Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1

О. В. Леонтьев, 2009

Целью учебника является формирование теоретических знаний у студентов медицинских и фармацевтических вузов при дальнейшем осуществлении ими медицинской практики и фармацевтической деятельности. Учебник написан, исходя из требований Государственных образовательных стандартов, а также опыта практической деятельности врача. Освещает основные принципы российского и международного права, законодательства России в области здравоохранения, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; права, обязанности, проблемы социально-правовой защищенности и ответственности медицинских работников; способы обеспечения законности, дисциплины и правопорядка в учреждениях, формы и методы предупреждения и искоренения нарушений. Основные материалы и выводы учебника могут использоваться в качестве лекционного материала не только при изучении основ права, но и других циклов медицинской направленности. Учебник предназначен для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Государство и право. их роль в жизни общества

2.1. Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Право — в наиболее простом его определении — есть система регуляции общественных отношений с целью установления режима правопорядка. Однако данное определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

В юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. Множество определений зависит от того, какую из концепций права принять за основу.

Позитивистская концепция возникновения права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанных римским правом понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон. Божественная сила в этой системе правопонимания отсутствует. При таком подходе нормы права рождаются в самом гражданском обществе в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания правовых норм, способы взаимодействия и подавления. Для большей объективности в определении права необходимо включить естественно-исторический характер его происхождения, способность быть мерилом поведения свободных и равных субъектов, а также такие свойства права, как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей и гарантии реализации права, вплоть до вмешательства со стороны государства. Благодаря работам юристов Древнего Рима в юридическую практику вошло разграничение права на публичное, то есть обращенное к статусу государства, и частное, то есть относящееся к статусу отдельных лиц.

Уходя своими корнями в социальные отношения, право конкретно и реально всегда выражает волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. В юридической науке выделяются следующие основные признаки права:

— право — это система норм и правил поведения, которая складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Ими являются нормы права или правила поведения. Данная система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных функций и достижение единых целей;

— право — это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные на то органы;

— право всегда выражает государственную волю (воплощенную в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации) как основу права;

— право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство;

— право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Специфическим принципом права, отличающим его от других социальных регуляторов (в соответствии с историко-материалистической концепцией), является принцип формального равенства, так как всеобщность права как равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально равными, независимыми друг от друга субъектами.

Решение проблемы соотношения права и закона находится в прямой зависимости от того, как решается вопрос о соотношении таких институтов, как право и государство. В этой ситуации присутствуют два различных взгляда. Первый определяет, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, что провозглашает государство через свое законодательство, — это и есть право. Такая теория определяется как позитивистская и ориентирована на социологическое понятие государства (Четвернин В. А., 1993).

Отождествляя право и закон (следовательно, право и государство), право представляется как совокупность изданных государством норм, обеспеченных принудительной силой государства. Например, марксистско-ленинская доктрина с классовым подходом к анализу всех общественных явлений определяет: «право — совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства» (Спиридонов Л. И., 1999). Приведенное определение, сформулированное А. Я. Вышинским на I совещании по вопросам советского государства и права в 1938 г., послужило теоретической основой большей части распространенных в советский период определений права, базирующихся на тезисах ленинской трактовки соотношения права, закона и государства. Понятие «право» Ленин ставил в абсолютную зависимость от понятия «власть»: по его убеждению, пролетариат после 1917 г. мог позволить себе любую «юридическую возможность», оправданную «фактическим переходом власти» в его руки. В 1906 г. В. И. Ленин определил форму власти, к которой стремились большевики (диктатуру пролетариата), как «неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть» (Ленин В. И., 1966). То есть марксистско-ленинский тезис о социально-экономической детерминированности права способен оправдать любой произвол.

Другой подход к разрешению проблемы соотношения государства и права основан на том, что право как регулятор общественных отношений считается «относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, исторически и социально обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях» (Четвернин В. А., 1993; Нерсесянц В. С., 1983). Такая трактовка относится к непозитивистскому типу правопонимания. Государство — «это не голая монополия силы и не просто наиболее эффективная организация власти на данной территории». Государство — это организация публичной власти, «производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества, от отношений свободного эквивалентного обмена, в которые вступают формально равные, независимые друг от друга индивиды. Это организация власти, вырастающая над гражданским обществом и в соответствии со своим естественно-историческим назначением обслуживающая потребности саморазвивающегося гражданского общества и так или иначе ему подконтрольная» (Четвернин В. А., 1993).

При таком подходе государство и право признаются институтами не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу, но и в равной степени производными от объективно существующих отношений и условий, складывающихся в рамках конкретного гражданского общества.

Право при этом определяется как форма выражения свободы в общественных отношениях, «как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (Нерсесянц В. С., 1983).

В работах С. А. Емельянова право определяется как социальный институт, «претендующий на всеобщность и общеобязательность, социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды» (Емельянов С. А., 1992).

Государство при таком подходе не рассматривается в качестве творца права, а само представляется повсеместно связанным правом, ограниченным в своих действиях. Оно воспринимается как институт, который в результате своей законотворческой деятельности формулирует право, исходя из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.

Государство является фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования.

Исследуем соотношение государства и права в реальной жизни общества.

Общие черты государства и права:

— возникли в результате одних причин;

— друг без друга не существуют;

— имеют общую экономическую базу;

— одинаковый уровень правовой культуры, отражающий национально-политические особенности конкретного народа;

— едины по своей социальной сущности.

Различие заключается в том, что государство — это орган ведущей политической партии, а право — производная от взаимоотношений государства и общества.

Роль государства как правообразующего фактора заключается в осуществлении правотворческой деятельности.

