На пути к блаженству

Леонид Улановский

Приготовьтесь к ломке стереотипов. Автор этой книги проведет вас по лабиринтам сознания и тайникам души. Соединяя новейшие достижения передовой психологической науки Запада с бесценным опытом и жизненной мудростью Востока, он научит вас противостоять манипуляциям, поделится мастерством сохранения именно ваших личностных приоритетов. Усиление наслаждения от ощущений, создание уравновешенной жизни и углубление постижения её – такова щедрая награда вдумчивому читателю.

Оглавление

Глава 2. Чудище моих желаний

Век, в котором мы живём, кем-то уже назван веком психологии. Вероятно, это одно из многих заблуждений, так любимых человечеством. «Я сам обманываться рад», — говаривал классик. Правда, по другому поводу.

С таким же успехом наш век можно назвать Веком космоса, Веком генетики или… Но не будем лукавить, обычному человеку глубоко до… приведенные ярлыки. А вот о себе, единственном и неповторимом, хочется поговорить. Потребность у человека такая. Он полон желаниями, которые необходимо удовлетворить, иначе — депрессия, стресс; на худой конец, беспокойство.

Известно, что никто никогда не достигает конечной цели. Всегда возникают новые желания, требующие исполнения, как говорится, «здесь и сейчас». Но удовлетворение одних желаний влечёт перенапряжение от других. Жизнь начинает представляться этаким многоголовым чудищем, которое стремится сожрать нас. Зовут чудище Мои Желания. А головы не так страшны, на первый взгляд, и имеют милые имена: Суета, Пустячок, Гордость, Выгода, Удовольствие, Покой…

Когда-то давно я, ещё мальчик, спросил монаха А., своего будущего Учителя: «Чего человек желает больше всего?» Он ответил: «Человек хочет созидать и разрушать. Он творец и агрессор». Много позже от одного учёного, получившего образование на Западе, я услышал: «Желание творить порождает достойные чувства — любовь, великодушие, самоотдачу… Стремление созидать лежит в основе воспроизведения живой человеческой плоти. Агрессивность пробуждает вражду, ненависть, наслаждение жестокостью и насилием и, в конце концов, приводит к распаду человеческой плоти. Ужасно то, что по данным историков и статистиков, из каждых пяти дней существования человечества четыре дня приходится на войну».

Как жить с таким противоречивым миром внутри себя? Как бороться с многоголовым чудищем желаний? Ведь, подкармливая каждую голову, манипуляторы могут делать с нами, противоречивыми, всё, что им угодно. И ещё. Почему одни и те же события на одних влияют настолько сильно, что возникает эмоциональный срыв, а других не трогают совершенно? Я пытался отыскать ответы на эти вопросы, используя привычный разум. Но, увы, ничего не получилось. Наше восприятие, воспитанное на задачах, которые решаются исходя из законов логики, не справилось с простейшим упражнением.

Однажды монах А. спросил меня: «Допустим, что тебе приснился сон, в котором грохотали громы ужасной грозы. Можешь ли ты назвать причину возникновения такого сна?» Я, тогда уже знакомый с некоторыми теориями, уверенно ответил, что, видимо, по улице в это время проехала колонна грузовых машин, и мой перцептивный аппарат прореагировал. Тень улыбки мелькнула на лице восточного человека: «Тогда ответь мне, почему же человеку, спящему рядом с тобой, может присниться при тех же условиях, скажем, салют, фейерверк или танковая атака вместе с артиллерийской канонадой?»

Много позже я понял, что дело не во внешних обстоятельствах, а в нашей подготовленности к восприятию. Непрерывная цепь образов сновидений «живёт» по закону ассоциаций, а вовсе не на основе закона причинности. И в этой цепи могут возникать самые неожиданные, противоречащие здравому смыслу звенья. Они, тем не менее, приобретают характер связных событий. Чем богаче внутренний мир сновидящего, тем оригинальней ассоциации, тем неожиданней порождаемая сном реальность… Запах духов в спальне может заставить вас прогуляться во сне по цветущему саду. И наоборот, в этой реальности можно зайти в плавильный цех и, представив цветущий сад, почувствовать запах духов. Всё внутри нас…

Но вернёмся к многоголовому чудищу желаний. Я поинтересовался у монахов, какие головы чудища Мои Желания наиболее опасны? И они ясно изложили свои взгляды. Опасны четыре основные головы — Выгода, Удовольствие, Покой и Гордость. Но, если знаком с головами, изучил их повадки и привычки, то управлять людьми с их личными чудищами желаний довольно просто. Необходимо только определить, ЧЕМ ГОЛОВЫ КОРМИТЬ. Вот краткая информация.

Голова Выгода. Веки приопущены. Экономит во всём, даже во взгляде. Никаких усилий. Хочет и любит то, что любят и хотят все.

Голова Удовольствие. Глаза горящие, губы запекшиеся. Ей нужны эмоции, причём любые. Скука для неё равносильна смерти.

Голова Покой. Предпочитает жить без головной боли. Обычно обвязана полотенцем. На нём вышит девиз: «Никакой тревоги и беспокойства!».

Голова Гордость. Красиво сидит на шее. В восторге от «вкуса» знаменитостей. Только попробовав их, испытывает чувство собственной значимости. Любит фотографироваться с выдающимися людьми. Обожает угощение тщеславием и престижностью.

Если вы хотите повлиять на кого-либо (например, заставить пойти на уступку), решительно вступайте во взаимодействие с чудищем по имени Желания Другого и начинайте кормить его.

Голове Выгода не торопясь и доходчиво, желательно с вкусными фактами, скормите пирог «Объяснение». Его начинка — несколько кусочков ужасных последствий, если Другой не согласится на уступку.

Голове Удовольствие предложите острый соус эмоций.

Голову Покой угостите мороженым «Уважение». Содержимое — уважение к мудрости Другого, которая подсказывает ему, что надо сделать уступку.

Голова Гордость слизнёт из ваших рук самые экзотические салаты, приготовленные вами из радужных перспектив для неё лично. Перспектив, которые, в свою очередь, повлияют на престиж Другого.

Сытые головы начнут тереться о ваши ноги и преданно смотреть в глаза с единственным вопросом: «Чего хочешь, Хозяин?». Всё, судьба Другого в ваших руках.

Но будьте осторожны, потому что с вами могут проделать то же самое. Предупреждаю: «Если при разговоре думаешь, что твой собеседник — глупец, то надо быть абсолютно уверенным, что он не думает так же».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я