с другом, ни со взрослыми.

— Способность строить сложные модели реальности угнетается, они заменяются простыми или примитивными схемами.

— Дети не способны отличить достоверную и недостоверную информацию. Знания обесцениваются.

— Когда и если вы захотите вернуть ребёнка к «нормальной жизни», его мозг будет к этому не готов и не способен. В нём просто нет сформированных функциональных нейронных систем: дефолт-системы, центральной исполнительной сети, сети выявления значимости и т.д.). Ребёнок не в состоянии жить в реальной среде, ему придётся начинать всё сначала, но позже: как впервые сесть за руль в 90 лет.

— Впоследствии дети, проводящие больше времени у гаджетов, чем рекомендовано по ВОЗ: ведут малоподвижный образ жизни; имеют недоразвитую моторную кору головного мозга, нарушенную работу мозжечка, как следствие, и нарушение координации движений; приобретают патологическое изменение положения головы, головные боли, мигрени, быструю утомляемость, ранний остеохондроз.

— У детей в гаджетах снижается естественная чувствительность и восприимчивость. Получая звуковую гиперстимуляцию, ребёнок не способен воспринимать тонкие звуковые различия, получать удовольствие от более сложной музыки.

— У гаджетозависимых детей повышена тревожность, часто встречается расстройство сна, что сказывается на успеваемости.

— Страдают лобные доли головного мозга, что угнетает способность к принятию решений и планированию действий, приводит к увеличению ошибок по невнимательности, снижению мотивированности и самооценки.

— Когда ребёнок встречается с насилием в гаджетах (играх, видео), повышается активность его симпатической системы, которая регулирует работу внутренних органов, формирует чувство тревоги. Влияние на детский мозг такое, будто ребёнка ежедневно преследуют с ружьями и стреляют. Последующая гиперстимуляция приводит к депрессивным расстройствам.

— Злоупотребление интернетом приводит к гиперстимуляции дофаминовой системы, то есть «системы вознаграждения». Когда пройден уровень, получена награда, вырабатывается дофамин, изменяется чувствительность рецепторов к нему. Как следствие, получить удовольствие в реальной жизни всё сложнее, ничего не радует, а для следующей дофаминовой дозы удовольствия ребёнку нужно увеличить время в гаджете, сложность игр, их разнообразие.

О чем речь?

Чтобы добиться того, чтобы ребёнок вас понял, нужно понять самого ребёнка. А вернее, сам способ ребёнка думать. Есть разные этапы мыслительной деятельности:

Бессловесное мышление. До двух лет. Ребёнок мыслит чувствами и ощущениями, которые и руководят его поведением. Слова — не более, чем звуки вещей. Кукла — это имя его конкретной игрушки. Даже если слова знакомы, их смысл призрачный, он ускользает. В зависимости от реакции родителей на предметы постепенно формируется отношение к ним и связываются разные события. Это самая-самая, наивнейшая из наивнейших связь.

Допонятийное мышление. До 7—10 лет. Слова — это все ещё просто имена определённых вещей, а не понятия. Ребёнок знает «имена», но не знает «смыслов». Малыш мыслит без понятий. Словами играются, используют как хотят, фокусничают. Это совсем не способ прийти к логическому выводу. Ребёнок понимает, что у предметов есть набор свойств, но ещё не может соединить их между собой в одну картину. Всё нужно показывать и объяснять с самых разных сторон, опираясь на опыт и существующие знания малыша. Терпеливо и доброжелательно, раз за разом. Если ребёнок реагирует на рассуждения родителей хмуря брови, отворачивается, хочет переключиться на что-то другое, это знак, что ребёнок не понимает их. Всё равно, что при вас бы два академика обсуждали бы суперсложные вычислительные тригонометрические исчисления.

Понятийное мышление. После 10—12 лет. Главное свойство — способность выделять главный и ключевой признак предмета. Примерно в этом возрасте ребёнок более-менее способен понять взрослых. Раньше 11 лет ждать понимания от ребёнка глупо и бессмысленно. Он просто не понимает наших речей. После 14-ти лет ребёнок способен сопоставить факты реальности с мыслями и суждениями.

Особенности детского мышления:

Эгоцентризм (мир — это моё продолжение);

Синкретизм (всё можно со всем соединить и связать безо всяких оснований);

Детский реализм (ребёнок воспринимает только то, что знает о предметах, а не то, что видит: если он забыл понятие «нос», или вдруг не знает понятие «шея», то нарисует портрет без носа или шеи, сколько перед ребёнком ни крути лицом);

Анимизм (неспособность разделять живое и неживое);

Артифициализм (ребёнок ощущает себя центром мироздания и поэтому чувствует, что всё вокруг создано по воле человека).

Как же общаться с ребёнком

Малыш понимает нас на уровне эмоций, а не слов. Второй пункт соединения — опыт, а третий момент воспитания — родительское поведение. Чем больше в жизни малыша хороших эмоций, чем более полно удовлетворяется эмоция интереса, тем более позитивным и любознательным, открытым он вырастет. По-хорошему, прерывая порыв интереса ребёнка к чему-то, мы убиваем этот самый интерес не к конкретному предмету, а способность ребёнка испытывать этот самый интерес впринципе. Получится пассивный, безразличный ко всему, апатичный взрослый.

Лучшая схема: создавать, поддерживать и усиливать положительные эмоции и пресекать чувствование негативных эмоций, страдания. Так что, если вам что-то жалко, это просто не должно попадаться на глаза ребёнку. Если постоянно запрещать ребёнку чем-то интересоваться, ребёнку придётся на уровне подсознания объяснить себе, почему ему это «даром не нужно» и «вообще не интересно». Вы становитесь тормозом в развитии для собственного же ребёнка, а он становится апатичным и совсем скоро «ему уже ничего не интересно, пофиг на все». Узнаёте типичные жалобы современных родителей подростков?

Слёз быть не должно, возьмите это за правило. Причём важно не только остановить страдание, но и по возможности научить с этим страданием справляться. В этом поможет внутренняя установка родителей, что счастье и благополучие ребёнка важнее всего: разбитой вазы/телефона/чего угодно, разлитого сока, вырванных волос и далее по списку до бесконечности. Такая позиция помогает расслабиться и поймать позитивную волну.

Рецепт здоровой психики: все неудачи списываем на обстоятельства/случайность, а все победы — своим заслугам.

Научите этому ребёнка на своём примере. Поддерживайте всякий раз, когда он делает что-то правильно и хорошо, и не запугивайте ребёнка, когда он делает что-то «неправильно». Так вы добьётесь потрясающих результатов. Если добавить к этому честность с ребёнком, отсутствие «недоговорённостей» и «умалчиваний», то есть большая вероятность создать прочные близкие отношения с ребёнком на всю жизнь.

Частая ошибка родителей — шантаж. Если использовать счастье ребёнка как наказание, то это убьёт много хорошего в малыше. Подарит установку, что его собственное счастье ему не принадлежит, что он не может им распоряжаться. Следовательно, фраза «разбил вазу — не получишь то-то и то-то», в корне неправильна. Играть в «дам — не дам» — значит калечить своего ребёнка.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я