Направления, характеризующие организующую роль права в отношении к государству, могут быть представлены следующим образом.

1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь и граждане воздействуют на государство с помощью права.

2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.

3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.

5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

6. Право выступает в современных условиях языком общения государства с другими государствами, мировым сообществом в целом.

7. Право является основным средством легитимации государственного принуждения и определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Таким образом, государство не может существовать и функционировать вне права. Концепция правового государства исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается закономерность, которая может быть определена следующим образом: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Исходя из современных воззрений, право может быть определено как нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественно значимых отношений между свободными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения.

2.2. Источники и система права

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта объективизация правовой нормы обозначается термином «источник права». Под правовой нормой понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный акт государственных органов (закон и др.), судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы (табл. 1.)

Таблица 1. Источники права

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) — это нормативно-правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон (равно как и другие нормативно-правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Именно закону присущи правовые нормы наиболее широкого диапазона действия. К ним можно отнести: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-стимулы, нормы-дефиниции (определения), общережимные нормы, нормы-запреты (санкции), технико-экономические нормы и т. п. Правильный подбор и сочетание норм закона — важнейшая проблема успешного развития и функционирования правовой системы государства.

Как уже отмечалось, главное в законах, кроме их всеобщности, — это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций (Седугин П. М., 1991). Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Различают следующие виды нормативно-правовых актов.

Законы — это правовые акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.

Законы должны обладать следующими признаками:

— издание законов входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти;

— законы регулируют важные, устойчивые общественные отношения;

— в законе содержатся юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы;

— закон обладает высшей юридической силой;

— закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.

Выделяют законы: конституционные, принятые парламентом государства; они определяют основные вопросы жизни государства, выражают общую государственную форму, обладают высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет Конституция РФ: это законы о порядке деятельности правительственных органов, судебной системе, о порядке деятельности Конституционного суда и т. д. Федеральные (субъектов Федерации) законы принимаются на основе и для исполнения Конституции и составляют текущее законодательство, регулирующее различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.

Наряду с законами в иерархии правовых норм присутствуют и другие нормативно-правовые акты:

— указы Президента;

— постановления и распоряжения Правительства;

— приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств;

— постановления правительства субъектов Федерации;

— распоряжения мэров и губернаторов;

— акты органов местного самоуправления.

Нормативные акты государственных органов и компетентных должностных лиц издаются во исполнение законов и на них основаны.

2.3. Правовые системы

Исследование сущности права и его роли в жизни общества требует всестороннего изучения правовых явлений во всем их многообразии. При этом одной из самых обширных сфер проявления права является его взаимодействие с такими институтами, как общество и государство. Выражение этого взаимодействия осуществляется через «правовые системы».

Понятие «правовой системы» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты и стороны правового феномена (Загрядский Г. В., 1995), и представляет собой совокупную связь права, правосознания и правореализации; используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

У каждого государства своя правовая система, которая имеет как общие с правовыми системами других государств черты, так и отличия от них, т. е. специфические особенности.

Разные авторы выделяют в своих исследованиях различные элементы правовых систем, из которых следует, что структура правовой системы характеризуется тремя основными группами правовых явлений: юридическими нормами, принципами и институтами (нормативная сторона); совокупностью правовых учреждений (организационная сторона); совокупностью правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовой культурой.

Возникновение и эволюция правовой системы того или иного государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная жизнь общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. Большое влияние на правовую систему оказывают политика и в целом политическая культура общества. Так, например, правовые системы Древнего Рима, Китая, Индии, Египта были органически связаны с религией; морально-этические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Тем не менее эволюция правовых систем различных государств имеет свои закономерности. К ним относятся: усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизационных факторов; преемственность в развитии правовых систем, вследствие которой традиционные правовые ценности того или иного государства взаимодействуют с новыми, воспринятыми от других или другой правовой системы; общий прогресс правовых систем отдельных обществ и государств (Попков В. Д., 1996).

Эволюция правовых систем современности обусловлена развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, обменных взаимосвязей. В результате общих интеграционных процессов различные государства, выступающие во всем многообразии их правовых систем, проявляют тенденцию к сближению правовых основ общества, к единству законодательства и модели правоприменительной деятельности прежде всего в таких общезначимых сферах, как охрана окружающей среды, защита прав и свобод личности и т. п.

По сходству, единству элементов правовые системы различных государств принято объединять в группы — «правовые семьи». В качестве объединяющего признака при таких группировках принимаются во внимание источники права, частное или публичное право, другие юридические качества. Существует способ объединения правовых систем в группы на основе анализа того типа общества, к воплощению которого стремится то или иное государство на основе действующей в нем правовой системы.

Романо-германская правовая семья

Основным признаком романо-германской правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Она объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества и существует на европейской территории в странах латинской (Италия, Испания, Португалия) и романо-германской (Франция, Германия, Швеция) языковых групп. Кроме того, к этой правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, Латинской Америки, значительной части Африки, стран Ближнего Востока. Во многих странах — например, в Японии — отчетливо наблюдается влияние этой правовой семьи.

Для правовой семьи этого вида характерен взгляд на право и его взаимосвязь с моралью как на требование должного, а также оптимальная обобщенность норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Государства этой правовой семьи имеют хорошо разработанное законодательство, причем если на протяжении долгого времени в прошлом в них господствовала правовая доктрина, то в настоящее время основным источником права признается закон. Ограниченная роль среди источников права принадлежит обычаю. В определенной степени в качестве источника права признается значение судебной практики, которая в странах этой системы достаточно хорошо развита. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я