Кун-цзы, известный всему миру как Конфуций, – философ, мыслитель и видный представитель книжников-ши, внесший огромный вклад в развитие китайского общества. Учение Конфуция повлияло на образование, сделав его доступным не только для аристократии, но и для простого народа. Переосмыслив события прошлого, он сумел проявить себя в политике и многое сделал для перехода общества от рабовладельческого к феодальному, заложив основы новой системы управления. В своей книге Ли Чанчжи рассказывает о том, каким человеком был Конфуций, в какое время он жил, и что повлияло на становление его учения. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конфуций. История жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Через тернии к звездам
Конфуций постепенно взрослел.
Благодаря жизни, проведенной в бедности, а также унаследованному от отца хорошему телосложению, Конфуций был силен и полон здоровья, а потому смог легко перенести все невзгоды.
Конфуций был целеустремленным юношей. Он говорил о себе, что уже в пятнадцать лет он устремился к изучению разных знаний и умений [2, с. 40].
В возрасте семнадцати лет Конфуций пережил смерть матери. Согласно обычаям того времени отец и мать должны быть похоронены вместе, но Конфуций не знал, где находится могила отца, и временно захоронил мать у перекрестка дорог Уфу («пяти отцов»). Если бы сегодня в Пекине была улица с таким названием, то, вероятно, она называлась бы «Улао хутун» («Хутун[20] Пяти старейшин»).
Где похоронен отец, Конфуцию показала мать человека по имени Вань-фу. Она сказала: «Я знаю, где похоронен твой отец. Это место называется Фан». Она имела в виду гору Фаншань, которая располагается на востоке современного уезда Цюйфу провинции Шаньдун. Узнав, где находится могила отца, Конфуций перезахоронил мать вместе с ним.
Конфуций хоть и был молод, но был осмотрителен и имел большой опыт человеческих взаимоотношений. Уже чувствуя в себе некоторые способности, он мечтал улучить момент, чтобы проявить себя. Однажды знатный луский род Цзи устроил пир для знаменитых людей, на который пришел семнадцатилетний, еще не снявший траур по матери, Конфуций[21]. Но привратник дома Цзи Ян Ху резко сказал ему: «Глава клана Цзи, созывая на трапезу видных мужей, не станет приглашать Вас» [3, с. 126]. Конфуций был вынужден уйти[22].
Однако этот афронт лишь заставил его еще больше укрепиться в своем намерении.
Через три — четыре года, в продолжение которых его нравственное воспитание продолжалось, а таланты совершенствовались, Конфуций, будучи еще молодым человеком, уже приобрел определенную известность. Из сочинения «Домашние беседы Конфуция» известно, что в девятнадцать лет он женился, а когда в двадцать у него родился сын, сам правитель Лу Чжао-гун прислал ему по этому случаю карпа. В память об этом событии Конфуций назвал своего сына Ли (что означает «карп»), и дал прозвище Боюй — «старшая рыба». Это был первый сын Конфуция, и, к сожалению, единственный.
Благодаря прилежной учебе Конфуций стал человеком обширных познаний. Однажды кто-то сказал: «Велик Конфуций! Однако при такой необъятной учености ни в чем не прославился». Услышав это, Конфуций скромно ответил: «Чем же мне заняться? Может заняться управлением колесницей?» [2, с. 170] В то время считалось, что всякий всесторонне развитой человек должен овладеть шестью навыками: знание ритуала, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, знание иероглифов и счет. Управление колесницей считалось низшим из этих шести навыков, поэтому скромный Конфуций и упомянул только этот навык.
Позднее Конфуций скажет своим ученикам: «Я не был призван на службу, поэтому освоил многие искусства» [2, с. 174].
В возрасте 26 или 27 лет Конфуций дважды получал должности мелкого чиновника. Должности эти предполагали не административную, а вполне конкретную работу. В первый раз Конфуций служил смотрителем скотного двора. Про это он говорил так: «От меня только требуется, чтобы коровы и овцы были жирны, крепки и размножались». И действительно, разводимый им скот был откормленным. Также он служил распорядителем амбаров — вел бухгалтерский учет. Он говорил: «От меня только требуется, чтобы счета были верны» [5, с. 347]. И действительно, проблем с подсчетом, когда им занимался Конфуций, не было. Такова была его реальная работа — то, за что он нес ответственность.
