Китайский чай

Ло Цзюнь

Чай – древнейший и самый популярный напиток в мире. Китайцы пили чай для профилактики болезней или избавления от них. В медицинских трактатах всех эпох упоминалась его польза для здоровья. Этот напиток влияет на самочувствие, поэтому его любят не только в Китае, но и во многих других странах. «Китайский чай» – научно-популярная книга, которая подробно описывает вкус, аромат и состав чая, технологии сбора и приготовления, легенды и истории, связанные с ним, культуру потребления чая. Это произведение – результат десятилетних исследований. Книга предназначена для всех любителей чая. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайский чай предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чайная и винная цивилизации

Когда мы говорим о западной цивилизации, нельзя не упомянуть о трех яблоках.

Первое яблоко связано с жестокостью: Ева, соблазнив Адама, открыла врата страстей, и так началась история человечества. Второе яблоко упало на голову Ньютону, благодаря чему был открыт закон всемирного тяготения, основа современной науки. Третье — Стива Джобса, логотип компании «Apple». Это надкусанное яблоко стало символом безграничных возможностей науки и минималистичного дизайна.

На самом деле было еще одно яблоко. Оно упало с дерева и забродило — так возникло западное виноделие

Когда-то люди не пили ничего, кроме воды. Важные для цивилизации напитки были открыты во время борьбы с нехваткой питьевой воды. Вероятно, первым на Западе обнаружили алкоголь: от фруктового вина и пива до крепкого алкоголя и купажей. Формирование западной цивилизации во многом было связано с вином. Культура виноделия больше тяготеет к молочным и сладким продуктам.

Восточные страны принадлежат к культуре чая. Известно, что восточный менталитет не предполагает бурного выражения чувств, наоборот, люди более склонны к созерцательности и поддержанию равновесия со своим окружением. Восточная цивилизация сильно отличается от западной по образу жизни, моделям взаимоотношений, жизненной философии и т. д. Для чайной культуры более характерно потребление жирных и соленых продуктов.

И восточные, и западные люди считают пищу, отличную от их, вредной для здоровья. На самом деле любые продукты питания, если они не чрезмерны, не вредны для здоровья. Если же есть в основном любимые блюда, то их нужно уравновешивать другими продуктами.

Жизнь не может существовать вне экосистемы, а экосистема — без равновесия

15 ноября 2013 года по китайскому центральному телевидению показывали «Чай. История одного листа» — самый обоснованный и увлекательный документальный фильм о приготовлении чая в шести частях. Фильм повествует не только об истории чайного листа, но и о людях — это реминисценция древней чайной культуры.

Я работал над сценарием и по поручению режиссера Ван Чунсяо редактировал дикторский текст. За два дня до этого у меня побывал представитель американской компании по производству бумажных стаканов. Это огромное предприятие, занимающее первое место в мире в отрасли, использует материалы, которые легко разлагаются и превращаются в удобрения.

БОГ ВИНА И БОГ СОЛНЦА

Теория о боге вина и боге солнца происходит из произведения «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» Ницше — его ранней работе по философии и эстетике. Он писал о том, что ядро древнегреческой трагедии, а вслед за ней и всего искусства, составляет борьба двух начал: дионисовского и аполлоновского.

Дионис — бог виноградарства и виноделия. Его часто изображают веселым и свободным, с кубком вина в руке. Дионисовское начало подразумевает буйное раскрепощение и обращение к первоединству. Дионису противопоставлен Аполлон — величественный бог солнца и покровитель искусств. Он воплощение красоты, умеренности и порядка.

Почему же для искусства всегда было так важно дионисовское начало? Искусство составляет единое целое с красотой и свободой, при этом именно свобода лежит в основе всего.

Бог солнца Аполлон

Бог виноградарства и виноделия Дионис

Мы использовали бумажные стаканчики с фразой на английском: «Into the water, a leaf falls. With taste and life, Cha was born».

Прочитав ее, представитель компании взволнованно сказал мне, что наконец понял, что такое китайский чай. Пакетик, продукт западной индустрии, который он изо дня в день заваривал в воде, в его понимании и был чаем. Как некоторые дети не знают, что овощи вырастают из земли, так и большинство американцев не знают, как получается чай. А эта фраза объясняет, что собой представляет чай, и как он производится. Перевод этого предложения таков: «Лист падает в воду. Появляется вкус и жизнь — так рождается чай». Поэтому я предложил Ван Чунсяо использовать эту фразу в открывающих титрах фильма.

