Конфуций. История жизни

Ли Чанчжи, 2021

Кун-цзы, известный всему миру как Конфуций, – философ, мыслитель и видный представитель книжников-ши, внесший огромный вклад в развитие китайского общества. Учение Конфуция повлияло на образование, сделав его доступным не только для аристократии, но и для простого народа. Переосмыслив события прошлого, он сумел проявить себя в политике и многое сделал для перехода общества от рабовладельческого к феодальному, заложив основы новой системы управления. В своей книге Ли Чанчжи рассказывает о том, каким человеком был Конфуций, в какое время он жил, и что повлияло на становление его учения. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Учись так, как будто не успеешь обрести, и так, как будто боишься утратить.

© Ли Шу, 2021

© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2021

Все права защищены.

Конфуций

(551–479 гг. до н. э.)

Пролог

Около двух с половиной тысяч лет назад, приблизительно в VI веке до н. э., в разных точках мира появились несколько блистательных культур, представленных выдающимися учеными и философами. В Греции это были математик и предтеча будущей европейской науки Фалес (приблизительно 624–547 гг. до н. э.) [1, с. 499] и родоначальник диалектического метода Гераклит (приблизительно 540–480 гг. до н. э.) [1, с. 86], в Индии — основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительная дата рождения — 550 г. до н. э.), а в Китае — Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Одновременно с Конфуцием здесь появились такие выдающиеся личности, как принц и большой эрудит Цзи-чжа, политики Янь Ин и Цзы Чань, философ Лао-цзы, историки И-сян и Цзо Цюмин, военные мыслители У Цзысюй и Сунь У (Сунь-цзы).

Дата рождения Конфуция приходится приблизительно на середину эпохи, вошедшей в историю под названием «Период Весен и Осеней» (Чуньцю, 770–476 гг. до н. э.). Это было время экономического и технологического подъема, когда в Китае относительно высокого уровня достигло, к примеру, искусство выплавки железа. Подтверждением этого может служить железный треножник, отлитый в царстве Цзинь[1] в 513 году до н. э. Обычные орудия производства — сельскохозяйственные и ремесленные инструменты — тоже изготавливались из железа. Такие усовершенствования оказали серьезное влияние на развитие земледелия и ремесел. Открылись возможности осваивать леса и обширные территории в среднем и нижнем течении Хуанхэ. В ремесленном производстве постепенно происходила отраслевая специализация. На основе таких изменений в сельском хозяйстве и ремесле активно развивалась и торговля. Например, ученик Конфуция Дуаньму Цы (прозвище Цзы-гун) и Фань Ли, служивший военачальником в царстве Юэ[2], разбогатели, занимаясь торговлей. Вслед за быстрым социально-экономическом развитием большие изменения произошли и в структуре общества. Такие перемены знаменовали собой переход от рабовладельческого строя к феодальному.

В VI веке до н. э. на обширных территориях Центральной Равнины и бассейнов рек Хуанхэ и Ханьшуй, а также озера Тайху раскинулось огромное количество больших и малых вассальных царств. Номинально они подчинялись чжоускому Сыну Неба[3], но в действительности это были независимые или полузависимые государственные образования. На волне социально-экономического подъема знать в лице вассальных князей, сановников цинов и дафу[4] в междоусобной борьбе за земли и рабов непрерывно вели завоевательные войны. В результате этой борьбы гибли целые царства, приходило в упадок огромное количество знатных кланов и возвышались люди, которые доселе не имели никакого отношения к аристократии. Пришедшие в упадок знатные кланы, низшие слои аристократии и эти недавно возвысившиеся люди составили новую социальную прослойку — ученых книжников (ши, 士). В постоянных войнах эти книжники пытались улучить удобный момент проявить свои таланты в военных делах и дипломатических отношениях. Они сыграли огромную роль в процессе перехода китайского общества того времени от рабовладельческого строя к феодальному. Первым и главным представителем этой прослойки книжников-ши как раз и был Конфуций.

