Утраченный разум

Леонид Ивашов, 2021

Итак, наша пятая цивилизация в тупике: духовном, экономическом, интеллектуальном. Человек так и не удосужился понять смысл и законы мироздания, не научился жить в гармонии с природой, любить свой дом – планету. Напротив, убивал, разорял, грабил. Стремительно деградировал, уповая на «технический прогресс» (нанотехнологии и искусственный интеллект – это жалкое подобие достижений прежних цивилизаций). В своей новой книге Л. Ивашов – президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессор – показывает всю тупиковость нынешнего потребительского курса с его лжетеориями «золотого миллиарда», «нулевого (органического) роста» и идеями сверхобогащения. Более того, писатель убежден, что человек, природа, Вселенная созданы Творцом, и в основе всего сущего лежит энергия, а вовсе не материя. Автор шокирует читателя обоснованным утверждением, что человек есть часть информационного поля, и он НЕ МАТЕРИАЛЕН… В книге приводится множество новых, ранее засекреченных данных, опровергающих все принятые представления о космосе и человеке, в том числе теорию Большого взрыва и дарвиновское учение, и раскрывающих причины катастрофического состояния нашей цивилизации. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утраченный разум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Ивашов Л., 2021

© ООО «Издательство «Аргументы недели», 2021

Введение

В новой работе автор попытался соединить геополитику с русским космизмом и современной ситуацией в мировом политическом пространстве с целью оценки состояния человечества и перспектив его выживания. Но для введения в тему работы предлагаю сделать краткий экскурс в становление геополитики как самостоятельного научного направления. Основные материалы по истории и философии геополитики подробно изложены автором в «Геополитике русской цивилизации», вышедшей в издательстве «Аргументы недели» в 2020 году.

Общеизвестно, что геополитика как самостоятельное научное течение родилась на стыке XIX–XX веков. Основателем ее считается немецкий исследователь Фридрих Ратцель, давший жизнь политической географии, лишь впоследствии получившей нынешнее название «геополитика». Но Ф. Ратцель лишь научно обобщил предшествующий опыт, политику с географией. У классической геополитики есть своя предыстория — она базируется на длительной политико-культурной традиции, берущей начало еще в античности, но особенно отчетливо проявившейся в эпоху просвещения. Именно с античных времен можно пронаблюдать определенные закономерности, связанные с влиянием географии и природы.

У племен и народов наблюдается стремление:

— приспосабливать свою жизнедеятельность к географическим и геофизическим условиям (вписываться в природу);

— сохранять и развивать традиционный образ бытия, реагируя на изменение природной среды;

— защищать среду обитания, традиционный образ бытия;

— расширять жизненное пространство с учетом прироста численности населения и увеличения потребностей;

— объединяться с себе подобными с целью усиления потенциала возможностей для выживания и развития.

У государств прочитываются:

— стремление привести свою территорию в соответствие с рельефом местности;

— желание «заглянуть» за пределы своих государственных границ и расширить пространство своего присутствия;

— усилить свой международный и региональный престиж и свою безопасность за счет контроля важнейших географических ресурсов (горные перевалы, водные артерии, проливы, шельфы, долины и т. д.);

— осуществлять политику и государственное строительство с опорой на географические условия.

Еще Аристотель (384–322 гг. до н. э.) утверждал: о. Крит предназначен для господства над Грецией в силу того, что его географическое положение прекрасно. Шарль Монтескье (16891755), а чуть ранее и наш соотечественник Василий Татищев (1686–1750) обосновывали одно и то же: образ правления государства, т. е. государственное устройство и система власти напрямую зависят «от пространственных характеристик». Эти мудрецы и сегодня напоминают власть имущим, что нет универсальных форм устройства государства и систем правления и развития. И история тому свидетель и учитель.

Заметили мудрецы, древние и не очень, еще одну закономерность: географическая и геофизическая среда активно влияет на формирование характера не только отдельного человека, но и целых народов и даже цивилизаций. А значит на образ бытия, смысл жизни, проводимую государством политику: внешнюю (прежде всего) и внутреннюю. Так что же они подметили?