На самом деле вино и чай — это не просто два напитка с разными свойствами. Если вы пьете чай или алкоголь в течение длительного времени, они медленно влияют на ваш организм. Однако оказывают ли общие для нации напитки влияние на общественный характер, до сих пор неясно.

ЧАЙ. ИСТОРИЯ ОДНОГО ЛИСТА

«Чай. История одного листа» — первый в Китае документальный фильм, в котором подробно рассматривается мировая чайная культура. У шести частей длительностью пятьдесят минут есть названия: «Температура земли и ладони», «Конец дороги», «Как кипятить воду и заваривать чай», «Чужие края, родные края», «Чай останавливает время» и «За чашкой чая увидеть чувства».

Фильм рассказывает о сортах чая, их истории, распространении и производстве. По словам режиссера Ван Чунсяо, работа — от выбора темы до монтажа — заняла два года. Съемочная группа путешествовала по миру и опросила более двухсот ценителей напитка, в итоге около шестидесяти человек рассказали о чайных полях, сложнейших технологиях производства, чайных церемониях разных стран, а также поведали истории о чае и людях.

Кадр из «Чай. История одного листа

Существует мнение, что представители западной цивилизации более возбудимы и более открыто выражают свои эмоции. Якобы, возможно, это происходит потому, что они представители культуры винопития, а вино ведет к раскрепощению. В древности их праздники были направлены на высвобождение желаний, например, Дионисии. Китайцы же тысячелетиями пили чай, он вяжущий и успокаивающий. Традиционные китайские праздники тоже более спокойные, например, праздник Середины осени[9].

Конечно, у этой теории нет научных доказательств, однако многие сходятся во мнении, что потребление чая действительно влияет на общество. Сэмюэл Уэллс Уильямс[10] в своей книге «Срединное царство» писал: «Домашний уклад, спокойная жизнь и обычаи китайцев объясняются постоянным употреблением этого напитка, потому что привычка медленно прихлебывать чай заставляет их долго оставаться за столом. Если бы у них появилась привычка потягивать виски, то несчастья, нищета, ссоры и болезни заменили бы бережливость, спокойствие и трудолюбие».

Алан Макфарлейн[11] высказывает подобную точку зрения в книге «Зеленое золото: Империя чая». Он считает, что, когда британцы приобрели моду пить чай, стал меняться весь национальный характер: «Очень интересно рассуждать о влиянии чая на национальный характер. Англичане, агрессивные, воинственные, любящие поесть красного мяса и выпить пива, становятся довольно мягкими и миролюбивыми. В Японии и Китае, двух странах, которые потребляют много чая, уже давно отметили и объяснили влияние этого национального напитка».

Чайные пакетики появились в начале прошлого века.

В 1908 году американский импортер чая Томас Салливан поместил несколько образцов чая в шелковые пакеты и отправил их клиентам. Полагая, что так и задумано, многие замачивали пакетики в горячей воде и пили заварку, а потом писали Салливану, что шелковые пакетики не очень хороши: у них слишком мелкая сеточка. Это вдохновило Томаса Салливана, и он запустил в продажу новую форму продукта. Он начал фасовать чай по маленьким пакетикам, заменив шелк марлей, чтобы продукт стало удобнее использовать. Однако популярность чайные пакетики обрели с появлением сетевых магазинов.

Вице-президент компании «Tesco» в Китае однажды сказал мне, что, когда «Tesco» зарождалась, она в основном продавала продукты питания. Чайные пакетики распространились вслед за расширением сети магазинов, это облегчало покупки многим людям, и удобство чайных пакетиков способствовало росту их продаж. Среди западных чайных компаний «Lipton» является наиболее успешной: она производит все виды чайных пакетиков, и название бренда практически стало их синонимом. Популярность чайных пакетиков — яркий признак того, что чай проник в западную цивилизацию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Китайский чай предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Праздник Середины осени — второй по значимости праздник в Китае после Нового года. В этот день принято любоваться луной и поедать лунные пряники в кругу семьи. — Примеч. ред.

10

Сэмюэл Уэллс Уильямс (1812–1884) — американский дипломат, миссионер и синолог, несколько десятилетий проживший в Китае и возглавлявший американское посольство в Пекине. — Примеч. ред.

11

Алан Макфарлейн (род. в 1941 г.) — британский антрополог и историк, автор более двадцати книг об истории Англии, Непала, Японии и Китая. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я