Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1

О. В. Леонтьев, 2009

Целью учебника является формирование теоретических знаний у студентов медицинских и фармацевтических вузов при дальнейшем осуществлении ими медицинской практики и фармацевтической деятельности. Учебник написан, исходя из требований Государственных образовательных стандартов, а также опыта практической деятельности врача. Освещает основные принципы российского и международного права, законодательства России в области здравоохранения, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; права, обязанности, проблемы социально-правовой защищенности и ответственности медицинских работников; способы обеспечения законности, дисциплины и правопорядка в учреждениях, формы и методы предупреждения и искоренения нарушений. Основные материалы и выводы учебника могут использоваться в качестве лекционного материала не только при изучении основ права, но и других циклов медицинской направленности. Учебник предназначен для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Медицинское право, биоэтика и деонтология — важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан

На протяжении всей истории человечества представления людей об основных жизненных ценностях менялись много раз, но весь тысячелетний опыт говорит о тех вечных нравственных и философских постулатах, которые не зависят ни от географического расположения страны, ни от национальной или социальной принадлежности ее граждан, ни от экономического или политического строя. Эти ценности — общечеловеческие. Главной идеей российской медицины и медицинской науки всегда являлось осмысление, развитие и донесение до общества высоких гуманистических идей служения человеку, идей, основанных на безусловном признании человеческой жизни основной ценностью на Земле. Нет ничего более дорогого, чем жизнь. Медицина — это прежде всего человековедение. «Медицина есть энциклопедия жизни… — говорил в 1928 году известный хирург профессор В. Л. Боголюбов. — Кто же, как не врач, видит рождение, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, боль, страдания и радости, все величие и всю ничтожность человеческой души, и все это — в новых формах и проявлениях?!»

Врач обладает огромной властью над людьми, которой надлежит пользоваться мудро, ответственно и человечно, всегда помня пророческие слова А. Моруа: «Завтра, как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность… И жизнь врача останется такой же, как сегодня, — трудной, тревожной, героической и возвышенной».

Медицинских работников совершенно справедливо относят к группе высокого риска самых разнообразных заболеваний из-за частой необходимости действовать в неожиданных ситуациях, постоянно владеть своими эмоциями, обязанности принимать ответственные решения, от которых нередко зависит жизнь человека. Врачи умирают от ишемической болезни сердца в 2 раза чаще, чем люди других специальностей, занятые умственным трудом. Особенно велика смертность среди хирургов: считают, что после 50 лет свыше половины хирургов умирают от инфаркта миокарда или сосудистых поражений мозга. Американские исследователи пришли к выводу, что, если бы удалось продлить жизнь каждого врача даже на один год, то это было бы равносильно увеличению численности врачей примерно на 7 тысяч.

Еще в XVII столетии по предложению знаменитого врача, бургомистра города Амстердама Николааса ван Тульпа эмблемой медиков стала горящая свеча, внутренним смыслом которой были слова «Светя другим, сгораю сам…»

Хотя большинство государств мирового сообщества начертало на своем знамени гордый лозунг «Человек — суть и цель нашей жизни», миллионы людей, оказавшись вовлеченными в орбиту больших и малых, но одинаково несущих зло войн, испытывают лишения и издевательства, расстаются с этим миром как с юдолью страданий, так и не осознав истоков своей гибели. Противоборствующие вооруженные стороны, пытаясь силой оружия защитить свои корыстные политические, национальные и конфессиональные интересы, в ожесточении забыли правила цивилизованного ведения военных действий и часто грубо попирают принципы Женевских конвенций.

Человеческая и профессиональная обязанность врача, любого медицинского работника — беспрекословная и основанная на должной квалификации готовность всеми силами оказывать медицинскую помощь всем раненым и пострадавшим.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров в своем «Слове о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» говорил: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе робких и смелых, милосердие… бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; вежливую важность с высшими; разговор только о нужном и полезном; скромность и стыдливость… умеренность в пище, ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных и слышанных семейных беспорядках; обуздание языка в состязаниях, по какому бы то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия; целомудрие — словом, мудрость».

В 1962 г. И. В. Давыдовский писал: «Современная медицина все еще вращается по преимуществу в сфере единичного (индивидуального) и частного (нозологического). Но достаточно полное знание придет только при раскрытии общих, т. е. принципиальных, закономерностей, как правило, выходящих за пределы человека в мир, его окружающий. Но здесь уже главенствуют не каноны и инструкции деятелей медицины, а непреложные законы жизни».

Воззрения великих мыслителей и врачей привели к формированию научных теорий, связанных с этико-правовыми отношениями при осуществлении медицинской деятельности.

Деонтология — наука, посвященная проблемам морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Д. Бентамом в книге «Деонтология, или наука о морали». В основу учения положено определение так называемого принципа пользы, согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В дальнейшем наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга как внутреннего переживания принуждения, задающегося этическими ценностями. Нас она интересует с позиций изучения правил и норм взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Главным вопросом деонтологии является сохранение нравственности при оказании медицинской помощи, проблема эвтаназии и др.

