Петролеум фэнтези

Лисов Александр, 2023

Эта книга написана специально для подрастающей молодёжи, которая собралась стать нефтяниками и находится в поиске своей будущей профессии. Она будет интересна и профессионалам, которые пробурили уже не один десяток скважин и добыли тысячи тонн нефти. Она написана для людей мыслящих и думающих как о своём личном развитии, так и процветании нашей страны. Иногда кажется, что человек уже всё изобрёл и всё создал, разведал все природные богатства, и в этом мире ничего не осталось для творчества будущих поколений. Герои книги, уже опытные люди, профессионалы нефтяники, повидавшие на своём веку почти всё, которых трудно чем-либо удивить, доказывают нам, что мир познаний и открытий бесконечен. Небольшой коллектив, состоящий из старых друзей-студентов, их детей и единомышленников учёных-физиков, в условиях максимальной предосторожности создают новый способ бурения нефтяных скважин и открывают новое нефтяное месторождение. Их изобретения новы и не имеют мировых аналогов.

Оглавление

Первая работа

Видимо моя обида из-за несправедливого институского распределения продолжала во мне сохраняться и я после не долгих раздумий пошёл работать в не профильный для меня ВНИИБТ, это был единственный в Москве и самый известный в стране научно-исследовательский институт буровой техники. В ту пору он располагался в самом начале Ленинского проспекта, в старом здании Московского нефтяного института. Фактически, выучившись на геофизика, я вернулся к профессии отца, от которой он пытался меня отговорить. Я был принят на работу младшим научным сотрудником в Лабораторию пакеров с самым мизирным окладом, который тогда существовал. Но с чего то надо было начинать. Коллектив лаборатории меня принял достаточно хорошо и передо мной сразу же выложили стопки годовых технических отчётов за несколько предшествующих лет, чтобы я быстрее начал вникать в суть дела.

Работа меня постепенно затягивала, она день ото дня становилась для меня всё более интересной, я регулярно стал выезжать в коммандировки, преимущественно в Западную Сибирь, вместе с более опытными специалистами, для проведения промысловых эксперементов с образцами новой техники. Из названия лаборатории понятно, что она разрабатывала пакерные устройства, но область их применения была настолько широка и уже было их изобретено такое их количество, как говорят на каждый случай жизни, что казалось придумать уже было просто нечего. И тем не менее в головах талантливых изобретателей постоянно рождались новые идеи. Меня подключили к разработке пакера для ликвидации заколонных перетоков пластовых вод. Нефтянников постоянно мучили проблемы быстрой обводнённости призабойных зон скважин, а природа появления вод, была не до конца изучена. Обводнённые скважины выводили из состава добывающих и переводили в фонд скважин, ожидающих ремонта. Из-за форсированной добычи нефти простаивающий фонд скважин постоянно нарастал и мы должны были помочь добычникам бороться с этим негативным явлением.

В учебном институте я никогда не занимался общественной деятельностью, более того даже от неё уклонялся, но во ВНИИБТ оказалось все иначе, местная молодёжь быстро взяла меня в оборот и я сам даже не заметил, как вдруг оказался заместителем комсомольского секретаря. Весь коллектив ВНИИБТ был не большой, в основном это были уже приклонного возраста маститые учёные и изобретатели, основатели современной советской буровой науки, техники и технологий, лауретаты государственных премий, а молодёжи было совсем мало, порядка 40 человек, и я с ними со всеми быстро передружился. Безусловно в этом была заслуга нащего секретаря Аллы. Она старалась брать меня с собой на все мероприятия за пределами института. И вот как то раз, нас пригласили на какую то очень важную беседу в ЦК ВЛКСМ. Мы поехали к ним на встречу с ней вдвоём. Нас встретил молодой человек, который выглядел чуть старше нас, он был ответственным инструктором по работе с молодёжью нефтяных предприятий всего СССР. Свой разговор с нами он начал издали. Стал нам объяснять, что нефтянники уходят всё дальше на Север в зону тундры и бездорожья, что перед учёными страны поставлены задачи по созданию новых видов транспортных средств, вплоть до возрождения дирижаблей. Предполагалось, что при помощи этих летающих средств на большие расстояния будут перемещаться буквально все виды оборудования, а обратно на большую землю ими будет вывозиться добытая нефть, до тех пор пока не будут построены магистральные нефтепроводы. Для меня, ещё совсем зелёного специалиста, было большой честью быть вовлечённым в столь грандиозные планы. Он закончил свой рассказ тем, что перед разработчиками новых видов оборудования ставится принципиально новая цель, создавать их в блочном исполнении для условий Крайнего Севера, чтобы значительно сократить их сроки сборки и монтажа на местах применения. Эта информация долгие годы не покидала меня и я постоянно думал о том, а что можем сделать мы, буровики. Труд буровика очень тяжелый, по своим масштабам трудоёмкости он пожалуй ни с чем не сопоставим, и как облегчить этот труд, сделать более комфортабельным и менее опасным с точки зрения травматизма. Но чтобы понять важность данной проблемы и где искать рациональное зерно её решения, мне предстояло ещё поработать и набраться профессионального опыта. Позднее, мы с Вами, безусловно ещё каснёмся этой темы, и она станет главным стержнем данной повести.

Впереди меня ожидали интересные годы работы и я тогда ещё не мог представить, что меня будут ждать встречи со многими известными нефтянниками и талантливыми учителями нефтяного производства.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я