Запинающаяся, ломающаяся речь в стихах Полины Андрукович «засекает» работу поэтического бессознательного на его глубинной стадии, стадии первичных вербально-ритмических импульсов, обычно тщательно скрываемых, не выпускаемых за пределы черновика. Не голос «с трещинкой», а трещины и разломы, исковерканные, разбитые на части слова, словно бы терзаемые внутренней цензурой, прорывающиеся сквозь решетку нормативного языка, – диаграмма, ментальная карта «тихой», бескровной революции, преобразующей эти препинания речи, ее стигмы и ордалии, в новаторский синтаксис. Полина Андрукович (р. 1969) – поэт, прозаик, художник. Окончила ВГИК. Участвовала в коллективных художественных проектах, провела несколько персональных выставок в Москве (станковая живопись, графика, фотоработы, объекты). Автор книг стихов «Меньше на один голос» (2004), «Репетиция верлибра» (2008), «В море одна волна» (2008) и «Вместо этого мира» (2014). Лауреат премии «Различие» (2015). Живет в Москве.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Периоды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
часть 1:
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Неравномерное
поэма
Я твёрдо решился и тут же забыл,
На что я так твёрдо решился.
День влажно-сиренево-солнечный был,
И этим вопрос разрешился.
неравномерное (1)
18окт.14; низкий слой серых тёмных
облак близко к стеклу окна в
9 утра; в час дня (чуть раньше) скв
озь них белый солнечный свет пя
тнами широкими;
когда около 17-ти включила элек
тричество, это было уже выше и как
довольно грубая мягкая кисея
чуть смятая. Я такая же.
Я почти такая же..;
к вечеру, после того, как заглянула в
эл. почту, — способна только смотреть. В
голове разрушение; весь день не вых
одила, — домашнее «платье». Кому-то —
движение. Мне — дно и поверхность
покоя, пото́м «всё» (или «ничего», что одно
и то же) завтра тоже можно не выхо
дить (почти можно — может, поедем на
чердак, но друга моего не завнет не застанем, на
верное, его друг, которого провожать,
возможно, поедем, уез
жает в 21 час, а друг
только-только проинет приедет к этому
времени)
время не лжёт, время есть или нет,
непонятно. Будто кто-то о нём жнет лжёт;
отведать эту ночь на полный оборот
сна, отдать её себе, спать совсем, но
трудно забыть для этого об утре, когд
а какие будут облака? — подождать
подождать ещё час и заснуть (могла бы
и сейчас, енет но как-то неудобно)
снились цветы азалии (ама́
льрии, амальри́и, анамальрии)
19окт.14; проснулась в 9.15 — солн
це на абсолютно чистом бледно-
голубом. Так и было — подарил уч
итель нарисованные азалии
во сне — бордовые; густо-бордов
ые, тёмные; густо-бордовые на бл
едно-голубом.
Днём — не помню, в ко
тором часу, — смазанн
ое ощущение о смаз
анных облаках слое
м — этот слой ощущений в расслаб
ленной к вечеру голове, — в него пров
аливаешься
не поехали на чердак, как-то это бы
ло бы слишком беспокойно. Ещё
запах варёного лука днём от супчика
старой тёти отца, который я не ем, — вс
ё смешано, и открыта форточка.
Пара «миниатюр» (абстрактных), как
и вчера. На третью не хватает сосред
оточенности вечером, а, может, хват
ит, если я найду её в сига
рете при ветерке из форто
чки, немного.