Биоэтика — наука о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии, систематическое исследование нравственных параметров (включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п.) достижений биологических и медицинских наук. Термин был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером и относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. Наука оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

В настоящее время возрос интерес к правовым, социально-экономическим, морально-этическим проблемам в процессе осуществления деятельности по охране здоровья человека. Прогресс развития общества ставит новые проблемы взаимодействия правовой и биоэтической составляющих медицинской деятельности. В первую очередь это касается вопросов онкологии, эвтаназии, трансплантации органов и тканей человека, генной инженерии, биомедицинских исследований с участием людей и животных. Основные биоэтические принципы нередко вступают в противоречие с экономическими реалиями и правовыми нормами современной России. В век бурного научно-технического прогресса в области медицины появились новые медицинские технологии, что привело к формированию мощных средств воздействия на физиологические и психологические процессы человека, расширению возможностей медицины по лечению болезней, ранее считавшихся неизлечимыми.

В настоящее время остро стоит проблема правового и биоэтического регулирования клинико-экспериментальных исследований, проводимых с участием людей и животных. Данные эксперименты должны особо контролироваться как со стороны этических комитетов, так и со стороны правоохранительных органов.

В соответствии с Конвенцией о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины от 1996 г. государства должны защищать достоинство и индивидуальную биологическую целостность каждого человека, гарантировать всем людям соблюдение прав и свобод. За гражданами закрепляется принцип равной доступности медицинской помощи надлежащего уровня. Человек должен быть проинформирован о целях медицинского вмешательства, о его возможных последствиях и связанном с ним риске. В случае невозможности получения согласия у пациента вмешательство должно осуществляться исключительно в непосредственных интересах данного лица. Если пациент не достиг возраста совершеннолетия или недееспособен, то медицинское вмешательство должно осуществляться только с разрешения законного представителя такого лица или органа власти, определенного законом. Особо законодательством выделяется защита лиц, страдающих психическими расстройствами.

Разрешается вмешательство в геном человека только в профилактических, терапевтических или диагностических целях.

В отношении свободного распространения информации на сегодняшний день имеются следующие взгляды. Хранящиеся в медицинских архивах сведения о пациентах не могут быть использованы для «самоуправного или беззаконного вмешательства в частную и семейную жизнь», запрещенного статьей 17 (1) и (2) Пакта о гражданских и политических правах и статьей 8 Европейской конвенции о правах человека. Различные документы по вопросам этики предусматривают ограничения только по отношению к введенным персонализированным сведениям и не препятствуют использованию данных, при соблюдении определенных предосторожностей, в научных и статистических целях: чисто статистические данные, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать больных, обязательно должны быть отделены от данных медицинского характера, содержащих, например, сведения о диагнозах и способах лечения, которые должны оставаться анонимными.

Религиозная мораль также содержит принципы, касающиеся врачебной тайны. Католическая церковь определяет, что можно считать себя свободным от моральной обязанности соблюдать тайну, если данные не касаются фамилий больных, а содержат научную информацию, открытое и своевременное распространение которой может помочь ученым эффективнее способствовать общему благу. Протестантская церковь исходит из положения о том, что свобода информации зависит от гласности и от равных возможностей коммуникации, которые составляют основу здоровья, культуры и цивилизации. Вместе с тем само собой разумеется, что эта свобода, как и любая другая, кончается там, где начинается свобода и уважение других. Иудейская религия определяет, что следует использовать все, что может способствовать углублению знаний в интересах улучшения медицинской помощи. Но профессиональная тайна должна соблюдаться, несмотря на необходимость способствовать свободному распространению информации. Банки данных могут представлять сведения общего, но не личного характера.

Право больного на частную жизнь и информацию включает в себя уважительное отношение к сведениям, составляющим врачебную тайну, и неразглашение их, а также предоставление больному сведений о его здоровье.

Отдельно стоит проблема этико-правового взаимодействия общества и больных СПИДом. Наряду с проблемами медицинского характера, больные СПИДом сталкиваются с большими трудностями в социальной, морально-этической и правовой сферах жизнедеятельности. Нерешенность вопросов социальной и психологической реабилитации приводит к осознанию безысходности существования больных. Сформированный в обществе имидж больных СПИДом как лиц нетрадиционной половой ориентации и (или) лиц, страдающих наркоманией, вызывает соответствующее к ним отношение вплоть до дискриминационных мер (в частности, при устройстве на работу).

В настоящее время возникла необходимость принятия реальных мер по социальной реабилитации таких больных и законодательного закрепления механизмов реализации законных прав и интересов не только пациентов, но и членов их семей, а также близкого окружения.

Неблагоприятная социально-экономическая обстановка, поразившая Россию, вносит серьезную коррективу в систему охраны здоровья населения. Все эти проблемы требуют в том числе и строгого всестороннего законодательного урегулирования охраны здоровья населения.

Медицина будущего — это медицина, органично, диалектично сочетающая в себе высший синтез всех знаний о человеке, знаний биологических, социально-психологических, нравственных, эстетических, где развитие человека, его непрерывное совершенствование идет через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой органичной связи медицина клиническая и медицина профилактическая все больше будут превращаться в медицину сберегающую, медицину рациональной сдержанности, медицину нравственности, медицину права (Шевченко Ю. Л. [и др.], 2001). Только такая медицина даст человеку счастье здоровой и гармоничной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я