В 522 году, когда Конфуцию исполнилось тридцать лет, умер сановник Цзы Чань, более двадцати лет находившийся у власти в царстве Чжэн. Он был человеком, который сумел не только стабилизировать внутреннюю ситуацию, но и добиться дипломатических побед для своего царства, расположенного между княжествами Цзинь и Чу. Он был прекрасно образован, хорошо разбирался в стихах, был мастером отбирать талантливых людей. Верша государственные дела, он, как правило, сначала советовался с Гуньсунь Хуэем, который был сведущ в обстановке всех царств. Затем рассматривал вопрос, прогуливаясь в окрестностях города с Би Чэнем, мастером составления планов. Кроме того, он интересовался мнением простого народа, а затем просил искусного в оценке Фэн Цзяньцзы принять решение. Дипломатические же вопросы он поручал решать опытному в этих делах Ю Цзи. Благодаря такой осмотрительности Цзы Чань редко терпел неудачи в политике. Из текста «Цзо-чжуань» («6-й год правления Чжао-гуна») известно, что в 536 году до н. э., когда Конфуцию было 16 лет, в царстве Чжэн отлили медный треножник с текстом Уголовных уложений[23]. В Китае это был первый официально принятый закон. Таков был вклад Цзы Чаня в историю законотворчества.
Согласно записи в «Цзо-чжуань» («30-й год правления Сян-гуна») в самом начале правления Цзы Чаня в царстве Чжэн была широко известна такая песня:
Он выдвинул идею экономии,
Выдвинул идею бережливости:
У людей есть хорошая одежда,
Но нет возможности ее носить.
Он привел в порядок военные дела,
Для запасов одежду отнял,
На пятидворки разбил поля,
Кто пойдет убивать Цзы Чаня,
Возьмите с собой меня!
Но спустя три года, согласно той же главе «Цзо-чжуань», была популярна уже совсем другая песня:
Цзы Чань!
Детей он наших наставляет!
Цзы Чань!
Лелеет наши пашни и поля!
Когда же смерть его настигнет,
Кто ж унаследует его дела?
Когда Цзы Чань умер, его оплакивал весь народ царства Чжэн. Услышав эту весть, скорбел и Конфуций. Он восхищался любовью, с которой Цзы Чань относился к людям[24]. Цзы Чань отличался прогрессивным мышлением. Согласно «Цзо-чжуань» («18-й год правления Чжао-гуна») когда в царстве Чжэн случился пожар, то люди стали молиться духам. Лишь Цзы Чань сказал: «Путь Неба неясен, путь человека близок. Мы [должны] обращаться к людям, а не говорить с Небом». Там же («19-й год правления Чжао-гуна») есть и другая запись: когда случился потоп, люди считали, что это проделки Царя дракона. Однако Цзы Чань сказал: «Мы не доискиваемся дракона, и дракон не доискивается нас». Столь здравые суждения заставляли простых людей того времени думать самостоятельно и в конечном счете становились стимулом общественного развития. Бесспорно, некоторые идеи Конфуция подверглись влиянию таких воззрений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конфуций. История жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
20
Хутуны — узкие улочки, появившиеся при династии Юань (1271–1368 гг.). Сохранились в Пекине и некоторых старых городах Китая. — Примеч. ред.
21
В «Исторических записках» в главе «Наследственный дом Кун-цзы — Конфуция» сказано: «Конфуций еще носил белый пояс» (要经). Белый пояс — это траурная одежда из конопли. Однако некоторые полагают, что под иероглифами 要经 имеется виду, что Конфуций носил на поясе книги (经 — одно из значений «канон, книга». — Примеч. пер.), выражая свое увлечение учебой. Но такая версия кажется очень натянутой.
22
Согласно «Историческим запискам» (Т. 6. С. 126) Конфуций решил пойти на «трапезу видных мужей», которых собирал клан Цзи, но его отговорили от этой идеи: он носил «белый пояс» в знак траура по матери. По традиции того времени те, кто носит трехлетний траур, не могут пить вино, есть мясо и трапезничать с людьми. — Примеч. пер.