Немного, как дыма всегда не слиш
ком много, сколько ни кури, а дру
зья сейчас, наверное, как раз пров
ожают друга моего друга, и что-то нео
пределённое в этом определении «м
оего»; или это только дополнение…
20окт.14; утром — на газонах и на крышах сн
ег (первый в городе), облака — светло-серая,
будто взбитая в мусс масса лёгкая, звон
ила другу, «как поживаете», — «да так…» — ве
сь день течёт с кры
ш, но воздух прозрач
ен, будто небо голубое, хотя оно белёсое,
чуть сероватое, но так и не опустилось
больше, — пустое, прозрачное, между неб
ом и землёй, — пространство слушает,
не верит, будто кто-то лэнет лжёт ему о вр
емени, — движение — кому-то другому нап
равлено, снет моё ли, чуждое ли, — рассказ
о нём обречён на бесконечность, а я путаю
сь сегодня в этом взбитом небе с разны
ми непонятно какими и чьими чувст
вами, дышу — ими
вечером, в темноте, неравномерный д
ождь
21окт.14; чуть неровное серое в 9 утра —
неровное за счёт материи. Сгустки
материи — лёгкие, мокрые, полупрозра
чные — дома́, деревья; и в небе тоже —
почти невидимые, — можно только ощ
утить глазами наощупь прикосно
вения; вчера лист А4 белый фиолет
ово-коричневой тушью и миниатю
ра, сегодня — пока что — миниатюра
фиолетово-коричневой тушью на бе
лом, тонированном в
серое обрывке — тоже «сгу
сток», но требовательны
й. Потом — второй такой же
почти. К 17-ти часам кое-где
расслоилось в небе — над нами дно
огромного серого ровного облака, на «го
ризонте» (над крышами на уровне де
ревьев) светлое облако, — из светлых обл
аков поменьше (как кажется), и всё
это изменяется, но очень медленно,
будто кто-то лжёт о времени; сде
лала рукописную книжку из обрыв
ков неудачного рисунка, в ней стран
ички скреплены степплером
снег вчерашний растаял
практически это начало
неравномерное (2)
21окт.14; величие и величина света;
угасающего. Ходила по асфальту (про
дуктовый, хозяйственный, но сначала
аптека). Там, внизу, как будто ничего, —
всё 1нет всё в небе; тянется.
Тянется, происходит. Происходит
во времени и вне его; ложное и исти
нное — срослись. Бывало тнет и опаснее, и
хуже, — это когда ложное и ис
тинное были раздельны;
светится на горизонте, без
дна
величие бездны, как по линейке от
мерено, но линейка очень длинная;
тянет прекратить, но не развлекаться
же
многажды повторная песенка
вторая на диске, а слов не помню;
монеты во сне солнечные, лёгкие, ма
ленького номинала, но крупные (и
лёгкие, как бумага); «выйти из событ
ия» — и я выхожу из со-бытия́, но
что-то вспоминаю; о магазине?.. —
только чёрточки прошедшего, — лишь жес
ты, мой друг носит большое золотое ко
льцо ни с кем, просто кольцо его оте
ц когда-то сделал, другу на все пал
ьцы велико, рассказывает, будто оно од
но, второе, наверное, у его мамы, но она
уже умерла, не знаю, где. О детстве, — и
о детстве, конечно, тоже; отец думал, что
тот, с кем я играю, был мальчиком, а э
то была девочка. С отцом на чердак ех
ать ли послезавтра к
друзьям? Свет под
нимается и тускне
ет; под крышами
сгустки энергий
к ночи — ветер, мелькают вокруг (сов
сем маленький «круг») фонаря горящ
его говорящие в молчании острые
почему-то зелёно-коричневые (светл
ые) листья де́рева ещё совсем не опа
вшие, вокруг черно, в черноте тоже
сгустки энергий; всё говорит, я слы
шу только песенку, гармоничную, —
значит, я не слышкнет не слышу этого
22окт.14; тёплое бе
лое небо, чуть то
нированное в
холодное серое; танцуют, конечно, снеж
инки — ещё не «снег» (второй день мин
усовая температура), небо просвечивает
чистым белым там, где должно бы
ть солнце — чистым белым, — не тёп
лым и не холодным, — спокойным;
довольно высоко. К 2-ум часам дня —
разрывы облак, а сами облака большие,
те, что контр-жур к невидимому са
мому солнцу — жёлто-серо-синие, там
ветер (движение), а в деревьях ниже
покой; исчезли снежинки, — будто кто-то
солгал и кончил лгать; всё нерезко.
