Разум сердца. Знание, интеллект и мудрость в суфизме

Леонид Тираспольский, 2018

В книге рассматривается вопрос о роли разума в суфизме. Широко распространены мнения о негативном отношении суфиев к знаниям и интеллекту, но такая позиция характерна преимущественно для упрощенного, «народного» суфизма. Опираясь на многочисленные суфийские источники и собственный опыт пребывания в традиции, автор показывает ограниченность подобного взгляда. Разум играет важную роль в суфизме и духовной традиции в целом, а суфийский «путь познания» является необходимым дополнением суфийского «пути любви».

Оглавление

1. Критика интеллекта

Суфии считают, что интеллект ('акл) ограничен, а книжное знание не может заменить опыт, духовное откровение и постижение сердцем. По их словам, на осле, нагруженном книгами, невозможно въехать во дворец. Подлинного, опытного знания в книгах нет, а разум не в состоянии постичь Бога. Бесплодные умствования только уводят искателя от цели. У обычного человека интеллект обслуживает прежде всего потребности нафса (эго). Джалалиддин Руми в «Маснави» говорит, что «нога у рационалиста — деревянная». О бесполезности книжного знания повествует известная притча того же автора:

Спор грамматика с кормчим

Однажды на корабль грамматик сел ученый,

И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:

«Читал ты синтаксис?» — «Нет», — кормчий отвечал.

«Полжизни жил ты зря!» — ученый муж сказал.

Обижен тяжело был кормчий тот достойный,

Но только промолчал и вид хранил спокойный.

Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,

И кормчий бледного грамматика спросил:

«Учился плавать ты?» Тот в трепете великом

Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом».

«Увы, ученый муж! — промолвил мореход.

— Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет».

(Пер. В. Державина)

Автор выдающегося трактата о любви Ахмад Газали, великие суфийские поэты Фаридаддин Аттар и Абу-ль-Маджд Махмуд Санаи — все они отрицали философский рационализм. В персидской суфийской поэзии постоянно встречается тема противостояния рассудка и любви:

Живущие рассудком —

Лишь стрелки компаса существования;

Любовь знает, что они попросту вращаются

Внутри круга снова и снова.

Хафиз

Вслушаемся в диалог между

рассудком и любовью.

Рассудок говорит:

«Я — острие логического построения».

Любовь отвечает: «Я — меч разрушения».

Рассудок говорит: «Я полагаюсь на доводы».

Любовь отвечает: «До тех пор, пока ты привязан

к доводам, ты останешься ничтожеством».

Рассудок говорит: «Ты не достигнешь цели

без моей поддержки».

Любовь отвечает: «Не исчезнув в моем пламени,

тебе не обрести подлинного бытия».

Дж. Нурбахш. Беседы о суфийском пути[3]

Дискурсивное знание умолкает в присутствии любви, поскольку любовь невыразима:

Когда влюблен, стыжусь всего, что о любви сказал.

Хоть объяснения, слова и проясняют смыслы,

Любовь безмолвная ясней и просветленней.

Как то перо, что по бумаге проносилось,

Но до любви дошло — и тотчас расщепилось[4].

Джалаладдин Руми

Примечания

3

Нурбахш Дж. Беседы о суфийском Пути / Пер. с англ. Л.М. Тираспольского. М.: Риэлетивеб, 2009. C.88.

4

Там же, с.80.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я