Прежняя культура была монополизирована аристократами, но с резкими общественными изменениями и с появлением нового типа классовых отношений их монополия пошатнулась. Связующим звеном в таких переменах стала старая, пребывающая в упадке знать и низшая аристократия. Они отвечали насущным потребностям людей того времени в культуре и обучении, науке и практических познаниях. Эти люди создали новую систему образования, включающую частное обучение и предполагавшую популяризацию культуры. В таких социальных условиях и появился выдающийся Учитель — Конфуций.

Безусловно, Конфуций был не только учителем, но и мыслителем, основателем конфуцианства. Он создал пусть и не всестороннюю и детальную, но довольно целостную систему философских и политических взглядов, в которой самой яркой стала идея «человеколюбия». Человеколюбие — это прежде всего просто «любовь к людям». Это рефлексия на социальную реальность того времени, отражение подъема простых людей, порожденного постепенным разложением и кризисом рабовладельческого строя. В первую очередь, Конфуций популяризовал культуру и знания среди простых людей. Именно это и было конкретным проявлением новой общественной реальности и общего духа гуманности, отражавшего эту реальность. Такова положительная сторона учения Конфуция. Однако он полагал, что человеколюбие должно быть ограничено ритуалом, что посредством ритуалов должно осуществляться все — и воспитание, и управление страной. Другими словами, Конфуций выступал за то, чтобы отношения между людьми строились по четко установленным правилам согласно их классовой принадлежности. Он говорил: «Правитель должен быть правителем, поданный — поданным, отец — отцом, сын — сыном» [2, с. 242]. Поэтому его идея о человеколюбии омрачается идеей о строгом разделении на классы. С этой точки зрения Конфуций не смог полностью преодолеть старые идеологические стандарты и сломать исторические рамки того переходного состояния, в котором все еще пребывало общество. Схожая ситуация обнаруживается и в отношении его политических взглядов. Конфуций выражал недовольство междоусобной борьбой владетельных князей и сановников того времени и выступал за мирное объединение Поднебесной. Это соответствовало как надеждам людей, так и историческим требованиям большого феодального государства, которым впоследствии и стал Китай. Однако единство, о котором говорил Конфуций, напоминало то, что уже было когда-то в начале эпохи Западная Чжоу[5] — единство под управлением старой аристократии во главе с чжоуским Сыном Неба. Пусть и включая элемент новизны, эта идея все же противоречила действительности социальных изменений. Это было тем препятствием, с которым Конфуций не мог не столкнуться, и это же стало основной причиной того, что его политическая деятельность потерпела неудачу. Прогресс и регресс, реформы и компромиссы — в своих идеях Конфуций это все совмещал.

Несмотря на это, Конфуций выдвинул понятие «человеколюбия» и насаждал грамотность, тем самым внеся огромный вклад в просвещение людей, поэтому положительная сторона его учения все же остается главной. Конфуций стал первым и важнейшим проводником в мир китайской культуры, уходящей корнями в глубокое прошлое.

Примечания

1

Цзинь (晋 国) — одно из наиболее могущественных государств периода Весен и Осеней. Располагалось преимущественно на территории современной провинции Шаньси. — Примеч. ред.

2

Юэ (越 国) — одно из древнекитайских царств, находившееся на территории современной провинции Чжэцзян. — Примеч. ред.

3

«Сын Неба» (тяньцзы, 天子) — титул верховного правителя, начиная с эпохи Чжоу (1045–221 гг. до н. э.) подчеркивавший связь между земным государем, правителем Поднебесной и небесным божеством. — Примеч. ред.

4

Цин (卿) — высший сановник; дафу (大夫) — сановник. — Примеч. ред.

5

Время правления династии Западная Чжоу — 1045–771 гг. до н. э. — здесь и далее, если не указано иное — Примеч. авт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я