Между нами, по-французски можно
срифмовать «шанс» со «страданием» («chan
сe — souffrаnce»), боголюбивы они, эти сло
ва, как старые учителя из советской ш
колы: главное — дать задание, а резул
ьтат неважен, «но Вы, главное, работа
ли над собой».
После заката, ночью, абсол
ютно чёрная ночь. Совету
ют подождать. А движение
во мне им только показ
алось;
…движение во мне — всегда было
ложью, данью времени и кому-то;
я их обманывала. Аллергия на дви
жение; и снова начало. Поедем днет поедем ли з
автра на чердак? И так внутренне с
другом вместе, а увидеть его — значит
убедиться глазами и ощущениями,
что мы — два разных существа;
23окт.14; в 10 утра — или — в 9? — помню
обрывки — или завязи — облак, совсем
небольшие, отдельные, прозр
ачные и лёгкие в солн
це. Друг моего друга при
едет только завтра, поэтому сегодня
мы не поедем на чердак; одна мин
иатюра фиолетовой тушью по обрывку
белой, чуть тонированной в серое бумаг
и — на тонированном в серо-зелёное
паспарту, не то, чтобы «сгусток», ско
рее, обрывок (жизни)? —
неравномерное (3)
23окт.14; пропущенный день, про
пущенный сквозь меня (себя) ден
ь, про день: Чистые Пруды с перв
ым — совершенно гладким слоем
ледка (не везде), по которому сил
ьный ветер гоняет скользящие
коричневые (одинокие) листья; э
то на солнце ненавязчивом, ещё
греющем чуть. Мину
с 7; а снега совс
ем нет, не похоже
ни на что знакомое, и мой друг
уже как будто не похож ни на
что знакомое; мой друг, кстати,
не провожал тогда своего друга, —
не успел с работы, только позво
нил уже в поезд;
(…)
24окт.14; около 10-ти утра видно, как
движутся рваные облака сплошн
ым потоком с Северо-Востока; ин
огда — через дыры — блеск
к полудню облака набухли, но всё
равно иногда — блеск; а к 14-ти — го
лубое, только над самыми (невыс
окими) крышами белое кусками,
вытянутыми ветром на Юго-Запад;
другой донет другой друг моего друга уехал, а тому,
первому его другу, который приехал, сегодня неудобно, —
может, завтра, а, может, 26-ого? —
в воскресенье? Ветер всё вычистил наверзнет наверху,
хотя на уровне деревьев
его нет, — солнце и глубокое синее
в зените, а солнце не в зените, — низ
ко ходит
25окт.14, суббота; нет,
не сегодня. В 9 утр
а тонкая белесо
ватая плёночка у горизонта крыш,
а в остальном — низкое ясное сол
нце, и бледно-голубое в небе; внет к 10-
ти «плёночка» исчезает, — просто
солнце
к 16-ти часам — с Запада пришёл
край облак на всё небо, только
у горизонта осталось на Востоке
синее, чуть тонированное в зеле
нь и в желтизну; потом край об
лачного слоя зашёл за край гори
зонта и стало всюду бело-серебряно-мяг
ко, с рассеянным свечением,
в эту ночь (последний раз) переводят
время на час назад, если раньше
рассвет был около половины девято
го, то теперь он будет около поло
вины восьмого и я буду его просып
ать, — и поэтому, конечно, буду лг
ать, — если и не о времени (хотя
и о нём, наверное), то обо всём др
угом, и завтра воскресенье и мы встр
ечаемся на кладбище с моим отц
ом и с другом моего друга (и, м. б.,
и мой дуг подъедет) у
могилы нашего общ
его друга — там недавно поставили
памятный камень, а эти друзья (и я)
его ещё не видели (я видела — на фо
тографиях, которые сделал там оте
ц), и после, вроде, поедем к ним на
чердак (в мастерские, где они жи
вут), может ли это быть ложью? —
26окт.14; в 8-10 утра, вместе с солн
цем, поднимался с Юго-Востока
белый прозрачный слой облачного