Полибий, древнегреческий историк и философ (ок. 200 лет до н. э.): климат влияет на нервы людей, цвет кожи, характер занятий.

Ибн Хальдун, арабский историк и философ (1332–1406), «Книга назидательных примеров»: «Только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде. У них нет причин развивать культуру. Жители холодных северных стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ, они не имеют времени на занятие науками, литературой и искусствами».

Жан Боден, французский философ (15301596): на севере люди более мужественны, на юге (Ж. Б. имел в виду Средиземноморье. — Авт.) — более одаренные. Полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге.

Ш. Монтескье: в холодном климате люди более нравственны. В умеренном — менее нравственны (нравственность неустойчива). В жарком климате характер людей ослаблен, что и привело к развитию рабства (и даже людоедства).

Отметился по этому поводу, и при том весьма оригинально, Г. В. Ф. Гегель (1770–1831), немецкий философ, автор теории диалектики: «…земледельцы, населяющие равнины, способны к регулярному кропотливому труду, заинтересованы в поземельной собственности и развитии правовых отношений. Особая миссия у морских народов. Если низменность прикрепляет человека к земле, благодаря чему он становится зависимым в бесконечном множестве отношений, то море выводит его из этих ограниченных сфер. Море призывает человека к разбою». Признаем глубину гегелевской мысли и вернемся к ней чуть позже, а прямо сейчас задумаемся также над следующим изречением Гегеля: «естественные географические условия — жаркий и холодный климат, исключают раз и навсегда эти страны из всемирно-исторического движения. Только страны Западной Европы и США являются носителями исторического прогресса». В эту категорию стран, навсегда исключенных из всемирно-исторического прогресса, Гегель относил и Россию.

Ну да Бог с ними, носителями исторического прогресса. А что же по этому поводу говаривали наши «холодные» мыслители? Признавали величие природы перед человеком. С. М. Соловьев (1820–1879) видел причину отставания развития России от Западной Европы в «природно-климатическом неравенстве». Да плюс татаро-монгольское нашествие, задержавшее развитие Руси еще на 250 лет. (Видимо, Сергей Михайлович имел в виду техническое, материалистическое, а не нравственное и духовное развитие, ибо здесь Европа шла, увы, не в сторону прогресса, о чем поговорим несколько позже.)

В. О. Ключевский (1841–1911) о географии и климате выразился следующим образом: «В судьбе каждого народа встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа — природу его страны». Достойно и весьма уважительно к окружающей нас среде, в духе наших прапращуров-язычников.

Даже Наполеон Бонапарт возглашал: политика — это география. Видимо, российские снега чему-то научили европейского покорителя народов и стран.

Итак, отметим вывод гениев всех времен и народов: человек дитя географии и природы, они определяют образ его бытия и поведения. Но списывать все человеческие мерзости только на сферу обитания человека было бы неправильно. Если поведение персоналий определяет географическая среда и климат, то в Нюрнберге следовало было судить не нацистскую верхушку Третьего рейха, а европейскую географию и природу в целом. Среда обитания закладывает лишь поведенческую матрицу в человека, все остальное — вся конкретика действий, большая и малая политика, добро и зло — это произведение самих человеков. И формирует поведенческую модель отдельного человека и целых народов пространство их обитания. Пространство — главная категория геополитики, и в этом разногласий в геополитической научной среде не возникает. Однако при этом имеется в виду только физически ощущаемое пространство, материальное. Но победивший материализм в науке не учитывает роль мыслительного, духовноэмоционального и ландшафтного пространств, формируемых природой и самим хомо сапиенс. Еще раз вбросим спорный тезис о мысли, как энергии с нанизанной на нее самой разнообразной информации. В том числе и той, о которой мы даже не подозреваем, или той, о которой давно позабыли.