тумана, чуть ниже его шли дли
нные узкие тени отдельных
облак; там же — белая полоса следа са
молёта наискось; к 10-ти и в зените
уже был облачный туман, тонкий-тон
кий, прозрачный в солнечном свете; к 15-
ти часам — широко размазаны полу
прозрачные белые полосы под го
лубым; И-Цзин обещает «Помрачение
света», — может ли это оказаться
ложью? «Mal aimе́е» из шансонетки —
ложь? В городе эмигрировавший
и приехавший обратно на несколько
дней человек, ко
торого я любила,
возможно, что
завтра я его увижу, отдам ему его
портрет, написанный мной 6 лет на
зад, достаточно удачный; поэтому ли я
лгу? — эмигрировав и родив, он стал
настоящим, и я, возможно, его косн
усь и перестану лгать? — на кладби
ще сегодня (возможно, коснусь его в
последний раз) будет лёгкое солн
це и мой друг вряд ли успеет туда
и мне не хочется туда ехать
так заранее (за полтора-два часа) говор
ить о «лёгком солн
це» значит ли лгать
он не успел на кладбище; на кладб
ище мы были уже́ — мы, внизу, — в тени
края Земли, лёгкое солнце было то
лько в небесах, и лёгкие розовые
полосы в голубом на Западе, ког
да уходили; он (мой друг) приехал на
чердак, куда мы пошли, только часа
через полтора, — чем-то постыдный ук
ол «желания», когда здоровались, а по
том он удивлялся, что никак не мо
жет напиться допьяну, и пришли ещё его
подруга со своим другом, а мы с отц
ом в полдесятого уже ушли
неравномерное (4)
27окт.14; в 8.30 — густые (одно густое)
облака наверху и сияние на Восто
ке сквозь пелену, к полудню — блед
но-голубое небо с солнцем сквозь
тонкую кисею бледную, — даже не об
лака, а просто очень лёгкая занаве
сь, договорились с тем человеком «на
после 16-ти» ещё созвониться, у меня
фотографии в цифровой зеркалке с кл
адбища и с чердака вчерашних и
ощущение «продолжения», но движен
ие уже затихает, будто оно было
ложью; вчера, на обратном пути в мет
ро, разные люди впервые в жизни
не были похожи на меня
к половине четырнадцатого всё бледно-
голубое расчерчено следами самолёт
ов белыми, а понизу на Востоке и Ю
го-Востоке — почти белое, чуть дымчатое
высоким туманом недвижным
ветер у памятника Пушкину в 6 вечера,
всё тёмно-чёрное, и
одежда полисменов
тоже, — снега так и
нет
он говорит «этого никто никогда до
конца не узнает — настоящий он уже́
или нет»
и я никогда не узна́ю, навсегда ли
мы попрощались. Нет снега. Плюс 6. Е
сли ничего не утверждать точно, — можно ли
избежать лжи? Теперь, кажется (неточ
но), не хочется звонить моему другу (а
утром звонила, но он не подошёл, — ут
ром ещё точно знала, что хочется звон
ить) так ли всё и оставить… не знаю
не знаю. Если «не знать» (не утверж
дать точно), то можно ли избежать лжи? —
28окт.14; серое сплошное, мятое чуть,
в 9 утра; к 10-ти оно чуть выше и
чуть светлее. К 15-ти 30-ти — бело-желт
оватая рябь наверху мягкая; дывнет движе
ние во мне — несосредоточенное, хаоти
чное, бесцельное, наверное, неточное,
наверное, свободное, и, м. б., свободное
ото лжи
но хорошо ли это? — мне, так, неуютно, —
неуютно безо лжи? — без того, что я сч
итала «ложью», — т. е. без
каких-то «светлых
идеалов» (сосредот
оченности)
значит, «ложь», сдерживая
меня, была благом
лгать ради инстинкта самосохранения
вряд ли я смогу вернуться к этому
29окт.14; в 9-10 утра — рябят облачка
в «зените», как скисшее молоко,
серо-серебряные, с бледным золото
м, а понизу на Юго-Востоке — поч
ти сплошные.
Вечером, естественно, приходит ночь.
Вечером звоню моему другу, спрашив
аю, — нет, он завтра до упора в теат
ре, пнет репетирует, не сможет сходить со
мной на выставку. Я передаю ему пр
ивет от своего кота, который играл, рас
сказываю, как он играл; друг говор
ит «жизнь бьёт ключом?» — я говорю,
что мы-то можем удовлетвориться др
уг другом (и друг замечает, что это
замечательно), а у кота нету знаком
ых котов; друг говорит «пусть выйдет
на улицу» — я говорю «представляю се
бе… нет, мы домашние…» — друг говор
ит «ну, да, мы в ответе за тех, кого пр
иручили?» — чуть с
насмешкой (не
лжёт, знает (неточно), что я не могу жить
с ним, потому что коту у него бу
дет плохо), и я не лгу, когда приблизительно пон
имаю (не лгу себе), что это конец
дружбы с моим другом; желаю ему
сил и удач, он передаёт привет моем
у отцу, и мы прощаемся; мне спок
ойно не лгать, даже не «жаль» и не «гр
устно», только хочется курить и спать,
и мой друг знает это;
ему, очевидно, хочется того
же. Мы друзья.
30окт.14; в 7 утра, когда убирала за
котом (он сделал все «дела») — абсол
ютно чистоненет чистое небо, рассвет; к
половине одиннадцатого поднимают
ся с Юго-Востока в зенит, не достигая его, тонкие
горизонтальные полоски облак; солн
це белое и яркое, такое яркое, что, конечно, больно см
отреть; а небо бледное.
Но к 11-ти «тонкие полоски» станов
ятся широким слоем (полупрозрачн
ым) очень маленьких сплошь облач
ных образований, идущих фронтом, и закры
вают солнце; эти комочки — серо-
фиолетовые, меж ними, по краю кажд
ого — светлое золото, даже, скотреенет скорее, сер
ебро, я пытаюсь «вернуться» к другу
моему, но у меня совсем нет сил,
и я даже не рисую, просто пью
чай
рисовать, сейчас, значило бы солгать,
то есть сказать что-то точно и
определённо и твёрдо
они точно знают, который
час, значит, они лгут;
день светлый, сирень на картинке в ежедневнике,
плюс 7, кот греется у батареи унет центр
ального отопления;
неравномерное (5)
30окт.14; к половине 17-ого — к зака
ту — на Юго-Востоке серо-розовое облако
на полгоризонта над невысокими кр
ышами, — растянутое с Востока на Ю
г, тонкое и совершенно гладкое
снизу (то, что я вижу); в зените
бледный серо-голубой воздух; без друга мо
его — нет никакой цели, так — бо
лее неточно и, наверное, так —
меньше лжи; и меньше вре
мени, о котором
лгать, и больше
времени, которое
не лжёт о себе
…памятник Бродскому на Садов
ом, чуть смешной, в темноте, зап
омнилось дерево рядом, — ветви
голые подсвечены зелёным и бор
довым; парень, крупный, в рясе
чёрной с капюшоном, подпоясан
ной верёвкой, на скейте, с друзьями на ск
ейтах вокрушнет вокруг памятника, холод
ный ветер ве́чера
перед этим — художник, чья выстав
ка (уверенная, красивая выставка), — руко
пожатие (давно знакомы), он всё с
кем-то (с девушками) говорит, я быст
ро делаю несколько кадров с ним (от
ошлю ему завтра-послезавтра) и
убегаю. Потом — вечером, ночью, — теп
ло телу с головы до ног, физическа
я усталость чуть и чувствую с удо
вольствием сердцебиение, хорошо,
31окт.14; густая высокая мгла равномерная в не
бе; солнце сквозь неё как мягкая
белая монета (расплавленная) к
половине 10-ого; к 10-ти солнце
исчезает, а мгла, в свою
очередь, чуть светлеет и ст
ановится облачным ровным небом;
сегодня — две миниатюры, а не одна, как
было последние дни
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Периоды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других