В оформлении геополитики в качестве научного направления в том виде, в котором оно стало доступно для нашего изучения, ведущую роль сыграли следующие факторы:

— завершение эпохи географических открытий и фактическое установление европейского контроля над открытыми новыми пространствами;

— победа материалистического подхода в системе научных знаний и философском осмыслении жизни;

— формирование системы государств (Вестфальская система) в Европе с международноправовым закреплением государственных границ и признанием государства главным субъектом международных отношений (мировых исторических процессов).

Требовалась научная теория, увязывающая географическое пространство с реальными политическими процессами, оправдывающая географическую колониальную экспансию Запада и ориентирующая элиты западных стран на продолжение борьбы за освоение мировых территорий вплоть до установления планетарного контроля. Таким образом, возникла наука о власти над пространством как руководство для власти политической. Естественно, ни о какой нравственной стороне речь не шла, необходимо было обосновать с чисто рациональных материалистических позиций уже сформировавшуюся политическую практику и закрепить «научными» принципами эту политику на будущее. То есть геополитике, выступающей одновременно как научно-теоретическое направление и как политическая практика, присущи рациональный прагматизм и материальные приобретения.

(Русская геополитика сущностно отличается от западной.) Борьба за овладение физическим пространством есть стержень геополитической стратегии государств, блоков, цивилизаций. Сущность этой борьбы оформлена в виде основных законов геополитики, главный из которых «закон контроля пространства». Истины ради стоит отметить, что не только за физическое пространство велись ожесточенные войны. Объектом борьбы выступала и духовно-религиозная сфера, и религиозные войны были самыми жестокими в истории человечества. Причем как между религиями, так и внутри религиозных систем. В XX столетии, особенно во второй половине века, усиливается борьба за контроль над виртуальным пространством: идеологическая, информационно-психологическая, культурно-цивилизационная. Но опять же, эти виды войн всего лишь способствовали завоеванию пространства физического.

Однако вернемся к высказыванию Платона о том, что «все сущее имеет свою идею». Какая, например, идея у планеты Земля с ее многообразием неживого, растительного, животного и человеческого миров? Да еще устойчиво связанного с космическими далями. Пофантазируем на этот счет, поскольку научных знаний здесь не хватает или они размыты в многообразии версий, гипотез, догадок. Идеей нашей планеты может выступать вечная гармония. То есть каждая планетарная сущность имеет свое (и только свое) предназначение, гармонично соотносится с другими сущностями, предполагает взаимосогласованный путь развития, свой жизненный цикл, а значит, имеет свою идею. Задумаемся над смыслом существования пчелы, над ее идеей. Она способна творить великие дела, на которые не способен современный человек, вооруженный тысячелетними знаниями и таким же длительным опытом.

Сегодня, в ХХТ веке мы наблюдаем острейшую борьбу за и против интеллекта внутри человечества. Обладатели превосходства в интеллектуальном пространстве получают возможность совершать рывки в развитии технологий, вырываться вперед в экономической конкуренции, задавать всему человечеству направления развития. Особое значение для лидирующих позиций в современном мире имеют космические достижения, поскольку, во-первых, здесь сосредоточены самая передовая научная мысль, высочайшие технологии, устремленность ввысь, «к звездам», а во-вторых, космос изменяет сознание человека и его земную мировоззренческую основу. Именно русский космизм, зародившийся как научно-философское направление в начале XIX века, реализовавшийся в практику в XX веке, задал человечеству вектор развития. Полет Юрия Алексеевича Гагарина, по сути дела, изменил мировоззрение всего человечества, оторвал значительную часть (если не всех) жителей планеты от земных мыслей и устремил их в другое измерение — в космос. К Богу.

К сожалению, в истории человечества присутствует и постоянно сопровождает его и широкое использование интеллекта и разума в неблаговидных интересах алчных и злых сущностей. Сегодня это явление обретает глобальные масштабы.

Об этом будем рассуждать в «Утраченном разуме», привлекая российских и иностранных исследователей, и прежде всего русских космистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утраченный разум предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я